Методическая разработка "Игра - драматизация как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи на тему

Климова Маргарита Станиславовна

Методическая разработка "Игра - драматизация как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_metodrazrabotka.docx66.21 КБ

Предварительный просмотр:

Климова М.С.

Кузнецова М.Ю.

Филина Н.А.

Игра - драматизация как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста

г.о. Серпухов

2017

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 29 «Пчёлка» г.о. Серпухов

Климова М.С.

Кузнецова М.Ю.

Филина Н.А.

Игра - драматизация как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка

                             

     

г.о. Серпухов

2017


Содержание

Содержание        3

Введение        4

Игра - драматизация как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста        8

Раздел 1. Методы, формы и средства по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста        8

Раздел 2. Игра – драматизация как средство  активизации словаря  детей младшего дошкольного возраста        16

Заключение        28

Литература        29


Введение

Развитие лексической стороны речи, работа над словом как исходной единицей языка – занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Работа над словом – это, прежде всего, работа по осмыслению его значения. Слово расширяет для ребенка рамки окружающего мира, позволяет выйти за пределы конкретной ситуации.

Ф.А. Сохин отмечал, что «в младшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов» [8, с.64]. Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной деятельности, игры, общения.

Овладение словом перестраивает все основные психические процессы ребенка: создает новые формы восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Процессам восприятия слово придает обобщенный характер; внимание при направляющем участии слова становится активным; процессы памяти превращаются в акты произвольного запоминании.

Одна из важнейших особенностей психологического развития детей четвертого года жизни — увеличение доли произвольных, преднамеренно выполняемых ребенком действий. Преднамеренность всегда связана с элементарным осознанием выполняемого действия. Это имеет большое значение в развитии речи. В этом возрасте резко возрастает любознательность детей, которую важно использовать для воспитания интереса к языку, к языковым и речевым явлениям, для формирования начатков контроля и самоконтроля за речью.

Появлению слова в активном словарном запасе предшествует его адекватное понимание и устойчивое предметное соотнесение в реальной действительности. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, опираться на конкретную ситуацию. Создать такую речепорождающую ситуацию достаточно трудно; для этого требуется терпение, изобретательность и постоянный поиск новых игр и приемов, активизирующих речь детей.

Игра - драматизация является разновидностью ведущей (игровой) деятельности и театрализованной деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.

А.Б. Фесюкова указывает, что «театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи» [10, с.6].

В отечественной педагогической науке накоплен богатейший материал по проблеме развития речи детей первых лет жизни. В разработке этой проблемы принимали участие Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Е.И. Тихеева, Г.М. Лямина, М.И. Попова и другие.

Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др. В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр и игра - драматизация являются одними из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер жизни. Это доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста  через игру - драматизацию обусловлена тем, что эта деятельность позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом драматизируемого произведения заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе такой работы происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Игра – драматизация  позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Цель: изучить возможности и особенности использования  театрализованной деятельности посредством игры – драматизации  для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста.

Объект: развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Предмет: процесс активизации словаря детей второй младшей группы  средствами  театрализованной деятельности посредством игры – драматизации .

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словаря детей младшего дошкольного возраста;
  • изучить методы, формы и средства работы по активизации словаря детей младшего школьного возраста;
  • проанализировать возможности игры - драматизации  как средства активизации словаря детей младшего дошкольного возраста.


Игра - драматизация как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста

Раздел 1. Методы, формы и средства по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста

Анализируя программу развития речи О.С. Ушаковой [9] можно отметить, что в работе по развитию словаря детей  младшей группы основное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни;  активизация разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, и глаголов.

Как отмечает О.С. Ушакова, необходимо научить детей различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы «Что это?», «Кто это?», видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества («какой?»), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека («что делает?», «что с ним можно делать?»). Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?», «Скажи какой», «Кто, что уме ет делать?».

От называния видимых и ярких признаков предмета (игрушки) нужно переходить к перечислению свойств и качеств предмета (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно?»). При назывании действий объекта детей учат видеть начало и конец действия, в  игре с картинками («Что сначала, что потом?»).

Программа развития речи  В.В. Гербовой [2] предлагает на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь. Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Обогащать словарь детей В.В. Гербова предлагает:

  • существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
  • глаголами, обозначающими трудовые действия (пылесосить, стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться); 
  • прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий); 
  • наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холод но, жарко, скользко).

Детский лексикон при всех индивидуальных различиях между детьми содержит стандартный набор понятий, которые можно условно разделить на несколько основных словарных групп (наименование окружающих ребенка людей, звукоподражания, названия птиц и животных, игрушек, продуктов питания и т.п.).      

