Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Развитие речи. Формирование навыков выразительного чтения" (подготовительная группа)
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры – главная задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладения ими литературным языком своего  народа. Поэтому так важно, чтобы ребёнок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат, и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma.docx589.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№179 г.Оренбург

Рабочая программа

непосредственной образовательной деятельности

"Развитие речи. Формирование навыков выразительного чтения"

(подготовительная группа)

на период с 01.09.2018г. по 31.05.2019г. учебный год по ФГОС ДО

по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования

“От рождения до школы” Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева

Составитель:

Т.Н.Петроченкова

г. Оренбург-2018г.

Оглавление

  1. Пояснительная записка.
  2. Цель и задачи «Речевое развитие» по ФГОС ДО:
  3.  Основные направления работы по развитию речи.
  1. Формирование словаря.
  2. Развивающая речевая среда.
  3. Звуковая культура речи.
  4. Грамматический строй речи.
  5. Связная речь.
  6.  Подготовка к обучению грамоте.
  1. Компоненты интонации выразительного чтения.
  2. Работа над формированием компонентов выразительного чтения.
  3. Структура НОД по ознакомлению детей с жанрами прозы и поэзии.
  4. Современные образовательные технологии.
  5. Межпредметные связи.
  6. Календарно-тематический план
  7. Планируемые результаты.
  8. Учебно-дидактическое и информационное обеспечение программы.

Список литературы………………………………………………….

Приложение……………………………………………………………

1.Пояснительная записка.

Можно возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно - эстетическое или социально-коммуникативное.

Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?

Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение.

Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений. Художественно-эстетическое – без художественных образов, стихов, литературных текстов, обсуждений.

Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач.

Поэтому абсолютно бесспорно место речевого развития в полноценном формировании личности.

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие».

Основные направления работы по развитию речи дошкольников выделены в чётком соответствии задачам речевого развития.

 Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры – главная задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладения ими литературным языком своего  народа. Поэтому так важно, чтобы ребёнок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат, и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие.

Владеть речью – это, во-первых, владеть словарём. Обогащение активного словаря дошкольника происходит за счёт основного словарного фонда языка и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей. Для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы. Например, если сейчас мы реализуем тему «Весна», то и словарь детей должен пополняться и активизироваться в рамках данной темы. Ребёнок осваивает речь, начиная со звукового строя языка. Темп усвоения звуков у каждого ребёнка свой, но к пяти годам основания к тому, чтобы чётко и внятно произносить все звуки родного языка есть практически у каждого здорового дошкольника. В ФГОС реализация этой задачи называется «Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» и предполагает, что ребёнок усваивает интонационный строй родного языка, систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи.

Наша связная речь состоит из двух частей – диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи. Грамматический строй это умение изменять слова, соединять их в предложения, ребёнок усваивает на слух, осмысливая речь взрослых. Кроме этого можно проводить специальные речевые упражнения, помогающие детям усвоить наиболее сложные конструкции. Например, игры «Что было бы…» (усвоение сослагательного наклонения), «Чего не хватает?» (употребление существительных в родительном падеже) и т.п. Развитие речевого творчества – работа непростая. Она предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые повороты в сюжете сказки и т.п. Всё это становится возможным, если мы создаём для этого условия. Знакомство с художественной литературой, книжной культурой это понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Главная проблема здесь состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения-слушания. Поэтому перед нами, педагогами дошкольного образования стоит очень серьёзная задача изменить ситуацию здесь, в дошкольном учреждении: книга должна стать спутником детей, заполнять их досуг, оживать в инсценировках, играх-драматизациях. Художественное слово должно звучать постоянно! И ещё одна задача речевого развития – формирование звуковой аналитико- синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Вся наша работа по развитию речи в детском саду подготавливает ребёнка к школе, где необходима правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи. Речь уже в детском саду становится предметом анализа детей, что представляет для них серьёзную трудность из-за особенностей мышления.

Важнейшим средством развития речи является общение. Общение – сложный и многогранный феномен жизнедеятельности человека, выступающий одновременно как:  

Процесс взаимодействия людей

 Информационный процесс (обмен информацией, деятельностью, ее результатами, опытом)  Средство и условие передачи и усвоения социального опыта.

