Консультация для родителей "Игры со звуками и буквами"
консультация (подготовительная группа)

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_so_zvukami_i_bukvami.doc725 КБ

Предварительный просмотр:

Скоро с школу                       Играем со звуками и буквами

"Мама, почитай, папа, почитай!" - упрашивает шестилетний малыш. Родителям вполне под силу научить читать ребёнка 5-6 лет, если они будут делать это правильно.

Идея успешного обучения в следующем: сначала нужно научить выделять звуки в слове, а затем заменять звук буквой. Пяти-шести летние дети чувствительны к звуковой стороне речи, поэтому не трудно научить их слышать звуки, составлять из них слова. Главное - делать это, играя.

Играть можно везде, даже готовя ужин. Начинать лучше с тех звуков, которые тянутся ,т.е. с гласных - а, о, у, ы, и.

        Естественно, следует избегать тех звуков, которые ребёнок не выговаривает. Вот самые простые игры со звуками.

Во время игр учитывайте желание ребёнка, его настроение, его возможности и способности.

Спросите у  ребёнка:" С какого звука начинается, например, слово а-аист? "Слегка потяните первый звук. Дождитесь ответа, спросите - А есть ли звук а  в словах арбуз, жук, Айболит, лук... и т.д.В каких словах ещё есть звук а? Подбирайте слова вместе с ребёнком. Чтобы сделать игру интереснее, установите правило: за правильный ответ ребёнок получает фант, за ошибку - отдаёт фант.        

    Составляйте  вместе с ребёнком цепочки слов. Например, мяЧ - ЧемодаН - НоС - СанкИ - ИглА - и т.д.

     Дети очень любят играть в лото. Желательно, чтобы в игре принимали участие несколько человек. У ведущего фишки, у остальных карточки с картинками. Ведущий спрашивает: "У кого есть слово на звук П? Руку поднимают те, у кого есть картинка на этот звук. Они получают фишки и закрывают ими изображения. Побеждает тот, кто первый закроет фишками все картинки на карточках. Точно так же можно играть, ориентируясь не на первый, а на последний звук в слове.

     Играйте с ребёнком до тех пор, пока он не научится хорошо выделять первый и последний звук в словах и только после этого учите его слышать и находить звуки в середине, а так же определять их последовательность в словах, сначала из 3х,а затем их 4х и 5ти звуков.

    В игре " Домики звуков" ребёнок определяет позицию какого-либо звука и показывает соответствующую схему. Например,   "Найди, где спрятался звук  К, в начале, в середине или в конце слова?"

Взрослый называет слова, (Компот, муКа, пауК, Куры, утёноК, Капуста) выделяя звук  [К], а ребёнок подбирает подходящую схему.

        К                                            К                                             К 

     Одновременно с о звуковыми играми начинайте знакомить ребёнка с буквами. Показывая  ребёнку  букву, произносите тот же звук, который она обозначает. Например, Маша, твоё имя начинается на букву  М ( но не говорите  эм ),аналогично слово парк начинается на букву П, (но не пэ) ,слово дом на Д(но не дэ) и т.п.

     Если ребёнок знает буквы  и умеет выделять в словах звуки, это ещё не значит, что он сможет читать. Ему предстоит сделать ещё одно открытие  - научиться сливать согласный звук с гласным.  У некоторых детей слияние звуков возникает спонтанно,  само собой, но не у всех. Многих надо "подтолкнуть" к открытию этого главного принципа русской грамотности.

здесь поможет игра   "Дом букв"( или слоговые дорожки, или слоговые линейки). В первом окне зафиксируйте любую гласную, а во втором окне протягивайте полоску с гласными.Помогайте ребёнку читать слоги - Ма-Мо-Му-Мы...

   Итак, вы научили ребёнка читать слоги. Можно начинать читать односложные слова - ДО-м, СО-к, КО-т, РА-к, ЛУ-к, СЫ-р,ДЫ-м,...

двусложные - БУ-СЫ, КА-ША, РУ-КА, НО-ТЫ, ВА-ЗА,...затем слова   из    трёх слогов - СА-ПО-ГИ, РА-КЕ-ТА, А-НА-НАС, КО-РО-ВА, ВО-РО-ТА....

