«Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Поздняя осень»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Олина Вероника Андреевна

 Задачи:

Обучающие задачи: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти – шести предложений, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения; обогащать словарь детей;

Развивающие задачи: совершенствовать монологическую речь детей, развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе на тему:

«Составление описательного рассказа по репродукции картины

И.И. Левитана «Поздняя осень»

 Задачи:

Обучающие задачи: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти – шести предложений, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения; обогащать словарь детей;

Развивающие задачи: совершенствовать монологическую речь детей, развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже;

Воспитывающие задачи: воспитывать любовь к природе родного края, внимание, чувство взаимопомощи.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени, рассматривание оснних пейзажов, наблюдение за явлениями природы.

Словарная работа: стог сена, скошенная трава.

Оборудование: репродукция картины И.И. Левитана «Поздняя осень», видео слайды с осенней тематикой, видеопрезентация с произведениями известных художников, музыкальная запись произведений из альбома «Времена года» «Ноябрь» П.И. Чайковского.

Ход ООД:

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Восп. Ребята, посмотрите, какие предметы лежат у меня на столе?

Дети. Ручка, блокнот, микрофон.

Восп. Как вы думаете, кому нужны для работы эти предметы?

Дети. Журналистам.

Восп. Как вы думаете,где работают журналисты?

Дети. На телевидении, радио, в редакциях журналов, газет.

Восп. Какие должны быть журналисты?

Дети. Умные, честные, правдивые, смелые, отважные, грамотные.

Восп. А вы хотите сегодня стать журналистами ?

Дети. Да

Восп. Хотите создать свой журнал?

Дети.Да.

Восп. Пройдите к экрану и садитесь на стулья.(сели перед экраном).

Восп.Темой нашего журнала будет ответ на загадку. Слушайте внимательно.

Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья. О каком времени года говорится в этой загадке?

Дети. В этой загадке говорится об осени.

Восп. Правильно вы отгадали загадку. Красоту и величие русской природы осенью воспевают художники – красками, поэты – стихами, композиторы – музыкой.

Восп.  А какие периоды осени вы знаете?

Дети.  Ранняя осень- это сентябрь, первый месяц осени, когда листья только начинают желтеть, но ещё много зелёных листьев. «Золотая осень»- это второй месяц осени. В этот период все деревья наряжены в оранжево-жёлтые листья, будто в золоте, поэтому и получил название «Золотая осень». Поздняя осень- это ноябрь, когда на деревьях опадают все листья и природа готовится к зиме. .(Слайд 2,3,4,5)

Восп. А какой сейчас период осени?  (Поздняя осень)

Восп. Итак, наш журнал мы посвятим осени.

Перед вами первая страница нашего журнала «Пословицы и поговорки об осени» (Слайд 6).

Какие вы знаете пословицы и поговорки об осени?

Дети. Осенью птицы летят низко- к холодной, высоко-к теплой зиме

Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы

Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой

В ноябре зима с осенью борются

Много желудей на дубу уродилось–к лютой зиме

Большой урожай рябины- к большим морозам.

 Восп. Молодцы. А теперь давайте перейдём к второй странице нашего журнала. Она -  поэтическая. (Слайд 7) (осенняя картинка)

Восп. Мы с вами учили наизусть отрывки из стихотворений об осени ,кто хочет их прочитать? (Дети читают наизусть)

  А.С. Пушкина:

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,

Короче становился день, лесов таинственная осень

С печальным шумом обнажалась, ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван тянулся к югу,

Приближалась довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

Г.Юнусов

         Падают листья

Первым вестником зимы

Снег кружится мелкий

Листья падают с дубов

Рыжие,как белки.

Плотно будто бы ковром

Корни укрывабт

Так по-своему они

Землю утепляют.

Восп. Прекрасные стихи об осени. Да действительно поэты в своих стихах превосходно описали красоту осеннего леса. И передали нам свой восторг.

