Проект "Семейное чтение"
проект по развитию речи на тему

Миняева Елена Владимировна

 Описание работы над проектом «Семейное чтение»

 

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не просто способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Возрождая традицию семейных чтений, мы тем самым  работаем над созданием семьи читающей и думающей. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Модель будет успешной тогда, когда все семьи будут считать чтение важной частью повседневной жизни и частью культуры их дома. С этой целью был разработан проект «Семейное чтение». В ходе его реализации  использовался принцип индивидуального подхода к участию родителей, разрабатывались разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Одна из особенностей проводимых видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями.

Это позволяет:

- родителям глубже понять своего ребенка.

- сплотить семью через чтение художественных произведений.

- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.

 

 Формы работы с родителями и детьми были разнообразны, это:

  • утренние беседы,
  • экскурсия в детскую библиотеку,
  • игры - драматизации,
  • дидактические и сюжетно-ролевые игры,
  • литературные чтения,
  • выставки книг, детских  рисунков и поделок по прочитанным  произведениям,
  • тренинги, 
  • ситуативное обучение,
  • мастерская по изготовлению творческих работ,
  • оформление родительских газет,
  • наглядное   информирование,
  • анкетирование,
  • родительские встречи,
  • участие родителей в драматизациях литературных произведений,
  • введены традиции  группы: «Гость группы», «Книга в гости»

 

 

С детьми проводились беседы о прочитанных книгах,  в ходе которых дети рассказывали о содержании произведения, высказывали свое суждение о книге.

 Такие мероприятия, как литературный КВН, драматизации литературных произведений, конкурсы детских  рисунков и поделок по прочитанным  произведениям, способствовали созданию позитивной, радостной атмосферы и эмоциональному сближению присутствующих.

Хорошо смотрелись в мини-музее «Семейных историй» портреты писателей-сказочников, работы, выполнен­ные совместно детьми и родителями (рисунки, поделки, аппли­кации, коллажи и т.д.). Здесь же была представлена экспози­ция волшебных сказочных предметов, помогающих совершать чудеса. Рассказы о сказочных героях можно было услышать не только из уст детей, но и почитать в книжках-малышках, сде­ланных своими руками. С большим удовольствием, как воспи­танники, так и взрослые угадывали голоса близких, рассказы­вающих сказки в магнитофонной записи, и сказочных героев по отдельным фрагментам детских произведений.

Собранный за время работы материал позволяет очень интересно, ярко провести обобщающее заня­тие с использованием, элементов теории решения изобрета­тельских задач (ТРИЗ).

Например, известный прием «Салат из сказок» помог объ­единить всех любимых сказочных героев одной семьи в общей сказке, придуманной ребенком или всеми детьми группы. 

Игра «Кто, чей и чем похож?» помогла обобщить знания детей об интересах пап, мам, бабушек и дедушек, об их пред­почтениях в ряду сказочных героев. Использование карточек с изображением любимых сказочных героев помогло создать игровую ситуацию и эмоциональную заинтересован­ность детей. Последовательно открывая карточки, дети находили общее у сказочных героев (внешность, поступки, черты характера ситуации, в которые они попадают и т.д.), тем самым определяя общее, что объединяет семью.

Мы вместе с детьми создавали собственные книги, в которые помещали детские стихи, рисунки, сказки и истории, сочиненные взрослыми и детьми, а также понравившиеся литературные произведения.

Детям предлагался широкий спектр игр:

  • сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
  • игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
  • игры-драматизации, в которых ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создавал образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. В данных играх разыгрывались готовые тексты.

Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображали в продуктивных видах деятельности: лепке и рисовании, ручном труде.

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

  • повысился интерес детей и родителей к художественной литературе;
  • возродились традиции домашнего чтения;
  • был обобщен и распространен  опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе;
  • повысилась компетентность  родителей в вопросах воспитания грамотного читателя.

Таким образом, применение обозначенных выше форм работы: семейный праздник, обобщающее занятие, мини-музей семей­ных историй, позволяет отследить результаты познавательной и продуктивной деятельности по проекту «Семейное чтение», а также степень вовлеченности ребенка и семьи в данный проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_semeynoe_chtenie.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.eduklgd.ru/org/mou08/mdou08136/mdou08107/New%20Folder/logoped.gif

Проект "Семейное чтение"

Воспитатель: Миняева Е.В.

Паспорт проекта:

Содержание

Пояснение

Название проекта

Семейное чтение

Тип проекта

Педагогический

Участники

Воспитатели, дети подготовительной группы и их родители

Продолжительность проектной деятельности

Краткосрочный - 2 недели

Цель:

Возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения с ребенком через сотрудничество с его семьей.

