Конспект НОД по развитию речи
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Тема НОД: «Маша идёт в школу».

 (образовательная область «Речевое  развитие»)

 

Цель. Развитие речи детей.

Задачи.

-Совершенствовать умение составлять предложения; ориентироваться во времени; делить слова на слоги; называть и различать звуки русского языка, умение высказывать свою мысль.

Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

Формировать умение пользоваться в речи суффиксами –ик-, -ищ-.

 -Развивать речь, внимание, память, познавательный интерес, стимулировать речевое творчество детей,  а так же самоконтроль.

Расширять, активизировать  словарь детей.

-Воспитывать стремление к знаниям, оказывать помощь товарищу, воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

Воспитывать чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnaya_obrazovatelnaya_programma_mdou.docx47.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад п.Пробуждение»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект непрерывной образовательной деятельности

По О.О. «Речевое развитие» на тему:

«Маша идёт в школу»

         

Подготовила воспитатель:

Боровикова М.В.

Г.Энгельс

2018г.

Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад п. Пробуждение»  с учетом авторской образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, ред. 2014г. (ФГОС)

Возрастная группа: дошкольная группа №10

Тема НОД: «Маша идёт в школу».

 (образовательная область «Речевое  развитие»)

Цель. Развитие речи детей.

Задачи.

-Совершенствовать умение составлять предложения; ориентироваться во времени; делить слова на слоги; называть и различать звуки русского языка, умение высказывать свою мысль.

Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

Формировать умение пользоваться в речи суффиксами –ик-, -ищ-.

 -Развивать речь, внимание, память, познавательный интерес, стимулировать речевое творчество детей,  а так же самоконтроль.

Расширять, активизировать  словарь детей.

-Воспитывать стремление к знаниям, оказывать помощь товарищу, воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

Воспитывать чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Виды деятельности: познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная, речевая.

Формы организации: Групповая, индивидуальная.

Оборудование: кукла Маша, аудиозапись, карточка-схема, карточки для игр «Один- много», «Четвёртый лишний», картинки для составление загадок, мяч, мультимедийный экран, проектор.

Методы и приемы:

- наглядные (демонстрация, иллюстрация);

- словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание);

- практические (игровые).

Предварительная работа: Задания и игровые упражнения, беседы, рассматривание иллюстраций, составление загадок, рассказов по сюжетным картинкам. 

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть

Организационный момент:

Колокольчик озорной

Ты друзей в кружок построй.

Слева друг, и справа друг

Становись скорее в круг.

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

- Добрый день, ребята! Сегодня я встретила будущую первоклассницу. Послушайте запись и определите с какого она мультфильма.

 - Ребята, вы узнали, откуда эта музыка?

 - А вот и наша героиня.

Какая она по характеру?

Дети встают в круг.

Приветствуют друг друга, улыбаются, держась за руки.

Звучит аудиозапись из мультфильма “Маши и медведь”.

Ответы детей.

Воспитатель показывает куклу Машу 

Ответы детей: Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная…

Основная часть

- Ребята, как вы знаете, Маша  любит путешествовать. Она путешествует по многим детским садам и сейчас  расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада она побывала.

- Зашла в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются…

- Зевают, отдыхают, спят…

- Пляшут, поют, кружатся…

Была в детском саду, когда дети:

- приходят, здороваются.

Когда это бывает?

- обедают, благодарят, ложатся спать…

- одеваются, прощаются с детками и воспитателем …

 - И  вот однажды, Маша решила, что ей уже пора идти в школу. Она собрала портфель. Давайте, посмотрим, что она в него положила.

Мы будем отгадывать загадки, по – очереди называть  и описывать предмет. В этом нам поможет схема-карточка.

Какая у предмета форма, цвет, величина, из каких частей состоит и каково назначение предмета.

Игра «Опиши предмет».

Загадки:

1.Будем весь урок писать,

Пригодится нам...

Будем весь урок писать,

Пригодится нам...

2. Пишем ей в тетрадку буквы по порядку. очень нужная нам штучка, а зовется просто....

3. Руки красные и рот,

Разноцветный я, как в сказке.

Не лентяй, не обормот, —

Просто постарались... 

6.Он бывает очень острым

 и рисует ярко, пёстро.

Грифелёк со всех сторон древесиной окружен.

Это друг надежный ваш и художник.

7. Вот готов рисунок наш. 
Потрудился карандаш. 
Но ему нужна починка. 
Точит карандаш...

 - Как можно назвать все эти предметы, одним словом? 

  - Взяла Маша портфель и отправилась в путь.