А теперь выйдем на ковер и немножко отдохнем

Физминутка

Ветер северный подул: «С-с-с», (Руки вверх, покачивание влево-вправо)

Все листочки с липы сдул…       (Пошевелить пальцами и подуть на них)

Полетели, закружились               (Побежали, закружились)

И на землю приземлились.               (На пол опустились)

Дождик стал по ним стучать:               (Изображают дождик пальцами рук)

 «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»

Град по ним заколотил

Листья все насквозь пробил.

Хорошо отдохнули, займите свои места.

Восп. Переходим к третей странице нашего журнала –она  художественная.

Восп. Дети, посмотрите как художники передавали в своих произведениях любовь к родной природе. Я предлагаю вам насладиться красотой картин известных художников, а поможет нам в этом прекрасная музыка композитора П.И. Чайковского «Времена года», ноябрь. (Слайд № 8-12) -осенние картины известных художников.

(дети смотрят видео презентацию картин известных художников под музыку)

Восп. Ребята, вам понравились картины? (Да)

Восп.Картины отличаются друг от друга сюжетом, но их можно объединить, назвав одним словом. Каким словом?

Дети. Картины называются пейзажем.

Восп. Почему вы так решили? Что такое пейзаж?

Дети. Пейзаж – это картина, а которых изображена природа.

Восп. Многие художники посвятили свои картины осеннему времени года. Несколько картин об осени написал известный русский художник И.И. Левитан. (Слайд № 13) - портрет Левитана. Он очень любил русскую природу, особенно лес, и изображал его в разное время года.

Восп. Предлагаю поместить в нашем журнале статью о картине И.И Левитана «Поздняя осень».

Согласны? Да. Посмотрите все на экран.

Восп.  Какое время года изобразил Левитан?

Дети. На этой картине, художник Исаак Ильич Левитан изобразил позднюю осень.

Восп.Художник так и назвал её – «Поздняя осень».

Восп. По каким признакам вы узнали, что на картине изображена поздняя осень?

Дети. В ноябре деревья стоят уже без листьев. Трава пожелтевшая, пожухлая. Небо в тучах. Идут частые проливные дожди, поэтому на картине изображена большая лужа.

Восп. Ребята, посмотрите внимательно на картину и скажите, что нарисовано на переднем плане?

Дети. Луг со скошенной травой, лужи.

Восп.А что нарисовано вдалеке?

Дети. Вдалеке виден лес и стог сена, который заготовили сельские жители для корма домашним животным.

Восп.  Какая часть суток изображена на картине?

Дети. Мне кажется, что это начало дня, потому что день светлый.

Восп. Что еще вы видите  вдалеке?

Дети. Деревья,лес

Восп: Как художник изобразил деревья поздней осенью?

Дети. Художник изобразил на картине деревья пожелтевшие. Вдалеке виднеются берёзы с золотыми, ещё не опавшими листьями. Рядом с берёзами стоят зелёные ёлки. Ели как- будто защищают от ветра берёзы и поэтому на них сохранилась листва.

Восп: Что изображено в правом нижнем углу картины?

Дети. В правом нижнем углу картины, художник лужу, поздней осенью часто идут  дожди и образовалась большая лужа. В луже плавают желтые листья, словно кораблики.

Восп. Посмотрите и скажите, как художник изобразил небо на картине?

Дети. Небо хмурое, покрыто нависшими облаками, как – будто сейчас пойдёт дождь или идёт не одну неделю

 Восп.В каких тонах написана эта картина?

Дети. Картина написана в серых, мрачных тонах. Природа как - будто засыпает.

Д: В этой части картины мы видим продолжение неба, которое художник изобразил мрачным, покрытое серыми, дождливыми облаками. Вдалеке деревья стоят голые, они уже давно скинули свою листву. А, стройные березки ещё не все скинули свою пожелтевшую, как золото листву. Вечно зелёные ели, стоят, как бы оберегая березы от сильного ветра и холодов.