Во всех этих видах занятий развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности. Отсюда вытекают общие требования к организации и методике проведения занятий:

  • единство развития словаря с развитием познавательных процессов (восприятия, представления, мышления),
  • целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей в процессе занятия,
  • наличие наглядности как основы для организации речевой и познавательной активности,
  • единство реализации всех задач словарной работы на каждом занятии.

Усвоение лексической системы родного языка происходит постепенно, так как не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями. Детям необходимо показать, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки, а также действия, связанные с движениями игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека. От называния видимых и ярких признаков (цвета, формы, величины) нужно переходить к перечислению внутренних качеств предмета, к его характеристике.

При назывании действий объекта (предмета) или действий с ним дети учатся видеть начало, середину и конец действия. Для этого проводится игра с картинками, изображающими последовательные действия.

Лексические упражнения важны не только для развития словаря, но и для отработки навыков владения словом при построении самого простого высказывания. Ребенка необходимо знакомить с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантически адекватное его использование, формирование обобщенного представления о слове. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания сообразно контексту, речевой ситуации создает предпосылки для свободного и гибкого обращения с языковыми средствами при построении высказывания.

Значительное место в этой работе отводится элементам наглядности (игрушки, картины), а также речи воспитателя как одному из источников обогащения словарного запаса детей.

Для постепенного овладения обобщающими понятиями на занятиях подбираются предметы одной родовой категории (игрушки, посуда, одежда).

Формирование словаря в первую очередь происходит на специальных занятиях. На них, а также при руководстве другой речевой деятельностью детей, воспитатель оперирует специфичными приемами обучения. Приемы словарном    работы   должны  помочь детям выделить нужное слово в речи воспитателя, понять его значение, твердо запомнить, а также содействовать употреблению этого слова в их речи. Поэтому в одном и том же методе используется одновременно несколько приемов, ряд из них при этом будет ведущим, основным.

Называние (или образец произношения) нового или трудного слова — активный прием обогащения словаря детей. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Это достигается подчеркнуто четкой дикцией, иногда даже несколько утрированной артикуляцией, чтобы ребенок уловил звуковой состав слова. Слоговое произношение нарушает нормы литературного произношения, оно не свойственно устной речи. Произносить слово нужно медленно, но орфоэпически правильно.

Можно привлечь внимание детей к нужному слову логическим ударением, интонированием, сменой силы голоса, паузой перед словом, а также прямыми словесными указаниями: «Послушайте еще раз, это трудное  слово» и т. д.

Называние часто сопровождается показом объекта. «Посмотрите, внутри плиты большая духовка»,— говорит воспитатель, открывая дверцу духовки и показывая жестом. Иногда называние нужно сопровождать толкованием (пространным толкованием, заменой знакомым словом или сопоставлением со знакомым синонимом, сравнением со знакомым антонимом), например: «Аквариум — стеклянный ящик, в нем живут рыбки, через стекло нам их хорошо видно».

Очень часто используют включение слова в предложение, показ его сочетаний с другими словами. Например, при рассматривании трамвая воспитатель говорит: «В задние двери трамвая пассажиры входят» и т. д. Для запоминания можно применять повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором. Хоровое повторение усиливает речевую активность детей, способствует выделению в их создании нужного слова.

В некоторых случаях интерес к слову можно усилить объяснением происхождения (этимологии) слова. Этот прием наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку (Ребята, почему так говорят: грузовой автомобиль, грузовик?). Иногда это допустимо и в младших группах. Воспитатель должен поощрять вопросы детей о происхождении слов.

Для активизации словаря хорош такой прием, как вопрос. Дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие (Справа или слева матрешка?).

Для словарной работы можно применять как прием некоторые упражнения или дидактические игры. По ходу отдельных занятий по ознакомлению с окружающим можно использовать кратковременные (1—3 мин) упражнения в подборе слова, например: «Кто больше увидит и назовет?», «Выдели и назови части в целом», «Кто больше назовет предметов круглой (овальной, прямоугольной) формы?», словесные игры на классификацию предметов и др. Эти приемы, а также загадки, сравнение предметов (по зрительному восприятию и по памяти) целесообразнее применять в старших группах.

 Важное место в педагогическом процессе активизации  словаря детей отводится сказке. Она становится одним из основных средств нравственного воспитания, имеет терапевтический аспект, так как ее образы обращены к самой душе ребенка. Велико значение сказки и в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Ведь все, что дети слышат от взрослых,    прежде всего они связывают со своей жизнью. Каждая сказка дает возможность побывать в своей фантазии кем угодно, и принцем, и злым драконом, и волшебником и феей, и бедной падчерицей и т.д., что в свою очередь взращивает в душе ребенка силы добра, справедливости, благородства и любви.  

Сказка рассказывается детям ежедневно. У нее есть свое определенное время  в ритме дня,  место и  ритуал повествования. Такие элементы языка как звук, образность, ритм, мелодия являются теми средствами, что непосредственно и эмоционально связывают ребенка с миром народной культуры.