Задачи:

  1. Приобщать детей и  родителей  к книжной культуре, воспитывать грамотного  читателя.
  2. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
  3. Развитие творческих способностей у детей в практической деятельности.
  4. Воспитывать бережное отношение к книге. 

Этапы реализации проекта:

1 этап  - организационно-подготовительный

  1.  Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин.
  3. Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
  4. Провести анкетирование родителей.
  5. Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
  6. Обновить развивающую среду.  

2 этап - Основной

Работа с детьми

Непосредственно-образовательная деятельность:

  • организация книжного уголка в группе;
  • утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);
  • экскурсия в детскую библиотеку;
  • игры-драматизации;
  • дидактические игры;
  • дневные литературные чтения;
  • создание книжных выставок;
  • тренинги,  ситуативное обучение;
  • мастерская по изготовлению творческих работ.

Работа с родителями:

  •  оформление родительских газет с целью   передачи семейного опыта  по приобщению детей к художественной литературе;
  • наглядное   информирование,
  •  анкетирование;  
  •   родительские встречи;
  • традиция «Гость группы»;
  • репетиции с родителями в драматизациях литературных произведений.

Родители -  дети

  • выставка «Вместе с  книгой я расту»;
  • выставки детских  рисунков и поделок по прочитанным  произведениям;
  • традиции группы: «Книга напрокат», «Книжное дерево»;

3 этап - Итоговый

  • книжная выставка «Книжный парад для дошколят»;
  • открытое мероприятие с участием родителей: «Литературный КВН».

Предполагаемый результат:

  1.  Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
  2. Возрождение традиции домашнего чтения.
  3. Обобщение и распространение  опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
  4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя. 

 Описание работы над проектом «Семейное чтение»

 

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не просто способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Возрождая традицию семейных чтений, мы тем самым  работаем над созданием семьи читающей и думающей. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Модель будет успешной тогда, когда все семьи будут считать чтение важной частью повседневной жизни и частью культуры их дома. С этой целью был разработан проект «Семейное чтение». В ходе его реализации  использовался принцип индивидуального подхода к участию родителей, разрабатывались разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Одна из особенностей проводимых видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями.

Это позволяет:

- родителям глубже понять своего ребенка.

- сплотить семью через чтение художественных произведений.

- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.

 Формы работы с родителями и детьми были разнообразны, это:

  • утренние беседы, 
  • экскурсия в детскую библиотеку, 
  • игры - драматизации,
  • дидактические и сюжетно-ролевые игры,
  • литературные чтения,
  • выставки книг, детских  рисунков и поделок по прочитанным  произведениям,
  • тренинги, 
  • ситуативное обучение,
  • мастерская по изготовлению творческих работ,
  • оформление родительских газет,
  • наглядное   информирование,
  • анкетирование,
  • родительские встречи,
  • участие родителей в драматизациях литературных произведений,
  • введены традиции  группы: «Гость группы», «Книга в гости»

 

С детьми проводились беседы о прочитанных книгах,  в ходе которых дети рассказывали о содержании произведения, высказывали свое суждение о книге.

 Такие мероприятия, как литературный КВН, драматизации литературных произведений, конкурсы детских  рисунков и поделок по прочитанным  произведениям, способствовали созданию позитивной, радостной атмосферы и эмоциональному сближению присутствующих.

Хорошо смотрелись в мини-музее «Семейных историй» портреты писателей-сказочников, работы, выполненные совместно детьми и родителями (рисунки, поделки, аппликации, коллажи и т.д.). Здесь же была представлена экспозиция волшебных сказочных предметов, помогающих совершать чудеса. Рассказы о сказочных героях можно было услышать не только из уст детей, но и почитать в книжках-малышках, сделанных своими руками. С большим удовольствием, как воспитанники, так и взрослые угадывали голоса близких, рассказывающих сказки в магнитофонной записи, и сказочных героев по отдельным фрагментам детских произведений.

Собранный за время работы материал позволяет очень интересно, ярко провести обобщающее занятие с использованием, элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Например, известный прием «Салат из сказок» помог объединить всех любимых сказочных героев одной семьи в общей сказке, придуманной ребенком или всеми детьми группы.  

Игра «Кто, чей и чем похож?» помогла обобщить знания детей об интересах пап, мам, бабушек и дедушек, об их предпочтениях в ряду сказочных героев. Использование карточек с изображением любимых сказочных героев помогло создать игровую ситуацию и эмоциональную заинтересованность детей. Последовательно открывая карточки, дети находили общее у сказочных героев (внешность, поступки, черты характера ситуации, в которые они попадают и т.д.), тем самым определяя общее, что объединяет семью.

