КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема «Детям о профессиях» Возраст 4-5 лет Группа Средняя группа
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Голубева Марина Юрьевна

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                     

Тема

 «Детям о профессиях»

Возраст

4-5  лет

Группа

 Средняя группа

Форма НОД

 совместная деятельность взрослого и детей; самостоятельная деятельность детей в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Цель НОД

 Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.

Задачи НОД

 -Формировать представления детей о многообразии профессий. («Познавательное развитие»)

-Развивать и совершенствовать  словарь детей по данной теме («Речевое развитие»)

-Формировать у детей  уважительное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. («Социально-коммуникативное развитие»)

-Развивать и совершенствовать  словарь детей по данной теме («Речевое развитие»)

-Совершенствовать лексико-грамматические категории по данной теме («Речевое развитие»)

-Развивать графические и художественные способности, умение работать парами («Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» )

-Развивать моторные способности («Физическое развитие»)

Методы и приёмы

 - Практические: Дидактическая игра "Кому ЧТО нужно ДЛЯ работы?"

- Наглядные: демонстрация  реалистичного картинного материала по теме: «Детям о профессиях», карточки с заданием.

Словесные: загадывание загадок, беседа.

Планируемые ОР

- ребёнок называет профессии разных сфер;

- объясняет роль труда в благополучии человека;

- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

 - эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом.

Основные методы

 - словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, загадывание загадок);

- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

- игровой (дидактическая игра).

Место проведения

 МАДОУ ДС №12 « Счастливый островок»

Словарь новых слов

 Профессия,  общественный труд.

Оборудование

 демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; предметы, необходимые людям определенных профессий: молоток, половник, шприц, указка, фотоаппарат, весы, театральный костюм, ткань и ножницы, кнут, мастерок, милицейский жезл, кисти и краски и т. д.

Интеграция образовательных областей

 «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа

 Рассматривание фотоальбома «Профессии родителей».
Рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей разных профессий.
Разучивание стихов и чтение художественной литературы о профессиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД     Неносредственно-образовательной деятельности                                                                                                                                                         

 Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1. Орг.момент

Эмоциональный настрой.

Приветствие

2. Работа по теме

Педагог собирает детей за столом и предлагает рассмотреть картинки с изображением людей различных профессий.

— У всех взрослых людей есть профессия. Что такое профессия?

 

 

Зачем нужны профессии? Если бы не было, например, строителей, что бы было на земле? Если бы не было врачей?., учителей?., хлеборобов?., пожарников?., музыкантов?

Работа, дело, которым занимается человек.

 

Педагог предлагает детям объяснить русскую народную пословицу "Труд человека кормит, а лень портит".

— Почему труд кормит человека? Почему необходимо человеку трудиться? Почему лень портит человека?

Заслушиваются ответы детей

 

 

Заслушиваются все возможные варианты ответов.

 

Музыкант это тоже профессия.

Мы на скрипочке играли: тили-тили-тили-тили; Скачут зайки на лужайке: тили-тили-тили-тили; А теперь на барабане: трам-трам-трам-трам-трам, В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам!

Дети встают в круг.

Дети имитируют игру на скрипочке, скачут на двух ногах (как зайки), имитируют игру на барабане, прячутся.

 

— Чтобы овладеть любой профессией, необходимо долго учиться. Где учат профессиям? Расскажите, кем бы вы хотели быть, какой профессии выучиться. Как вы думаете, какими профессиональными качествами должен обладать человек этой профессии?

В школе, в специальных училищах, институтах, на курсах

Загадки

Педагог предлагает детям сесть на коврик и отгадать загадки о профессиях.

— Что вы знаете, ребятки, про мои стихи-загадки?

 

1. Скажите, кто так вкусно

 Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

 Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

2. Мы учим детишек читать и писать, Малышам помогать, стариков уважать,

Родную природу беречь и любить, Деревья сажать и леса сохранить.

3. Встаем мы очень рано, ведь наша работа

Всех отвозить по утрам на работу.

4. Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз и - помнит вас.

5. С огнем бороться мы должны,

С водою мы напарники,

Мы очень людям всем нужны,

 Так кто же мы?

6. Кто у постели больного сидит

И, как лечиться, всем говорит?

 Коль болен, он капли велит принимать.

Тому, кто здоров, разрешит погулять...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повар.

 

 

 

 

Педагог.

