Консультация по развитию речи. Задачи и содержание словарной работы в детском саду.
консультация по развитию речи на тему

Иванова Евгения Бениаминовна

Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, ее место в общей системе работы по развитию речи, необходимо обратиться к характеристике слова, его роли в языке и речи.

В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. В слове кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения — это, прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения. Лингвисты выделяют такие обязательные свойства слова, как фонетическая выраженность, грамматическое оформление, наличие значения и способность слова сочетаться с другими словами.

На каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова имеет определенные особенности. В течение дошкольного детства осознание ребенком смысла слова проходит длительный путь. В процессе понимания речи окружающих выделяются две ступени: первая обусловлена практическим опытом ребенка (этап ознакомления с окружающим предметным миром), а вторая характеризуется включением его языкового опыта в процесс общения. Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей. С одной стороны, в речи создаются условия для выбора наиболее подходящих по смыслу слов, для действительного освоения лексики языка, а с другой — точность и разнообразие словарного запаса является важнейшим условием развития самой связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_i_soderzhanie_slovarnoy_raboty_v_detskom_sadu.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи и содержание словарной работы в детском саду. Упражнения Тихеевой Е.И.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьевой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы.

Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качества, действий, процессов и др.).

Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок понимает и активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит лишь в том случае, когда оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.

Следует обращать внимание на уточнение значения слова на основе противопоставления слов, близких по значению, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.

Содержание словарной работы в дошкольном возрасте прежде всего определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас.

Вот некоторые из видов таких упражнений.

1. Подбор эпитетов к предмету. Называется предмет, допустим собака. Какие бывают собаки?

Ответ детей 5—6 лет: большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи. Добавления воспитательницы: пастушьи, пожарные.

Узнавание по эпитетам предмета. Воспитательница предлагает детям отгадать, что это: зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают — береза. В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.

2. Подбор к предмету действий (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п.

Подбор к действиям предмета. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это? — Солнце.

Подбор объектов к действию. Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т. п.

Высказывания детей 6—7 лет: «Летает аэроплан, птица, бабочка, летчик на аэроплане, жук, муха, пчела, стрекоза, пушинка от ветра, воздушный шар, листики желтые летят с дерева».

3. Подбор обстоятельств. Учиться можно как? — хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго, много и т. п.

4. Нюансы смысла слова: домик, дом, домище; крохотный, маленький, небольшой; большой, огромный,  громадный.  Детям  предлагают составить с этими словами фразы.

Высказывания детей 6—7 лет: «Я нашла крохотный грибок, я едва его заметила. Оля — еще маленькая и глупенькая девочка. Этот дом не большой, но и не маленький, Ленинград очень большой город. В Сиверской есть огромный лес, до конца его и не дойдешь. В Крыму есть громадная скала над самым морем».

5. Вставление детьми пропущенных слов. Воспитательница читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой е молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти... (какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?). Или: Дворник взял метлу; он будет.... Пришел почтальон; он принес....

Затем предложения составляли сами дети, а доканчивала руководительница. «Мы сейчас будем лепить, надо принести.... Я дежурная; мне надо вытереть пыль; где наша...? Дровосеки поехали в лес и взяли с собой...».

Давая детям такие предложения, надо хорошо обдумать их содержание; оно не должно быть слишком элементарно и не должно затруднять детей. Если хорошо продумано содержание каждой фразы, предлагаются предметы и явления, детям хорошо известные и интересные, в занятиях могут принимать участие и самые маленькие.

6. Распространение предложений. Руководительница говорит: «Садовник  поливает... (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д.

Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

7. Добавление придаточных предложений  (подведение к будущим упражнениям по грамматике).  Руководительница  читает главное предложение, а дети добавляют придаточное.

Предложения детей 5—6 лет: «Сегодня надо затопить все печи, потому что очень холодно, сильный мороз. Коля не пошел сегодня в школу, потому что он болен. Машутку отдали в ясли, потому что мама поступила на работу. Мы пойдем завтра в лес, если будет хорошая погода. Город украшают флагами, потому что завтра праздник 1 Мая. Мама пошла на рынок, чтобы купить картошки и мяса».