Мы вместе с детьми создавали собственные книги, в которые помещали детские стихи, рисунки, сказки и истории, сочиненные взрослыми и детьми, а также понравившиеся литературные произведения.

Детям предлагался широкий спектр игр:

  • сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
  • игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
  • игры-драматизации, в которых ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создавал образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. В данных играх разыгрывались готовые тексты.

Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображали в продуктивных видах деятельности: лепке и рисовании, ручном труде.

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

  • повысился интерес детей и родителей к художественной литературе;
  • возродились традиции домашнего чтения;
  • был обобщен и распространен  опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе;
  • повысилась компетентность  родителей в вопросах воспитания грамотного читателя.

Таким образом, применение обозначенных выше форм работы: семейный праздник, обобщающее занятие, мини-музей семейных историй, позволяет отследить результаты познавательной и продуктивной деятельности по проекту «Семейное чтение», а также степень вовлеченности ребенка и семьи в данный проект.

 

Литература:

  1. Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки» - М.: Просвещение,  2003 г.
  2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
  3. Доронова Т.Н.  Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М.: Просвещение, 2002 г.
  4. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
  5. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007
  6. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу.  - М.: Просвещение, 2000г
  7. Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
  8. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.
  9. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека .-М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.
  10. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.
  11. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.
  12. Рубан Н., Семёнова В., Смоляк АС днем рождения, писатель! Составители: сотрудники российской государственной детской библиотеки. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №1
  13. Пушкин А.С. Сказки.- М.: Детская литература, 2007г.
  14. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г

        Приложение 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты.

Ваше мнение для нас очень важно.

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

  • несколько книжных полок
  • книжный шкаф
  • стеллажи с книгами
  • другое

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

  • да
  • нет

3. Часто ли вы читаете ребенку книги?

  • каждый день
  • каждый вечер перед сном
  • когда попросит
  • иногда

4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка
 
5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:

6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

  • да 
  • нет
  • иногда

7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

  • да
  • нет
  • не знаю

8. Имена, каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?

9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

  • да
  • нет
  • не знаю

10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?

11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?

13. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?

  • да
  • нет

Приложение 2

Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?

Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.

  • Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
  • Систематически читайте сами - это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
  • Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.
  • Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.
  • Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
  • Совместное чтение — наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг — важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
  • Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
  • Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

Рекомендации для родителей: «Как организовать домашнее чтение»

«Книга для детей – это, в самом деле, хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»

   К.И. Чуковский

  • Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).
  • В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.
  • Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка,  и  окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
  • Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.
  • Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он - то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.
  • Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.
  • Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.

 Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Приложение 3

Консультация для родителей:

Что читать дошкольникам?

Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX - начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С. Пушкин вспоминал завораживающее впечатление от такого чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым. Со временем дети глубже понимали произведения, которые с самого детства стали им родными,

У нас есть возможность процесс знакомства с литературой сделать более легким для детей, подбирая книги, которые соответствуют возрастным особенностям.

В чтение для детей 4-6 летнего возраста вводится литература разных эпох, начиная с XIX века. Конечно, XIX век отстоит от нашего времени довольно далеко, поэтому некоторые понятия уже устарели и требуют пояснений. Например, в сказках А. С. Пушкина встречаются такие слова, как «кичка», «столбовая дворянка», «прясть», «вареная полба», «оброк». Без словаря не обойтись. Но и лишать своих детей таких произведений нельзя. Не стоит бояться, что, послушав эти произведения в дошкольном возрасте, ребенок не захочет их читать в школе. Опыт показывает, что знакомый сюжет только облегчает понимание и дает возможность наслаждаться художественным словом. Тогда и привычные слова «Пушкин — гениальный поэт» становятся более понятными ребенку.

Что из литературы XIX века можно почитать ребенку?

- А. С. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане...», пейзажная лирика (отрывки) «Зимнее утро», «Зимняя дорога» и др.

- С. Т. Аксаков, сказка «Аленький цветочек».

- В. Ф. Одоевский; сказки «Городок е табакерке», «Мороз Иванович».

- И. А. Крылов; басни «Квартет», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей» и др.

-В. И. Даль: сказки «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик», «Привередница».

- П. П. Ершов; сказка «Конек-горбунок»

- В. М. Гаршин: сказка «Лягушка-путешественница».

- Д. Н. Мамин-Сибиряк: сборник «Аленушкины сказки», «Серая шейка».

- Л. Н. Толстой: рассказы и сказки «Косточка», «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Филиппок», «Липунюшка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как гуси Рим спасли»,. «Три калача и одна Баранка».

