Проект "Формирование коммуникативной компетентности дошкольников средствами речевых игр"
проект по развитию речи (средняя группа) по теме

Ганина Наталья Валерьяновна

Проект информационный, групповой, представляет организацию работы по формированию коммуникативной компетентности дошкольников средствами речевых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_rechevye_igry_a222_0.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОглавлениеМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 9  «Теремок»

633009, г. Бердск, ул. Рогачёва, 11; тел. (383-41) 4-73-97;

E-mail: bsk_du092@ mail.ru

ПРОЕКТ

«Формирование коммуникативной компетентности

дошкольников средствами речевых игр "

средняя группа «Кораблик»

                                                         

Разработчики:

                                                                          Гамова  Елена Ивановна, воспитатель;

Ганина Наталья Валерьяновна,

воспитатель.

г. Бердск

2018 г.

  1. Краткая аннотация                                                                      3                                                
  2. Постановка проблемы                                                                4                            
  3. Стратегия достижения поставленных целей                            5
  4. План мероприятий                                                                      6
  5. Прогнозируемый результат                                                       7      
  6. Выводы                                                                                        8
  7. Приложение к проекту                                                               9                                                            

Краткая аннотация

    Проект разработан воспитателями Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад комбинированного вида  №9 «Теремок» г. Бердска Гамовой Еленой Ивановной и Ганиной Натальей Валерьяновной. Он может быть использован воспитателями дошкольных учреждений. В проекте участвовали воспитатели группы, дети 4-5лет, посещающие  среднюю группу и их родители. Проект информационный, групповой, представляет организацию работы по формированию коммуникативной компетентности дошкольников средствами речевых игр.  В проекте представлены конкретные методы и приёмы, способствующие обогащению активного словаря, развитие связной речи детей.   В проекте использованы как традиционные, так и инновационные формы работы. Работа охватывает период с января по  апрель 2018 года.

Паспорт проекта:

Тип проекта:

По доминирующему методу:

-информационный,

-познавательно-речевой

По характеру содержания:

-включает ребёнка, его семью, общество.

По характеру участия ребенка:

-участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов:

-открытый (в ДОУ и за его пределами)

По количеству участников:

групповой и фронтальный

По продолжительности:

срок реализации проекта:

-долгосрочный

с января по апрель

Постановка проблемы

Потребность разработки проекта  «Формирование коммуникативной компетентности  дошкольников средствами речевых игр» заключается в овладении детьми речью как средством общения и культуры.

Целью проекта является создание условий для формирования у детей коммуникативной компетентности средствами речевых игр.

Согласно поставленной цели в рамках проекта решаются следующие задачи: 

  • Вызвать у детей интерес к родному языку.
  • Стимулировать развитие общения и взаимодействия ребёнка  со взрослыми и сверстниками.
  • Формировать  у детей лексический запас, усвоение грамматических категорий, активизировать  речь детей. 

Характер проекта: информационный, организационный, познавательно-речевой, групповой, долгосрочный.

В проекте использованы:

  • Разработка и проведение непосредственно образовательной деятельности.
  • Сотрудничество с семьёй.
  • Игровая деятельность.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

                                              Выводы

        Таким образом, педагогический проект по созданию условий для формирования коммуникативной компетентности дошкольников средствами речевых игр имеет положительные результаты. Интеграция усилий педагогов дошкольного учреждения и семьи позволили повысить интерес детей к  познавательно-речевой деятельности, решению проблемных ситуаций, к поиску новых источников знаний.  У детей расширился и обогатился словарный запас. У родителей появился интерес к совместной творческой  деятельности. Родители увидели  успехи своих детей  и осознали значимость своего участия в жизни группы. Считаем целесообразным использовать метод проектной деятельности  в развивающей работе с детьми.

          Используемая литература:

• Аджи А. В. Открытые мероприятия для детей средней группы детское сада(ФГОС) 2015г.

• Алексеева М. Н. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.

