Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе по исследовательской деятельности и речевому развитию "Составители энциклопедии"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Васильева Вероника Витальевна

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе по исследовательской деятельности и речевому развитию "Составители энциклопедии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostaviteli_entsiklopediy.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева Вероника  Витальевна

воспитатель

высшей квалификационной категории

 ул. Заводская, 9, г. Копейск,  Челябинской области, Россия, 456604

 8 (35139) 7 31 39; факс 8 (35139) 2 23 20

E-mail: mdou-50@mail.ru

Конспект занятия

для детей подготовительной к школе группе

по исследовательской деятельности и речевому развитию

"Составители энциклопедии"

Цель

- формирование умений и навыков исследовательского поиска

Задачи

Образовательные

 - создать условия для получения детьми знаний о  методах исследования;

- мотивировать детей к самостоятельному проведению исследовательского поиска, используя справочную литературу, компьютер;

- обогащать словарный запас, путем введения новых слов и объяснения их значения;

Развивающие

 -развивать коммуникативные навыки, в процессе исследовательского общения;

- содействовать формированию ассоциативного мышления

Воспитательные

- продолжать воспитывать доброжелательное отношение между детьми в подгруппах.

- Технологии

исследовательская деятельность

информационно - коммуникативные

социоигровые

Формы организации

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- опыты;

- фиксация результатов;

- развивающие ситуации;

- трудовые действия.

Оборудование

энциклопедии (2 книги), познавательные альбомы "Воздух", "Пшеница", "Магниты", карточки с изображениями тем (3 карточки), методов исследования (6 штук), «папки исследователя»: на лист картона формата А4 наклеены небольшие кармашки из плотной белой бумаги, на каждом кармашке  изображение «метода исследования» (3 папки), маленькие листочки бумаги (50-60 штук), самодельная заготовка для энциклопедии, кофемолка, колоски и пшеничные зерна,мука, шарики воздушные, мешки полиэтиленовые, стаканы с водой, трубочки для коктейлей, магниты, металлические предметы, спец. одежда для лаборатории (4 шт.), влажные салфетки, ноутбук.

Ход

-Здравствуйте, ребята. Моему сыну подарили вот такие книги.

Что это за книги?

Что такое энциклопедия? (это книга, содержащая информацию по всем отраслям знания или освещающее отдельную отрасль)

-Для чего нужны энциклопедии?

-Стихи пишут поэты, сказки  и рассказы – писатели, а кто пишет энциклопедии?

(Составители)

- Как вы думаете, откуда составители берут информацию для энциклопедии?
-Кто такие ученые? (Люди, которые проводят исследования, опыты, наблюдения, открывают для всего мира, что-то новое).

 -Рассмотрите эту энциклопедию. Удобно ли вам узнавать из этой книги что-то новое самостоятельно? Почему?

-Я показывала эти книги ребятам из средней группы и они мне сказали…, впрочем вы сами узнаете, что они сказали. Двое ребят сейчас находятся у вас в приемной и, наверно, стесняются зайти. Пригласи, пожалуйста, Ксюша, ребят.

Входят дети средней группы.

«Мы хотим иметь в группе свою энциклопедию, но такую, чтоб мы могли изучать ее сами, без взрослых»

- А чтобы вы хотели узнать из энциклопедии?

«Мы хотели бы узнать: Как зернышки в хлеб превращаются? Где используют воздух? Как используют магнит?                                                                                                                 -Ребята, вы сможете помочь детям из средней группы?                                                                          -Мы постараемся вам помочь.                                                                                                                            Миша, проводи, пожалуйста, ребят в их группу.                                                                                                      Дети средней группы уходят.                                                                                                                     -Сможете ли вы сами стать составителями энциклопедии?                                                                                   -Нужно  составить книгу так, чтобы ею было удобно пользоваться детям, не умеющим читать.                                                                                                                                                               -Подумайте, каким образом можно заменить текст книги?                                                               Пиктограмма – замена надписей символами.                                                                                                   У нас три темы для исследования.                                                                                                                                       На доску выставлены карточки с символическими изображениями тем                                           -Ваша задача  — получить как можно больше сведений о том, что является предметом вашего исследования. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?        - Существует много способов добычи информации — «методов исследования».                             На доску выставлены карточки с методами исследований.                                                      -Карточки с обозначением методов исследования, прикрепленные на доску, — не что иное, как план нашего будущего исследования.                                                                                    Даю пояснение к каждому методу.                                                                                                           - Но прежде, чем приступить к этой работе, надо договориться о способах фиксации получаемых сведений. Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Мы можем использовать пиктографическое письмо.                                                                                                                             - Подумайте, как удобнее заняться исследованием этих тем: всем вместе или разделить темы по подгруппам? (подвожу детей ко второму варианту).                                                     Предлагаю жеребьевку: каждый возьмет со стола маленькую карточку с изображением темы и в соответствии с этим объединится в группы.                                         Значит, мы будем сегодня исследователями и составителями энциклопедии.                                 Каждой исследовательская группа получит «папку исследователя».                                                                 На каждом кармашке  изображение «метода исследования». В эти кармашки вы будете вкладывать свои пиктографические записки.

На маленьких листочках бумаги  ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки — рисунки, значки, символы. Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, изобретенные «на ходу» значки и различные символы.                                                                                                                                           На обратную сторону папки, при помощи двухстороннего скотча, прикрепите тему вашей исследовательской работы.                                                                                                                     - А я, с вашего позволения, буду консультантом и главным редактором книги.  Что будет входить в мои обязанности?                                                                                                                       - Приступайте к своим исследованиям, господа ученые.                                                        Воспитатель выполняет роль активного помощника, консультанта исследователей, помогает тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.                                                 Подгруппа исследователей, которая справилась с заданием, вместе с воспитателем приклеивают свои заметки в энциклопедию, поясняя и рассказывая о проведенном исследовании.                                                                                                                                    - Какие методы исследования вы использовали? Какой из методов был наиболее интересным? Какой метод был самым важным для вашего исследования, почему? Какой метод в вашем исследовании вы не применяли и почему?                                                                                                                                               Когда, все подгруппы завершили работу, воспитатель предлагает рассмотреть получившуюся энциклопедию, оставить книгу на несколько дней в своей группе, чтобы что-то дополнить или исправить, а потом передать ее ребятам в среднюю группу.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение познавательно – исследовательской деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополн...

Конспект непрерывной образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе "Ритмика с элементами речевого развития"

В конспект включены танцевально - ритмические разминки с  элементами речевого развития....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи III уровня в подготовительной к школе комбинированной группе по познавательно-речевому развитию с использованием ЭОР. Тема «Увлекательное путешествие»

Познавательное развитие способствует развитию детской любознательности и активности, максимально может быть реализовано в условиях совместной деятельности воспитателя с детьми. Учитывая личностно &nda...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей «Мой любимый город»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей&laq...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций в старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по речевому развитию Тема: «Животные холодных стран»

Учить придумывать по картине рассказ о животных севера по наводящим вопросам воспитателя.- Активизировать и актуализировать словарь по теме «Дикие животные холодных стран»».- Формиро...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие»

Тема: «Как звери к зиме готовятся»Цель: «формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду;Оборудование:Письмо; маски диких ...