Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме «Осенние задания»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Изотова Любовь Николаевна

Конспект НОД 

по развитию речи в старшей группе

 по теме «Осенние задания»

 

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.

Задачи:

Образовательные:

 Связная речь: развивать монологическую речь, учить связно, по смыслу составлять предложения об осени.

Звуковая культура речи: учить детей дифференцировать на слух звуки [з], [с].

Грамматический строй речи: активизировать употребление в речи прилагательных, совершенствовать умение согласовывать слова в предложении.

Формирование словаря: упражнять в подборе слов по теме..

Развивающие: систематизировать и закрепить представления об осени, сезонных изменениях, приметах, осенней погоде.

Воспитательные: приобщать детей к восприятию художественных и поэтических произведений об осени.

Здоровьесберегаюшие:

создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Оборудование:

  • конверт с письмом и заданиями от Осени;
  • 3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);
  • листочки, вырезанные из салфеток;
  • изображения символов звуков С и З- чайника и комара;
  • наборы картинок для создания рассказа об осени;
  • аудиозапись «Звуки осеннего леса»;
  • несколько половинок ватмана с  изображением голых деревьев с одним листиком;
  • много вырезанных листьев из цветной бумаги;
  • клей-карандаш по количеству детей;
  • угощение для детей - грибочки.

Ход НОД:

  1. Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно?

Тогда отгадайте загадку:

Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь только

Я елочек и сосен,
Кто я такая?

- Да, ребята, это письмо от Осени.

Давайте посмотрим, что же в конверте?

Письмо:

«На лесной опушке я краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,                                                                                                                 И зазолотились листья у берёзы.

Ребята, я вас приглашаю в осенний лес.»

- Принимаем приглашение осени?

  1. Тогда - в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.

Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу

- Вот мы пришли в осенний лес.

Осенний лес - какое чудо!

Листва ковром лежит  повсюду.

Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят.

- А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.

(Звучит аудиозапись «Звуки леса»)

-Открываем глаза. Ребята, кто что услышал?

- Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя.

-Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.

Чем-то пахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес?

- Опавшей листвой, грибами.

- Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

 

  1. Дыхательная гимнастика "Подуй на осенний листик" (из жёлтой салфетки)

Дети берут по одному листику, делают вдох носом, а выдох через рот губы трубочкой. Дети дуют на листик так, чтобы он как можно дольше продержался в воздухе и не падал.

Давайте присядем на этот осенний ковёр.

А зачем деревья сбрасывают осенью листву?

- Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

- Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.

 

- Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть?

 

  1. Вначале проведём разминку.

Раз и два повернись, вновь по лесу ты пройдись.         Повторяют за воспитателем:

Три, четыре – приседай, быстро ноги разминай.          кружатся, идут, приседают,

Ветер по лесу летал, ветер листики считал:                  Бегут на носочках, выполняя                                                                                                  

лист кленовый, лист дубовый,                                          взмахи кистями рук,

лист березовый резной,

лист осины, лист рябины – вот какой букет лесной.                              затем загибают                                             пальцы в кулак.

  1. 1 задание  «Отгадай загадку»

 Первое задание называется «Отгадай загадку». Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!

1).Кто же ухаживает за лесом? И как его называют?          

    - Лесник! Лесничий.

2) Как назвать доброго сказочного героя, живущего в лесу?  

    -  Лесовик! 

3)Первый весенний лесной цветок -  Пролесок

 

  1. 2 задание  «Какое слово спряталось»

- Ребята, какое слово спряталось в словах лесной, пролесок, лесник, Лесовик, лесничество, лесочек, лесок? (воспитатель  проговаривает медленно, выделяя слово лес).

-  А ведь во всех этих словах спряталось слово лес: (воспитатель  ещё раз проговаривает медленно, выделяя слово лес).

  1. 3 задание  называется «Правильные слова».

Воспитатель показывает картинки-символы звуков С (чайник кипит) и З (комар летит)

Дети вспоминают эти звуки.

 -Я буду называть слова, если в слове есть звук [з], вы поднимаете красный листок, а если звук [с] – желтый листок. Давайте попробуем. (зззабор, ссссамолёт, ззззвезда, ссссумка, ззззаяц, ссссолнышко, ззззамок, ссссобака, ссссорока)

Молодцы, все справились, давайте соберем наши листья в букет и поставим их в тарелочки.

Садятся на пенёчки-стульчики на поляне.

  1. (Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени)

- Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?

- Жёлтые деревья. Земля покрыта листьями. Светит солнце.

Первая картинка солнечная, весёлая.

А на второй картинке?

- Листьев на деревьях меньше, на небе тучи, идёт дождь.

Эта картина уже не такая весёлая.

А на третьей картинке?

- Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег.

-Какое время года изображено на первой картине?

 Осень. Начало осени.

- А на этой?

Осень. Середина осени.

- А какое время года на третьей картине?

Осень. Конец осени.

- Почему про осень нарисованы три разных картинки?

Осень бывает разной. (Начало осени, середина осени - золотая осень, поздняя дождливая холодная осень и даже снежная)

 

  1. Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены листы с изображением голых  деревьев. Осень предлагает вам составить осенние картины в память о нашем путешествии. Только будьте внимательными! Приклеивайте на дерево только его листики. На дуб - дубовый, на берёзу - берёзовый, на клён - кленовый, на липу - липовый.  

                                                 (   Дети приклеивают на деревья листики)                        

Итог занятия

Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились. Пора возвращаться в детский сад.

Раз, два, три повернись, в детском садике очутись.  (Дети повторяют слова, кружатся. )

- Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат грибочки. Это Осень постаралась.

Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались? ( Мы путешествовали по лесу, выполняли задания Осени.)

А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной...

Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_oseni.docx762.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  

по развитию речи в старшей группе

 по теме «Осенние задания»

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.

Задачи:

Образовательные:

 Связная речь: развивать монологическую речь, учить связно, по смыслу составлять предложения об осени.

Звуковая культура речи: учить детей дифференцировать на слух звуки [з], [с].

Грамматический строй речи: активизировать употребление в речи прилагательных, совершенствовать умение согласовывать слова в предложении.

Формирование словаря: упражнять в подборе слов по теме..

Развивающие: систематизировать и закрепить представления об осени, сезонных изменениях, приметах, осенней погоде.

Воспитательные: приобщать детей к восприятию художественных и поэтических произведений об осени.

Здоровьесберегаюшие:

создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Оборудование: 

  • конверт с письмом и заданиями от Осени;
  • 3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);
  • листочки, вырезанные из салфеток;
  • изображения символов звуков С и З- чайника и комара;
  • наборы картинок для создания рассказа об осени;
  • аудиозапись «Звуки осеннего леса»;
  • несколько половинок ватмана с  изображением голых деревьев с одним листиком;
  • много вырезанных листьев из цветной бумаги;
  • клей-карандаш по количеству детей;
  • угощение для детей - грибочки.

Ход НОД:

  1. Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно?

Тогда отгадайте загадку:

Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь только

Я елочек и сосен,
Кто я такая?

- Да, ребята, это письмо от Осени.

Давайте посмотрим, что же в конверте?

Письмо:

«На лесной опушке я краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,                                                                                                                 И зазолотились листья у берёзы.

Ребята, я вас приглашаю в осенний лес.»

- Принимаем приглашение осени?

  1. Тогда - в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.

Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу

- Вот мы пришли в осенний лес.

Осенний лес - какое чудо!

Листва ковром лежит  повсюду.

Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят.

- А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.

(Звучит аудиозапись «Звуки леса»)

-Открываем глаза. Ребята, кто что услышал?

- Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя.

-Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.

Чем-то пахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес?

- Опавшей листвой, грибами.

- Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

  1. Дыхательная гимнастика "Подуй на осенний листик" (из жёлтой салфетки)

Дети берут по одному листику, делают вдох носом, а выдох через рот губы трубочкой. Дети дуют на листик так, чтобы он как можно дольше продержался в воздухе и не падал.

Давайте присядем на этот осенний ковёр.

А зачем деревья сбрасывают осенью листву?

- Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

- Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.

- Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть?

  1. Вначале проведём разминку.

