Картотека дидактических игр по обучению грамоте и развитию речи
учебно-методическое пособие по развитию речи на тему

Буркова Наталья Николаевна

Знакомить детей со звуковой стороной слова лучше всего в играх и упражнениях, задача которых – показать детям, что слово звучит , что оно состоит из звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека

дидактических игр

по обучению грамоте и развитию речи

Упражнения, способствующие обогащению словаря ребенка (разработаны Е.И. Тихеевой)

  1. Подбор определений и эпитетов : например, к слову собака. Какие бывают собаки?(большие, лохматые, умные, охотничьи, грязные и др.)\Узнавание предмета по эпитетам: зеленая, стройная, кудрявая, белоствольная- что это? (береза)
  2.  Подбор действий к предмету: ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает,, парус надувает… Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет- что это? (солнце) Подбор к действию объекта: Кто и что плавает? Летает? (самолет, бабочка, листья….)
  3.  Подбор обстоятельств: Учиться можно как?(Хорошо, лениво, прилежно….
  4. Нюансы смысла слов: дом, домик, домище; большой, домище; большой, огромный, громадный.
  5.  Добавление детьми пропущенных слов: Пришел почтальон, он принес…  Дворник взял метлу, он будет… Я буду прибивать гвоздь, принеси  мне…
  6.  Распространение предложений : Дети  идут (куда? Зачем?)
  7.  Добавление придаточных предложений: Кошка взобралась на дерево (какое? Почему? Зачем? Когда?)
  8.  Составные части целого: дерево- ствол, ветки, сучья.
  9.  Составление предложений с определенным словом или несколькими словами.

Ознакомление со звуковой стороной слова

Знакомить детей со звуковой стороной слова лучше всего в играх и упражнениях, задача которых – показать детям, что слово звучит , что оно состоит из звуков.

  1. «Как звучат слова».

-Прослушивание стихотворений и вычленение из него слов, которые воспитатель протягивает, произнося  ясно были слышны разные звуки. Например: гррроооммм!,  зззааашшуууррршшаат!

-Затем подбор слов подобных по звучанию. Например: мммак-ррррак, гаааллкка- ппаааллкка и т.д.

-Теперь играем по- другому. Подыскиваем слова , непохожие по звучанию: дом- пушка, жарко – суп и т.д.

-Далее упражнять в подборе рифм: зайка- побегайка, лисичка- сестричка, птичка – невеличка, сорока- белобока и т.д.

-Я брошу мяч и скажу , например, слова резина , а ты вспомни слово, похоже звучащее, корзина и перебрось мне мяч. Начали играть… сверчок- паучок, петрушка – зверюшка, елки – иголки и т.д.

- Называем другие слова. Мяч можно  будет перебрасывать друг другу только после того, как вспомним слово , оканчивающееся на – ок. Начинаем ( молоток- паучок, лесок- песок, носок- старичок, грибок- платок и т.д.)

После того как ребенок научится вслушиваться в слова, произносить их так, чтобы в них были слышны звуки, научится различать  звучание слов, учим детей различать детей слова по количеству звуков (короткие- мало звуков в слове, длинные- звуков много)

1.- Бывают слова короткие: уж, дом, чай. Если шагать под эти слова, то всего один шаг успеваешь делать, пока короткое слово звучит. Сделаем это вместе: шар, мяч, он.. А если произнести длинное слово, то и говорится оно дольше и шагов потребуется больше. Слушай и смотр: ленивица, рукодельница. Протягивая слова, воспитатель шагает, демонстрируя протяженность слова. Слышал ,как много звуков в эти словах?

- Рассмотри предметы в комнате. Назови сразу два предмета, название одного должно быть длинное, другого- короткое. Например: шар- подоконник, мяч- грузовик, чай- карандаш и т.д.

- Теперь вспомни знакомые короткие слова…А теперь вспомни длинные слова.

-Я называю слова- длинные и короткие. Правила игры: когда называю короткое-хлопни в ладоши, длинное- не хлопай.. Слушай:  сыр, учительница, карусель, сок, дом, Иванушка, кит, солнышко, черноглазый, зайчонок. Затем меняются ролями. Дети называют слова , а воспитатель  определяет короткое или длинное слово.