Существует ряд методических требований к рассказчику. Например, важно, чтобы сказка рассказывалась устно, а не читалась по книге. Важно сохранение народного текста, а не рассказывание сказок вольным образом. Важен процесс организации слушания, при котором идет концентрация слуха ребенка на речи рассказчика. Воспитатель должен владеть выразительной грамотной речью, так как дети, после или во время прослушивания сказки, произносят отдельные звуки и слова, ориентируясь  на то, что было услышано. Большой смысл заключается в особой спокойно – распевной манере сказителя, в ясном, четком звучании слова. Этим создаются максимально благоприятные возможности для древней мудрости, хранящейся в сказах, так как личность самого рассказчика отступает на второй план.

Сказка с детьми не анализируется, воспитатель не  комментирует ее сюжет, не анализирует его, не просит детей запоминать или специально пересказывать сказку. Вместе с тем, дети могут использовать сказочные сюжеты в своих играх. Перевоплощаясь в разных героев, они еще раз переживают смысл сказки. Благодаря неоднократному повторению, тексты сказок запоминаются детьми почти дословно.

Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет  образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр разнообразных видов.

Содержательной основой кукольного спектакля, показываемого воспитателями детям, обычно является народная сказка, и кукольный театр оказывается своеобразной формой ее преподнесения. Дети при этом переживают сказочные образы несколько иначе, чем при обычном ежедневном прослушивании сказки.

Показывает кукольный спектакль  воспитатель. При этом требуется значительная подготовительная работа, в частности для разработки сцены, на которой будет разворачиваться сказочное действие. Как правило, сцена организуется на одном – двух столах, а основным материалом для создания ландшафта, на котором будет разворачиваться сказка, выступают ткани разных цветов и разнообразный природный материал.

Большое внимание должно быть уделено куклам, персонажам спектакля, выразительности их образов. Важным условием при создании театральной куклы является ее прообразность, избегание внешней детальной проработанности, но, вместе с тем, хорошая продуманность внутреннего персонажа. Аналогичное требование предъявляется и к театральному ландшафту. Его простота и выразительность, а также характерная цветовая гамма, понятные ребенку, будят его воображение, позволяют неосознанно проникать в моральную суть сказки. Прообразные куклы оставляют также достаточно большое поле для деятельности детского воображения. Для кукольного спектакля используются куклы-статуэтки, марионетки, куклы на руку и пальчиковые куклы.

Кукольный спектакль обычно длится 10-15 минут. Он проходит традиционно в определенное время дня и в определенном месте детской комнаты. Важно показывать кукольный спектакль не реже одного раза в месяц.

Кукольный спектакль во время свободной игры - данный вид спектаклей разыгрывается самостоятельно детьми. Импульс к такой игре, своеобразной детской художественно – творческой деятельности, ребенок получает от целого ряда совместных занятий с воспитателем и, в первую очередь, от кукольных спектаклей, показываемых взрослыми. Маленький спектакль  проводится перед свободной игрой. Один спектакль показывают в течение недели, текст – обычно ритмизированная сказка или стихотворение, сценой становятся стол, колени воспитателя или строится игровой ландшафт на полу. Первые дни воспитатель показывает и рассказывает сам, затем кто-либо из детей хочет помочь.

Дети, благодаря развитой способности к подражанию, а также простоте выразительных театральных средств, используемых самими воспитателями, многое перенимают из просмотренных кукольных спектаклей. Так, зачастую, перенимается сам сказочный сюжет. Вместе с тем, дети часто и охотно импровизируют, легко сочиняя свои собственные истории. Благодаря этому происходит обогащение словарного запаса, ребенок овладевает различными речевыми формами, использует и прозаическую и стихотворную речь.

Для того, чтобы кукольный спектакль такого рода мог состояться, в распоряжении детей должно быть достаточное количество природного материала, лоскутков ткани разнообразного цвета и фактуры и, конечно, сами театральные куклы.

Спектакли-импровизации – сказки можно не только слушать и показывать, но и сочинять самим. Маленькие спектакли-импровизации после лепки, рукоделия с тем, что сделали сами дети, помогает оживить образ, наполнить смыслом свою работу. Дети становятся более уверенными в жизни, так как они понимают, что всё, что им нужно для игры, они могут создавать сами. В дальнейшем они в своей работе стараются более тщательно передать образ, работают над деталями.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: словарная работа в младшей группе направлена на то, чтобы подвести ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.

Раздел 2. Игра – драматизация как средство  активизации словаря  детей младшего дошкольного возраста

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

 Велико значение  игры - драматизации для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В такой игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

 Игра - драматизация представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность подобных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

 Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание.

Ребенок осознает себя, учится желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и  учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Ни с чем несравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети 3-4 лет очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.

 Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал . Это словесное творчество детей , нужное и понятное самим детям.

 Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

 Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.

 Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.

Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.

Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

В-третьих, в оформлении спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

Анализ методической литературы показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали особое внимание на развитие речевых навыков. В результате были найдены интересные методические приемы, например:

  • предложить детям самостоятельно придумать сюжет с двумя воображаемыми игрушками и обыграть его; прочитать детям знакомую сказку и предложить им придумать новую, но с теми же персонажами (О. Лагуткина);
  • предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтрастных ролей – Деда Мороза и Лягушки, Снегурочки и Петрушки (Т. Неменова);
  • предоставить детям возможность для исполнения контрастных ролей – старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка (Г. Прима).

По мнению М.Н. Маханевой целесообразно остановить внимание на содержании занятий по театрализованной деятельности в детском саду. Они могут включать в себя:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры - драматизации;
  • подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения;
  • упражнения в целях социально - эмоционального развития детей.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами  которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».

Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как в настоящем искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

О.С.Ушакова предлагает все театрализованные игры разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм относят: настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Где ребенок или взрослый не являются действующими лицами, а только создают сцену, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Ребенок действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

  Драматизация основана на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы. Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевой игры сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Но в отличие от сюжетно-ролевых игр, «театрализованные развиваются по заранее подготовленному сценарию в основе которого - содержание сказки, стихотворения, рассказа».

Педагогу следует заинтересовать дошкольников содержанием  произведения, которое будет использоваться для инсценировки, и он выразительно исполняет его. Для этой же цели используются предварительные беседы разнообразной направленности (Приложение 1). Затем он спрашивает у детей, об их отношении к данному произведению. Получив положительную оценку, предлагает разыграть его в ролях.

Раскроем теперь специфику целей, задач и содержания работы воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста.

  Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

• от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

• от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

• от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

 Прежде всего,  необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.

 В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр - драматизаций, в которые включается ребенок.

Ступени работы следующие:

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись, потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

• Бессловесная  игpa - импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (З. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).

• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка», «Рукавичка»(Приложение 2)) и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»,К. Чуковский «Цыпленок»).

Для  обогащения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста в предварительной работе к игре – драматизации можно использовать словарные/речевые  игры, например, такие как:

1)«Какой» - подбор эпитетов к предмету или сказочному герою.

Пример: «Гуси-лебеди»

- печка: большая, добрая, горячая, трудолюбивая, ласковая; 

- яблонька: красивая, нарядная, весёлая, добрая;

- речка: быстрая, печальная, прозрачная, чистая и т.д.

«Маша и медведь»

- Маша: умная, трудолюбивая, хитрая, смелая, храбрая;

- медведь: большой, сильный, глупый, невнимательный.

2) «Узнай по описанию» - узнавание героя сказки по эпитетам.

- Рыжая, хитрая, пушистая, ласковая (лиса).

- Желтый, круглый, веселый, доверчивый (колобок).

3) «Что делает» - подбор действий к предмету или сказочному герою.

«Колобок»

- колобок: катится, лежит, поет, веселится, прыгает, улыбается, бежит;

- лиса: идет, вынюхивает, слушает, говорит, хитрит.

«Петушок и бобовое зернышко»

- петушок: кричит, кукарекает, поет, ходит, клюет, подавился, падает, лежит, не дышит.

- курочка: бежит, зовет на помощь, кричит, помогает, смазывает.

4) «Узнай по описанию» - узнавание героя сказки по действиям.

- печется, убегает, катится, поет (колобок).

- варит, убирает, печет, прячется, приговаривает, хитрит (Машенька).

5) «Скажи по-другому» - подбор синонимов.

«Три поросенка» - поросята убегают от волка.

- Как сказать по-другому? – удирают, мчатся, несутся;

«Лисичка-сестричка и серый волк» - лиса обманывает волка.

- Как сказать по-другому? – хитрит, врет.

6) «Скажи по-другому» - подбор антонимов.

Колобок: поет – молчит, катится – стоит, веселится – грустит.

7) «Скажи ласково» - подбор слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

 - Маша – Машенька,

 - Заяц – зайчонок, зайчишка,

 - Лиса – лисичка, лисонька,

 - Яблоня – яблонька.

8) «Скажи с преувеличением»

- Усы – усище,

- Хвост – хвостище,

- Зубы – зубищи,

- Дом – домище.

9) «Подбери похожее слово» -  подбор однокоренных слов.

-  лес-лесок-лесочек; лед- ледок -ледяная ; снег- снежок-снегурочка…

10) «Придумай другое название сказки»

«Колобок» - «Колобок-путешественник», «Смелый колобок», «Непослушный колобок»;

 «Рукавичка» — «Дружный домик», «Как дед потерял рукавичку»;

 «Гуси- лебеди», — «Как сестра выручила братца» и т.д.

11) «Придумай смешное слово о герое сказки»

Лиса – пушистохвостая, хитрорыжая;

Колобок – кругложелтый.