- К. Д. Ушинский: рассказы и сказки «Слепая лошадь», «Как рубашка в поле выросла», «Проказы старухи зимы», «Четыре желания».

- Стихи А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н, А. Некрасова, И 3 Сурикова, М. Ю. Лермонтова, преимущественно пейзажная лирика, особенно та, что нравится лично вам,

Это только основные имена и произведения XIX века, которые можно читать дошкольникам. Но при всей их привлекательности, они не являются основными в круге детского чтения. Основу составляет классика — золотой фонд детской литературы — литература XX века, которая создавалась профессионально, с учетом детских потребностей и возможностей.

 

 

Что читать дошкольникам из литературы XX столетия

Стихи классиков детской литературы С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. В. Михалкова. Удивительно светлые, добрые стихи Е. Благининой, 3. Александровой, Н. Саконской, Е. Серовой, веселые, юмористические, даже философские Р. Сефа, В. Орлова, Я. Акима, В. Д. Берестова.

Особое место в поэзии для дошкольников занимает игровая поэзия - поэзия, где играют словом. Поэты играют словами, как дети кубиками.

Игровая поэзия — это стихи Д. Хармса («Врун», «Миллион»), Ю. Д Владимирова («Ниночкины покупки»), А И. Введенского («Лошадка»), Б Заходера («Кит и кот»), Э. Успенского («Пластилиновая ворона», «Память»), Г. Сапгира («Принцесса и людоед»), А. Усачева («Звукарик»), Тима Собакина и др.

 

В настоящее время стихотворения поэтов XX века и современников можно найти достаточно легко как в сборниках (например, «Лучшие стихи для чтения в детском саду»), так и в книгах отдельных авторов. Для знакомства лучше взять сборник, а потом, если автор понравится, можно найти: книгу его стихотворений.

 

Прозаических произведений XX века для дошкольников огромное количество. Вот только некоторые из них:

- М. Горький: сказки «Воробьишко», «Про Иванушку-дурачка», «Самовар»

- Л. Пантелеев: сказки «Фенька», «Две лягушки», рассказы «Трус», «Честное слово», «Про Белочку и Тамарочку», «Как девочка поросенка говорить учила», «Буква –Ты».

- М. М. Зощенко: циклы рассказов «Умные животные», «Хитрые и умные», «Смешные истории», «Леля и Минька». Наиболее популярны юмористические рассказы «Галоши и мороженое», «Великие путешественники» (из цикла «Лёля и Минька»)

- К. Г. Паустовский: сказки: «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб», рассказы «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга».

 

Многие взрослые, наверное, замечали, насколько дошкольники любят морализировать, рассуждать, как тот мальчик поступил, нехорошо, а эта девочка сделала неправильно. Это совсем не значит, что сами они поступают хорошо и правильно, но рассуждения показывают важность усвоения моральных норм для ребенка. Поэтому произведения морально-нравственной тематики у дошкольников всегда вызывают душевный отклик. Писателем, который смог преподнести нравственные ситуации на высоком художественном уровне, является Валентина Александрова Осеева. Многие родители, оценив педагогическую направленность произведений, сделали ее произведения настольной книгой, постоянно вспоминают и цитируют, когда возникают подобные ситуации с собственными детьми.

 

- В. А. Осеева: рассказы и сказки «Добрая хозяюшка», «Кто всех глупее?», «Плохо», «До первого дождя», «Печенье», «Волшебное слово», «Девочка с куклой» и др.

 

В литературе XX века проблемы нравственного воспитания поднимались часто. При этом писатели выбирали различные жанровые формы, чтобы показать свое отношение к происходящему - рассказ, стихотворение, сказку. Однако общее направление оставалось единым - воспитать доброго, отзывчивого, ответственного человека.

 

- Е. Д. Пермяк: рассказы «Пичугин мост», «Смородинка», «Чужая калитка», «Как Маша стала большой» и др.

- С. А. Баруздин: рассказы о детях («Светлана», «Человеки»), рассказы о животных («Смелый поросенок», «Котенкина мама», «Слоновья память», «Хитрый симпатяга», «Рави и Шаши»), «Сказки о трамвае».

 

Часто воспитательная направленность проявлялась в юмористической ситуации. При этом нравственное начало нисколько не ослаблялось, а наоборот, усиливалось.

 

- В. В. Голявкин: рассказы «Тетрадки под дождем», «Наши с Вовкой разговоры», «Мы играем в Антарктиду» и др

- В. Ю. Драгунский: рассказы: «Он живой и светится», «Друг детства», «Что я люблю», «Англичанин Павля», «3аколдованная буква» (сборник «Денискины рассказы»).