 

 

Водители.

 

Фотограф.

 

 

 

Пожарники.

 

 

 

 

 

Врач.

Дидактическая игра

Дидактическая игра "Кому ЧТО нужно ДЛЯ работы?"

На столе лежат предметы, необходимые людям определенных профессий: молоток, половник, шприц, указка, фотоаппарат, весы, театральный костюм, ткань и ножницы, кнут, мастерок, милицейский жезл, кисти и краски и т. д.

Дети поочередно берут любой по выбору предмет и рассказывают, человеку какой профессии он необходим, что им делают.

Физминутка

В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя.

 

Ладошки прижаты друг к другу. Поочередно подушечками пальцев постукиваем друг о друга. Затем пальцы перекрещиваются и сжимаются.

Закрепление

На столе картинки с изображением людей различных профессий.

— Расскажите, ребята, кто выращивает хлеб? Кто пишет книги? Кто выращивает овощи? Цветы? Кто лечит животных? Кто ухаживает за животными? Птицами? Охраняет лес? Сочиняет стихи? Следит за порядком в городе?

У врачей существуют разные специализации - назовите некоторые из них.

Кто продает билеты? Кто изучает планеты и звезды?

Кто спасает людей при землетрясениях, взрывах?

Затем педагог предлагает детям рассказать о профессии спасателя. — Чей рассказ вам понравился больше, почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

Рассказы о профессии спасателей

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovaya_rabota.docx378.6 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Мариинский педагогический колледж

имени императрицы Марии Александровны»

Отделение дополнительного профессионального образования

 

                                                  

 

 

Конспект образовательной деятельности по формированию

представлений о многообразии профессий у  дошкольников средней группы «Детям о профессиях»

Итоговая работа

Исполнитель:

Голубева Марина Юрьевна

воспитатель МАДОУ ДС №12 « Счастливый островок»

Консультант:

Раткевич Е.В.

Результаты защиты__________

п. Калининский, 2017

 Автор – составитель:   

Голубева Марина Юрьевна, воспитатель МАДОУ ДС №12  «Счастливый островок»   Мариинска, программа.

 

 

Консультант:                                                                                

Раткевич Елена Вячеславовна, преподаватель педагогики и психологии ГПОУ МПК императрицы Марии Александровны.

Данная работа является итоговой и выполнена на курсах повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций Кемеровской области по образовательной программе «Современные подходы к содержанию и организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО. Деятельность воспитателя ДОО».

Содержит теоретическое обоснование и практический материал по формированию представления детей средней группы о многообразии профессий по теме «Детям о профессиях»

Представляет собой  опыт работы автора и может быть полезен воспитателям дошкольных образовательных  организаций.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка

  4 

Конспект ОД

 7

Заключение

 12

Литература

 14

Приложение

15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, полицейского, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Конспект НОД призван формировать познавательные мотивы дошкольников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации.

Данная тема рассчитана на формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, в развитии интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка на дошкольной ступени образования.

НОД построена на основе интеграции следующих видов деятельности:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Поэтапное проведение НОД:

1 этап вступительный: Эмоциональный настрой.

2 этап практический: выполнение работы, дидактическая игра, отгадывание загадок.

3 этап заключительный: подведение итога НОД, домашнее задание сделать проект «Кем я хочу быть?», прочитать стихи В.Маяковского "А что у вас?".

Описание условий реализации программы НОД: реализация конспекта строится на адекватных дошкольникам видах деятельности: проведение беседы, дидактической игры, физкультминутки и закрепление материала.

Цели и задачи НОД соответствуют возрастным особенностям детей 4-5 лет.  НОД проводится в групповой комнатеГрупповая комната поделена на три части. Комната просторная, светлая, хорошо проветренная.

1часть – место за столом, на котором находятся картинки с изображением людей различных профессий;

2 часть – место на ковре  с подготовленными атрибутами для дидактической игры (стихи-загадки);

3 часть – место за столом для подведения итога деятельности.

В НОД участвуют дети средней группы в количестве 20 человек. Длительность НОД соответствует требованиям СанПина 2.4.1.3049 – 13 и составляет 20 минут. Физкультминутка  проводится 1 раз, чтобы избежать утомляемости детей.

