Сценарий НОД по образовательной области "Речевое развитие" с применением ИКТ для детей старшей группы компенсирующей направленности с тнр: общее недоразвитие речи 3-го уровня речевого развития "Путешествие в страну вежливости"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Левина Елена Викторовна

Сценарий  по развитию речи с применением ИКТ "Путешествие в страну Вежливости" (приуроченному к Дню Толерантности)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:

 формирование культуры межличностных отношений между детьми.

Задачи:

Образовательные:

1. Обогащение и расширение  знаний  детей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу.

2. Обобщение словарного запаса детей

3. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными)

3.  Формирование умения мотивировать и объяснять свои суждения.

Развивающие:

1. Развитие связной речи, слухового внимания, мышления, памяти.  

2. Развитие общей моторики.

Воспитательные:

  1. Воспитание  дружеских  взаимоотношений
  2. Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, ответственности
  3. Воспитание культуры поведения: быть внимательным, приветливым, доброжелательным.

Материалы и оборудование:

Букет Вежливости, (смайлики), электронная презентация, «Земной шар – глобус»

Я ГОВОРЮ, КАК ВОЙДЕМ В ЗАЛ  

(Слайд N 2 «ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ»)

16 ноября отмечают Международный день Толерантности.

Что такое толерантность?

Толерантность. Что такое?

Если спросит кто меня,

Я отвечу – это все земное,

То, на чем стоит планета вся.

Толерантность – это люди света,

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды.

Опасаться, что тебя обидят

Люди цвета крови не твоей, Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной земле твоей.

Ведь планета наша дорогая

Любит всех нас, белых и цветных.

Будем жить, друг друга уважая,

Толерантность – слово для живых.

Чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности (СЛАЙД N 3)

И сегодня с детьми мы приглашаем вас в наше путешествие

Ход нод:

ВХОДЯТ ДЕТИ И ЗДОРОВАЮТСЯ С ГОСТЯМИ

(Посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте со всеми поздороваемся)

1ч. Введение в игровую ситуацию.

-Сегодня я хотела вам сделать всем приятное - подарить волшебный букет, но он рассыпался.

-Поможете мне его собрать?

-Ребята, но, чтобы его собрать, надо вспомнить  добрые слова (дети прикрепляют цветки к середине стебля  и говорят слова: добро, любовь, нежность, забота, ласка и. т. д.)

-Спасибо! Наш букет получился такой красивый. Эти ромашки выросли в стране Вежливости, а вы хотите оказаться в этой стране? (Да) (СЛАЙД «СТРАНА ВЕЖЛИВОСТИ»)

- Как вы думаете, на чем мы с вами можем отправиться в эту страну?

(на автобусе, самолете, поезде)

- Конечно!

- Нас  с вами ждет волшебный поезд  (Обращаю внимание детей на слайд с паровозом)

- Дорога в эту страну будет нелегкой, ее нужно преодолеть и поддержать друг друга

- В этом путешествие мы отдохнем, поиграем, а главное, научимся быть приветливыми, внимательными, дарить радость друг другу

- Садимся в поезд

 СЛАЙД ПАРОВОЗИКА С МУЗЫКОЙ!

 (ВКЛЮЧИТЬ: «ПАРАВОЗ БУКАШКА ОТПРАВЛЯЕТСЯ В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ. ПРОСЬБА ЗАНЯТЬ СВОИ МЕСТА»)

(ЕДЕМ - 1 куплет играет музыка)

2. Практическая

СЛАЙД  «ВОРОТА ГОРОДА»

- Посмотрите, ребята  мы подъехали к воротам города!

- А ворота - закрыты!

Чтобы ворота города открылись, ПОИГРАЕМ В ИГРУ «Волшебные слова»

- Я буду задавать вам вопросы,  а вы на них отвечайте

-Что вы говорите друг другу, когда встречаетесь? (ЗДРАВСТВУЙТЕ)

-Когда вы хотите что-то попросить? (ДАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА)

- Что нужно сказать, когда вам что-то подарили? (СПАСИБО)

- Утром, когда просыпаетесь? (ДОБРОЕ УТРО)

-Вечером, когда вы ложитесь спать? (СПОКОЙНОЙ НОЧИ)

- Если вы кого-то случайно обидели? (ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА)

- А еще как можно сказать? (ПРОСТИТЕ)

- Что вы говорите, когда прощаетесь? (ДО СВИДАНИЯ)

-Хорошо, ребята! Много вежливых слов вы знаете – ПОСМОТРИТЕ -  ВОЛШЕБНЫЕ ВОРОТА ГОРОДА ОТКРЫЛИСЬ!  (СЛАЙД  - Ворота открылись))

- Ребята, посмотрите нас встречает Кот Леопольд  

СЛАЙД  N 9 «КОТ  ЛЕОПОЛЬД» (СЛАЙД - КОТ выходит под музыку)

- Здравствуй, кот Леопольд

-Здравствуйте, ребята, я пришел к вам со своими друзьями – жителями сказочной страны! Сейчас я вас познакомлю  с ними

(показ слайдов 10-19)

- Как вы думаете - кто из них вежливый?