Отношение людей друг к другу.

  Процесс взаимовлияния людей друг на друга.

Сопереживание и взаимопонимание.

 Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребёнка с окружающими людьми, с помощью языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребёнка, а формируется в процессе его существования в социальной среде, и, соответственно, зависит от уровня культурно-языковой среды. Она является средством развития речи в широком смысле: подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком.

Являясь средством развития речи, обучение в процессе НОД предъявляет к педагогу личные требования: его речь, обращённая к ребёнку должна быть грамотной, чёткой, понятной – то есть доступной возрастному уровню, содержательной и одновременно точной, логичной, лексически, фонетически, грамматически правильной. Образность, выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная, но не чрезмерная громкость, знание и соблюдение правил речевого этикета, соответствие слова воспитателя его делам – вот критерии, на которые должен ориентироваться педагог, пользуясь речью во взаимодействии с ребёнком. И художественная литература, а также такие виды искусства, как музыка и театр являются мощнейшим средством по развитию речи дошкольников. Художественная литература является важнейшим источником развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Изобразительное искусство, музыка, театр также используются в интересах речевого развития детей: эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.

Выразительное чтение является одним из могущественных средств, благодаря которому воспитатель в процессе работы над художественным произведением вызывает у детей сопереживание, помогая им верно понять и ощутить автора..

  1. Цель ОО «Речевое развитие» по ФГОС ДО:

Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающим на основе овладения литературным языком своего народа.

Исходя из цели выстраиваются следующие задачи:

- овладение речью, как средством общения

- обогащение активного словаря

- формирование навыков выразительному чтению

- развитие звуковой культуры речи

- развитие связной речи

- развитие речевого творчества

- знакомство с художественной литературой

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности (старшая и подготовительная группа)

3. Основные направления работы по развитию речи.

   3.1 Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.

Побуждать детей интересоваться смыслом слова.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

 Направления словарной работы:
- Связанно с освоением названий предметов и объектов и их действий.
Основные формы работы:
образовательные ситуации

наблюдение за живыми объектами, с целью названия животного и его действий.
в процессе наблюдения за трудовыми процессами взрослых.
- Предполагает создание условий для освоения слов, обозначающих свойства и качества предметов, их назначение, строение, пространственное расположение, качество материалов, из которых они изготовлены.

- Словарный запас пополняется прилагательными и наречиями.
образовательные ситуации: рассматривание, сравнение предметов, объектов и материалов, определение их свойств и качеств.
- Предполагает освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения.
образовательные ситуации, направленные на освоение видовых обобщений, занятия по формированию родовых обобщений, упражнение в классификации.
- Предполагает освоение новых (переносных) значений известных слов.

Оно связанно с освоением средств языковой выразительности: метафор, сравнений, олицетворений,
при ознакомлении детей с произведениями художественной литературы. Особенно с пейзажной лирикой.

Выразительность чтения включает в себя способность воспитателя передать детям главную мысль произведения с использованием эмоционально-выразительных средств чтения: тона, логического и эмоционального ударения, пауз, связанных со знаками препинания, соблюдение смысловых пауз, мелодики речи. Все компоненты навыка чтения связаны между собой: один компонент вытекает из другого.

3.2 Развивающая речевая среда. Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

Совершенствовать речь как средство общения.

Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться

играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т.п.

Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим об

суждением с воспитателем и сверстниками.

Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие

выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

Помогать осваивать формы речевого этикета.

Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.

Приучать детей к самостоятельности суждений.

3.3 Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить

детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять

место звука в слове.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

3.4 Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные

в сравнительной и превосходной степени.

Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому

что, если, если бы и т.д.).

3.5 Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками,

воспитывать культуру речевого общения.

Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся

действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

3.6 Подготовка к обучению грамоте. Дать представления о предложении (без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на -ша Ма -ша, ма – ли -на, бе - ре- за) на части.

Учить составлять слова из слогов (устно).

  Учить выделять последовательность звуков в простых словах

  1. Компоненты интонации выразительного чтения

Выразительное средство звучащей речи – интонация. С помощью интонации можно выразить конкретный смысл высказывания, его цель; чувство, отношение говорящего к тому, о чем говорится, и к собеседнику, слушателю. Интонация организует речь: расчленяет ее на предложения и фразы (такты), выряжает смысловое отношение между частями предложения, сообщает произносимому тексту значение сообщения, вопроса, приказания, просьбы и т. д.

