Использование возможностей сюжетно-ролевых игр в системе коррекции общего недоразвития речи у дошкольников.
методическая разработка по развитию речи по теме

Казачинская Анна Омаровна

Проблема коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста в данный период времени является наиболее актуальной. Объясняется это значением коммуникативной деятельности в процессе социализации ребенка и значением дошкольного детства в развитии личности человека.

Речь является чрезвычайно тонкой, сложной деятельностью и представляет собой, по выражению И.П. Павлова, «высший регулятор человеческого поведения». Детская речь не является личной деятельностью  ребенка, индивидуальная речь рассматривается как часть диалога, сотрудничества, она теснейшим образом связана с развитием отношений взаимодействия ребенка и взрослого (Л.С. Выготский.).

В процессе социализации ребенок постепенно овладевает речью как средством общения, усваивая ее фонологические, морфологические и синтаксические формы, овладевая, на каждой возрастной ступени новыми типами обобщения, которые в дальнейшем и определяют изменения ситуации общения («кризисы переходного возраста»). Динамика этого процесса во многом определяется гармоническим развитием всех аспектов личности ребенка дошкольного возраста.

У дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечаются стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения, вследствие этого спонтанное формирование речевых умений и навыков у них либо невозможно вовсе, либо осуществляется дисгармонично

  Успешность общения находится в прямой зависимости от спо­собности ребенка понимать обращенную речь и адекватно пользо­ваться собственной.

Владея ограниченным набором слов и грамматических конструкций, дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в программировании своего высказывания, интегрировании его элемен­тов в структурное целое, а также в отборе языкового материала, соответствующе­го той или иной цели высказывания. Это ведет к нарушению речевого общения, и как следствие к нарушению коммуникативного поведения.

У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности.

Развитие вербальной коммуникации оказывает решающее влияние на регуляцию поведения детей, их общую и  речевую активность. Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме общего не­доразвития речи  у детей, накопленные к настоящему времени данные о состоянии коммуникативной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточны  Игра как ведущая деятельность обладает наибольшим эффектом в плане активизации эмоционального и речевого общения. Ролевое поведение, благодаря которому ребенку удается перевоплотиться во взрослого, действовать подобно ему и т. д., а также вступать в различные отношения от имени персонажей игры, позволяет ребенку продуцировать высказывания, усваивая практически разнообразные речевые средства. Участвуя в коллективных играх, дети овладевают многообразием форм и средств общения друг с другом. В игре начинает действовать не только имеющийся запас речевых  средств: в ней происходит их активное пополнение, обогащение и совершенствование.

Высказывания ребенка в процессе игры имеют два тесно связанных между собой плана (двойственность игрового и речевого поведения ребенка). Эти два вида поведения, два вида отношений, переплетаясь в игре самым неожиданным образом, побуждают детей активно взаимодействовать, налаживать различные контакты друг с другом.

Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи: способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка, а также развитию диалогического общения .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Использование возможностей      сюжетно-ролевых игр в системе

           коррекции общего  недоразвития речи у дошкольников

Казачинской Анны Омаровны

воспитателя МБДОУ № 60, г. Мытищи

                              СОДЕРЖАНИЕ

  Введение

1.Актуальность.

2. Использование возможностей сюжетно-ролевых игр в систем   коррекции общего недоразвития речи у дошкольников.

3.  Заключение

4.Список литературы

                                                 Введение

Проблема коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста в данный период времени является наиболее актуальной. Объясняется это значением коммуникативной деятельности в процессе социализации ребенка и значением дошкольного детства в развитии личности человека.

Речь является чрезвычайно тонкой, сложной деятельностью и представляет собой, по выражению И.П. Павлова, «высший регулятор человеческого поведения». Детская речь не является личной деятельностью  ребенка, индивидуальная речь рассматривается как часть диалога, сотрудничества, она теснейшим образом связана с развитием отношений взаимодействия ребенка и взрослого (Л.С. Выготский.).

В процессе социализации ребенок постепенно овладевает речью как средством общения, усваивая ее фонологические, морфологические и синтаксические формы, овладевая, на каждой возрастной ступени новыми типами обобщения, которые в дальнейшем и определяют изменения ситуации общения («кризисы переходного возраста»). Динамика этого процесса во многом определяется гармоническим развитием всех аспектов личности ребенка дошкольного возраста.

У дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечаются стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения, вследствие этого спонтанное формирование речевых умений и навыков у них либо невозможно вовсе, либо осуществляется дисгармонично

  Успешность общения находится в прямой зависимости от способности ребенка понимать обращенную речь и адекватно пользоваться собственной.

Владея ограниченным набором слов и грамматических конструкций, дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в программировании своего высказывания, интегрировании его элементов в структурное целое, а также в отборе языкового материала, соответствующего той или иной цели высказывания. Это ведет к нарушению речевого общения, и как следствие к нарушению коммуникативного поведения.

У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности.

Развитие вербальной коммуникации оказывает решающее влияние на регуляцию поведения детей, их общую и  речевую активность. Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме общего недоразвития речи  у детей, накопленные к настоящему времени данные о состоянии коммуникативной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточны  Игра как ведущая деятельность обладает наибольшим эффектом в плане активизации эмоционального и речевого общения. Ролевое поведение, благодаря которому ребенку удается перевоплотиться во взрослого, действовать подобно ему и т. д., а также вступать в различные отношения от имени персонажей игры, позволяет ребенку продуцировать высказывания, усваивая практически разнообразные речевые средства. Участвуя в коллективных играх, дети овладевают многообразием форм и средств общения друг с другом. В игре начинает действовать не только имеющийся запас речевых  средств: в ней происходит их активное пополнение, обогащение и совершенствование.

Высказывания ребенка в процессе игры имеют два тесно связанных между собой плана (двойственность игрового и речевого поведения ребенка). Эти два вида поведения, два вида отношений, переплетаясь в игре самым неожиданным образом, побуждают детей активно взаимодействовать, налаживать различные контакты друг с другом.

Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи: способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка, а также развитию диалогического общения .

Актуальность   оптимизация коммуникативно-речевого развития детей с общим недоразвитием речи с использованием игровой деятельности определяется недостаточной разработанностью ее методологических и методических аспектов, важной социальной значимостью коррекции нарушений речевого и коммуникативного развития и, как следствие, нормализации взаимодействия с окружающими, социализации дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель работы – формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе сюжетно-ролевой игры.

В соответствии с данной целью ставились следующие задачи исследования:

- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

- исследование особенностей коммуникативно-речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

- апробация основных направлений формирования коммуникативных навыков в процессе сюжетно-ролевых игр и оценка эффективности проведенной работы.

Практическая значимость работы состоит в определении возможностей использования сюжетно-ролевой игры  для формирования  коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с учетом особенностей  их коммуникативно-речевого развития

2. Использование возможностей сюжетно-ролевых игр в системе

           коррекции общего недоразвития речи у дошкольников

 Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности  является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С. Выготского «мнимая ситуация».

Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. В игре  находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте.

 Игра – это не просто развлечения, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, дошкольник накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.

Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. Несовпадение содержания игрового действия и составляющих его операций приводит к тому, что ребенок играет в воображаемой ситуации, порождая и стимулируя тем самым процесс воображения: работа с образами, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления. Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении.

 Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «недоросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом» .

Cюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Выделяют следующие виды сюжетно-ролевых игр:

  • Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И в этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
  • Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская , больница, транспорт (самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, шахта, строительство, армия).
  • Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
  • Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
  • «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах – и за куклу и за себя, направляя ее действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии с взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками .

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т.д.  Игровые моменты вызывают у детей встречную активность, затрагивают его интересы, освобождают от утомительной умственной работы и помогают чередовать различные виды деятельности в рамках одного занятия. Все это повышает эффективность образовательной работы, оказывает благотворное воздействие на общее состояние ребенка.

Существенное обогащение речевого развития детей происходит во время сюжетно-ролевой игры, рисования, конструирования, элементарного труда. Безусловно, игра как ведущая деятельность обладает наибольшим эффектом в плане активизации эмоционального и речевого общения. Ролевое поведение, благодаря которому ребенку удается перевоплотиться во взрослого, действовать подобно ему и т. д., а также вступать в различные отношения от имени персонажей игры, позволяет ребенку продуцировать высказывания, усваивая практически разнообразные речевые средства.

Участвуя в коллективных играх, дети овладевают многообразием форм и средств общения друг с другом. В игре начинает действовать не только имеющийся запас речевых  средств: в ней происходит их активное пополнение, обогащение и совершенствование.

