Использование сказок в качестве средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи на тему

Жувагина Вероника Ивановна

В статье представлена полезная информация для педагогов и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жувагина В.И.

воспитатель

ГБДОУ № 82

компенсирующего вида

Невского района

Статья

Использование сказок в качестве средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Художественная литература всегда признавалась основным средством речевого развития детей: знакомство с литературными произведениями вызывает интерес и воспитывает любовь к родному языку, его богатству и красоте, обогащает образную лексику, способствует развитию выразительности речи дошкольников. Художественные тексты знакомят детей с богатством мира человеческих эмоций, позволяют понять причины их возникновения и смены. Таким образом, ознакомление с литературой влияет на все стороны личности ребенка.

Задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста:

 — поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов;

— обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров фольклора (волшебные и бытовые сказки, метафорические загадки, былины), литературной прозы (сказка-повесть, рассказ с нравственным подтекстом) и поэзии (басни, лирические стихи, литературные загадки с метафорой, поэтические сказки);

— воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов;

— способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве содержания, формы, смыслового и эмоционального подтекста;

— способствовать выражению отношения к литературным произведениям в разных видах художественно-творческой деятельности, самовыражению в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии.

В своем литературном развитии ребенок должен идти от фольклора, литературы своего народа к классике детской мировой литературы. При этом в круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой — избирательность, индивидуальность. Произведения художественной литературы способствуют эмоциональному развитию дошкольников, что выражается в стремлении немедленно проявить возникшие у них при слушании сказок и рассказов чувства, эмоции в действиях. [2]

Восприятие литературного текста представляет собой сложный психический процесс, характеризующийся активностью интеллектуально-познавательной, образной и эмоциональной сфер личности. Качество эстетического восприятия текста зависит от богатства литературного опыта ребенка, включающего объем литературных текстов, знакомых ему. Деятельная природа ребенка предполагает активное использование накопленного литературного опыта в разных видах деятельности: изобразительной, игровой, театрализованной, в деятельности общения и сочинительства.

В старшем дошкольном возрасте основной задачей развития речи становится выявление и развитие индивидуальных способностей детей в речевой деятельности. Эта задача связана с развитием речевого творчества детей в разных формах речи: в построении и ведении диалога, придумывании творческих рассказов, детском сочинительстве, коллективном обсуждении игрового сюжета, просмотренного мультфильма и т. д.

Со сказкой дети встречаются в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Они забывают обо всем и погружаются в жизнь героев. Они черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; в сказке предстают блестящие образцы родного языка – всё это является необходимым и благоприятным материалом для сочинения собственных сказок.

Сказки способствуют обогащению детей знаниями об окружающем мире, влияют на нравственное воспитание. Дети учатся видеть взаимосвязь различных видов искусства. У них развиваются актёрские и художественные возможности, творческое воображение, логическая память; также развивается детская активность, исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность и другие способности.

Творческие проявления можно наблюдать как в содержании, так и в средствах его передачи. Так, к примеру, в процессе сочинения сказки ребенок самостоятельно отбирает и комбинирует события из личного и литературного опыта или, используя творческое воображение, создает собственные замысловатые образы героев, событий, выстраивает сюжетную линию. Богатство освоенных средств выразительности позволяет выбирать и рационально сочетать их при оформлении и презентации своего рассказа, сказки, загадки. Таким образом, сказки – прекрасный источник сюжетов, примеров для сочинения собственного повествования, а значит и всестороннего развития речи старших дошкольников.

Литература

  1. Глухов В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять сказки.-М.: АРКТИ, 2005.
  2. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения.- Учебник для вузов. Питер, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук – средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Для дошкольников лэпбук - это и книга, и игра, и увлекательное занятие: ведь он скрывает в себе элемент загадки, тайны. Как интересно узнать, что в этом ярком конвертике, куда ведет стрелка и...

Артикуляционная гимнастика - как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:•- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);•- улучшить подвижность артикуляционных орг...

Лэпбук как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

СЛАЙД 1Если хочешь, чтоб ребята,Знали звуки и слова,В руки папку Вы возьмите,Загляните все туда!И огромный мир ребята,Вам откроется тогда.Там в кармашках есть картинки,С ними можешь ты играть,А захоче...

Доклад из опыта работы "Синквейн технология как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

Выступление для воспитателей о роли синквейна технологии на речевое развитие дошкольника...

Самообразование Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего  дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Метод моделирования как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как ...