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Выразительное чтение предполагает выработку у ребенка определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты:

  • тон голоса,
  • сила голоса,
  • тембр высказывания,
  • ритм речи,
  • темп речи (убыстрение и замедление),
  • паузы (остановки, перерывы речи),
  • мелодика   тона  (повышение   и   понижение   голоса),   логические   и синтагматические ударения.

Все средства интонации, выразительность речи и чтения

поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.

Работу над выразительностью чтения начинать необходимо с младшего возраста. Воспитатель на речевой разминке дает ребятам специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторяются скороговорки и чистоговорки, выполняется артикуляционная гимнастика, хоровое чтение отдельных фрагментов текста и т.п. По мере того, как дети становятся старше, выполнять задания, которые предлагались прежде, им становится неинтересно. Постепенно педагоги перестают использовать на занятиях и вне их специальные упражнения и ограничиваются работой над выразительным чтением только накануне праздников, досугов, развлечений...

  1. Рассмотрим, как проводилась работа над формированием компонентов выразительного чтения.

(Приложение)

  1. На занятии на тему:

На организационном этапе урока мы использовали упражнения для развития интонационной выразительности и для постановки силы голоса.

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт!

С каким чувством надо произнести предложение? (С чувством гордости, восхищения)

Упражнения для развития интонационной выразительности:

  1. произнесите фразу «Ты молодец!» с восхищением, с насмешкой.
  2. произнесите фразу «Спасибо тебе» с благодарностью, с обидой.
  3. произнесите с восклицательной интонацией; произнесите с вопросительной интонацией:

Лето наступило. Лето наступило!

Они дружно работали! Они дружно работали?

Упражнение для постановки силы голоса: необходимо разбудить человека, изменяя силу голоса тихо, громче, громко, очень громко («Проснись!»)

На этапе беседы после первичного прочтения стихотворения проводилась словарная работа. Что значит «студёная пора?» (очень холодно). Послушайте слова,  записанные  на  доске,  среди  данных  слов  подберите  объяснение  слову«хворост» (сухие сучья, ветви, деревья). Далее мы просили детей обратить внимание на слайд, где были представлены иллюстрации: узда и полушубок, с помощью их дети должны были своими словами рассказать, как они понимают значения данных  слов.  Значения  таких  словарных  слов, как «чинно», «вестимо», дети узнают из словаря от воспитателя

Для развития осознанного отношения к чтению на этапе беседы после первичного прочтения использовались проблемная ситуация, проблемный вопрос: «Ребята, скажите, как вы считаете, какие требования мы должны соблюдать, чтобы выразительно прочитать текст?» (дети высказывают свои предположения)

На этапе физкультминутки проводилось упражнение для развития умения выделять логические ударения. Во время выполнения упражнения учащиеся стоят около парт, стихотворение проговаривается с движениями.

На организационном этапе мы провели упражнение для постановки речевого дыхания: «Проколотый мяч». Представьте, что у вас на уровне груди большой резиновый мяч, и он проколот. Если на него нажимать, слышно, как выходит воздух. Необходимо нажать на «мяч» ладонями легко и без усилий, и параллельно с этим сымитировать звук «сссс…». Выдох должен быть плавным, энергичным, не ослабевающим к концу; упражнение для развития интонационной выразительности произнесите хвастливо следующие фразы: «А у меня новое платье!», «Я вчера была в зоопарке!». Придумайте свою фразу и произнесите её хвастливо.

После первичного прочтения мы провели беседу по вопросам: Кто является главным героем стихотворения? Какие чувства у вас вызвало стихотворение? и словарную работу, используя толковый словарь С.И. Ожегова (воевода – предводитель войска на Руси, дозором обходит – сторожит, палица – дубина с шипами, оружие русских богатырей, обозы – вереница гружёных повозок, казна – богатство, алмазы, жемчуг – драгоценности белого переливающегося цвета).

На этапе физкультминутки проводилась игра под названием «Барабан» (работа над темпом)

Левой, правой, левой, правой (медленно), На парад идет отряд!

