Конспект ООД по развитию речи в старшей группе "Русская изба"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Вахитова Наталия Юрьевна

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе"Русская изба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_russkaya_izba.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Администрации г. Подольск

Муниципальное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида№38 «Искорка»

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе

    «В русской избе»

Составитель: Воспитатель

МДОУ №38 «Искорка»

Вахитова. Н.Ю.

Подольск 2016 год

Конспект ООД     «В русской избе»

Цель занятия: знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.

Задачи:

--  познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи;

      --  обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;

    ---  воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

---   развивать художественно-творческие способности детей.

Ход занятия:

Мероприятие начинается с мини театрализации. Воспитатель появляется в народном костюме-сарафане, кокошнике или платке.

У московских древних вод

Поселяется народ.

Поселялись люди редко

На реке, в глуши лесной,

Только предки наших предков

Появились тут весной.

Толь в ладьях они приплыли.

Толь верхами. Толь пешком.

Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом

И решили: «Места много,

Есть, что есть и есть, что пить! »

Помолились люди богу.

Стали строиться да жить.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

— Почему же из лиственницы строили дома?

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Давайте вспомним  пословицы о печке

• Без работы и печь холодна.

• На холодной печи не пекут калачи, а в печь суют, в потом жуют.

• Из одной печи, да не одни калачи.

• Иного хлебом не корми, только с печи не гони.

Назовите сказки, где упоминается печка?

• «Гуси лебеди»

• «Три медведя»

• «Царевна – лягушка»

• «Домовенок Кузя»

• «Маша и медведь»

• «Колобок»

• «Каша из топора»

Много сказок и пословиц вы знаете!

Знаю и я поговорку о печке

«Матушка – печка, горячее сердечко

Белый шесточек, красный уголочек»

Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Дети пробуют просеять муку через сито.

«Что за барыня такая ?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Собирайся детвора, ждет вас русская игра.

(Звучит русская народная музыка. Дети встают в хоровод, для игры «Ручьи»

Как из под горы,

К нам бегут ручьи.

Ручьи вы куда?

Закрывайте ворота!

Дети встают в хоровод. Двое образуют ворота (один стоит внутри хоровода, другой – снаружи и над головами детей держатся за руки, образуя ворота).

А теперь, дорогие, посидите, да умом пошевелите.

Начинаются сказки, катятся с гор салазки.

А это было голубчики, в старину.

Когда задумал дед Архип залезть на луну.

Тогда сказки по воздуху летали.

Друг – друга за крылышки хватали.

А за ними на золотом коне скакала,

Да в мешок эти сказки собирала,

А вот какие сказки, вы узнаете. Отгадав мои загадки.

 Вымолвил словечко, покатилась печка,

Прямо из деревни, к царю да царевне,

И за что не знаю повезло лентяю. (По щучьему велению)

- Не лежалось на окошке – покатился по дорожке. (Колобок)

- Колотил да колотил по тарелке носом – ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль)

- Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,

Очень вкусная вода, в ямке от копытца (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

- Мышка дом себе нашла, мышка добрая была,

В доме том в конце концов, стало множество жильцов. (Теремок)

А теперь посмотрите на стол,

На столе самовар стоит,

И на вас глядит

Самовар то не простой.

Самовар то расписной,

Гостинцы берите, да к самовару подходите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.

Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)

Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия  в словесно-речевых играх....