Проходите за стол, присаживайтесь на стулья.

А дорога шла через леса, через поля...,

Давайте посмотрим, что или кого Маша увидела по дороге.

Предлагаю взять по одной картинке и не показывая ребятам, составить загадку, а мы постараемся отгадать.

 - Молодцы!  Вот такой интересные загадки у нас получились.

-Ребята, а вы, знаете, что в школе есть перемена, что делают на перемене?

Вот и мы с вами немного отдохнём.

(Физминутка под музыку.)

- А ведь в школе нужно владеть определёнными знаниями. Там много деток, с ними нужно уметь общаться, находить общий язык.

И общаемся мы с вами с помощью предложений, выражаем свои чувства и мысли.

- Ребята, а из чего же состоят предложения?

- Посчитайте, сколько слов в следующем предложении?

Травка зеленеет. (2).

На дереве поют птички.(4)

Облака плывут по небу. (4)

 Попробуйте придумать предложение со словом солнце, которое состоит из двух слов. (из трёх, четырёх)

-  Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. А из чего состоят слова? Расскажите Маше.

Ребята, нам ещё нужно научить нашу будущую ученицу делить слова на слоги. Покажем, как это делается? Давайте будем называть школьные принадлежности и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать.

А из чего состоят слоги?

 - На какие две группы делятся все звуки русского языка?

- Как произносятся гласные звуки?

 А согласные?

- Давайте назовём гласные звуки:

- Какие бывают согласные звуки?

 - Приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах? Назовите его.

Шар, шум, шишка, машина, шепот, Чебурашка.

Рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.

Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.

-Молодцы, все справились.

Теперь Маша умеет считать слова в предложении и  различать звуки.

-Ребята, Маша любит играть и предлагает поиграть в игру

 «Маленький- большой».

(Игра с мячом в кругу).

Дети преобразовывают слова: портфель, пенал, карандаш, парта, тетрадь, ручка, книга, (школьная форма) рукав, карман.

Педагог предлагает присесть на стулья.

Игра «Один-много».

- Я показываю карточку с одним предметом. Например, мяч, а тот  у кого много мячей, показывает свою карточку и называет- много мячей.

Игра «Четвёртый лишний».

-Ребята, Маша предлагает поиграть ещё в одну игру, хотите?

Вы будете по одному подходить к столу, выбирать любую карточку и называть лишний предмет.

Дети садятся на стулья.

Ответы детей: ванная, спальня, музыкальный зал

Утром, днём, вечером.

Дети садятся на стульчики.

Дети отгадывают загадки, описывают предметы по схеме-карточке. (Книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка.)

Тетрадь.

Ручка.

Краски.

Карандаш.

Точилка.

Отвечают: Школьные принадлежности.

Дети подходят к столу, садятся на стулья.

Дети выбирают по своему желанию картинку и составляют загадку.

Ответ детей: отдыхают, готовятся к следующему уроку

Дети выполняют движения под музыку.

Дети отвечают: из слов.

Ответы детей: два, четыре, четыре.

Дети составляют предложения.

Ответ: Слова состоят из слогов,

Дети прохлопывают слова: Тетрадь, карандаш, учебник, ластик, альбом, краски, кисточка…

Ответ: Слоги состоят из звуков.

На гласные и согласные.

Легко, свободно, поются, тянутся.

Не тянутся, не поются.

Дети называют гласные звуки: А,О,У,И,Ы,Э

 Твёрдые и мягкие.

Дети называют звук, который чаще встречается в словах.

Дети преобразовывают слова, используя суффиксы –ик, -ищ.

Портфельчик- портфелише, пенальчик- пеналище,

карандашек- карандашище,

парточка- партище,

тетрадочка- тетрадище,

ручечка- ручище,

книжечка- книжище,

рукавчик- рукавище,

карманчик- карманище.

Дети, садятся на стулья.

Ответы детей: шар - шаров,  дом - домов, цыплёнок -  цыплят, игла- игл, карандаш- карандашей, шишка-шишек.

Дети рассматривают карточки, называют лишний предмет.

Заключительная часть

Молодцы, видите, сколько всего нужно знать и уметь, чтобы пойти в школу. Как вы думаете, теперь Машу примут в 1 класс?

Маше, наверное, всё понравилось!

А вам ребята понравилось играть с Машей?  Что вам понравилось, какие задания вам показались трудные, какие лёгкие? Мне тоже понравилось. Как вы отвечали, играли.

А Маша, приготовила нам подарок, она принесла диск с мультфильмами, останется у нас в группе и мы, позже посмотрим мультильм.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...