Восп. А что вы чувствуете, когда смотрите на картину?  

 Дети. Когда я смотрю на картину, мне печально,грустно, потому что уходит лето.

Восп. Чем вам нравится картина?

А сейчас приглашаю вас на ковер, немножко отдохнем и поиграем в игру «Будь внимателен»

Я буду произносить разные слова.Как только услышите слово, которое связана с осенью, вы должны хлопнуть в ладоши и подпрыгнуть.

Лето,сентябрь, капель, метель, слякоть, дождь, снегопад, листопад, ненастье, ласточка, ноябрь, сугроб, одуванчик, золотая, земляника, грибы, август, октябрь.

Восп.Садимся на стульчики.Ребята, давайте составим рассказ по этой картине . Расскажите о том, какое время года изображено на картине?Кто автор этой картины? Расскажите о стоге сена, об осеннем небе, об облаках, о берёзах и елях. Выразите свое отношение к картине.

Восп.Теперь, кто сможет составить рассказ?

(Далее заслушивает рассказы нескольких детей. Другие дети слушают и дополняют.)

Примерный рассказ

Наступила поздняя осень. Трава на полях убрана в стога.

Небо совсем пасмурное. На небе тёмно-синие тучи и серые облака. Осенью часто идут дожди и поэтому, образовались большие лужи. В лужах плавают жёлтые осенние листья, похожие на маленькие кораблики.

Нигде не видно птиц и не слышно птичьих голосов. С берёз уже облетели листья, поэтому они стоят совсем голыми: кажется, что им холодно и они потеснее прижимаются друг к другу.

Тёмные, тусклые тона отражают осеннее состояние природы.

Лес в ожидании холодов, первых заморозков, первого снега.

Вся природа в ожидании - ещё немного и наступит зима.

Восп. Молодец.

Воспитатель. Ребята. Скажите, пожалуйста, кто хочет что-то добавить к рассказу Дианы.

Восп. Молодец! Ты придумал много интересных сравнений, красивых слов! Садись.

Восп. Молодцы ребята, вы придумали интересные рассказы по картине Левитана «Поздняя осень»

Теперь выйдем на осеннюю полянку! (приглашаю детей в круг). А ну – ка, вокруг себя повернись и в листочки превратись.

Физминутка

Дети.        Мы листики осенние,                           (руки вверх)

        На веточках висели.                           (покачать кистями рук)

        Ветер дунул, полетели.          (качаем руками, наклоны туловища в стороны)

        Мы летели, мы летели,                             (покружиться)

        И на землю тихо сели.                           (присесть, опустив руки)

        Ветер снова набежал                           (встаём)

        И листочки вверх поднял.                    (поднимаем руки вверх)

        Закружились, полетели                              (качаем руками)

        И опять на землю сели.                              (садимся на корточки)

Анализ:итак, наше занятие подходит к концу.Скажите, о чем мы сегодня беседовали?.с какой картиной мы сегодня познакомились? Что больше всего понравилось, что нового узнали? Чей рассказ по картине вам больше всего понравилось?

А теперь приглашаю на сюрпризный момент, выходим на коврик, встали в круг.

- Ну что же журнал наш готов. Вы славно потрудились и я думаю наш журнал очень понравится читателям.

- А вам понравилось быть журналистами? Ну что же собирайте самостоятельно интересный материал и будете рассказывать о нём своим товарищам. Может в будущем кто-то из вас и станет настоящим журналистом.

И я вам дарю вот такие блокнотики, где вы можете делать какие-то заметки, ведь многие из вас уже знают буквы. А кто не знает, тому пригодится в будущем.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комби-нированного вида Детский сад № 16 «Ромашка» города Бирска муниципально-го района Бирский район Республики Башкортостан

Конспект организованно образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

в подготовительной группе на тему:

«Составление описательного рассказа по репродукции картины

И.И. Левитана «Поздняя осень»

                                                                                      Воспитатель: Олина В.А.