• Васюкова Н. Е., Родина Н. М. Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса с детьми 4-5 лет. 2012г.

• Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. 2014г.

Приложение к проекту

Непосредственно – образовательная деятельность

«У  Федоры мы в гостях»


Интеграция образовательных областей:
 «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное».

Цель. Дополнить и обобщить знания детей по теме «Посуда»

Задачи:

Развивающие: Развивать: связную речь детей,  словообразование, мелкую моторику рук обогащать словарный запас.

Обучающие. Уточнять и расширять представления о посуде, закреплять понятия «чайная», «столовая», «кухонная»; совершенствовать грамматический строй речи: закреплять употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов, связные речевые высказывания.

Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к предметам посуды, дружелюбное отношение к сверстникам.

Материал:  костюм Федоры, предметы  посуды из разного материала, разрезные картинки с изображением посуды,

                 Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, а что случилось у вас, почему вы плачете?

Федора (плачет): Ой, у меня такое горе!

Села бы я за стол,  да стол за ворота ушёл

Сварила бы я щи, да кастрюлю, поди, поищи

И чашки  ушли и стаканы,

Остались одни тараканы

Ой, горе  мне Федоре,  горе!

Я посуду не любила,

Никогда её не мыла,

Очень часто просто била!

Я её не уважала,

 И посуда убежала!

Воспитатель:  Дети, узнали из какой сказки этот сказочный герой?

- Что с ней случилось?

- А вы  знаете,  почему это произошло?

- Что нужно делать, чтобы посуда всегда была чистой?

 - Вот видишь Федора, с посудой нужно обращаться бережно, аккуратно.

(дети отвечают)

Федора: Вы мне, дети, помогите, посуду догоните и верните!

Воспитатель:  Конечно, Федора мы тебе поможем.  Дети, а для чего нужна посуда?

Беседа о посуде.

Словесная игра: «Какая, какой, какое»

- У бабушки Федоры было много стеклянной посуды, она разбилась.  Давайте сейчас её соберём. (Проводится игра «Собери посуду из частей», работа в парах)

- Ребята, чтобы посуда всегда оставалась  с Федорой,  научим бабушку  как надо называть посуду ласково.

Ложка - ложечка,

кружка - кружечка,

вилка – вилочка  и т. д.

 Федора. Ну, вот, я все ласковые слова выучила, а посуда не возвращается.

Воспитатель: Не грустите, Федора Егоровна, лучше назовите свой любимый предмет из посуды.

Федора. Помню я свой любимый чайник, так и вижу его перед собой! Бывало, стоит на плите, бурлит, пыхтит. Ребята, напомните мне, как бурлит чайник?

Проводится дыхательная гимнастика «Чайник кипит». 

- А ещё, Федора, мы знаем игру и про чайник и про блюдца!

Физминутка:

Вот большой стеклянный чайник

Очень важный как начальник

Вот фарфоровые чашки:

Очень хрупкие бедняжки!

Вот фарфоровые блюдца:

Только стукни - разобьются!

Вот серебряные ложки:

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принёс

Воспитатель: Что это за звуки? (Ответы детей.)

Федора выходит из зала и возвращается с посудой.

Федора. Так вот она где, моя любимая посуда! Вернулась!

Воспитатель: Действительно, посуда бегала по полям и по лугам, какая она грязная! Что надо сделать? (Ответы детей.)

Проводится пальчиковая гимнастика под музыку «Моем посуду».

Мы посуду для Федоры

вымоем без уговоров.

 Моем вилку, чашку, ложку,

сковородку, поварёшку.

Моем блюдца и стакан

И закроем крепко кран!

Федора: Спасибо ребята. Вы сегодня молодцы, что помогли мне вернуть посуду и навести порядок.

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать

буду, буду я посуду

И любить и уважать.

Воспитатель: Ну а нам пора возвращаться в группу,  мы очень рады,  что помогли Федоре. Дети, как мы помогли Федоре? Что мы сделали для неё?

