Тема: «Мой край»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Дудченко Наталья Юрьевна

Знакомство с достопримечательностями Краснодарского края в доступной для детей форме.

-Углублять представления детей об истории родного края, кубанском казачестве, его обычаях и культуре, формировать представления о собственной национальности и культуре своего народа и других народов.

-Развивать познавательный интерес, речь, эмоционально- художественную отзывчивость к культурному наследию народа, умение понимать неразрывную связь «прошлое-настоящее».

-Воспитывать патриотические чувства к родной земле- к кубанскому краю, его истории и культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_uroven_moy_kray.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3

села Коноково муниципального образования

Успенский район

           

Тема: Тематический блок «Мой край»

Второй  уровень сложности

с.Коноково 2018г.

       «Ой! Кубань ты мать родная                                                                

                                                                      Край станиц и хуторов

                                                                     Степь от края и до края  

                                                                      Тонет в золоте хлебов

                                                                     Это счастье- жить на свете  

                                                                     И тобой весь век дышать  

                                                                      И встречать твои рассветы  

                                                                     И закаты провожать»

                                                                            (авт.Л.Конорезова)

             

Образовательная деятельность

Конспект для средней группы

Над темой работали в течение двух недель . Дети ходили на экскурсию в кубанский уголок, знакомились с жизнью и бытом кубанских казаков, рассматривали фотоальбом «Мой край», дети рассказывали, как они отдыхали со своей семьей на Черном море, на речке Кубань. Дети придумали сказку про свой край «Солнце, воздух и вода», к этой сказке выпустили театральную афишу. Юные артисты участвовали в показе сказки.

Тема: Тематический блок «Мой край»

Второй  уровень сложности

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская, аппликация.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие.

Цель: знакомство с достопримечательностями Краснодарского края в доступной для детей форме.

Задачи: -Углублять представления детей об истории родного края, кубанском казачестве, его обычаях и культуре, формировать представления о собственной национальности и культуре своего народа и других народов.

-Развивать познавательный интерес, речь, эмоционально- художественную отзывчивость к культурному наследию народа, умение понимать неразрывную связь «прошлое-настоящее».

-Воспитывать патриотические чувства к родной земле- к кубанскому краю, его истории и культуре.

Предварительная работа :изготовление масок:     солнце, воздух, капелька , распределение ролей, задание для родителей, рассказать детям об истории и достопримечательностях Краснодарского края. Рассматривание старых фотографий, альбомов, изготовление афиши.                            

Ход занятия:

                    Содержание

Обратная связь на высказывание детей

1 этап.

Здравствуйте  дети.  Недавно мы с вами рассматривали портреты ваших пап и мам, бабушек и дедушек, они для вас самые родные и близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?

Правильно дети. Близкие предки-это ваши папы и мамы, бабушки и дедушки. А дальние предки- это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами попадем в хату наших дальних родственников- предков , хату, в которой живет старинная казачья семья. Но для этого нам надо надеть на голову казачью папаху, повернуться вокруг себя три раза и сказать:

    «Время, время- остановись! К нашим предкам повернись!». Дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, а воспитатель в это время надевает костюм казачки.

  Казачка: Здравствуйте, хлопчики и девчата! Зовут меня Прасковья Григорьевна. Я всегда очень рада гостям! Проходите в нашу хату, детки дорогие, чувствуйте себя, как дома. Хотите побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть ее убранство? С удовольствием расскажу вам обо всем. В казачьих семьях глава семьи- казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное- охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой красивый он носит костюм (показывает настоящий казачий костюм).На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску. Зимой на плечи накидывает теплую бурку. Кинжал и сабля подвешивается к поясу казака. Его жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах) приготовить обед. Посреди хаты стояла русская печь, которая обогревала всю семью, а хозяйка готовила еду. Рано утром вставала казачка мать, пока еще все спали, растапливала печь, пекла хлеб. (Казачка подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня вот такой чугунок. Он тяжелый, чугунный. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь .А чтобы горячий чугунок не обжег мне руки, я пользуюсь ухватом. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называлась глэчик, молоко долго в нем не прокисало. Едим прямо из чугунка, у каждого была своя ложка. Первым начинал есть отец, потом мать, а затем старший ребенок, средний и маленький и так по кругу. Ну а чаем угощаю, конечно из самовара. Запомнили название моей посуды?(работа со словарными словами).