- Н. Н. Носов: рассказы «Фантазеры», «Телефон», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Ступеньки», «3аплатка», «Милиционер», «На горке», сказка «Бобик в гостях у Барбоса».

 

Среди познавательной литературы наибольшей популярностью пользуются, конечно же, природоведческие сказки и рассказы. Здесь можно вспомнить много замечательных авторов. Вспомним некоторые имена.

 

- В. Бианки: сказки «Лис и мышонок», «Мышонок Пик», «Сова», «Чей нос лучше», «Первая охота», «Лесные домишки», «Теремок».

- Е. Чарушин: рассказы «Медвежата», «Олешки», «Томкины сны», цикл рассказов «Никитка и его друзья», «Про зверей», «Про охоту», «Про меня самого». Кстати, Е. И. Чарушин является художником-иллюстратором ко многим природоведческим книгам, в том числе и к своим,

- Н. Сладков: сказки «Зимнее лето», «Зимние долги», «Загадочный зверь», «Судили-рядили».

- Э. Шим: сказки «Кто копыто потерял?». «Лебедь, рак и щука» и др.

- Н. Павлова, сказки «Зимняя пирушка», «Живая бусинка», «Большое чудо».

- С. Сахарнов. сказки «Почему щука в море не живет», «Как ласкирь учился хвостом вперед плавать» и др.

- Е. Пермяк: сказки «Хитрый коврик», «Мелкие калоши», «Пропавшие нитки».

- Природоведческие рассказы Г. Скребицкого, Г. Снегирева, В. Чаплиной, О. Перовской помогают почувствовать себя реальным участником описываемых событий.

 

В чтении дошкольников одно из главных мест принадлежит сказке. И познавательной, и художественной. Многие из этих произведений вам так или иначе знакомы, чаще всего благодаря мультфильмам. Чтение книги, которая уже получила воплощение на экране, помогает лучше ее понять, найти отличия и попытаться понять, чем они вызваны.

 

- А. Толстой: «Приключения Буратино, или Золотой ключик».

- А. Волков: «Волшебник Изумрудного города».

- Т. Александрова: "Кузька а новом доме», «Кузька в лесу», «Кузька у Бабы-яги», «Сундучок с книжками» (восемь сказок для самых маленьких).

- Б. Заходер: «Серая звездочка», «Русачок», «Отшельник и роза», «История гусеницы», «Почему рыбы молчат», «Ма-Тари-Кари».

- В. Катаев: «Цветик – семицветик». «Дудочка и кувшинчик».

- Г, Остер: «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Попался, который кусался».

- Э. Успенский: «Вниз по волшебной реке», «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот».

- М, Пляцковский: «Облако в корыте», «Хитрый ответ», «На что похож гриб», «Длинная шея», «Эй, ты!», «Лечебный фотоаппарат», «Кролик, который никого не боялся», «Шишки».

- С. Прокофьева: «Приключения желтого чемоданчика». «Пока бьют часы», «Лоскутик, и облачко», «Ученик волшебника», «Часы с кукушкой».

- С. Козлов: «Трям! Здравствуйте!», «Я на солнышке лежу», «Ежик в тумане».

- Г. Цыферов. «Паровозик из Ромашково».

 

Познакомившись с данным рекомендательным списком, пересмотрите свою библиотеку. Что у вас есть? Что стоит взять в детской библиотеке? В детскую библиотеку взрослых тоже записывают, так что не пугайтесь. Опросите своих знакомых, что из книг есть у них. Ваши усилия не пропадут даром — вашему ребенку обязательно, что-то понравится.

 

Читайте с удовольствием!

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...

Конспект НОД по чтению художественной литературы. Чтение РНС "Волк и коза"

Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста....

Занятие по чтению художественной литературы. Викторина «По страницам книг». Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».

Занятие по чтению художественной литературы. Старшая группа.Блок: «Дикие и домашние животные». Занятие сопровождается компьютерной презентацией.Цели: познакомить детей с мордовской народной сказ...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

НОД по ОО «Чтение художественной литературы» в старшей группе. Тема: «Чтение книги «Сказка про солнышко и луну».

Задачи:Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею.Продолжать учить детей выразительно рассказывать стихотворения.Сформировать представление о солнце и луне.Воспитывать интерес к х...

Занятие по чтению художественной литературы "Чтение потешки "Кисонька-Мурысонька"

Программные задачи:Образовательные:1.   Помочь детям понять содержание  потешки,    вызвать    желание послушать потешку еще раз.2.   Учить расск...