Если занятия ведутся с детьми, умеющими читать, то главное предложение пишется на доске. Запись будет выглядеть так:

какое? — которое росло у дома                

кошка — почему? — потому что увидела собаку,

взобралась — зачем? — чтобы спастись от собаки,

на дерево — когда? — когда увидела собаку.

8. Составные части целого. Называется предмет, определяются его составные части, например:  поезд — паровоз, тендер, платформы, вагоны; дерево — ствол, ветки, сучья, листья, почки и т. п.  Или дается задание: по частям определить целое, например: циферблат, стрелки, маятник. Что это? Или: 3 этажа, крыша, стены, фундамент, подъезды, двери, окна. Что это?

9. Упражнение   на   точность    номенклатуры.   Главным образом в отношении к словам, оттенки смысла которых особенно часто не улавливаются и обусловливают распространенные ошибки: одеть платье вместо надеть  и т.  п.  Детям  предлагаются  подобные слова, а они должны вставлять их в фразы.

Предлагаются глаголы, характеризующие голоса животных: мычит, ржет, лает, мяукает, гогочет, поет, крякает, кудахчет и т. п. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или называются животные; дети должны подобрать соответствующие глаголы.

10. Составление предложений с определенным словом. Детям дается слово; они должны составить предложение и включить в него это слово. С этим справляются самые маленькие дети.

Высказывания девочки 3 лет 10 месяцев: «Кошка. Серенькая кошка села у окошка, Собака. Собачка лаяла. Коза. Коза гуляла.

Петух. Петушок, петушок, золотой гребешок! Курочка. Петух и курочка, кот и кошка, и мы немножко.

Ворона. Ворона прыг-скок, кости собирает.

Аэроплан. Аэроплан летает.

Доктор. Доктор, доктор, помогите, моя куколка больна, дайте ложечку варенья и стаканчик молочка.

Мячик. Мячик, мячик, мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?

Кукла. Кукла спит, кукла Ляля.

Конфета. Я конфеты кушала, вкусные.

Яблоко. Я яблоко кушала, оно кислое.

Высказывания детей 6—7 лет (предлагаемые слова выделены):

«Москва — главный город СССР. 86

Москва — очень большой город. В Москве много трамваев и автомобилей.

Ленинград — большой город. В нем живет много народу.

В Ленинграде много заводов. На заводах работает много рабочих.

В ясли приносят маленьких детей. Когда Маня была маленькая, ее носили в ясли».

11. Составление предложения с несколькими данными словами. Упражнение, рекомендуемое Л. Н. Толстым и применявшееся им в Яснополянской школе: даются  три-четыре слова,  например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение. Ответы детей принимают приблизительно такую форму: «Собака залаяла, старик испугался»; «Старик замахнулся палкой, собака испугалась и убежала».

Следует добиваться, чтобы дети не повторялись в своих примерах, по возможности разнообразили и усложняли их. Л. Н. Толстой делал это упражнение еще интереснее, превращая его в игру.

12. Объяснение слов. Следует ли объяснять детям слова и требовать  таких  объяснений  от самих детей? Л. Н. Толстой отвечает на этот вопрос определенно и в высшей степени убедительно. Он говорит: «Я убедился только в том, что объяснения смысла слова и речи совершенно невозможны даже для талантливого учителя, не говоря уже о столь любимых бездарными учителями объяснениях, что сонмище «есть некий  малый синедрион» и т. п. Объясняя какое бы то ни было слово, хотя, например, слово впечатление, вы или вставляете на место объясняемого другое, столько же непонятное слово, или целый ряд слов, связь которых столь же непонятна, как и самое слово.