А вы хотите стать моими помощниками?

                  Пальчиковая гимнастика

Мы печем, печем пироги пшеничные

Имитация пекут пироги)

Кто придет к нам пробовать пироги пшеничные

(поднимают вверх плечи, развести руки в стороны)

Мама, папа, брат, сестра и я

(загибаем пальцы)

Тесто замесили мы

(разминаем пальцами)

Сахар не забыли мы

(сыплют сахар)

Пироги пшеничные в печку посадили мы

(руки вперед, ладошки вверх)

Наша мама говорит(ставят полочкой перед грудью руки)

Крошки, что останутся(крошат крошки)

Курочкам достанутся) (стучат пальцем указательным по коленочкам)

А мебель у нас самая простая: кровать, стол, лавочки. Казак отец все делал своими руками. Самый маленький спит в люльке. А еще у нас есть вот такой сундук.

 Как вы думаете, что храню я в сундуке?

Совершенно верно, нарядную одежду: бусы, ленточки, вышитые рубахи. Очень любим мы казачки украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в моем доме украшены вышивкой?

 А какие предметы украшены кружевом?

Вот это одежда, примерьте-ка, может и вам понравиться одеваться по- казачьи?

Теперь вы настоящие казачата.

Когда наступает вечер на деревянной прялке мы прядем пряжу из овечьей шерсти и вяжем теплую одежду. У нас в семье много детишек, для игр делали кукол из лоскутков   ее называют «утешница»(подводит к столу , где стоят куклы, дети их рассматривают).

А сейчас я познакомлю вас с кубанскими традициями. Казаки гостей встречают хлебом- солью.

На службу молодого казака провожают на коне в добротной одежде и с оружием.

Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы». На казачьих праздниках всегда проходят скачки на конях. Все о чем мы говорили можно увидеть на фотографиях (рассматривание фотографий). А вот еще одна казачья традиция. Испокон веков на Кубани любили петь веселые песни и не только на свадьбах или проводах в армию, но и в поле и за прялкой. (прослушивание песни)

Музыка и слова народные «Как на зорьке заиграет»

Как на зорьке заиграет ветерок весной

Солнце край наш озаряет, край наш дорогой.

Кто у нас не бывал, кто Кубань не видел,

Всех мы рады пригласить, на Кубани погостить.

Вырастает, расцветает край наш с каждым днем

Мы ребята казачата вместе с ним растем.

- О чем сегодня я вам рассказывала?

- А что было интересного?

-А что вас заинтересовало?

- А что интересного хотели вы узнать?

- Для чего нам нужно знать про кубанских казаков?

А сейчас мы с вами изготовим из лоскутков куклу(казачка показывает последовательность пошагово изготовления куклы и к каждому подходит помогает).

- о чем я вам сегодня рассказывала

.

С. –А какие игрушки были у детей?

Если дети отвечают «не знаю»:

-А кому интересно узнать?

А.- родственники

К.- я хочу узнать, как вы живете

Д.- а я чем занимаетесь

Л.- да,хотим

В.- наверно одежду

С.- скатерть, полотенца

К.- салфетки

М.- полотенце

С.- и я хотел казаком быть

О.- как жили кубанские казаки

Т.- а мне понравилось, как мы делали куколку

И.- а чем занимались дети?

2 этап.

Здравствуйте, дети! Сегодня у нас будет необычная зарядка! Встаем в круг и повторяем движения под музыку.

Я выбрала веселую ритмичную песню «Моя Кубань»(сл. Аксенова). Сначала дети прослушивают, а потом делают зарядку.

В небе радуга искрится, серебром лучей блестит.

И крылатой, белой птицей наша песня вдаль летит.

Эти ласковые горы, эти реки и поля,

И безбрежные просторы. Это все Кубань моя.

Припев:

А над нами облака плывут крылатые.

В небе солнце улыбнулось конопатое.