На парад идет отряд (средний темп), Барабанщик очень рад!

Барабанит, барабанит (быстро) Полтора часа подряд!

Левой, правой, левой, правой (средний темп),

Барабан уже дырявый! (А. Барто) Во время выполнения упражнения ребята располагаются около столов.

Для развития смыслового компонента выразительного чтения на этапе анализа произведения проводили беседу, чтобы узнать, что Н.А. Некрасов хотел рассказать читателям этим стихотворением, какую основную идею передать. Некоторые вопросы из беседы: О чём говорит Н.А. Некрасов в первом четверостишии? Как автор называет мороз? Каким вы себе представляете Мороза-воеводу? Подумайте, какие изобразительные средства выразительности использовал в своём стихотворении Н.А. Некрасов, чтобы показать Мороза- воеводу похожим на героя из сказки? Ребята, как природа реагирует на появление Мороза? Какие средства выразительности использует поэт, чтобы передать радость природы от прихода Мороза-воеводы? На какие две части его можно разделить?

Работу над техническими компонентами мы проводили на этапе анализа произведения после того, как определили основную идею стихотворения. С какой интонацией необходимо читать каждую из этих частей? (Первую часть – неторопливо, торжественно и бодро, а вторую часть – гордо и немного хвастливо), темп медленный.

Проводилось упражнение «Кто быстрее?», в котором необходимо было расставить паузы:

  • поездку отложить нельзя выезжать;
  • детей отправьте вечером встретим;
  • на утёс одинокий орёл садится.

Для того чтобы учащиеся смогли определить, где необходимо поставить логические ударения и паузы, мы предложили ученикам прослушать аудиозапись стихотворения Н.А. Некрасова «Мороз-воевода» (в исполнении А. Пожарова).

Таким образом, формирование навыка выразительного чтения у детей – очень важная часть работы воспитателя. Для того, чтобы правильно понять текст, его нужно правильно прочитать; а для того, чтобы выразительно прочитать, текст нужно понять. Выразительное чтение невозможно без полного, комплексного анализа произведения, а также без умения пользоваться интонационными средствами выразительности. Интонация – сложное явление устной речи, которое играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Основные компоненты интонации – логическое ударение, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона голоса, темп, тембр, эмоциональная окраска.

Настоящий раздел программы разработан на основе образовательного минимума содержания “От рождения до школы” Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. Обновление содержания осуществляется на основе программы. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.  Всего 36 занятия в год.  Диагностика осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Часть, формируемая участниками  образовательного процесса будет реализовываться тоже как часть непосредственной образовательной деятельности.

6.Структура НОД по ознакомлению детей с жанрами прозы и поэзии

На специальных занятиях воспитатель может читать детям или рассказывать. Читать он может наизусть или по книге.

Одна из задач занятий состоит в том, чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи.

Детям раннего и младшего дошкольного возраста воспитатель в основном читает наизусть (потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки); детям среднего и старшего дошкольного возраста он читает уже по книге довольно значительные по объему стихотворные и прозаические сказки, рассказы, повести.

Рассказываются только прозаические произведения -- сказки, рассказы, повести. Заучивание воспитателем наизусть художественных произведений, предназначенных для чтения детям, и развитие навыков выразительного чтения - важная часть профессиональной подготовки воспитателя.

Занятие по ознакомлению с художественным произведением детей разных возрастных ступеней организуется педагогом по-разному: с детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с группами по 2-6 человек; группу детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа воспитателя нужно разделить пополам; в средней и старших группах занимаются одновременно со всеми детьми на обычном для занятий месте.

Воспитатель перед занятием приготавливает весь наглядный материал, который предполагает использовать во время чтения: игрушки, муляж, картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями для раздачи детям и др.

Чтобы чтение или рассказывание было обучающим, необходимо соблюдение того же правила, которое действовало при доречевых тренировках детей раннего возраста, т. е. дети должны видеть лицо воспитателя, его артикуляцию, мимику, а не только слышать его голос. Воспитатель, читая по книге, должен научиться смотреть не только в текст книги, но и время от времени на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на его чтение. Умение посматривать на детей во время чтения дается воспитателю в результате настойчивых тренировок; но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение «с листа», без подготовки: перед занятием воспитатель производит интонационный разбор произведения («дикторское прочтение») и тренируется в чтении вслух.