Работа с детьми планируется в утренние часы, проводится в свободной деятельности детей. В соответствии с планом реализации программы 1 раз в неделю проводится одно мероприятие. Продолжительность каждого отрезка образовательной деятельности по нормам СанПин - 25 минут.

НОД составлена с учетом возрастных особенностей данной группы детей, при проведении его с другими детьми возможно усложнение или упрощение содержания работы, в зависимости от особенностей дошкольников.

 

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                     

Тема

 «Детям о профессиях»

Возраст

4-5  лет

Группа

 Средняя группа

Форма НОД

 совместная деятельность взрослого и детей; самостоятельная деятельность детей в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Цель НОД

 Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.

Задачи НОД

 -Формировать представления детей о многообразии профессий. («Познавательное развитие»)

-Развивать и совершенствовать  словарь детей по данной теме («Речевое развитие»)

-Формировать у детей  уважительное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. («Социально-коммуникативное развитие»)

-Развивать и совершенствовать  словарь детей по данной теме («Речевое развитие»)

-Совершенствовать лексико-грамматические категории по данной теме («Речевое развитие»)

-Развивать графические и художественные способности, умение работать парами («Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» )

-Развивать моторные способности («Физическое развитие»)

Методы и приёмы

 - Практические: Дидактическая игра "Кому ЧТО нужно ДЛЯ работы?"

- Наглядные: демонстрация  реалистичного картинного материала по теме: «Детям о профессиях», карточки с заданием.

Словесные: загадывание загадок, беседа.

Планируемые ОР

- ребёнок называет профессии разных сфер;

- объясняет роль труда в благополучии человека;

- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

 - эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом.

Основные методы

 - словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, загадывание загадок);

- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

- игровой (дидактическая игра).

Место проведения

 МАДОУ ДС №12 « Счастливый островок»

Словарь новых слов

 Профессия,  общественный труд.

Оборудование

 демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; предметы, необходимые людям определенных профессий: молоток, половник, шприц, указка, фотоаппарат, весы, театральный костюм, ткань и ножницы, кнут, мастерок, милицейский жезл, кисти и краски и т. д.

Интеграция образовательных областей

 «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа

 Рассматривание фотоальбома «Профессии родителей».
Рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей разных профессий.
Разучивание стихов и чтение художественной литературы о профессиях.

 

 

 

ХОД

 Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1. Орг.момент

Эмоциональный настрой.

Приветствие

2. Работа по теме

Педагог собирает детей за столом и предлагает рассмотреть картинки с изображением людей различных профессий.

— У всех взрослых людей есть профессия. Что такое профессия?

Зачем нужны профессии? Если бы не было, например, строителей, что бы было на земле? Если бы не было врачей?., учителей?., хлеборобов?., пожарников?., музыкантов?

Работа, дело, которым занимается человек.

Педагог предлагает детям объяснить русскую народную пословицу "Труд человека кормит, а лень портит".

— Почему труд кормит человека? Почему необходимо человеку трудиться? Почему лень портит человека?

Заслушиваются ответы детей

Заслушиваются все возможные варианты ответов.

Музыкант это тоже профессия.

Мы на скрипочке играли: тили-тили-тили-тили; Скачут зайки на лужайке: тили-тили-тили-тили; А теперь на барабане: трам-трам-трам-трам-трам, В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам!

Дети встают в круг.

Дети имитируют игру на скрипочке, скачут на двух ногах (как зайки), имитируют игру на барабане, прячутся.

— Чтобы овладеть любой профессией, необходимо долго учиться. Где учат профессиям? Расскажите, кем бы вы хотели быть, какой профессии выучиться. Как вы думаете, какими профессиональными качествами должен обладать человек этой профессии?

В школе, в специальных училищах, институтах, на курсах

Загадки

Педагог предлагает детям сесть на коврик и отгадать загадки о профессиях.

— Что вы знаете, ребятки, про мои стихи-загадки?

1. Скажите, кто так вкусно

 Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

 Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

2. Мы учим детишек читать и писать, Малышам помогать, стариков уважать,

Родную природу беречь и любить, Деревья сажать и леса сохранить.

3. Встаем мы очень рано, ведь наша работа

Всех отвозить по утрам на работу.

4. Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз и - помнит вас.

5. С огнем бороться мы должны,

С водою мы напарники,

Мы очень людям всем нужны,

 Так кто же мы?

6. Кто у постели больного сидит

И, как лечиться, всем говорит?

 Коль болен, он капли велит принимать.

