Игровые задания для развития пальцев
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Развитие мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_zadaniya_dlya_razvitiya_paltsev_ruk.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые задания для развития пальцев рук.

1.Упражнение. Грибы. Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).

Вылезли на кочке                         мизинец (правая рука)

Мелкие грибочки:                         безымянный

Грузди и горькушки,                         средний

Рыжики, волнушки.                         указательный

Даже маленький пенек                         большой

Удивленья скрыть не мог.                 большой

Выросли опята,                                 указательный

Скользкие маслята                         средний

Бледные поганки                         безымянный

Встали на полянке                         мизинец (левая рука)

2.Упражнение. Овощи. Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев (на каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца).

Вырос у нас чесночок,                         указательный

Перец, томат, кабачок,                         средний

Тыква, капуста, картошка,                 безымянный

Лук и немножко горошка.                 мизинец ((левая рука)

Овощи мы собирали,                         мизинец

Ими друзей угощали,                         безымянный

Квасили, ели, солили,                         средний

С дачи домой увозили.                         указательный

Прощай же на год,                         большой палец левой руки

Наш друг – огород!                         большой палец правой руки

3.Упражнение. Фрукты. Игра пальцами (соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку, при этом ладони не касаются друг друга).

На базар ходили мы,                         мизинцы

Много груш там и хурмы,                 безымянные

Есть лимоны, апельсины,                 средние

Дыни, сливы, мандарины,                 указательные

Но купили мы арбуз -                         большие

Это самый вкусный груз!                 пальцы сжимаются в кулак, а большой

отводится вверх.

4.Упражнение. Ягоды. Ребенок катает орех между ладонями (по кругу), приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

5.Упражнение. Осень. Деревья. Даем ребенку колючий мяч или круглую щетку для волос. Ребенок катает мяч или щетку между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник!

6.Упражнение. Дикие животные. Для Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам, на каждый ударный слог стиха делая по «шагу». Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками.

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд –

Медвежат, волчат, бобрят.

7.Упражнение. Игра с пальцами. Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем. И в обратном направлении – от мизинца к указательному.

Еж (1-2), медведь (1-3), барсук (1-4), енот (1-5)

Спят (1-5) зимою (1-4) каждый (1-3) год (1-2) (смена рук).

Волка (1-2), зайца (1-3), рысь (1-4), лису (1-5)

Ты (1-5) зимой (1-4) найдешь (1-3) в лесу (1-2).

8.Упражнение. Перелетные птицы. Собираем спички (счетные палочки) одними и теми же пальцами рук: двумя указательными, двумя средними – до мизинцев (подушечками). На каждую стихотворную строку – по одному движению (взятию спички):

Клювов длиннее

Не видывал я,

Чем клювы у аиста

И журавля.

9.Упражнение. Зимующие птицы. Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку:

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

То же самое ребенок может проделать другой рукой, двумя руками одновременно, двумя руками попеременно, большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем.

10.Упражнение. Домашние животные. Бельевой прищепкой (проверить, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха).

        2           3           4               5

Кусается сильно котенок-глупыш,

           5         4            3           2

Он думает: это не палец, а мышь (смена рук).

      2          3             4          5

Но я же играю с тобою, малыш,

        5              4              3                     5

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

11.Упражнение. Домашние птицы. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), берет еще одну, еще одну и так набирает целую горсть.

Зернышки все, что хозяйка давала,

Курочка клювом по штучке склевала.

12.Упражнение. Одежда. Научить детей застегивать пуговицы одной рукой.

13.Упражнение. Новый год. Зимние забавы. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них «как ноги». Двигаем на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной поры!

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

14.Упражнение. Человек. Части тела. Здесь требуется только четкое указание ребенком на упоминаемую в стихотворении часть тела (своего или куклы).

Есть на пальцах наших ногти,                 Есть у нас на голове

На руках – запястья, локти.                         Уха два и мочки две.

Темя, шея, плечи, грудь                         Брови, скулы, и виски,

И животик не забудь.                                 И глаза, что так близки.

Бедра, пятки, двое стоп,                         Щеки, нос и две ноздри,

Голень и голеностоп.                                 Губы, зубы – посмотри!

Есть колени и спина,                                 Подбородок под губой.

Но она всего одна.                                 Вот что знаем мы с тобой!

15.Упражнение. Транспорт. Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем на каждый ударный слог. И в обратном направлении – от мизинца к указательному.

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай (смена рук).

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

«Ходим» пальцами (указательным и средним) по «зебре» дорожного перехода на ударные слоги:

Нас с тобой переведет

Пешеходный переход.

17.Упражнение. Профессии. Инструменты. Кусочек полиэтилена размером примерно две детские ладони. Ребенок собирает (комкает) пальцами в ладонь, начиная с угла. Кусочек не должен торчать из кулачка. Сначала ребенок может помогать себе другой рукой, но потом он выполняет это упражнение только одной рукой.

Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

19.Упражнение. Защитники Отечества. Ребенок сжимает в руке любой предмет, который сопротивляется при сжатии (эспандер, резиновый мячик, грушу от пульверизатора). Сжимание на ударные слоги.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка – умнее.

20.Упражнение. Времена года. Весна. Берем веревку (толщина – с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года (по порядку). Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.

21.Упражнение. Мамин день. Натяните веревку на уровне плеч ребенка и дайте ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог стиха делается одно соответствующее движение:

Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку.

22.Упражнение. Весна. Соединение одних и тех же пальцев рук, начиная с мизинцев, на ударные слоги стиха.

 5-5         4-4         3-3        2-2

Был он желтый, стал он белый.

         1-1

Где теперь?

(Подуть, как на одуванчик, и развести ладони.)

Не наше дело!

Массаж ладоней щеткой для волос (на ударные слоги). Не исключается самомассаж.

Гладила мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

23.Упражнение. Космос. Два грецких ореха или маленьких каучуковых мячика ребенок держит в одной руке и вращает их одним вокруг другого (по типу китайских шаров).

Вокруг земли луна летает,

А вот зачем – она не знает.

24.Упражнение. Насекомые. Берем пельменницу или рисуем соты на бумаге. Пальцы ребенка (указательный и средний) «ходят» - «летают» по сотам на ударные слоги:

Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?

25.Упражнение. Посуда. Продукты питания. Насыпаем в кастрюлю горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:

Мы тесто месили, мы тесто месили:

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько ни мнем,

Комочки опять и опять достаем.

26.Упражнение. Животные жарких стран. Веревку с узлами подвешиваем в вертикальном положении. Теперь это – лиана. Ребенок пальцами обеих рук подтягивается за узлы, а ладони сжимают их (как при лазанье по канату).

Там, где с деревьев свисают лианы,

Разные в джунглях живут обезьяны:

Лазают там шимпанзе, павианы,

Есть и гориллы, орангутаны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"

Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...

Младшая группа.Консультация для родителей."Игровые задания по развитию речи у детей". Речевое развитие.

Материал по познавательному и речевому развитию по теме "Осень" для совместного использования родителем с ребенком в унылую, осеннюю пору....

«Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»

консультация для родителей. Игры для развития речи детей....