Образовательная деятельность по развитию речи средствами экспериментальной деятельности "Проделки невидимки"
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Развивать у детей творческий интерес, вызывать познавательный интерес

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx1020.51 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи средствами экспериментальной деятельности в старшей группе «Проделки невидимки»

ГБОУ Школа № 1955, здание № 6,  г. Москва

Воспитатель:  Дюбанкова Е. В.

Тема: «Проделки невидимки».

Цель: расширять представления детей о свойствах воздуха, развивать у детей творческий интерес.

Задачи:

1. Уточнить знания детей о свойствах воздуха и способе его обнаружения.

2. Закрепить знания детей о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Материал и оборудование: письмо от жителей неизвестной планеты, воздушные шары разных цветов и размеров, мыльные пузыри, одноразовый стакан, вата, игрушки, внутри которых есть воздух, духовые инструменты, пустые  бутылочки пластиковые, картинки: на одной – изображён город, с дымящимися трубами заводов, автомобилями, а другой – лес, горы, моря.

Предварительная работа:

 Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

 Расширение словаря по теме (знакомство с пословицами и поговорками о воздухе).

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Детям в группу пришло письмо от жителей неизвестной планеты:

 "- Помогите! Наша планета в опасности! На планете осталось совсем мало чистого воздуха. Мы можем погибнуть. Как нам спасти жизнь на нашей планете? "

Воспитатель: - Ребята, чем так взволнованы жители далекой планеты?

Дети: - На планете осталось мало чистого воздуха

Воспитатель: - Возможна ли жизнь без воздуха?

Дети: -Воздух необходим всем живым организмам: человеку, животным, растениям. Без воздуха нет жизни.

Воспитатель: - Вы хотите помочь жителям далекой планеты? Для этого мы должны узнать как можно больше о воздухе и его свойствах. Предлагаю отправиться в город  удивительных открытий. Готовы пойти в этот город? Итак, в путь!

Дети произносят слова: «Влево, вправо покружились - в исследователей превратились».

2. Основная часть.

Мы оказались с вами в лаборатории.

/На столе, на подносе стоят ванночки, стаканчики, вата; салфетки/

Воспитатель: - Что находится в этих стаканчиках?

Дети: -Ничего, там пусто.

Воспитатель: -А на самом деле - там воздух. Почему мы его не видим? Он прозрачный. Неслучайно его называют Невидимкой. Воздух есть вокруг нас. Сквозь воздух мы можем увидеть все, что нас окружает.

Опыт 1  «Воздух занимает место»

Воспитатель: -Возьмем стакан с ваткой на дне, перевернем его и опустим в ванночку с водой так, чтобы вода скрыла стакан. А теперь вынем стакан и проверим, в каком состоянии находится вата.

Дети: -Она сухая

Воспитатель: -Почему вата на дне стакана осталась сухой, ведь мы же полностью погрузили стакан в воду?

 Дети: -Вата сухая, потому что в стакане находился воздух, он занимал место и вода не смогла войти в стакан.

Воспитатель: -Опустим перевернутый стакан в воду, слегка наклоним его. Что произошло? Пузырь воздуха поднимается наверх, это воздух выходит из стакана и вода полностью заполняет стакан.

Итак, какое открытие мы сделали? Что мы узнали о воздухе нового?

Дети: -Воздух прозрачный, он невидим, имеет объем - занимает место

F:\фото к аттестации\IMG_5455.JPG

Воспитатель: -Ребята, вы любите пускать мыльные пузыри? Что находится внутри пузырьков? (ответы детей)

Игра «Мыльные пузыри»

Дети встают парами. Один ребёнок выдувает пузыри, а другой дует на них, так чтобы они не упали. Потом дети меняются ролями.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри».

Воды обыкновенной

В стаканчик набери.

Пускать из мыльной пены

Мы будем пузыри.

Соломинку простую

Сейчас возьму я в рот,

Воды в неё втяну я,

Потом слегка подую

В соломинку -и вот,

Сияя гладкой плёнкой,

Растягиваясь вширь,

Выходит нежный, тонкий,

Раскрашенный пузырь.

F:\фото к аттестации\IMG_5462.JPG

Опыт 2  "Как узнать, что мы дышим"

Воспитатель предлагает ребятам поднести свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышать.

Воспитатель: – Что вы чувствуете? Ладошке становится тепло от вашего дыхания.

Когда на улице бывает мороз, мы говорим: «Как холодно, даже пар изо рта идёт! » Это значит - мы дышим.