Побудительная сила общения во время игры рождается из двойственности позиции, которую занимает играющий ребенок. С одной стороны, он выполняет роль определенного персонажа, подчиняя речевое поведение  ролевому. С другой стороны, он является партнером по игре, вступает в общение с другими детьми по ходу развертывания сюжета. Высказывания ребенка в процессе игры также имеют два тесно связанных между собой плана (двойственность игрового и речевого поведения ребенка). Эти два вида поведения, два вида отношений, переплетаясь в игре самым неожиданным образом, побуждают детей активно взаимодействовать, налаживать различные контакты друг с другом.

Большое значение для развития речи детей имеют игры с куклами. Знакомя их с куклой, проявляя к ней отношение как к дочке, девочке, педагог показывает примеры речевого поведения. Он общается с куклой в различных ситуациях (купание, кормление, укладывание спать, одевание, прогулка и т. д.), выражая в своей речи самые нежные человеческие чувства посредством интонаций, ласкового взгляда и пр. Действуя и разговаривая с куклой на глазах у детей, взрослый дает пример общения матери и ребенка, знакомит с конкретными образцами словесного выражения родственных чувств.

Действуя по подражанию взрослому, дети сначала как бы полностью используют воспринятые речевые  обороты, переносят их в собственную игру. Однако довольно быстро в их речи появляются новые слова и выражения, в которых отражаются нежные отношения играющего ребенка к своей дочке (кукле). Развивающее влияние игры сказывается также в необходимости продуцирования речи одновременно за двух действующих лиц - за себя и за дочку, что связано постоянно со сменой собственной позиции, изменением характера роли. Под влиянием потребностей ролевого поведения, передачи взаимоотношений персонажей ребенок учится воссоздавать содержательные диалоги, усваивая, таким образом, речевые средства, необходимые в игре.

Демонстрируя примеры игрового и речевого поведения, взрослый преднамеренно наполняет свою речь разнообразными высказываниями, построенными по принципу синтаксической синонимии, когда используются разные слова, грамматические формы, типы словесной коммуникации для выражения одной мысли. Это позволяет значительно расширять и углублять понимание речи, а также обогащать самостоятельную речь детей.  

Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи: способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка, а также развитию диалогического общения

Исходя из выдвинутого Л. С. Выготским положения относительно общности законов развития нормальных и аномальных детей, можно полагать, что игра не менее значима для развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, чем для их нормально развивающихся сверстников. Это подтверждают исследования Л.Г. Соловьевой, Л.Н. Усачевой  , в которых изучались возможности коррекции речи дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе формирования их игровой деятельности. Было выявлено, что создание педагогических условий для формирования у этих детей сюжетно-ролевой игры способствует обогащению их лексики, развитию смысловой стороны речи, а также инициативности в использовании речевых средств . Т.Ю. Щербакова отмечает, что именно в игре создаются условия непосредственного предметно-практического сотрудничества, игрового партнерства, когда общение оптимально мотивировано. Однако ограниченные возможности дошкольника с общим недоразвитием речи  в овладении коммуникативно-речевыми средствами оказывает деструктивное влияние на весь его социальный облик, приводит к возникновению негативных черт характера, неустойчивости к фрустрации, агрессивно-защитным проявлениям.

Ю.Ф. Гаркуша считает, что нарушения речи могут быть преодолены посредством применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятий. Ею отмечается, что игровая деятельность хорошо знакома ребенку старшего дошкольного возраста, она стимулирует появление мотивов участия в выполнении разнообразных заданий, в игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности, развивают речь, речевое общение.

При использовании игр в коррекционных занятиях ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж или кукла, игрушка помогают ему в этом. Важно, чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала такие основное структурные элементы, как игровая задача (замысел), содержание, игровые действия, правила, результат (итог) игры.