Бирск - 2016



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

во второй младшей группе 
«Путешествие в весенний лес»

Образовательная область:«Познание»

Интеграция образовательных областей:  «Безопасность», «Художественное творчество», «Коммуникация», «ЧХЛ», «Музыка»

Интегрированные задачи:

«Познание»

- продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы:ярче светит солнце, снег начинает таять, выросла трава, распустились листья на деревьях.

- расширять представления детей о птицах  и диких животных.

«Безопасность»

- знакомить  с элементарными правилами безопасного поведения.на природе

«Художественное творчество»

- побуждать передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы

- закрепить названия цветов,привлечь  внимания детей к подбору цвета, продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисованию.

«Коммуникация»

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми, продолжать отвечать на вопросы воспитателя

- расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении.

«ЧХЛ»

- развивать умения читать наизусть небольшие стихотворения

«Музыка»

- развитие музыкально-художественной деятельности.

Оборудование и материалы: картинки с изображениями птиц, диких животных, «руль машины» на одного ребенка, индивидуальные листы бумаги с контурами деревьев

Предварительная работа с детьми: знакомство с птицами и дикими животными,  разучивание физкультминутки "Вышел зайчик погулять"

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с гостями. Здравствуйте!

Встали в круг, взялись за руки, улыбнулись друг другу. Поднялось ваше настроение?

Дети: Да

Воспитатель: С таким хорошим настроением я приглашаю вас отправиться в путешествие. Ой, кто то стучится.Входит Лесовичок.(приглашает ребят  путешествовать)

Ну ,что ребята, отправимся в лес вместе с лесовичком.Лесовичок до конца занятия путешествует с нами.

 А как туда можно добраться? (Ответы детей).
- Мы поедем в лес на машине. Садитесь, пристегните ремни, поехали! Будьте очень внимательны. (Дети садятся на стульчики, водителя «руль»).Играет музыка
,вместе с воспитателем исполняют песню «Машина»

- Вот мы и приехали в лес (Слышатся голоса птиц,аудиозапись). Слышите, ребята, птицы поют, они радостно встречают нас. А каких птиц  вы знаете? (Дети называют птиц, педагог показывает их картинки).Слайд1
А кто еще о живет в лесу, вы узнаете, отгадав загадки:
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь - лесной ...(медведь).Слад 2

Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)Слайд 3

Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
Кто в зайчатах знает толк?
Ну, конечно, серый... (волк).Слайд 4

Шубка – иголки,
Свернется он – колкий,
Рукой не возьмешь,
Кто это? (ЁЖ) Слайд 5

Ребята, а как назвать одним словом медведя,зайца,волка,ежа?(Животные).А какие животные? (Дикие).почему вы так думаете? Животные в лесу сами о себе заботятся, добывают еду, строят жилье.

4. Физкультминутка.
Вышел зайчик погулять
Начал ветер утихать. Ходьба на месте. 
Вот он скачет вниз по склону, Бег на месте.
Забегает в лес зеленый.
И несется меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. Прыжки на месте.
Зайка маленький устал. Ходьба на месте.
Хочет спрятаться в кустах.
Замер зайчик средь травы.
А теперь замрем и мы. Дети садятся.

- Ребята, какое сейчас время года? (Весна) Слайд 6.Да,ребята, это  прекрасное время года - Весна. Вся природа просыпается от долгого сна – начинает ярче и теплее светить солнышко, тает снег, а на проталинах появляются первые цветы-подснежники и набухают почки на деревьях. А какие перелетные птицы вернутся к нам из теплых стран? (Ответы детей.) Почему этих птиц называют перелетными? (Они на зиму улетают из наших мест в теплые края.)

- Почему этим птицам приходится улетать в теплые края? Ведь другие птицы, даже такие маленькие, как воробей, остаются зимовать с нами. (Они не могут добыть себе корм. Перелетные птицы питаются насекомыми, которые зимой прячутся.)