7. К числу современных образовательных технологий, используемых в дошкольном образовании, можно отнести:

  • здоровье сберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  •  информационно-коммуникационные технологии;(сегодня ИКТ начинают занимать свою нищу в воспитательном  -образовательном пространстве ДО ,компьютерные программы ,интерактивный DVD,  система презентаций по развитию речи, компьютерные игры)
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • игровая технология
  • Технология«ТРИЗ»          

Технология ТРИЗ предполагает тесную взаимосвязь речевого, познавательного и творческого развития дошкольника. ТРИЗ может использоваться в работе с дошкольниками и это даёт прекрасные результаты в плане развития воображения, творчества и речи детей.

Автором данной теории стал Генрих Саулович Альтшуллер- ученый, изобретатель. Например, с помощью метода «Мозгового штурма» развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

 

8.Межпредметные связи будут осуществляться по разделам:

  • «Изобразительная деятельность», где учатся составлять  рассказы по произведениям живописи.
  • «Музыкальное воспитание», где дети слушают музыку к литературному произведению, отмечают разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героев, их образ.
  • «Физическое воспитание», где дети играют в подвижные игры на основе фольклорных произведений.
  • «Художественная литература», где дети учатся пересказывать сюжеты произведений, задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
  •  «Театрализованная деятельность», где ведется работа на развитие артикуляционного аппарата, у детей развивается четкая, ясная дикция.
  • «Ознакомление с окружающим», где  идет расширение кругозора в процессе использования отрывков из литературных произведений в соответствии с тематикой занятий.

 

Приложение.







  1. Календарно-тематический план

Месяц

       Дата

Тематическая неделя

Тема образовательной деятельности

 Программное содержание

 Обязательная часть программы

Содержание, формируемое участниками образовательного процесса

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Сентябрь

04.09.

Осень

1.Подготовишки.

Беседа с детьми о том, как теперь называется их группа и почему. Закреплять умение составлять рассказ по памяти. Развивать фонематический слух. Воспитывать интерес к слову. Развивать умение правильно строить высказывания.

Работа с картинками и изображением школьных принадлежностей, отгадывание загадок о них.

Гербова  В. В. «Развитие речи  в детском саду».стр.19-20

11.09.

Осень

2. Летние истории.

Обучать навыкам составления сюжетного рассказа из личного опыта. Учить подбирать существительные к прилагательным.

Рассматривание репродукции картин  известных художников  о лете, фотовыставка, чтение стихов.

 стр20-21.

18.09.

Осень

3.Лексико –грамматическое упражнение

Активизировать словарь детей. Помогать    дошкольникам   точно   характеризовать  предмет, правильно строить  предложения.

Д/и «Кто больше с лов скажет»

стр.22

25.09.

Осень

4. Составление текста-рассуждения

Учить употреблению сложноподчиненных предложений.

Учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные к существительным в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова.

Развивать внимание, усидчивость.

Воспитывать интерес к слову.

д/и «Слова-родственники»

Цель: учить подбирать однокоренные слова.

Заяц – зайчик, зайчонок, заинька, заюшка, зайчишка, заячий, зайчата.

Лес - лесок, лесочек, лесник, лесовичок, лесная, лесничий.

Река – речка, реченька, речной, речушка.

О.С.Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр.139

                                                                          Октябрь

02.10.

Неделя художников-иллюстраторов и мультипликаторов Чувашии

1 Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»

Развивать умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно.

Учить подбирать синонимы, антонимы к прилагательным и глаголам.

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «з» и «ж», учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно.

Развивать умение договариваться в процессе пересказа друг с другом.  Воспитывать интерес к жизни животных.

д/и «Подбери другое слово»

Цель: учить подбирать синонимы.

Веселый – радостный, оживленный.

Побежал – помчался, понесся, полетел.

Грустный – печальный, скучный.

Побрел – поплелся, шел еле-еле.

О.С.Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр.141-143

09.10.

Мой город, моя страна, моя планета

2. Составление рассказа по картинам из серии «Домашние животные»

Учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений. Учить употреблять существительные в Р.п. мн.ч., подбирать определения; учить образовывать относительные прилагательные; формировать умение сравнивать.

