консультация "Русские народные сказки как средство воспитания культуры речи дошкольников с ЗПР
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Новикова Ирина Александровна

У дошколников с задержкой психического развития отмечается незрелость внутриречевых механизмов. Образцы русской речи прдставлены в устном народном творчестве . Поэтому воспитание культуры речи  с помощью русских народных сказок является наиболее эффективным

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_nar_skazki_kak_sredstvo_vosp_kultrechi.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Русские народные сказки – как средство воспитания культуры речи дошкольников с ОВЗ

                                                                                                        Новикова Ирина Александровна,                                          воспитатель   высшей квалификационной категории

СП Детский сад«Центр коррекции и развития детей»

                                                                                          ГБОУ ООШ 3  18 г.     Новокуйбышевск

Утрата ценностных ориентиров и равнодушие к опыту прошлых поколений влечет за собой упадок общей культуры и речевых традиций. Ребенок не может самостоятельно овладеть речевой нормой. Речь выполняет многообразные  функции в жизни ребёнка. Основной  и первоначальной является  коммуникативная  функции – назначение  речи быть средством общения. Но само общение полифункционально. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной  информацией, воздействие   на  эмоциональную  сферу и поведение  партнёра, так  и само сообщение и используемые  языковые средства.

К старшему  дошкольному  возрасту  ребёнок  должен овладеть коммуникативными навыками. Эту  группу  навыков  составляют умения- сотрудничать;- слушать и слышать;- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;- говорить самому.    

У дошкольники с задержкой психического развития  отмечается незрелость внутриречевых механизмов. Это приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений  но и осложняет формирование связной речи. Дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом. У них затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа, им недоступно творческое рассказывание. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение.

Всем известно, что образцы русской речи представлены в произведениях устного народного творчества. Поэтому воспитание культуры речи дошкольников с ОВЗ средствами русских народных сказок является наиболее результативным.  Данную методику я нашла в журнале «Дошкольное воспитание», в статье  кандидата педагогических наук, доцента кафедры теории и методики дошкольного образования Шадринского государственного педагогического института. Л. Лашковой.  Работа в данном направлении делится на три этапа: 1 разъясняюще – мотивационный, 2 теоретически и практически развивающий, 3 репродуктивно – творческий.

Работа с использованием предложенных игр и упражнений оказалась интересна и педагогам и детям. Если раньше дети не проявляли никакого интереса к литературе, пересказу, составлению рассказов, то в конце года дети свободно составляли рассказы из личного опыта, по картине, сочиняли сказки.   На первом этапе необходимо было научить детей правильно понимать иносказательный смысл  сказок, пословиц, поговорок, эмоционально на него откликаться, оценивать поступки героев и выражать свое отношение к ним. Сказки подбирались с занимательным сюжетом, яркими персонажами, разнообразными средствами языковой выразительностью. Дети учились выделять зачин, развитие событий с кульминацией и развязку. Изобразительно –выразительные средства  и интонация помогали детям  раскрыть содержание текста. Сначала дети затруднялись самостоятельно выделять интонационную выразительность . Говорили: плохо или хорошо рассказала. Поэтому детям предлагалось проговорить одну и  ту же фразу с разной интонацией, учились голосом передать характер героев, свое отношение к нему. Вниманию детей предлагались знакомые сказки в исполнении артистов. Обращалось внимание, что текст  произноситься неторопливо, плавно, в  нем много повторов. Далее использовались игра «Выдели самый грустный, веселый или страшный эпизод сказки». Часто в сказках встречаются редкие незнакомые слова. Вместе с родителями  бабушками дети узнавали смысл данных слов, например, кудель, рушник.  Для правильного понимания иносказательного смысла пословиц и поговорок предлагалось на начальном этапе рассмотреть  картинки, отражающие буквальный и переносный смысл. Проводилась игра, в которой взрослый произносил пословицу, а дети подбирали подходящую картинку. Воспитатель поощряет использование пословиц и поговорок в собственных речевых высказываниях.