F:\фото к аттестации\IMG_5465.JPG

Опыт 3

Воспитатель: -Ребята, а как долго мы можем не дышать. Попробуйте закрыть рот и нос и не дышите. (Воспитатель следит за тем, чтобы дети слишком долго не задерживали дыхание)

Вывод: Без воздуха жить нельзя.

Воспитатель: - Ребята, я знаю способ, как можно поймать воздух. Отгадайте загадку:

Твой хвостик я в руках держал.

Ты полетел, я побежал.

(воздушный шарик)

(Воспитатель показывает воздушный шарик, надувает его)

Почему шарик стал большим и упругим? (ответы детей)

Вывод: Мы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике.

Танец с воздушными шарами (кинезитерапия)

F:\фото к аттестации\IMG_5467.JPG

Воспитатель: - Ребята, хотите поиграть?

Игра «Найди правильный предмет»

Цель: Дети должны выбрать те игрушки, внутри которых есть воздух. Сказать чем они отличаются, сравнить по весу, какие они на ощупь.

(Среди разложенных разных предметов должны быть надувные игрушки)

F:\фото к аттестации\IMG_5471.JPG

Воспитатель: - Как вы думаете, если эти предметы опустить в воду, что произойдёт?

Предложить детям опустить игрушки наполненные воздухом в тазик с водой.

Игрушки не тонут.

Вывод: Воздух легче воды.

C:\Users\валера3\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Фото0060.jpgC:\Users\валера3\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Фото0061.jpg

Ребята, сегодня мы не только увидели, но и поймали воздух-невидимку.

Можно его услышать? Как это сделать?

Опыт 4.

• (Детям раздают бутылочки) Дети подносят горлышко бутылочки к нижней губе и дуют в неё – появляется звук.

• Дети выпускают воздух из воздушных шариков.

• Дети прикладывать пальцы к горлу во время разговора и чувствуют дрожание

Вывод: Звук появляется, когда дрожит воздух.

C:\Users\валера3\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Фото0064.jpg

Воспитатель:

– Ребята, я приглашаю вас в музыкальную гостиную. (Дети слушают записи органной музыки, игры на флейте, на трубе. Рассматривают иллюстрации инструментов на экране)

– Эти инструменты называются духовыми. Каждый инструмент издаёт разные звуки. Флейта свистит как птица, гобой крякает как утка, фагот ворчит.

– Что делает артист, играющий на духовых инструментах? (ответы детей) Он направляет воздух в музыкальный инструмент. Воздух дрожит, появляются звуки.

Игра на дудочках и свистульках 

C:\Users\валера3\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Фото0066.jpg

Воспитатель: – Ребята, что значит «чистый» и «грязный» воздух. (ответы детей)

На экране картинки: на одной – изображён город, с дымящимися трубами заводов, автомобилями. На другой – лес, горы, моря.

Воспитатель: – Как можно сохранить «чистый» воздух? (ответы детей)

3. Заключительная часть.

Воспитатель: – Ребята, вам понравилось быть исследователями?

Через какие опыты вы узнали, что воздух легче воды, воздух прозрачен, как воздух звучит?

Воспитатель: – Ребята, а воздух может рисовать? Хотите проверить?

Каждому ребёнку раздаются стаканы с мыльной, цветной водой. Дети дуют в трубочки, когда появляется пенная «шапка», прикладывают к ней лист бумаги. На бумаге остаётся разноцветный отпечаток.

Воспитатель: – Что же нарисовал нам воздух? Может это и есть неизвестная планета? Как она называется?

Детям предлагается дорисовать планету и с помощью Воспитателя написать её название. Воспитатель вкладывает в конверт рисунки планет и обещает отправить письмо.

F:\фото к аттестации\IMG_5494.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по освоению образовательной деятельности "Речевого развития" на тему: "Теремок

Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года)Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие.Виды деятельности: игровой, коммуникативный.Форма организации: фронтальная....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи (по познавательному развитию, по развитию речи, по рисованию, по ознакомлению с природой и т.д.) «Перелётные птицы»

Цель- расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицахЗадачиКоррекционно-образовательные:- расширять знания о перелетных птицах;- упражнять в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи посредством поисково — исследовательской и экспериментальной деятельности. Тема: «Радужный калейдоскоп».

это занятие решает основные задачи нод, формирует навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием игровых технологий в средней группе по средством сюжетно-ролевой игры. Тема: "Экскурсия по зоопарку". Образовательная область: "Коммуникативное разви

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием игровых технологий в средней группепо средством сюжетно-ролевой игры.Тема: "Экскур...