Учить подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произнесение их в разном темпе и с разной силой голоса.

Развивать умение слушать других детей.

Воспитывать интерес к жизни животных.

д/и «Опиши, мы отгадаем»

Цель: учить описывать домашнее животное, называя характерные особенности.

Ребенок дает описание животного, другие дети это животное отгадывают.

О.С.Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр.143-145

16.10.

Мой город, моя страна, моя планета

3. Составление рассказа по серии сюжетных картин

Учить составлять коллективный рассказ, давать ему точное название. Учить заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам.

Развивать чувства ритма и рифмы.

Воспитывать внимательное отношение к ответам и рассказам других детей.

д/и «Как сказать правильно?»

Цель: учить объяснять различия в словах.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2010, с.143)

О.С.Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр.145

23.10.

Мой город, моя страна, моя планета

4.Небылицы – перевертыши.

Познакомить детей с народными и авторскими  небылицами. Вызвать желание придумать свои небылицы.

Придумывание детьми собственных небылиц связанных  с городом Ядрин. Формирование творческих способностей детей.

стр.34-35

30.10.

День народного единства

1.Сегодня так светло кругом!

Познакомить детей со стихами об осени. Расширять и систематизировать знания  о стихах. Приобщать их к  поэтической речи.

Изображение  картин  «Золотая осень» отгадывание загадок про дары золотой осени. Игра «Осень спросим».

стр.35-36

06.11.

День народного единства

2.Осенние мотивы.

Учить детей рассматривать рисунки в книгах .Развивать умение составлять рассказ из личного опыта на тему «Осень». Учить формулировать личную оценку. Расширять знания о цветах.

Узнавать реальные признаки зимы в поэтическом выражении.

стр.36-37

13.11.

День народного единства

3. Составление текста-поздравления.

Учить составлять текст-поздравление.

Закрепить правильное произношение звуков «с», «ш», научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации.

Развивать внимание, память.

Воспитывать интерес детей к слову.

д/и «Накроем правильно на стол»

Цель: закрепить названия предметов посуды, ее назначение.

О.С.Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр.150

20.11.

Новый год

4.Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Совершенствовать умение пересказывать. Формировать оценочное отношение к героям. Поощрять попытки детей  самостоятельно составлять план пересказа.

Составление рассказа по сюжетным картинам про Новый год.

стр.39-40

Ноябрь

27.11.

Новый год

5. Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…».

Ознакомление с приметами о зиме

стр.42-44

Декабрь

04.12.

Новый год

1. Работа  с иллюстрированными изданиями сказок.

Приучать  с  интересом   рассматривать  рисунки в книгах. Активизировать речь детей. Составление рассказа по иллюстрации к сказке « Морозка »

Д/и «Что в мешке у Буратины»

стр.45-46

11.12.

Новый год

2. Составление рассказа с использованием антонимов

Учить составлять рассказ, используя антонимы.

Учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.

Развивать связную речь, внимание.

Воспитывать умение слушать, четко отвечать на вопросы.

Пословицы (с антонимами):

Один теряет, а другой …(находит),

Больше знай, да меньше…(болтай),

Умел ошибиться, умей и…(поправиться),

Человек от лени болеет, а от труда…(здоровеет),

Дождик вымочит, а солнышко…

(высушит),

Если что-нибудь забудешь, то потом и …(вспомнишь),

Смелый там найдет, где робкий…

(потеряет)

О.С.Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр.157

18.12.

Новый год

3. Чтение рассказа Л.Толстого «Прыжок»

Рассказать о писателе, помочь вспомнить известные рассказы Л. Толстого и познакомить  с рассказом «Прыжок».Учить  звуковой  анализ слов.

Подвести детей к нравственному  пониманию смысла  рассказа.

стр.47-48

25.12.

Новый год

4. Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Учить пересказывать текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.

Учить объяснять значения слов; давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и  увеличительными), подбирать синонимы и антонимы; учить замечать смысловые несоответствия.

Развивать   умение договариваться друг с другом при пересказе.                            Воспитывать любовь к народному творчеству.

д/и «Как сказать правильно?»

Цель: учить подбирать антонимы.

О.С.Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр.168

Январь

15.01.

Зима

1.Новогодние встречи.