- Короткие слова надо превращать в длинные, а затем их изменять. Например: кот- котенок, котище, лиса- лисонька, лисичка, лисёночек.

- Будем вспоминать слова, одинаковые по звучанию, но в которых будет мало звуков, это будут короткие слова. Находим короткие слова ,похожие на слово мак.  Рак, лак, бак, так, как. И т.д

- Теперь подбираем длинные похожие  слова, например : цыпленок- жеребенок, козленок, зайчонок и т.д.

Затем ребенка знакомим, что звуки в словах разные и каждый занимает определенное место, один и тот же звук может слышаться и в начале , и в средине его. Задача-научить выделять отдельные звуки в слове.

2.«Добавляй звук.»

- Я буду называть слова, но в каждом слове не договорю один звук, а ты мне подскажешь, какой звук я произнесла. Витя славный мальчи..

К Красной Шапочке подошел серый вол… Влесу из веток мы построили шала.. Рыбаки развели косте… По тропинке покатился веселый колобо…  Белочка орешки  спрятала в дупл..Навстречу лисе выбежал зая… В зоопарке всем понравился бегемо… и сло… и т.д.

  1. «Поймай мяч».

-Я тебе бросаю мяч, но ты его должен ловить только тогда, когда названное слово будет начинаться на звук  с. Ты мне возвращаешь мяч , назвав тоже слово на это звук. Начинаем игру: снег, соседка, солнце и т.д.

3. «Будь внимателен»

- Теперь новые правила игры. В конце слова должен быть звук  к. Если мы подберем слово неправильно, то мяч пусть падает, ловить его нельзя. Я начинаю : цветок- жук, червяк-паук , волк- снежок, котенок- синичка.. (мяч падает). Слушай слово : синичкаааааа. Какой звук последний? Играем дальше..

4.  «Кто больше ?»

-Все вы знаете много сказок. Постарайся вспомнить слова из сказок со звуком  ц. Тот кто  назовёт слово правильно, тот кладет перед собой счетную палочку. Например : жар- птица, златая цепь, зеркальце, царевич, каменный цветок, аленький, цветочек, царь, кольцо, цветик- семицветик, царевна-лягушка и т.д. В конце игры определяется победитель, кто набрал большее количество палочек.

5. «Что мы купим ?»

 Например: мы идем на базар покупать только те  овощи и фрукты , в названиях которых есть звук  л.(свекла, яблоко, лук, салат, клубника и т.д.)  Или  идем  в зоопарк, в котором живут животные в названиях которых есть звук р.(тигр, зубр, кенгуру, рысь,орел и т.д. )

6. «Отгадай, какое слово задумано». Взрослый называет слова, в которых недостает первого звука  ( … ак- рак, мак, бак, лак), а ребенок громко произносит слова.

- Кто больше назовет слов ( о зиме, лете, весне, осени)? Ребенку предлагается назвать  слова, например ,о зиме : а) вначале  перед ребенком ставится задача назвать слова, которые оканчиваются на звук а.( зима, шуба, шапка, снежинка)    б) слова без звука  к ( мороз, лед, холод, сани); в)  слова со звуком к ( шапка, снеговик, варежки).

 Аналогичные задачи можно ставить перед детьми, предлагая найти слова на определенный звук к обобщающим словам , например : сладости, лакомства со звуком  л ( шоколад, мармелад, карамель и т. д.),обобщающим словам, выражающим качества предмета ( «легкие» слова со звуком  п – пушинка, пух и т. д.).

7. «Какая игрушка ?»

Предлагается детям рассмотреть игрушки, развешанные на елке, и указать те, в названиях  которых слышится заданный взрослым звук. При анализе ответов ребенка отмечается, как произнесено слово(громко, четко выделять звук, определять его расположение в слове.)

8. «Кто заметил?» . Играющие молча рассматривают мебель и предметы комнаты и отмечают про себя те, в названии которых есть звук   р.