Ю.Ф. Гаркуша отмечает, что при планировании логопедических занятий важно предусмотреть возможности выбора детьми разных вариантов речевых высказываний в контексте выполняемой роли. Например, используя игру «В магазине», можно упражнять детей в правильном использовании предлогов, падежей, обогащении словаря. Для этого логопед играет роль продавца. Он объясняет детям, что магазин «волшебный». Сегодня в нем продаются только те товары, которые, например, можно съесть (которыми можно подстригать, ремонтировать и т.п.). Дети, являясь покупателями, могут по-разному выражать в речи свою просьбу, обращаясь к продавцу. Важно правильно выбрать «товар». Затем логопед может предложить детям по очереди становиться продавцами. Элементы сюжетно-ролевых игр Ю.Ф. Гаркуша также предлагает использовать при проведении физкультминуток.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры и их фрагменты, отдельные игровые ситуации и действия могут быть использованы логопедом на разных этапах фронтальных занятий. В отдельных случаях, чаще всего в процессе занятий по закреплению, обобщению изученного детьми материала, в течение всего занятия создается так называемое «игровое поле». При этом нередко единая сюжетная линия проходит через все этапы занятия. Фронтальные логопедические занятия такого рода, по мнению Ю.Ф. Гаркуши, вызывают интерес у детей, вызывают у них оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Исследование Л. Г. Соловьевой показало, что использование в обучении разнообразных сюжетно-ролевых игр, включающих разноплановые жизненные ситуации, оказывает благотворное влияние на развитие у детей чувства эмпатии, активизацию широкого спектра вербальных средств, в частности, эмоциональной лексики, которая способствует более полной и точной характеристике своих и чужих чувств, эмоциональных состояний, а также оценке происходящих событий. Речь детей постепенно характеризуется последовательностью изложения мыслей, интонационной выразительностью, в самостоятельных высказываниях дети используют различные паралингвистические средства общения: мимику, пантомимику.

В результате специальной, целенаправленной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, у них происходит автоматизация слов, обозначающих эмоции, и осуществляется введение их в экспрессивную речь. В процессе реализации основной цели достигается расширение диапазона эмоциональной лексики за счет нюансирующих лексем, что позволяет дошкольникам свободно владеть данной лексикой и применять ее в связной речи. Таким образом, систематическая, поэтапная, специально организованная коррекционная работа по формированию эмоциональной лексики с использованием сюжетно-ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволяет качественно и количественно изменить уровень их лексического развития и речевого общения в целом.

Таким образом, исследования ряда ученых (Ю.Ф. Гаркуша, Л. Г. Соловьева, Л.Н. Усачева и др.) убеждают в том, что в ходе занятий с использованием сюжетно-ролевой игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития речи. Игра оказывает существенное влияние на развитие значений и функций слова; перенос действий, осуществляемый в игре, служит генетической основой для переноса словесного значения, и, следовательно, игровая деятельность является мощным фактором речевого развития ребенка с нарушением речи. Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. В ходе игр развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность.

                             3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сюжетно-ролевая игра – это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых, с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

 Участвуя в коллективных играх, дети овладевают многообразием форм и средств общения друг с другом. В игре начинает действовать не только имеющийся запас речевых  средств: в ней происходит их активное пополнение, обогащение и совершенствование  В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка-дошкольника, в том числе и коммуникативно-речевого развития. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основанием коррекционной и развивающей деятельности ребенка в этом возрасте.

 Специальная работа по коррекции коммуникативной деятельности дошкольников имеет три основных направления: развитие у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия; развитие способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоционально-мимические, жестовые, словесные); формирование у детей социальных представлений, которые возникают в результате осознания и воссоздания в игре различных видов социальных отношений.

                СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. М.: Сфера, 2012. – 80 с.
  2. Выготский Л.С. Детская психология. – Собр. соч.: В  6-ти  т. –  Т. 4.  – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
  3. Гаврилушкина О.П. Проблемы коммуникативного поведения дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2003. –№ 1. – С. 17-22
  4. Гаркуша Ю.Ф., Коржевина В.В. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – С. 95-113.
  5. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 3-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 251 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология "Акваритмические занятия в системе коррекции общего недоразвития речи"

Презентация. Педагогическая технология разработанная совместно с учителем-логопедом для работы с  с детьми логопедических групп....

проект " Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников"

Проект позволяет представить организацию работы  по коррекции общего недоразвития  речи посредством использования метода наглядного моделирования...

Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции общего недоразвития речи у дошкольников

Дошкольный возраст – благоприятный период оздоровления, он является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка, особенно это касается детей с ограничен...

Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников

методическое пособие Р.И.Лалаевой, Н.В.Серебряковой по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....

Буклет "Рекомендации родителям по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников"

Рекомендации родителям по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников...

Статья Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

    В статье отражена актуальность применения нейропсихологического подхода в логопедической работе с позиции междисциплинарного взаимодействия. Даётся обоснование возможности использ...

КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ (ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ)

В книге представлена логопедическая работа по фор-мированию лексики и грамматического строя у дошкольни-ков с общим недоразвитием речи. Предназначается специа-листам, а также широкому кругу читателей....