- Красная шапочка, Золотая рыбка, Мальвина, Дюймовочка, Кот Леопольд)

- А почему вы так считаете?

(они внимательным к людям; говорят  вежливые слова, заботятся о близких людях; уступают им  дорогу, когда идут  навстречу; уступают место взрослым людям; благодарят  за помощь; не грубят; стараться сделать приятное и т. д.)

(Мальвина – она Буратино учила писать и ключ золотой помогла искать)

(Золотая рыбка выполняла просьбы старухи. Она добрая, справедливая)

-А кто не вежливый?

 (Волк, Баба Яга, Шапокляк, Лиса)

 - Почему волк не вежливый?

(Волк не хочет мирно дружить и общаться со слабенькими животными, он безобразничает и добра от него не надо ждать)

- А Баба Яга?

(Она хитрая и беспощадная)

- А почему Шапокляк?

(Она, чтобы прославиться, переходила проезжую часть в неположенном месте, обливала прохожих водой, стреляла из рогатки по голубям, вытряхивала мусор из урн)

- А лиса? (Она хитрая, всех обманывает, съела колобка)

- Ребята, а Кот Леопольд вежливый?

(Да, вежливый, добрый, старается всем помочь)

СЛАЙД С ЗОЛУШКОЙ – ОН ПОСЛЕДНИЙ – НЕСКОЛЬКО СЕКУНД, КАК ЗАСТАВКА (ТАК КАК ОЛЯ ГОВОРИТ СЛОВА)

Леопольд: - Ребята, а, как вы думаете – каких героев больше: добрых или злых? (добрых)

-Конечно, добрых героев больше.

-Всегда в  русских народных сказках добро побеждает зло.

Леопольд: Давайте поиграем с вами в игру «Вежливо – невежливо».

Если поступок вежливый – вы хлопаете в ладоши, если нет – вы топаете ногами. Будьте внимательны!

ИГРА

Поздороваться при встрече – (вежливо) – хлопают в ладоши

Толкнуть, не извинившись – (невежливо) – топают ногами

Помочь подняться, поднять упавшую вещь - …

Сказать спасибо и пожалуйста - …

Повернуться к собеседнику спиной - …

Воспитанные девочки всегда вытирают руки о платье …

Нагрубить товарищу, толкнуть, ударить его - …

Сказать ласковое, доброе слово - …

Пожелать доброго пути - …

(СЛАЙД N 20 «ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО»  С МУЗЫКОЙ)

ЛЕОПОЛЬД ПРОЩАЕТСЯ С ДЕТЬМИ: Ребята, мне с вами было так интересно!  Но к сожалению, мне пора прощаться с вами…)

- До свидания, ребята!

- До свидания, кот ЛЕОПОЛЬД!

- А НАС СНОВА ЖДЕТ ПОЕЗД – Садитесь,  и поедем дальше (под музыку)

-А вот и «Улица Мудрецов» (СЛАЙД)

 - Ребята, а вы помните  пословицы и поговорки о добре и дружбе?

- Да, помним

-«Добрые дела – красят человека» (Кирилл)

-А, как ты понимаешь эту пословицу, Кирилл?

(Человека, который делает добрые дела – уважают,  любят)

- «Добрый человек – добру учит» (Саша Евсеева)

-В: Саша, объясни пословицу

(Надо настраивать себя на добро и по доброму относиться к окружающим, и они ответят тебе тем же. Без хороших и добрых друзей нам не прожить).

- В: Ребята, а, если мы затрудняемся ответить на вопрос или не знаем ответа, то где его мы можем узнать? ( посмотреть в словаре, в интернете)

-Да, можно

- Кирилл: «А можно спросить у взрослых»

-В: Может, спросим – ведь сегодня как раз у нас много гостей?

- Дети: «Подскажите нам, пожалуйста, как понять пословицу  «Ласковое  слово и кошке приятно» (СЛАЙД С ПОСЛОВИЦАМИ)

 (ласковые слова приятны всем! говорите больше ласковых слов, не ругайтесь. Делайте счастливыми тех, кого любите, да и просто окружающих. Только это надо от души делать и говорить...)

-Спасибо, вам. Теперь нам понятно

- Вспомнили все пословицы – поехали дальше

(слайд с паровозиком и музыкой)

- Подъезжаем  к следующей остановке. Она называется - «Улица Улыбок» (СЛАЙД с музыкой)  

САША ЕВСЕЕВА: - Если к человеку относиться с добротой, то он в ответ обязательно улыбнется.