Почти всегда непонятно не самое слово — у ученика нет того понятия, которое это слово выражает. Слово почти всегда готово, когда готово понятие. Притом отношение слова к мысли и образование новых понятий есть такой сложный, таинственный и нежный процесс души, что всякое вмешательство является грубой, нескладной силой, задерживающей процесс развития. Легко сказать — понимать, но разве непонятно каждому, сколько различных вещей можно понимать в одно время, читая одну и ту же книгу? Ученик, не понимая двух-трех слов в фразе, может понимать тонкий оттенок мысли или отношение ее к предыдущему. Вы, учитель, налегаете на одну сторону понимания, а ученику вовсе  не нужно  того,   что  вы   хотите  объяснить  ему. Иногда он понял, только не умеет доказать вам того, что понял вас, сам же в то же время смутно догадывается и воспринимает совершенно другое и весьма для него полезное и важное. Вы пристаете к нему, чтобы он объяснился, но ведь он словами должен объяснить то впечатление,  которое  произвели  на  него  слова,  и  он молчит или же начинает говорить вздор, лжет, обманывает, пытается отыскать то, что вам нужно, подделаться под ваши желания или выдумывает несуществующую трудность и бьется над ней; общее же впечатление, произведенное книгой,  поэтическое  чутье,   помогавшее ему угадывать смысл, забыто и спряталось...

Нужно давать ученику случай приобретать новые понятия и слова из общего смысла речи (разр. Е. Т.)».

Эти глубокие по смыслу слова подтверждают те соображения, которые мы высказывали по вопросу о восприятии детьми поэзии: ценно общее впечатление, а новые слова и понятия постепенно усваиваются детьми из общего смысла речи. Это целиком и безоговорочно относится к понятиям отвлеченным, общим.

Мы пробовали предлагать детям семи лет объяснить такие слова, как красота, добро. Дети не объясняют слово, не вскрывают его отвлеченную сущность, а приводят конкретные проявления того или другого понятия, оценку его, вроде следующих примеров: «Красота — это когда красиво». «Доброта — это хорошо. Добрые люди хорошие».

Другое дело — объяснение слов, именующих конкретные понятия, предметы. С этой же задачей связана работа по придумыванию загадок, о чем уже была речь и будет еще речь впереди. В данном случае детям называется предмет и предлагается определить, что это такое. К этой задаче примыкает другая — классификация предметов, по видам. Ребенок, имеющий представление об общих понятиях «мебель» и «цветы», на вопрос: «Что такое стул?» — ответит: «Такая мебель; на стуле сидят». Или: «Что такое одуванчик?» — «Такой цветок; цветет весной; он желтый».

Вот высказывания детей 5—6 лет:

«Чашка — такая посуда. Из чашки пьют чай, молоко, кофе.

Школа — в школе учатся дети.

Сад — в саду деревья, дорожки, скамейки, гуляют люди, дети.

Собака — такое   животное,   лает,   с   людьми   живет.

Доктор — такой дядя, он лечит больных людей.

Мышка — такой маленький зверек, мышек кошка ест».

Упражнению такого рода мы придаем большое значение. Если принять в соображение, что оно всегда сопровождается поправками, высказываниями воспитательницы и детей, то оно много содействует тому, что дети начинают задумываться над тем, чтобы формулировать свою мысль словесно возможно точно, понятно и правильно. Чтобы этого достигнуть, надо предлагать детям для объяснения лишь слова, обозначающие абсолютно знакомые им предметы и явления.

13. Отгадывание и составление загадок. Мы об этом уже говорили, но речь шла о составлении или отгадывании загадок, относящихся к предметам, что облегчает отгадывание. Но если у детей имеется запас отчетливых представлений, то загадки, относящиеся к таким представлениям, отгадываются ими и без наличия соответствующих предметов или картинок.

Народное творчество создало много загадок, характеризующих предметы и явления. Их надо тщательно подбирать, классифицировать по содержанию и возрастам детей и предлагать детям в первую очередь. Пусть дети заучат их наизусть как образцы образной народной речи.