На втором этапе работы со сказками наибольшую трудность представляло логическое построение сказочного сюжета. Помог метод моделирования: деление текста на смысловые части, зарисовка их в схематических рисунках. Разложенные по порядку схемы представляли собой модель сказки. Эффективным  для осознания структуры текста оказалось упражнение « Что отсутствует?». Перед ребенком раскладывались схемы начала и конца сказки. Дошкольнику необходимо понять почему не получается сказка и добавить недостающие схемы. Для формирования точности речевых высказываний использовалась игра «Да, нет». Воспитатель давал правильную или  неправильную характеристику героя, а дети пдонимали карточки , например, зеленая- да, красная –нет. Ребенок давал точную характеристику героя. (Мальчик  с  пальчик – маленький, скромный, трусливый) Игра «Живой словарик». Воспитатель объяснял, что значение многих непонятных слов можно найти в словарях – специальных книгах.  Воспитатель называл слова, а дети пытались их объяснить. Для развития интонационной выразительности использовался пересказ эпизода по ролям. Так дети постепенно учились голосом передавать различные настроения, выражать просьбу, вопрос, жалобу. Для понимания важности лексической выразительности  описывали сказочного  персонаа, намерено пропуская образные слова. Например: Выросла яблоня, на ней листья, ветки, яблоки, ( Сказка «Крошечка Хаврошечка») Игра «Вспомни имя»: у каждого героя есть свое сказочное имя. Я буду называть героя , а вы его имя. Например: Василиса … Премудрая. Иван.. царевич.   Игра «Как в сказке говорится» Детям раздавались картинки с изображением  леса, травы, солнца, и т..Побеждал тот кто составил самое красивое необычное высказывание (травушка матушка, девица – ясно солнышко).. На втором этапе продолжаласься работа по ознакомлению с пословицами и поговорками. Игры:   «Закончи предложение» ( Ученье- свет…. А неученье- тьма). «Составь из слов пословицу» ( труд, пруд, рыбка). «Ответь на вопрос пословицей» (Что не вырубишь топором?)   Наиболее трудное задание – подбор пословиц к сказкам. Например: «Рукавичка» ( в тесноте, да не в обиде)

На третьем этапе дети учились использовать образные слова, пословицы в самостоятельных высказываниях. Этому способствуют  игры – драматизации. Участвуя в них дети  усваивали характерные для сказок языковые средства, интонации, обогащался  словарь. Еще один эффективный прием- построение высказывания по начальному предложению. Так по загадке «Красна девица по небу ходит»  составлялось начало сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве шла по небу красная девица. И вдруг..». Следующий прием -проблемные ситуации : «Если бы Аленушка сразу съела пирожок, предложенный печкой..». «Если бы в сказке «Заяц-хваста» волк не испугался и не убежал…. Необходимо  стимулировать использование в рассказах из личного опыта пословиц  и поговорок. Интересный и увлекательный для детей прием трансформации текстов или составление текста  на  основе другого: вспомни сказку «Лиса и журавль» и придумай похожую сказку про зайца и волка. Игра «Напиши письмо герою сказки». Сочинение детьми собственных сказок будет являться итогом всей работы.

Используемые ресурсы:

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. М.: Сфера, 1998.

ФесюковаЛ, Б. Воспитание сказкой. М.: Фирма, 2000

Дошкольное воспитание №3/ 2009: Л. Лашкова. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные сказки как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников

В статье раскрыта роль народных сказок в формировании патриотических чувств у дошкольников...

"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...

Консультация для педагогов на тему:"Русская народная сказка как средство развития образности речи старших дошкольников".

Кконцу старшего дошкольного возраста речь детей достигает достаточно высокого уровня, происходит значительное накопление запаса слов. Художественная литература обогащает речь детей, делает её яркой, н...

Русские народные сказки как средство развития связной речи детей 6-7 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Для качественного улучшения речевого развития детей, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Так, использование русских нар...

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.Именно в русской народной сказке имеется нали...

« Русская народная сказка как средство воспитания толерантности».

Проект разработан совместно с детьми и родителями в целях воспитания толерантности дошкольников на основе русских народных сказок...

Устное народное творчество, как средство звуковой культуры речи

Развитие речи, с помощью сказок, потешек, закладок, прибауток....