12) «Вставь пропущенное слово»

13) «Продолжи предложение»

14) «Объясни слово»

15) «Отгадай сказку (героя сказки)»

16) «А что потом?»

17) « От каждого по словечку» - один ребенок называет одно слово по тематике любой сказки, второй ребенок добавил к первому слову своё слово, и получилось предложение из двух слов и т.д. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и по сюжету сказки. Например: сказка «Колобок» - « Колобок», « Колобок катится», «Колобок катится по дорожке», «Колобок катится по лесной, длинной дорожке» (Приложение 3).

Отлично будет использовать не только непосредственную образовательную деятельность, направленную конкретно на развитие коммуникативных речевых навыков, но и интегрировать театрализованную деятельность в занятия других областей, например, художественно-эстетическое развитие. В рамках этого можно сначала слепить, нарисовать персонажа/персонажей определенной сказки, а затем обыграть данный сюжет, используя плоды своего труда. В данной методической разработке представлен опыт подобного рода (Приложение 4).

 У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка...», «Тилибом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

 Реализация названных задач и содержания работы с детьми младших групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры.

 1. Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты

 2. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

 3. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра в общем и игра – драматизация в частности рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

 Итак, возможности игры - драматизации как средства активизации и развития речи младших дошкольников достаточно широки. Она позволяет добиваться совершенствования выразительности речи ребенка, которая развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей среднего возраста, а затем и к языковой выразительности речи старших дошкольников.

Таким образом, можно сделать вывод: театрализованная деятельность посредством игры – драматизации – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке. Формирование речевой активности, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов театрализованных игр.


Заключение

Дети все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они могут окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника. Занятия театрализованной игрой помогают детям адаптироваться в окружающем мире и решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с развитием речи ребенка.

При условии систематических занятий театрализованной игрой у младших дошкольников появляется возрастающий устойчивый интерес к перевоплощению. Этому способствует приобретенные ребенком навыки и умения: воспринимая художественный образ, видеть его развитие, взаимодействовать с другими детьми.

Из этого следует, что театрализованная игра, а в частности игра – драматизация,  позволяет решать многие задачи программы детского сада: от полноценного развития речи до физического совершенства. Разнообразие тематики,  средств изображения, эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности.

Надеемся, что наша разработка поможет педагогам повысить эффективность работы по формированию связной речи у детей посредством  игры – драматизации.


Литература

1. Аникин, В.П. Русская народная сказка / В.П.Аникин. — М., 1984.

2. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада / В.В. Гербова. — М.: Просвещение, 1983.

3. Гербова, В.В. Книга для чтения в детском саду и дома / Пособие для воспитателей детского сада и родителей. — М.: ОНИКС 21 век, 2005.

4 . Гурович, А.М. Ребенок и книга / А.М.Гурович. — М.: Просвещение, 1992.

5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – 244 с. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.

6. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. — М.:

Лабиринт, 2000.

7. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под. ред. М.А. Васильевой. — М.: Мозайка - Синтез, 2005.

8. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1984.

9. Фесюкова, А.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста / А.Б. Фесюкова. — Харьков: Фолио, 1997.

10.Ушакова ,О.С. Развитие речи детей 5-7 лет / Ушакова  О.С.- ТЦ Сфера Год, 2012 .

Приложение 1

Подготовка к игре - драматизации.

1.Чтение сказки и рассматривание картинок.

2.Изготовление рукавички. Необходимые материалы: большая картонная коробка, коробка из – под сока 1 или 2 штуки, тонкая проволока, куски ткани или старая одежда, кусочки меха, шило, ножницы, клей. Вырезаем силуэт рукавицы из картонной коробки. Примерная длина рукавицы 50 – 70 см. (можно взять другой размер).Вырезаем одну длинную сторону от коробки из – под сока, моем, а затем сушим коробку. Прокалываем шилом 2 дырки в длинной части коробки из – под сока и 2 дырки в силуэте рукавицы. Соединяем рукавицу и коробку с помощью проволоки таким образом, чтобы коробка из – под сока находилась по центру,  вдоль длины рукавицы. Это нужно для того, чтобы, когда Дед потеряет рукавицу, она бы лежала на полу как на подставке и хорошо видна была зрителям. Сторона рукавицы с прикреплённой коробкой из – под сока – это изнаночная сторона рукавицы, которая не должна быть видна зрителям. Другую, лицевую сторону рукавицы обклеиваем кусками ткани и меха. Тут ваша фантазия безгранична. Можно использовать любую ткань с любой фактурой.