Совершенствовать умение составлять рассказы из  личного опыта. Активизировать  речь дошкольника. Опора на собственный опыт восприятия зимней природы.

Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.

Обратить  внимание детей  на образный  язык загадок, пословиц и поговорок о зимних изменениях природе.

стр.54

22.01.

Зима

2. Здравствуй, гостья-зима!

Познакомить со стихотворением о зиме. Учить

составлять рассказ о зимних забавах по сюжетным картинам;

Игры детей на участке детского сада (катание с горки, игра в снежки, строительство снежной крепости и пр.).

Формировать представления о зимних забавах.

стр.55-56

29.01.

Зима

3. Составление рассказа на тему «Четвероногий друг»

Учить развивать предложенный сюжет. Активизировать в речи союзы и союзные слова (в сложноподчиненных предложениях разных типов), учить употреблять слово варежки в разных падежах.

Учить дифференцированию звуков «ш» и «ж»; использованию вопросительной и повествовательной интонаций.

Развивать логическое мышление, сообразительность.

Воспитывать заботливое отношение к животным

д/и «Закончи предложение»

Цель: учить составлять сложное предложение.

О.С.Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр.171

Февраль

05.02.

День защитника Отечества

1. Сочинение сказки на предложенный сюжет

Учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам; сочинять сказку на заданный сюжет.

Учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету; уточнить родовые понятия «мебель», «игрушки»; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; воспитывать умения понимать и объяснять смысл образных выражений; логично ставить вопросы, находить предметы по выделенным признакам.

Развивать умение внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы полными ответами.

Воспитывать усидчивость.

д/и «Кто больше назовет?»

Цель: учить классифицировать предметы.

О.С.Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр.173

12.02.

День защитника Отечества

2 Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке»

Учить отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности. Активизировать употребление однокоренных слов; учить составлять два-три предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу.

Развивать творческие способности, фантазию, память.

Воспитывать доброе отношение друг к другу.

д/и «Слова-родственники»

Цель: учить подбирать однокоренные слова.

Снег – снежок, снежинка, снежный, подснежник, снеговик, снегопад,

Снегурочка.

Зима – зимушка, зимний, зимовье, зимовать, зимующие.

О.С.Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр.175

26.02.

День защитника Отечества

3.Работа по сюжетной картине

Совершенствовать умение озаглавить  картину,  составить план рассказа. Активизировать речь.

Обобщить и систематизировать знания о былинах и сказочных героях. Воспитывать гордость и уважение к русским  воинам.

стр.59-60

04.03.

Международный женский день

4. Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам (открыткам)

Учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенному и последующие; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность. Учить употреблять названия детенышей животных в Р.п. ед. и мн.ч.; давать задания на подбор сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов. Закреплять правильное произношение звуков «р» и «л» в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки на слух; учить регулировать громкость голоса, темп речи.

Развивать внимание, связную речь.

Воспитывать интерес к жизни животных.

д/и «Кто у кого?»

Цель: учить называть животных и их детенышей.

О.С.Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр.188

Март

11.03.

Международный женский день

1.Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик»

 Совершенствовать умение детей пересказывать литературные произведения, передавать диалоги действующих лиц. Развивать слуховую память и внимание.

Воспитывать доброе, положительное  отношение к творчеству В.Даля.

стр.65-66

18.03.

2.Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день»

 Знакомство со стихотворением П. Соловьевой «Ночь и день».

Упражнять в выразительном чтении  стихотворения.

стр.66-67

01.04

Народная культура и традиции

3.Весна идет, весне дорогу!

Чтение стихотворений о весне.

Знакомить со скороговорками, их значением, учить четко произносить их, придумывать небольшие истории .

стр.68-70

08.04.

Народная культура и традиции

4.Сочинение сказки на заданную тему

Формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра.

Давать задания на подбор синонимов и антонимов, определений и сравнений; работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; давать задания на словообразование.

Учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

Развивать память, наблюдательность.

Воспитывать любовь к окружающей природе.

Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

О.С.Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр.196

                                                                            Апрель

Апрель

15.04.

Весна

1. Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста.

Активизировать употребление глаголов (из текста сказки); учить образовывать сравнительную степень прилагательных; воспитывать умение понимать смысл пословиц.