        

                                             

Чтобы поупражнять детей в печатании букв и слов, поиграйте в игру  " Найди слово", где из первых звуков  в названиях картинок нужно составить слово и записать его печатными буквами. Например:

      СОМ

     ДУШ

Учите детей играя,  весело, толково, интересно. Игры с буквами и звуками откроют для детей разнообразный и увлекательный мир слов, не дадут угаснуть детской любознательности, разовьют наблюдательность и помогут в познании окружающего мира.

    К     М      А    Т     Ы                                   

    Ш        О          А         Р          К

Прочитайте слова в одинаковых фигурах - МАК,ШАРЫ,КОТ


 Игра «Кто,  чем занимается?»

 Взрослый: строитель - ребенок: строит; повар (варит, готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает); уборщица (убирает)

Игра «Кто может совершать эти движения?» 

Ход игры. Взрослый:  идет -  ребенок:  человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; бежит (человек, животное, ручей, время); летит (птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма);

Игра " Говори  наоборот"

Ход игры. Взрослый: горячий - ребенок:  холодный (хороший - плохой; умный - глупый ; веселый - грустный; острый - тупой; гладкий - шероховатый; легкий - тяжелый; старый - молодой, больной - здоровый, высокий - низкий, далёкий - близкий... )

Игра " Назови  по другому"

Ход игры: Взрослый говорит: врач -  ребёнок: доктор, веселье - радость, водитель - шофёр, дети - ребята, папа - отец, собака - пёс... и т.д.

Игра «Из чего сделано?»

Ход игры. Взрослый: «Сапоги из кожи», ребенок отвечает: «кожаные», ( из меха -  меховые; тазик из меди - медный; медвежонок из плюша - плюшевый; рукавички из шерсти – шерстяные, дом из кирпича -кирпичный, кольцо из золота - ...,ваза из стекла -...,лодка из дерева - ...,конструктор из пластмассы - ...,кораблик из бумаги - ... ).

Игра «Лови да бросай-цвета называй»Ход игры. Взрослый:  красный - ребенок:  мак, огонь, флаг (оранжевый - апельсин, морковь, заря; желтый- цыпленок, солнце, репа; зеленый - огурец, трава, лес; голубой - небо, лед, незабудки; синий - колокольчик, море, чернила)

Игра «Чья голова?»

Ход игры. Взрослый: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно  заканчивает: «...воронья»; у рыси голова рысья; у рыбы — рыбья; у кошки — кошачья; у сороки — сорочья; у зайца — заячья; у кролика — кроличья; у верблюда — верблюжья; у лошади — лошадиная; у утки — утиная, у петуха -...

Игра «Что бывает круглым?»

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, столб дом, шкаф...)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)  

9.Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Ход игры. Например: голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон. Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима. Понедельник, вторник, лето, воскресенье. День, ночь, утро, весна. Сорока, ворона, воробей, курица  Ребенок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово.

10. Игра «Один — много»

Ход игры. Стол -  столы,  двор — дворы, нос — носы, гора — горы, нора — норы мост -  мосты, дом — дома, глаз — глаза, луг — луга, город — города, провод — провода,  холод — холода,  день — дни, пень — пни, сон — сны, лоб — лбы, ухо — уши.

11. Игра «Веселый счет»

Примеры: один стол - пять столов, один слон — пять слонов, один шкаф — пять шкафов, один гусь — пять гусей, один лебедь — пять лебедей, один журавль — пять журавлей, одна гайка — пять гаек, одна майка — пять маек.

12. Игра «Где мяч?»

Ход игры. Ребенок  выполняет задание с мячом: «Подними мяч над головой, положи мяч у правой ноги, положи мяч на ковер перед собой» и т. п.

Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы,

радуйтесь успехам и маленьким победам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Консультация для родителей "Изучаем звуки и буквы"

В консультации представлена информация о звуках русского языка, о особенностях изучения звуков с детьми на занятиях с логопедом. Даны конкретные рекомендации о закреплении работы по формированию навык...