- Так от чего же улетают перелетные птицы в теплые края, от холода или от голода? (От голода.) - Как вы думаете, когда они вернуться к нам, на свою родину? (Когда появится корм, которым они питаются.)

- Появились первые проталины, но еще бывают морозы. Какую перелетную птицу мы с вами можем увидеть в это время и почему? (Грачей, потому что только грач своим мощным клювом может достать насекомых из мерзлой земли.)

- Пройдет еще немного времени, снег почти растает, появится первая травка и к нам вернуться. (Скворцы, потому что из мягкой земли они легко могут достать червей и насекомых своим тонким клювом.)

- Когда станет совсем тепло, проснуться все насекомые, даже такие маленькие, как мошки, комары, и они будут летать стаями, тогда к нам вернутся. (Ласточки)

- Мы вспомнили многих перелетных птиц, но не все из них будут вить себе гнезда в городе. Большинство из них поселятся далеко-далеко от города, и мы сможем с ними встретиться только тогда, когда поедем за город. А в городских парках и на наших улицах мы сможем любоваться. (Грачами, скворцами, ласточками, утками.) Выставляются на стенд картинки с изображением названных птиц.

.А что происходит с  деревьями весной? Весной на деревьях распускаются молодые,нежные, зеленые листочки Посмотрите, у нас тоже на листочке изображенр  дерево (показываю ватман).а кто узнал какое это дерево? (береза)Чего же не хватает нашему весеннему дереву? (ответы детей) Правильно, листьев.А какого цвета листья? (Зеленые) Сейчас мы их нарисуем. А будем рисовать не кисточками, а пальчиками.  А какими пальчиками? (указательными).Посмотрите, как я буду рисовать. Я обмакну пальчик в зеленую краску и нанесу несколько листьев на веточки дерева.. Потом, обмокну еще раз в зеленую краску краску и опять нанесу на дерево,вытираю пальчик салфеткой Видите, у меня дерево просыпается ,из почек распускаются наши зеленые листочки получается красивое  весеннее дерево А сейчас мы приступаем к работе. Звучит музыка «Апрель» («Времена года») П.И.Чайковского, дети выполняют работу.-Посмотрите, какое замечательное весенние  деревья  у нас получаютсяп.По мере выполнения работы воспитатель предлагает детям протереть руки влажной салфеткой и разместить работы на мольберт.Итог.Саша, как рисовал листочки на березе итд.

Воспитатель. Как вы красиво украсили деревья! Теперь у нас получилась настоящая березовая роща.  (рассматривают готовые рисунки)

Воспитатель: Детки, вы в весеннем лесу побывали, птичьи песни услыхали. А теперь всей гурьбой возвращаемся домой!Давайте поблагодарим наш лес, простимся с его хозяином лесовичком.Досвидания лесовичок!сядем в машину и поедем в наш родной город а как называется наш город?Как наз-ся наш детский сад,группа?Под песенку «Машина» поехали. Приехали. Выходим из машины.

 Ребята, куда мы ездили с вами? Путешествовать в лес.А какой лес? (Весенний  лес). Давайте поблагодарим наш лес, простимся с ним, сядем в машинки и поедем в наш родной город. А как называется наш город? (Ответы детей).
А теперь попрощаемся с гостями и пойдем в свою группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»

Данный конспект бедет полезен воспитателям подготовительных групп. Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Учить детей составлять описател...

Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».

Конспект планового занятия со старшими дошкольниками по развитию связной речи....

Конспект занятия по речевому развитию "Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана "Золотая осень"

Основная образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие,художественно-эстетическое развитиеФорма организации: фронтальная.Программное содержание:...

Конспект занятия по речевому развитию "Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана "Золотая осень"

Основная образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие,художественно-эстетическое развитиеФорма организации: фронтальная.Программное содержание:...