Учить правильно произносить звуки «ш», «ж», «р», изменять силу голоса и темп речи.

Развивать внимание, память.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

д/и «Кто хитрее?

Цель: подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени имен прилагательных.

Лиса хитрая, а журавль еще… хитрее.

Кувшин высокий, а журавль еще…

Нос у журавля длинный, а у слона еще…

и т. д.

О.С.Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр.199

22.04.

Весна

2.Сочиняем сказку  про Золушку

Закреплять навыки составления сказки на предложенную тему; совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов, содержащих букву ь и мягкие согласные; активизировать употребление в речи существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; развивать интонационную сторону речи.

Доброжелательное сотрудничество со  сверстниками.

стр.72-73

29.04.

Весна

3. Описание пейзажной картины

Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом.

Тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов.

Учить придумывать предложения и поизносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения.

Развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художником настроение, желание общаться по поводу увиденного.

Воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин.

д/и «Подбери слово»

Цель: учить подбирать определения.

Воспитатель задает вопросы, дети подбирают определения.

Какая весна?

Какой лес?

Какой ручеек?

Какой ветер?

О.С.Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр.200

06.05.

Знакомство с культурой и традициями чувашского народа

4.Мой друг (рассказ из личного опыта)

Закреплять умение составлять рассказ на тему «Мой друг» из личного опыта. Развивать умение: придумывать концовку к рассказам; формулировать личную оценку поступков героев; воспринимать смысл пословиц, выраженных образно.

Развивать представление о дружбе и дружеских отношениях между детьми группы.

Воспринимать образный смысл пословиц

стр.76

Май

13.05.

До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!

1.Весенние стихи

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Стих Плещеева «Весна»

стр.79

20.05.

До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!

2.Беседа о  книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В. Бианки «Май»

Воспринимать книжные иллюстрации как  самоценность  и источник информации .Знакомство детей  приметами мая- последнего месяца весны.

Зарисовки детей по рассказу «Май»

стр.79-80

27.05.

До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!

Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг»

Донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица.

Учить подбирать определения и сравнения; давать задания на согласование существительных и прилагательных в роде и числе.

Давать задания на регулирование темпа речи и силы голоса.

Развивать логическое  мышление, сообразительность.

Воспитывать чувство прекрасного.

д/и «Подбери слово»

Цель: учить подбирать определения.

Какой луг? (золотой, разноцветный, пестрый, веселый, цветастый)

Какой одуванчик?

О.С.Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр.206

10. Планируемые результаты.

  • Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
  • Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
  • В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
  • Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
  • Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
  • Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
  • Для формирования навыков выразительного чтения необходимо работать не только над смысловой стороной, но и над технической, так как обе эти стороны взаимосвязаны; необходимо систематически включать в деятельность на занятии по развитию речи упражнения на тренировку речевого дыхания, темпа речи, выделения логических пауз, логического ударения, выработку правильной интонации.

11.Учебно-дидактическое и информационное обеспечение программы.

Материалы, оборудование, учебно-наглядные пособия

Информационные и технические средства обучения

1

Картины и репродукции художников

Ноутбук, телевизор,

2

Книги со сказками и стихотворениями

презентации

3

Муляжи овощей и фруктов

Диски

4

Тематические карточки

5

Наглядно- дидактические пособия

Серия "Грамматика в картинках": "Антонимы. Глаголы"; "Антонимы. Прилагательные"; "Говори правильно"; "Множественное число"; "Многозначные слова"; "Один- много"; "Словообразоаание"; "Ударение".

Плакаты: "Алфавит"

Серия "Рассказы по картинкам": "Колобок"; "Курочка Ряба"; "Репка"; "Теремок".

Список литературы:

  1. Мартынова, А.Н. Потешки, считалки, небылицы/А.Н. Мартынова.- М.: Современник, 1989.
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика- Синтез, 2014.
  3. Сказка о лесном художнике: Шишкин.- М.: Белый город, 2001.
  4. Гербова В.В.         Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
  5. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2015.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Читайка" в подготовительной школе группе.

рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Читайка" в подготовительной школе группе...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию сенсорных навыков « Любознай-ка»

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, ...

Приказ № 234 "О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч"

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Маленькие почемучки" средняя группа

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотнош...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...