И под солнечным дождем

О тебе мой край поем

О тебе моя Кубань- отчий дом.

Пусть звучит многоголосый и веселый хоровод

Рыжий, черный и белесый. О тебе Кубань поет.

В небесах взлетает песня, если верный друг со мной

Мы с тобой навеки вместе, наш любимый край родной.

Припев:

Наша дружба на века

И в твоей руке рука

Так звучи же веселей эта песенка друзей.

-Понравилась ли вам песня?

-Дети, а о чем эта песня?

В словах песни поется про Кубань, о своей Родине, о том месте, где родился и живет. Я считаю, что правильно подобранная песня очень хорошо помогает настроить детей, на раскрытие темы занятия и достижения поставленных целей.

      Я подключила родителей к выполнению заданий.

1.Принести фотографию, где отдыхали вместе с семьей на речке, подготовить рассказ.

2.  Принести Варе фотографию своего папы, он выращивает хлеб. Девочка рассказывает о труде своего папы, который принимает активное участие в посеве и уборке зерновых культур.

3.Эвелина расскажет, как они с семьей ездили на Черное море и отдыхали.

На вопрос: «Понравилась ли песня?»

Дети хором ответили «Да!»

С.- Эта песня очень веселая!

Ю.- про Кубань.

К.- песня, про то место, где мы живем.

М.-А еще в этой песне поется про дружбу, друзей.

Ю.-И мы ходили на речку

Р.-Я люблю купаться

Н.-А мы вместе с папой ловили рыбу на Кубани.

Дети отвечают хором «Да!»

Р.-Когда мы ездили к бабушке я видел огромное пшеничное поле

С.-мы тоже были на море

3 этап.

После завтрака дети сели за столы. Приходит гостья Матушка- Кубанушка в кубанском костюме.

-Здравствуйте, дорогие ребята.

- Вы меня узнали?

- а что это у вас за фотографии?

Я – Матушка Кубанушка, живу, как и вы в Краснодарском крае. Я вам принесла фотоальбом с яркими фотографиями

нашего Краснодарского края и хочу рассказать о Краснодарском крае. А это карта Краснодарского края.

Посмотрите на карту, как вы думаете наш край большой или маленький?

      Давным- давно, когда я была маленькой, меня называли Кубаночкой. Жили мы в небольшом домике, построенный из соломы и глины. К нам приходили гости.

Гостям всегда были рады. Мама пекла хлеб в русской печке, встречали гостей свежеиспеченным хлебом.

Домик находился недалеко от речки Кубань. В честь меня и назвали речку. Вместе с семьей мы ходили на речку купаться, купались около берега. Она большая, широкая и глубокая, сильное течение. А по другую сторону растут деревья.

    Когда я выросла решила преобразить и украсить свою землю. И отправилась в путешествие по свету, чтобы посмотреть, как люди живут, познакомиться с их природой и обычаями. Когда я путешествовала, то встретила своих старых друзей, их зовут: солнце, воздух и вода. Вернулась из путешествия вместе со своими друзьями. Тут мы принялись за дело. Вода мне помогла разводить рыбу в прудах, а также в морях: в Черном море и Азовском.

- Ребята, скажите, а кто был на море?

 А сейчас представим, что мы на берегу Черного моря, подойдите все ко мне, давайте пройдем по берегу и подышим свежим, чистым воздухом, вместе с моим другом.

                                  Дыхательная разминка.

Воздух всем морской полезен

Он излечит от болезней

Дышим все мы глубоко

Как же дышится легко

Сил мы набираемся,

Здоровьем запасаемся.

Подышали, отдохнули и продолжаем дальше слушать. Вместе с моим помощником воздухом посадили много деревьев и стал лес называться Дубовой рощей. Выросли в Дубовой роще клены, каштаны, липы, орехи. И стала роща родным домом для многих животных, птиц, насекомых. Тут на помощь пришло солнышко. В садах посадили яблони, груши, выросло много урожая. Вместе с солнышком на полях посеяли рожь, пшеницу, сахарную свеклу, подсолнечник. Благодаря лучистому и яркому солнышку, поля стали желтеть, колосья полны зерен . Поля бескрайние, золотые, красивые, их можно сравнить с морем. Поле колышется, как море, желтые волны ходят по полю. И настала пора уборки урожая.