(СЛАЙД – «КРОШКА ЕНОТ» С МУЗЫКОЙ – музыку приглушить)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте встанем все в круг и подарим друг другу улыбки

Воспитатель: «Улыбнись ты другу справа, слева другу улыбнись,

Всем гостям сегодня нашим  – тоже улыбнись

- Мы с вами продолжаем наше путешествие!

- Садимся в наш поезд – едем дальше

 НАША ОСТАНОВКА - «Улица Волшебных Слов»

(СЛАЙД N 29)

-На этой остановке мы поиграем

-Игра называется  "Доскажи словечко!"  Я начинаю предложение, а вы заканчиваете его

Игра "Доскажи словечко!"

  • Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…» (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй)

  • К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…» (До свиданья)

  • Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини)

  • Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…» (Спасибо)

  • Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…» (Будь здорова)

  • Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…» (Пожалуйста)

  • Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит: «…» (Спокойной ночи)

Воспитатель: «Вы хорошо усвоили вежливые слова. Ваше внимательное и вежливое отношение должно проявляться не только в словах, но и в поступках».

- Садимся в поезд – едем дальше!

 (СЛАЙД  С ПАРОВОЗИКОМ И МУЗЫКОЙ)

- Приехали к следующей остановке- она называется - «Улица «Пожалуйста» (СЛАЙД N 31)

- Ребята, если услышите слово «пожалуйста», то выполните мою просьбу:

-Пожалуйста, поднимите правую руку.

-Пожалуйста, похлопайте.

-Потопайте.

-Улыбнитесь.

-Пожалуйста, улыбнитесь.

-Пожалуйста, попрыгайте

- Присядьте

- Пожалуйста, присядьте

- Пожалуйста, встаньте

-Не забывайте говорить, пожалуйста, когда обращаетесь с просьбой.

ЕДЕМ ДАЛЬШЕ, ЗАНИМАЙТЕ МЕСТА В ПОЕЗДЕ

(СЛАЙД С ПАРОВОЗИКОМ И МУЗЫКОЙ)

-И вот  мы оказались на самой главной площади страны Вежливости (СЛАЙД N 33)

Давайте встанем в круг Вежливости (дети встают в круг)

Положите правую руку на плечо человека  справа - это значит, у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева  - это значит, что вы готовы поддержать друга.

 (Беру в руки «Земной шар – глобус» и встаю рядом с детьми)

СЛАЙД N 34

Человек рождается на земле, чтобы делать добро, держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, дарить улыбки, добрые слова.

4 ч. Итог (СЛАЙД N 35)

Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю страны Вежливости.

-Закончилось наше путешествие, пора возвращаться в детский сад.

САДИМСЯ НА НАШ ПОЕЗД - ПОЕХАЛИ

(дети садятся на поезд  и возвращаются в детский сад

 (Слайд N 37 с паровозиком и включить музыку – 1 куплет)

5ч. Рефлексия

- Вот мы и приехали в детский сад

- Что нового вы сегодня узнали? (Что есть такой праздник – День Вежливости)

- Что особенно понравилось в нашем путешествие? (Играть в игру «Доскажи словечко»)

- Какие задания вам показались трудными?

– Сейчас, если вам было легко сегодня в нашем путешествие - Возьмите смайлик с улыбкой

– Если встречались трудности – Возьмите смайлик задумчивый

– Если вам все было трудно – Возьмите смайлик грустный

И покажите их нашим гостям

- ПОСМОТРИТЕ, СКОЛЬКО У НАС УЛЫБОК!!!! Я ВИЖУ, ЧТО У ВАС У ВСЕХ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ И ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ!

Сейчас давайте попрощаемся с гостями – нас ждет прогулка!

ДЕТИ ПРОЩАЮТСЯ С ГОСТЯМИ И УХОДЯТ В ГРУППУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект совместной деятельности педагога и детей старшей группы компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи) по формированию лексико-грамматических средств языка Тема: «Зимующие птицы» («Предлог НА»)

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по теме "Зимующие птицы" ("Предлог НА"), разработа для детей старшей группы (5-6 лет) компенсирующей направленности....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (5 – 6 лет) С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «В гостях у Лунтика»

Цель:  Обобщение знания детей по лексической теме «Игрушки» Задачи:Коррекционно-образовательные:1.     Расширение активного словаря по лексической теме: «Игрушки».2....

Коррекция устной речи детей при общем недоразвитии речи II-III уровня речевого развития

Логопедическая работа по формированию у ребенка грамотного произношения звука Ч на лексическом материале....

Конспект логопедического занятия (непосредственной образовательной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Общим недоразвитием речи II-III уровнем речевого развития по теме "Транспорт. Профессии на транспорте"

Конспект логопедического занятия (непосредственной образовательной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Общим недоразвитием речи II-III уровнем речевого разв...

Рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности по исправлению общего недоразвития речи для детей с 6-7(8) лет »

Рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в  группе компенсирующей направленности по исправлению общего недоразвития речи для детей с 6-7(8) ле...