Следует поощрять детей и к придумыванию загадок самим. Вначале это дается с трудом даже старшим детям; словесное оформление их загадок нескладно, например: «Такое, на что кладут, чтобы есть»,— означает тарелку; или: «Такое, чтобы шить, продевать нитку»,— означает иголку. Но постепенно они научаются классифицировать предметы, правильно выражать свои мысли и придумывать загадки часто не хуже самой воспитательницы. Вот загадки детей 6—7 лет: «Душистый цветок, растет на колючем кусте, бывает белого, розового, красного цвета»; «Птица, которая кладет свои яйца в чужие гнезда»; «Овощ, растет в огороде, снаружи красный, внутри белый» и т. п.

14. Классификация   предметов.   К классификациям предметов и явлений по признакам, особенностям,  видам  можно подводить детей  очень  рано. В простейших   формах   соответствующие   игры   возможны уже с трех с половиной-четырехлетними детьми. Вначале  эти   игры   ведутся  с   иллюстративным материалом, главным  образом  с картинками.  Разнообразные  виды лото преследуют цели классификации предметов. С детьми б—7 лет, получившими соответствующую подготовку, занятия по классификации возможны и без иллюстрации.

Очень много дают и соответствующие занятия-беседы. Приводим такую беседу, проведенную с детьми 6—7 лет.

Руководительница. Дети, мы поговорим о насекомых. Каждый припомнит какое-нибудь насекомое и про него что-нибудь скажет. Я начну. Я скажу про муху. Летом очень много мух.

—  Летом и бабочки есть, в саду летают.

—  А  в  лесу — муравьи.  Муравьи  тоже  насекомые. (Пауза.)

Руководительница. Я пройдусь по лугам, мотылечки есть там.

—  И жучки, и букашки, и божьи коровки.

—  И кузнечики, и стрекозы. Это все насекомые. (Пауза.)

Руководительница. А комар? Вот несносное насекомое.

—  Они  кусают больно, а  когда  укусят, это место чешется.

Руководительница. Комары не кусают, а жалят.

—  И осы жалят; меня ужалила оса. И пчелы жалят. (Пауза.)

 Беседы, наподобие нами приведенной, могут быть проведены на многие темы: «Домашние или дикие животные», «Садовые или полевые цветы», «Фрукты и овощи» и т. п.

15. Заучивание и произношение скороговорок. Дети любят упражняться в тонкости артикуляции. Часто они сами, без всякого поощрения, помногу раз повторяют какое-нибудь трудно произносимое слово, стремясь преодолеть трудности и овладеть произношением. На предложение произнести ту или другую скороговорку они охотно соглашаются. Вначале им предлагают скороговорки короткие, нетрудные, вроде: «Коси, коса, пока роса». Дети произносят их медленно. В дальнейшем скороговорки подбираются с нарастающими трудностями: «На дворе — трава,  на траве— дрова» и т. п. Дети приобретают навык произносить их быстрее, отчетливее, порою доходят до виртуозности; соревнуются в искусстве. Принуждать их к таким упражнениям, конечно, нельзя.

Упражнения в артикуляции нужны не всем детям. Они излишни для детей, владеющих гибким, хорошо функционирующим голосовым аппаратом; но эти-то дети с особой охотой изощряются в произношении трудных скороговорок. Детям же косноязычным, с языком неповоротливым они необходимы и полезны как прекрасная гимнастика речи, но к ним нужно и относиться как к гимнастике, не злоупотреблять ими и ни в коем случае детям не надоедать.

Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе "Кто работает в детском саду"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: « Кто работает в детском саду».Программное содержание.1.       Учебная. Закреплять представления детей о том, ...

Занятие по развитию речи в старшей группе "Кто работает в детском саду"

Обогащение знаний о труде взрослых с детьми старшей группы....

Специфика словарной работы в детском саду.

Специфика словарной работы в детском саду....

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Даны конкретные игры по развитию лексической сферы....

Задачи и содержание словарной работы в детском саду

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М....

Основные направления содержания словарной работы в детском саду

Развитие словаря – это длительный процесс, в котором выделяются две стороны: количественная и качественная. Именно эти два компонента раскрываются в предложенной статье....

Задачи и содержание словарной работы. Методика словарной работы.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьевой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы....