"Особенности развития словаря детей младшего дошкольного возраста"
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Кохно Алена Леонтьевна

"Особенности развития словаря детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_razvitiya_slovarya_detey.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кохно Алена Леонтьевна,

Воспитатель,

МБДОУ ДС №54

«Катюша»

г. Нижневартовск

                                                                       

«Особенности развития словаря детей младшего дошкольного возраста»

На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам; внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами (что это? как? зачем? где?). Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития.

Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как важнейшая задача педагогики раннего возраста.

Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С ее развитием становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Ребенок начинает делать первые самостоятельные выводы. Но так как опыт детей еще очень ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, они нередко ориентируются на случайные признаки (например: «Это паркет», - объясняет воспитателю мальчик двух лет шести месяцев, увидев на картинке черепаху и водя пальцем по ее панцирю).

Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Ребенок узнает знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, узнает независимо от цвета, формы, величины, что часто вызывает затруднения у детей второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, он безошибочно называет знакомые объекты.

У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. («Чашка – это посуда. Из чашки пьют»; «Это растет на грядке. Морковочка это».) Ребенок способен слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.

Качественно меняются взаимоотношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. А. Аркин в книге «Дошкольный возраст» (М., 1948) приводил данные о росте словаря ребенка: в 2 г. – 300 слов, в 3 г. 6 мес. – 1100 слов. В дальнейшем исследователи детской речи неоднократно подтверждали эти цифры, указывая, что к трем годам словарь ребенка достигает 1000 – 1200 слов. В составе его имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения), служебные слова (союзы, предлоги, частицы), междометия.

На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими.

Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой – маленький), его цвет. Вместе с тем ребенок начинает замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу (мамин, Сережин, дядин), может характеризовать состояние, которое испытывает (голодный, мокрый), передавать свои эстетические переживания (чистенький, красивый).

Отмечая наличие в речи детей наречий и прилагательных, следует указать, что эти части речи лишь начинают формироваться. Ребенок осваивает простейшие, самые недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств ребенок испытывает трудности и очень нуждается в помощи воспитателя. (Вследствие плохо поставленной педагогической работы более точные наречия и прилагательные могут появиться в речи детей только в старшем дошкольном возрасте.)

Словарный запас ребенка 2 – 2,5 лет составляет в среднем 250 – 280 слов. К 3 годам он увеличивается в 3 – 3,5 раза.

Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:

1) ребенок  может  понимать слово,  но  не  использовать его в речи;

2) узнает   и   называет   предмет   (действие,   качество   и   пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях  (ножницы нужны, чтобы стричь ноготки);

3) понимает и правильно использует слово-название в любых, доступных его пониманию связях и отношениях.

В младшем дошкольном возрасте дети прежде всего усваивают:

- бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений.

- природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;

- обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей и др.);

- эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства, качественную оценку предметов;

- лексику, обозначающую время, пространство, количество.

Речь ребенка формируется в разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, он активно пользуется речью. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. Инициативная речь ребенка, частота и содержательность обращений его ко взрослым обусловлена тем, как часто и по каким поводам обращается к малышу воспитатель. Детей следует учить обращаться ко взрослым и сверстникам с просьбой, благодарить за услугу, предлагать помощь, приглашать товарищей что-то вместе сделать, посмотреть и т. п.

Среди задач по развитию речи детей третьего года жизни обогащение словаря детей существительными, обозначающими название транспорта  (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, руль, колесо), растений  (дерево, трава, цветы), фруктов   (яблоко, груша), овощей   (морковь, помидор, огурец), домашних  животных   (кошка,   собака,  корова)   и   их  детенышей; глаголами, обозначающими некоторые трудовые действия взрослых  (мыть, вытирать; стирать, гладить, лечить).

Особенно благоприятные условия для развития речи детей младшего дошкольного возраста представлены в процессе ознакомления с окружающим и таким его аспектом, как труд взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс мероприятий по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста посредством природы

Одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста является ознокомление их с природой....

«Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста»

Рекомендации для педагогов "Развитие словаря старшего дошкольного возраста"...

Использование дидактических игр в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической и...

«Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Особенности развития словаря детейстаршего дошкольного возраста»Слово – носитель содержания, обусловливающего звуковую оболочку речи. Известно, что чем богаче словарь человека, тем ...

Статья "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ."

В статье рассматривается проблема развития речи детей с ОНР .Упоминаются исследователи ,изучившие вопросы речевого развития детей .В статье описывается педагогический опыт организации коррекционной ра...

Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры. Вторая младшая группа.

Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста, так как  выполняет функцию средства обучения, служит одним из основных средств разви...