 Непосредственно – образовательная деятельность

«В гости к леснику»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное».

Цель. Закрепить и обобщить знания детей о лесных жителях  

Задачи:

Развивающие: Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.

Обучающие. Уточнять и расширять представления о птицах, диких животных.

Совершенствовать грамматический строй речи

Упражнять в изменении  слов при помощи суффиксов.

 Воспитательные. Воспитывать  любовь к природе, желание беречь .Материал: набор карточек пиктограмм, набор картинок с дикими животными.

                 Ход занятия.

"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И  друг другу улыбнёмся"
 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, я сегодня получила письмо и не могу понять от кого это письмо. (Открываем конверт, там карточки пиктограммы)
 - Дети,  мы можем узнать от кого письмо? ( Раздаю детям эти пиктограммы, дети советуются и рассказывают о них)

- Здесь ещё письмо.

«Дорогие ребята, приглашаю вас в гости»

                                                    Лесник.

- Оказывается, лесник приглашает, вас к себе в гости.
- А вы знаете кто такой  лесник? Где он живёт? Как называется 
его домик? (сторожка)
(Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы)
-
 Вы согласны пойти в гости?
- А кто же покажет нам туда дорогу? Смотрите, пчелка.  Давайте у нее спросим

"Пчёлка, пчёлка - покажи,
Пчёлка, пчёлка - расскажи.
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?" 
Покажу  конечно. Но, я хотела у вас спросить, вы знаете песенку
 комарика
(з-з-з-з), песенку жука (ж-ж-ж-ж), ветра (ш-ш-ш-ш), водички (с-с-с-с).
Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите 
песенку комарика (З) - зебра, машина, зонтик, зима, снег; забор.
песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жукёжик, ножик;
песенку ветра (Ш) - шапка,  шуба, конфета, шишка, машина;
песенку  водички (С) - стол, стул, рука, слон, самолёт, дерево.
- Какие вы молодцы! Как же дальше нам  идти?  Чей же это хвост? Беличий, давайте у неё спросим.
"Белка, белка - расскажи,
Белка, белка - покажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"
Покажу. Только поиграйте со мной.
Д/и "Назови одним словом"

бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза - насекомые;

берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр - деревья;

скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка - птицы;

брусника, земляника, малина, смородина – ягоды;
ромашка, колокольчик, роза,  ландыш, василек 
– цветы;

лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик -  животные  

- Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру "Маленький - большой"
"У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие 
лапищи.
У ежика маленький носик, а у медведя - большой 
носище.
У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие 
глазищи.
У ежика маленькая головка, а у медведя - большая 
головища" 

Физминутка  

Вы, наверное, устали? Тогда все дружно встали.

Раз – присядка, два – прыжок,   это заячья зарядка… 

Молодцы! Идите дальше, там встретите зайку, он вам дальше дорогу покажет.
"Зайка, зайка - покажи,
Зайка, зайка - расскажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"
Конечно! Если вы со мной поиграете.
 

Сл./и "Кто кем был?"
Лиса - 
лисёнком, волк - волчонком, медведь - медвежонком,
белка - 
бельчонком, ёж – ежонком,  тигр – тигренком, слон – слоненком,  лев – львенком,  заяц – зайчонком, мышь – мышонком.
Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, встретите там ежика,  он вам  покажет  дорогу. Счастливого пути! 

- Смотрите, ёжик. Давайте у него спросим.
"Ёжик, ёжик - расскажи,
Ёжик, ёжик - покажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?" 
Покажу и расскажу. Только ответьте на мои вопросы: 
- Кто живёт в лесу?
- Как называются животные, которые живут в лесу?
- А вы знаете, кто из животных меняет зимнюю шубку на летнюю?
- Что делают птицы весной?
- Какую пользу приносят птицы?
- Как люди заботятся о птицах?
- Какие деревья   летом и зимой стоят зеленые?
- Чего нельзя делать в лесу?
Молодцы! Много знаете.  Идите  скорее к дедушке-леснику, он уже нас, наверное, заждался.
Лесник - Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что пришли ко мне в гости. А мне, мои лесные жители уже передали по почте, что вы с ними играли, не обижали. Расскажите, пожалуйста,  с кем вы встречались в лесу?  В какие игры вам понравилось  играть?
   - Спасибо, вам, что пришли ко мне в гости.  Я угощу вас медком, который собрала пчёлка.