3.Объяснение непонятных слов. Современным детям даже само название сказки «Рукавичка» не  очень понятно. Слова «варежки» и «перчатки» дети хорошо знают, а вот «рукавица», «рукавичка» и другие  производные от этого слова практически никто уже сейчас не употребляет. Рукавичка – от слова рукавица. Варежка, внутри которой пришит мех. Обронил – уронил и потерял. Кабан – дикая свинья, которая живёт в лесу. «Дед хватился – нету рукавички» – дед быстро понял, что нет рукавички и нужно идти её искать. Каждое животное в сказке, кроме собачки имеет своё ласковое прозвище. Объяснения прозвищ животных:

Мышка – поскребушка.  

От слова поскрёбывать – иногда, не всегда скрести, корябать когтями по полу.

Лягушка – попрыгушка.   Лягушка всегда прыгает.

Зайчик – побегайчик.  Зайчик чаще всего не ходит, а бегает.

Лисичка – сестричка. Традиционное прозвище лисы в сказках.

Волчок – серый бочок. Традиционное прозвище волка в сказках по цвету шерсти.

Кабан – клыкан.  У кабана есть клыки, у домашней свиньи клыков нет.

Медведюшка – батюшка. Почему медведь – «батюшка»?Батюшка от слова «батя» - отец, папа. Папа – самый главный, самый сильный в семье, а медведь самый главный и сильный  в лесу, как папа в семье.

Приложение 2

 Игра – драматизация.

Действующие лица:

Рассказчик.

Дед.

Собака.

Мышка.

Лягушка.

Зайчик.

Лисичка.

Волк.

Кабан.

Медведь.

Звучит музыка А. Аренский «Сказка».

 Выходят Дед и собака и ходят по сцене. У деда на руках обычные варежки.

Рассказчик: Шёл дед лесом. Шёл дед, шёл, да и обронил рукавичку.

(Дед теряет одну варежку. Дед и собака уходят. Рассказчик быстро выкладывает на пол сцены картонную варежку, а настоящую убирает.)

Рассказчик: Вот бежит мышка.

(Выбегает Мышка, обегает несколько раз вокруг рукавицы.)

Мышка: Тут я буду жить! (Присаживается на корточки с изнаночной стороны рукавицы.)

Рассказчик: А в это время Лягушка. Прыг- прыг!

(Выпрыгивает Лягушка.)

Лягушка: Кто, кто в рукавичке живёт?

Мышка: (встаёт в полный рост) Я – мышка – поскребушка! А ты кто?

Лягушка: Я – лягушка – попрыгушка! Пусти меня!

Мышка: Иди!

(Лягушка и Мышка присаживаются на корточки с изнаночной стороны рукавицы.)

Рассказчик: Бежит зайчик.

(Выбегает Зайчик.)

Зайчик: Кто, кто в рукавичке живёт?

Мышка: (встаёт в полный рост) Я – мышка – поскребушка!

Лягушка: (встаёт в полный рост)  Я – лягушка – попрыгушка!

Мышка и Лягушка вместе: А ты кто?

Зайчик: Я – зайчик – побегайчик! Пустите меня!

Мышка и Лягушка вместе: Иди!

(Лягушка, Мышка, Зайчик присаживаются на корточки с изнаночной стороны рукавицы.)

Рассказчик: Бежит Лисичка.

(Выбегает Лиса.)

Лисичка: Кто, кто в рукавичке живёт?

Мышка: (встаёт в полный рост) Я – мышка – поскребушка!

Лягушка: (встаёт в полный рост)  Я – лягушка – попрыгушка!

 Зайчик: (встаёт в полный рост)   Я – зайчик – побегайчик!

Мышка, Лягушка, Зайчик вместе: А ты кто?

 Лисичка: Я – Лисичка  - сестричка! Пустите меня!

Мышка, Лягушка, Зайчик вместе: Иди!

(Лягушка,  Мышка, Зайчик, Лисичка присаживаются на корточки с изнаночной стороны рукавицы.)

Рассказчик: Бежит Волчок.

Волк: Кто, кто в рукавичке живёт?

Мышка: (встаёт в полный рост) Я – мышка – поскребушка!

Лягушка: (встаёт в полный рост)  Я – лягушка – попрыгушка!

Зайчик: (встаёт в полный рост)   Я – зайчик – побегайчик!

Лисичка: (встаёт в полный рост)   Я – Лисичка  - сестричка!

Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка вместе: А ты кто?

Волк: Я – Волчок – серый бочок! Пустите меня!

Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка вместе: Иди!

(Лягушка,  Мышка, Зайчик, Лисичка, Волк присаживаются на корточки с изнаночной стороны рукавицы.)

Рассказчик: Идёт Кабан.

Кабан: Кто, кто в рукавичке живёт?

Мышка: (встаёт в полный рост) Я – мышка – поскребушка!

Лягушка: (встаёт в полный рост)  Я – лягушка – попрыгушка!

 Зайчик: (встаёт в полный рост)   Я – зайчик – побегайчик!

Лисичка: (встаёт в полный рост)   Я – Лисичка  - сестричка!