Раз и два повернись, вновь по лесу ты пройдись.         Повторяют за воспитателем:

Три, четыре – приседай, быстро ноги разминай.          кружатся, идут, приседают,

Ветер по лесу летал, ветер листики считал:                  Бегут на носочках, выполняя                                                                                                  

лист кленовый, лист дубовый,                                          взмахи кистями рук,

лист березовый резной,

лист осины, лист рябины – вот какой букет лесной.                              затем загибают                                             пальцы в кулак.

  1. 1 задание  «Отгадай загадку»

 Первое задание называется «Отгадай загадку». Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!

1).Кто же ухаживает за лесом? И как его называют?          

    - Лесник! Лесничий.

2) Как назвать доброго сказочного героя, живущего в лесу?  

    -  Лесовик!  

3)Первый весенний лесной цветок -  Пролесок

  1. 2 задание  «Какое слово спряталось»

- Ребята, какое слово спряталось в словах лесной, пролесок, лесник, Лесовик, лесничество, лесочек, лесок? (воспитатель  проговаривает медленно, выделяя слово лес).

-  А ведь во всех этих словах спряталось слово лес: (воспитатель  ещё раз проговаривает медленно, выделяя слово лес).

  1. 3 задание  называется «Правильные слова».

Воспитатель показывает картинки-символы звуков С (чайник кипит) и З (комар летит)

Дети вспоминают эти звуки.

 -Я буду называть слова, если в слове есть звук [з], вы поднимаете красный листок, а если звук [с] – желтый листок. Давайте попробуем. (зззабор, ссссамолёт, ззззвезда, ссссумка, ззззаяц, ссссолнышко, ззззамок, ссссобака, ссссорока)

Молодцы, все справились, давайте соберем наши листья в букет и поставим их в тарелочки.

Садятся на пенёчки-стульчики на поляне.

  1. (Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени)

- Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?

- Жёлтые деревья. Земля покрыта листьями. Светит солнце.

Первая картинка солнечная, весёлая.

А на второй картинке?

- Листьев на деревьях меньше, на небе тучи, идёт дождь.

Эта картина уже не такая весёлая.

А на третьей картинке?

- Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег.

-Какое время года изображено на первой картине?

 Осень. Начало осени.

- А на этой?

Осень. Середина осени.

- А какое время года на третьей картине?

Осень. Конец осени.

- Почему про осень нарисованы три разных картинки?

Осень бывает разной. (Начало осени, середина осени - золотая осень, поздняя дождливая холодная осень и даже снежная)

  1. Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены листы с изображением голых  деревьев. Осень предлагает вам составить осенние картины в память о нашем путешествии. Только будьте внимательными! Приклеивайте на дерево только его листики. На дуб - дубовый, на берёзу - берёзовый, на клён - кленовый, на липу - липовый.  

                                                 (   Дети приклеивают на деревья листики)                        

Итог занятия

Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились. Пора возвращаться в детский сад.

Раз, два, три повернись, в детском садике очутись.  (Дети повторяют слова, кружатся. )

- Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат грибочки. Это Осень постаралась.

Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались? ( Мы путешествовали по лесу, выполняли задания Осени.)

А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной...

Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!

http://logoped-grebennikova.ru/wp-content/uploads/2018/01/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-1024x724.jpg

https://i11.fotocdn.net/s29/57/public_pin_l/488/2709907256.jpg

http://itd3.mycdn.me/image?id=858831109098&t=20&plc=WEB&tkn=*z5V8kfbHX-BJrZcvtWfwCWmQhNw

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0dd7/00014656-453c3811/img36.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Осень золотая»

Целью занятия является: систематизация знаний детей об осени и осенних явлениях....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Осенний урожай

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени. Задачи: Образовательные: устанавливать связь между сезонными признаками природы; Развивающие: развивать связную ре...

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Осень золотая» Выполнила: Сафина Юлдуз Фаритовна воспитатель

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Выполнила: Сафина Юлдуз ФаритовнавоспитательМамадыш, 2012 год Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательное...

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Осень золотая»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы по теме "Осень золотая"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Осенний урожай.

Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень»

Программные задачи:1.   Продолжать  знакомить  детей  с  жанрами   живописи  пейзажем   и натюрмортом.2.   Упражнять  в  подб...

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА «Осень золотая»

КОНСПЕКТ   занятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦели: Закрепить и упорядочить нак...