Тому, кто здоров, разрешит погулять...

Повар.

Педагог.

Водители.

Фотограф.

Пожарники.

Врач.

Дидактическая игра

Дидактическая игра "Кому ЧТО нужно ДЛЯ работы?"

На столе лежат предметы, необходимые людям определенных профессий: молоток, половник, шприц, указка, фотоаппарат, весы, театральный костюм, ткань и ножницы, кнут, мастерок, милицейский жезл, кисти и краски и т. д.

Дети поочередно берут любой по выбору предмет и рассказывают, человеку какой профессии он необходим, что им делают.

Физминутка

В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя.

Ладошки прижаты друг к другу. Поочередно подушечками пальцев постукиваем друг о друга. Затем пальцы перекрещиваются и сжимаются.

Закрепление

На столе картинки с изображением людей различных профессий.

— Расскажите, ребята, кто выращивает хлеб? Кто пишет книги? Кто выращивает овощи? Цветы? Кто лечит животных? Кто ухаживает за животными? Птицами? Охраняет лес? Сочиняет стихи? Следит за порядком в городе?

У врачей существуют разные специализации - назовите некоторые из них.

Кто продает билеты? Кто изучает планеты и звезды?

Кто спасает людей при землетрясениях, взрывах?

Затем педагог предлагает детям рассказать о профессии спасателя. — Чей рассказ вам понравился больше, почему?

Ответы детей

Рассказы о профессии спасателей

Ответы детей

Домашнее задание

Предложите детям вместе с родителями сделать проект "Кем я хочу быть?", прочитать стихи В.Маяковского "А что у вас?".

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Знакомство   детей дошкольного возраста с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.

В результате   проделанной работы большое влияние на детей оказывало эмоциональное отношение взрослого к труду. Дети получили возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогатить словарь. В непринужденной беседе с детьми мы обеспечили развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывать интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволило преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дидактическая игра имеет огромное значение в ознакомлении с трудом взрослых. В проведенной дидактической игре дети закрепляли полученные знания, воспроизводили действия взрослого.

Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий - это необходимый процесс, которым, несомненно, управляем мы взрослые, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные, индивидуальные и психофизические особенности детей.

Основная цель и задачи, поставленные перед воспитателем, в ходе НОД были выполнены. Дети с удовольствием выполнили задание. Использование физкультминутки позволило снизить утомляемость детей.

Проведенная работа в этом направлении позволит ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить.

Рекомендации педагогам:

Для успешного проведения НОД необходимо тщательно подобрать нужный материал, атрибуты.

Провести предварительную работу с детьми.

По возможности обеспечить помощь младшего воспитателя.

При подведении итога НОД проговорить с детьми о том, что делали и как получилось.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. -Балашов:Изд-во «Николаев», 2004.

2. Зайцева И. В., Ветрова И. Н. Сюжетно-ролевые игры // Воспитатель ДОУ. 2009 г, № 10. С. 48-56.

3. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Иллюстрации  о профессиях и результатах труда людей разных профессий 

http://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_5_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2/16.2.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/people-professions-occupations-set-various-38644342.jpg 

http://kubanova.ru/images/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8.jpg


C:\Users\1\Desktop\111\11\1\zanyatie-dlya-detskogo-sada-vse-raboty-horoshi-professii-49199-large.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей средней группы по теме «День рождения куклы Илемби».

Конспектобразовательной деятельностипо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»для детей средней группы на неделю чувашской культурыпо теме «День рождения куклы ...

Конспект непрерывно- образовательной деятельности /Тема: « Удивительная волшебница - вода» Экспериментирование и познавательное развитие. Средняя группа.

Конспект непрерывно- образовательной деятельности. Тема: « Удивительная волшебница  -   вода». Интеграция образоватлеьных областей, с элементами экспериментирования....

Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию на тему: «Ярмарка» для детей средней группы

Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию на тему "Ярмарка" для детей средней группы...

Конспект образовательной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения в средней группе на тему: «Подарок маме»

Учить детей создавать узор для фоторамки нетрадиционным методом рисования (восковыми мелками и акварелью)....

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми средней группы по теме: «Шапочки для Лунтика и его друзей»

закрепить умение детей  выполнять аппликацию  с помощью нарезанных  ниток; обогатить умения использовать неизобразительные материалы для создания выразительного образа....