Волк: (встаёт в полный рост)  Я – Волчок – серый бочок!  

Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка, Волк вместе: А ты кто?

 Кабан: Я – Кабан – клыкан! Пустите меня!

Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка, Волк вместе: Иди!

(Лягушка,  Мышка, Зайчик, Лисичка, Волк, Кабан  присаживаются на корточки с изнаночной стороны рукавицы.)

Рассказчик: Вышел Медведь.

Медведь: Кто, кто в рукавичке живёт?

Мышка: (встаёт в полный рост) Я – мышка – поскребушка!

Лягушка: (встаёт в полный рост)  Я – лягушка – попрыгушка!

 Зайчик: (встаёт в полный рост)   Я – зайчик – побегайчик!

Лисичка: (встаёт в полный рост)   Я – Лисичка  - сестричка!

Волк: (встаёт в полный рост)  Я – Волчок – серый бочок!  

Кабан: (встаёт в полный рост)  Я – Кабан – клыкан!   

Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка, Волк, Кабан  вместе: А ты кто?

 Медведь: Я Медведюшка – батюшка! Пустите меня!

Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка, Волк, Кабан  вместе: Тут тесно!

Медведь: Залезу!

(Лягушка,  Мышка, Зайчик, Лисичка, Волк, Кабан, Медведь  присаживаются на корточки с изнаночной стороны рукавицы.)

Рассказчик: Влез и Медведь.

(Выходят Дед и собака. Дед изображает , что что – то ищет на полу.)

Дед: Где же моя рукавичка? Где я её потерял? (Продолжает искать.)

Собака: (Подбегает к рукавичке) Гав- гав- гав! Вот рукавичка! Гав- гав-гав!

Рассказчик: Звери испугались и убежали!

(Все звери разбегаются в разные стороны.)

Дед: (Подходит к рукавичке) Вот моя рукавичка! Нашёл!!!

Приложение 3

Речевая игра «Рукавичка»

На зарядку по порядку

Становитесь все опять.

Потерял дед рукавичку,

Мы пойдём её искать.

Друг за другом мы пойдём,

Рукавичку мы найдём.

(ходьба)

Побежали наши ножки,

Каждый по своей дорожке,

Вы внимательно смотрите,

Рукавичку все ищите.

(бег врассыпную)

Дети друг за другом встали

И красиво зашагали.

(ходьба по кругу)

Снова побежали ножки,

Каждый по своей дорожке.

Рукавичку мы найдём,

Её деду принесём.

(бег врассыпную)

А теперь в кружок все встали,

По тропинке зашагали.

(ходьба)

Вот полянка, вот и лес,

Вот и ёлка до небес,

А под ёлкой рукавичка,

Рукавичка - невеличка.

(ходьба на носках)

Удивились ребятки:

" Кто играет с нами в прятки?

Кто залез в рукавичку,

В рукавичку - невеличку? "

(поднять плечи, развести руки в стороны, удивиться)

Появилась слева мышка - норушка,

(руки на поясе, поворот влево)

Справа показалась лягушка - квакушка,

(поворот вправо)

Слева вывалился мишка - топтыжка

(поворот влево)

Справа выглянул серый волчишка

(поворот вправо)

Дети дружно приседайте,

Рукавичку поднимайте.

Раз - два, раз - два -

Неподъёмная она.

Сели - встали, сели - встали,

Рукавичку не подняли.

(приседание, руками коснуться пола)

Звери дружно прыгать стали

И все вместе закричали:

" Прыг - скок, прыг - скок

Прыгай с нами, дружок ".

(прыжки)

Сказка кончилась, и мы

Все домой идти должны.

Зашагали наши ножки

По заснеженным дорожкам.

Раз - два - мы пошли,

Веселее малыши.

(ходьба друг за другом)

Чтобы не замёрзли ножки,

Мы погреем их немножко.

Раз - два - три, раз - два - три -

Смотри не упади.

(бег)

Мы погрели наши ножки,

А теперь зашагали по дорожке.

(ходьба)

Раз - два, раз - два - вот и кончилась игра.

Приложение 4

Конспект занятия по рисованию в младшей группе «Рукавичка для зверей»

Программное содержание:

  1. Учить рисовать рукавичку с помощью ладошек. Самостоятельно создавать орнамент по представлению .
  2. Формировать точные графические умения аккуратно и уверенно обводить кисти рук, удерживая карандаш возле руки и не отрывая его от бумаги.
  3. Развивать воображение, координацию движений руки и глаза.
  4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

 Материал и оборудование:

Белая бумага формат А4, простые карандаши, кисти, краски, салфетки, баночки для воды, подставки, образцы, несколько красивых рукавичек, кукольный театр.

Предварительная работа:

Чтение народной сказки «Рукавичка». Рассматривание книг, иллюстраций. Игра «Найди пару», игровое упражнение «Нарисуй рукой узор».

 Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках полукругом. Показываю детям кукольный театр народной сказки «Рукавичка».

Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, да и обронил рукавичку.

Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:

- Тут я буду жить.

А в это время лягушка,- спрашивает:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка – поскребушка. А ты кто?

- А я лягушка – попрыгушка. Пустите и меня!

- Иди!

Вот их уже двое. Бежит зайчик к рукавичке и спрашивает:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка. А ты кто?

- А я зайчик – побегайчик. Пустите и меня!

- Иди!

Вот их уже трое. Бежит лисичка:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка, зайчик - побегайчик А ты кто?

- А я лисичка – сестричка. Пустите и меня!

Иди!

Вот их уже четверо. Глядь бежит волчок и спрашивает:

Кто, кто в рукавичке живет?

Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка, зайчик – побегайчик, лисичка – сестричка. А ты кто?

А я волчок – серый бочок. Пустите и меня!

- Иди!

Влез и этот. Стало их пятеро. И так им тесно, что не повернуться. И тут затрещали сучья; вылезает медведь:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка, зайчик – побегайчик, лисичка – сестричка, волчок – серый бочок А ты кто?

- А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!

- Как же мы тебя пустим, ведь и так тесно!

Да, как – нибудь!

- Иди, только с краешку!

Влез и стало их шестеро, да так тесно, что рукавичка, того гляди разорвется.

А тем временем дед хватился – нет рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит – лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда загавкала:

- Гав, гав, гав!

Звери испугались, из рукавички выскочили и разбежались.

Дед пришел и забрал рукавичку.

- Остались звери без дома.

- Ребята, как вы думаете, сможем ли мы помочь им? (Ответы детей).

- Что нам нужно сделать? (Ответы детей).

- Тогда пройдемте к своим рабочим местам.

- Посмотрите, у меня уже есть пара рукавичек. Какие рукавички? (Ответы детей).

- Что на них нарисовано? (Узоры – колечки, круги, точки, волнистые и прямые линии).

- Все ли они одинаковые по цвету, узору? (Ответы детей).

- Рукавичку я буду рисовать с помощью своих ладошек. Я кладу левую руку на лист бумаги слева, чтобы осталось место для второй рукавички, пальцы плотно прижаты друг к другу, большой палец отодвинут в сторону. Беру простой карандаш тремя пальцами – средним и большим, указательный сверху, и обвожу свою ладонь, нигде не останавливаясь и плотно прижимая карандаш к руке. Убираю руку с листа, видим рукавичку.

- Что нужно сделать? (Соединить начало и конец линии)

- Также рисую правую рукавичку, правую руку кладу на лист бумаги справа и обвожу карандашом, который держу в левой руке.

- Рукавичка получилась. Но чего – то на ней не хватает. Чего? (Узоров)

- Что можно нарисовать на рукавичке? (Ответ детей).

Вызываю для показа ребенка.

- А теперь, давайте отдохнем.

Физминутка.

Разбежались по лужайке

Мишки, лисоньки и зайки      ходьба на месте.

 Стали весело кружиться

Стали звери веселить.         кружатся.

 Раз – прыжок, два – прыжок

Отдыхай и ты, дружок.           прыгают.

 - Отдохнули, садитесь. Подумайте с чего вы начнете рисовать?

- Как держим карандаш, кисть?

- Для чего нужна салфетка?

- Не забудьте, что у вас рукавички в паре должны быть одинаковыми.

Во время самостоятельной деятельности подсказываю, помогаю.

По окончанию работы, дети выходят из – за столов со своими работами. Кладут их на ковер «лужайку» перед зверями. Провожу анализ.

- Ребята, вы постарались, придумали сами узоры, всем зверям нарисовали домики. Молодцы.

- А чем мы сегодня занимались на занятии? (Ответы детей).

- На этом наше занятие закончено.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ - технологии»

В помощь воспитателям, какие необходимо использовать игры ТРИЗ -технологии для развития и обогащения словаря младших дошкольников....

Методическая разработка на тему: «Сказка, как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста»

Через художественное слово - пословицы, поговорки, стихи, загадки, потешки, рассказы, сказки, повести, баллады  дети обогащают свой словарный запас. Расширяют и углубляют свой кругозор, получают ...

Дидактические игры по сенсорному развитию как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие детей двух - трех лет - необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность.  Малыш активно интересуется окр...

Дидактические игры по сенсорному развитию как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие детей двух - трех лет - необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность.  Малыш активно интересуется окр...

Методические рекомендации для родителей по развитию речи и обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста

Данные рекомендации будут очень полезны для родителей и ,конечно,помогут развивать речь малышей .Они обращены к дыхательной гимнастике,звуковой культуре речи,выразительому чтению детской литературы....

Статья "Русская народная сказка как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"

В методике развития речи дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей.Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования русской народ...