9. «Достроим дом». Взрослый на листке бумаги рисует часть дома – стена. Ребенку предлагается достроить дом, но лишь те, в названиях которых есть звук   р.(крыша, труба, рама, дверь, крыльцо и др.)Можно уточнить из какого материала построен дом (дерево, кирпич. Какого цвета мог быть дом- оранжевый, красный , коричневый. )После этого приступают к благоустройству участка: рисуются забор, ворота, дорожка, грядка ; сажают деревья(груша, береза);во дворе домашние животные ( баран, корова);на огороде овощи (горох, репа, укроп) ;в пруду (карп, карась).

10. «Что это, подскажи».

Взрослый  рассказывает сказку и  не называет некоторые слова, а только на содержащийся звук .Например : Однажды утром медвежата Маша и Миша отправились путешествовать по лесу. Миша взял с собой предмет , в названии которого есть звук   р, а Маша взяла предмет, в названии которого звук   у. По тропинке пробежал зверек, в названии которого мало звуков (Ёж).Подошли медвежата к речке и стали ловить рыбу, в названии которой есть звук с   и т.д.

11. «Чей рассказ лучше ?»

Взрослые и дети придумывают рассказ из слов, большая часть которых будет начинаться на один и тот же звук. Например рассказ ребенка : Папа пришел домой и привнес покупки. Потом пришел Петя с портфелем. Папа с Петей пошли гулять по проспекту в парк. Они пели песню.  

 Все придуманные рассказы стоит записать в тетрадь -«Мы придумали сами».

Если ребенок уже хорошо ориентируется в звуковом строении слова, можно предложить ему умственные задачи большей сложности:

-Придумай собаке кличку, чтобы второй звук был  у, а последний  к.(Кузнечик), второй – у, последний – а (Жучка).

-Подбери слова , которое начинается на второй звук слова стол (трамвай, туча)

-Подбери слова, в котором был бы последний звук слова сыр в названии птицы (скворец, коршун, сорока и др.)

- Найди в комнате предмет, в названии которого есть звук  у.

-Назови, какие у тебя есть игрушки в названии которых есть  второй звук - и  (мишка, лисичка), второй звук –а (машина, барабан), третий звук- т (лото, котенок, Петрушка).

Ознакомление со слогом

  1. «Лови мяч»- взрослый бросает мяч ребенку и называет одну часть слова ( слог), ребенок добавляет оставшуюся или продолжает слог.
  2.  «Почтальон принес письмо»-каждый игрок получивший письмо-карточку с изображением предмета ,должен не только подробно описать , но и определить , сколько частей (слогов )  в его названии. Например : «В моем письме  изображено вот что : маленькая, твердая, круглая, с тоненьким хвостиком, растет в огороде, любят ее есть в салате и просто  с солью, в названии три части.» (Редиска )
  3.  «Рисуй»-  на прогулке ребенок рисует на снегу, песке слова предметы, названия которых состоят из разного количества частей.

Ознакомление с предложением

и его составом.

Приемы, которые помогут взрослым закрепить знания ребенка  о предложении: четкое произношение слов с паузой (Лисичка…. хитрая.) , последовательное называние слов  в предложении , подсчитывание их,  называние слов вразбивку, совместное хоровое их произнесение, Графическое  изображение черточками  на листе бумаги по  количеству слов в предложении, откладывание счетных палочек, кружочков, шишек и  др., отстукивание в барабан, молотчком.  Хлопки в ладоши, отпрыгивание на скакалке, удары мяом в пол, отсчитывание шагов по числу сказанных слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по обучению грамоте и развитию связной речи

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги (односложные, двухсложные, трёхсложные и четырёхсложные)...

Картотека дидактических игр по обучению грамоте.

По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов  возраст 6-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания,...

Картотека дидактических игр по обучению грамоты

Здравствуйте! Уважаемые родители! Предлогаю вашему вниманию картотеку дидактическхе игр по обучению и закреплению грамоты для дошкольников. Играйте в свободное для Вас время играйте в викторины и КВН....

Картотека дидактических игр по обучению грамоте. Для детей старшего дошкольного возраста.

Игры для развития слуха, внимания и восприятия отдельных звуков в словах. ...

Картотека дидактических игр по обучению грамоте

Дидактические игры по  обучению грамоте и чтению....