Конспект  родительского собрания в средней группе   на  тему:

«Формирование коммуникативной компетентности дошкольников средствами речевых игр»                                             

Цель: повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста.

Задачи: формирование родительской компетентности в области речевого развития детей; закрепление навыков эффективного взаимодействия родителей и детей в процессе организации совместных речевых игр.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Маленькие дети – счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить.

Речь – основная форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Существует ряд факторов, от которых зависит успешное развитие речи. Как вы думаете, какие это факторы?

  • От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста;
  • От общения ребёнка со сверстниками;
  • От строения артикуляционного аппарата;
  • От речи взрослых (как образец для детей);
  • От развития мелкой моторики;
  • От регулярного чтения детям художественной литературы;
  • От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками;
  • От умения лепить.

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

Как вы думаете, чему мы должны научить ребёнка в дошкольном возрасте?

  • Формирование звуковой культуры речи.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Обучение рассказыванию, связной речи.
  • Развитие выразительности речи.

И так, в идеале ребёнок к 5 годам:

  • Правильно произносит гласные и согласные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание;
  • Накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи.

Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети используют в речи прилагательные, наречия, местоимения и предлоги.

  • Активно осознаёт обобщающую функцию слов;
  • Через слово овладевает основными грамматическими формами речи (это множественное число. Винительный и родительный падежи, уменьшительно - ласкательные суффиксы);
  • Употребляет в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

В речи детей 4-5 лет отмечаются некоторые особенности.

  • Дети в 5 лет неверно произносят или совсем не произносят шипящие («ш», «ж», «ч», «щ», сонорные («р», «рь», «л», «ль») звуки, а некоторые их пропускают.
  • Дети не способны выделить существенные признаки предметов, например, затрудняются назвать части предмета.
  • Требует совершенствования интонационная сторона речи.
  • Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией. Темпом, силой голоса.
  • Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.
  • При построении простых распространённых предложений они опускают отдельные члены предложения.
  • Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка.
  • Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи.
  • Дети часто отвлекаются от содержания вопроса.

На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях;  вне занятий - в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими развитию речи детей среднего дошкольного возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

Я считаю, что цель собрания достигнута. Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические и пальчиковые игры по развитию речи, задача которых – помочь детям обогатить активный словарь, развить связную речь и речевое творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по формированию речевого творчества детей, как средства коммуникативной компетентности дошкольников.

Данный материал полезен воспитателям детского сада. Это методическая разработка с использованием ТРИЗ технологии по развитию речи....

Презентация проекта «Формирование понятия «Имени признака» как средство становления коммуникативной компетентности дошкольников ».

Цель: «Создание дидактических условий для становления коммуникативной компетентности дошкольников, через усвоение детьми набора Имен признаков объектов материального мира и описание их конкретных Знач...

Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников

Материал подготовлен для проведения лекции для воспитателей по теме "Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников"...

Мастер-класс для педагогов «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников средствами ИКТ-технологий"

При формировании социально-коммуникативной компетентности дошкольников педагог ДОУ может использовать в своей практике различные педагогические технологии – игровую, обучение в сотрудничестве, техноло...

Приобщение к сказкам народов Поволжья как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников

В нашем саду  уже не один год ведется работа по ознакомлению детей  со сказками народов Поволжья.   Разработан план ознакомления детей шестого года жизни (старший дошкольный возрас...

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности дошкольников...