     (Дети выполняют упражнение «Уборка урожая»

Не гром грохочет, не пальба

(перед собой выполнять круговые движения с согнутыми руками)

Гремит, грохочет молотьба

Гора зерна растет до неба

(потягиваются вверх, становясь на носочки)

Ты видишь сколько будет хлеба?

(плавное опускание рук вниз)

Шумят, гремят грузовики шумят на мельнице валки

(руки на поясе,  притоптывание ногами с незначительным продвижением вперед)

Гора муки растет до неба

(руки вверх становясь на носочки)

Ты видишь, сколько будет хлеба?

(плавное отведение рук в стороны, затем вниз)

Мне говорят, что спать пора

(приседание, голову наклонив на бок, руки под голову)

Но не усну я до утра

(потягивание вверх, становясь на носочки)

Мне поглядеть бы хоть немножко

(смотрят в одну сторону, затем в другую)

Как мама будет печь лепешки

(имитация лепки лепешки).

      Сажать поля и убирать мне помогают хлеборобы, земледельцы. Это те люди, которые трудятся на полях.

Знаете, ребята, я очень люблю свой край, речку, лес, цветущие полянки, пение птиц, но чтобы было красиво нужно заботиться и беречь природу. Ребята, вы увидели много ярких фотографий, много интересного рассказала вам о нашем крае.

-Что вам понравилось особенного?

-Что вас заинтересовало?

- Для чего нам нужно знать про наш край?

-Я хочу, чтобы вы были моими помощниками, чтобы вы сделали, чтобы наш край был еще красивее и богаче?

Л- Мы тоже знаем про Кубань

Д.- летом мы ходили на речку купаться и отдыхать. Мне понравилось кидать камушки в воду, а еще я видел маленьких рыбок.

Э .- мы со своей семьей ездили на Черное море.

Я первый раз увидела пальмы, еще видела настоящих дельфинов.

Мой старший брат с сестрой катались на банане.

В.- мой папа работает в поле , он выращивает пшеницу. А это комбайн.

Р.- да большой

Р- наш край очень красивый

П- мой папа работает на заводе, где делают сахар для всего края

Д- а мы ездили на море,

Ходили в дельфинарий

М- а мы с мамой катались на банане

4 этап.

Дети придумывают сказку про наш край.

Лучок пришел в гости и говорит:

Я хочу сказку….хочу…хочу и топает ногами.

-У меня очень много друзей по всему миру, они очень интересно рассказывают  о своих краях, а мне нечего рассказать интересного, может вы мне поможете?

 Конечно, лучок мы сейчас тебе покажем нашу сказку!

Вот здорово!

А- я хочу быть солнышком

С- а я Кубаночкой

К- а я воздухом

С.- садись поудобней и смотри сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность "Познание" Тема: "Приморский край - моя малая Родина"

Работа посвящена углублению знаний о природе Приморского края. Ориентированна на детей старшего возраста. Работа позволяет формировать знания о родном крае, о ценных видах животных и растений, приозра...

Конспект беседы на тему: «Тульский край накануне и в период Великой Отечественной войны».

Конспект беседы о события развивающихся во время ВОВ в Тульской области....

Конспект беседы на тему: «Тульский край накануне и в период Великой Отечественной войны».

Конспект беседы о события развивающихся во время ВОВ в Тульской области....

Планирование образовательной деятельности на неделю по теме "Мой край" (Красноярский край)

Тематическое планирование на неделю по теме "Мой край" (Красноярский край)...

Беседа для детей старшего дошкольного возраста по теме «Краснодарский край. Край в котором мы живем - Моя Родина»

Беседа для детей  старшего дошкольного возраста по теме«Краснодарский край. Край в котором мы живем - Моя Родина» Цель:  познакомить детей с историей возникновения края; рас...

Тема: "Алтайский край-наш родной край".

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое, художественно – эстетическое, физическое, социально – коммуникативное развитие. Тема: Алтайский край – наш...