Открытая непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Б» с нарушением речи ТЕМА: «Осень. Деревья осенью» (Звук «И» и буква «И»)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Присяжнюк Елена Владимировна

Открытая непрерывная образовательная деятельность

с детьми подготовительной к школе группы «Б»

с нарушением речи

 

ТЕМА: «Осень. Деревья осенью»

(Звук «И» и буква «И»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen._podgot.gr1_.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 23»

(Дошкольное отделение № 2)

Открытая непрерывная образовательная деятельность

с детьми подготовительной к школе группы «Б»

с нарушением речи

ТЕМА: «Осень. Деревья осенью»

(Звук «И» и буква «И»)

Учитель-логопед:         

Присяжнюк Е.В.                


ТЕМА: «Осень. Деревья осенью»

(Звук «И» и буква «И»)

Цель: Уточнить признаки осени. Расширять словарь по теме. Знакомство с буквой «И»

План:

  1. Психогимнастика «Дружно за руки возьмемся».
  2. Беседа о признаках осени.
  3. Составление рассказов по схемам.
  4. Артикуляционная гимнастика для губ «Назови упражнение».
  5. Гласные звуки и буквы.
  6. Физкультминутка «Деревья»
  7. Дыхательная гимнастика «Листья осенью»
  8. Игра «Лиственные и хвойные  деревья»
  9. Пальчиковая гимнастика.
  10. Рисование «От какого дерева лист»
  11. Гимнастика для глаз «Пожелания дому»
  12. Логоритмика «Красавица осень»

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Учить признаки осени.
  • Формирование представлений о временах года.
  • Уметь составлять рассказ с использованием схем.
  • Закреплять названия лиственных и хвойных деревьев.
  • Познакомить с буквой «И».
  • Учить давать полную характеристику гласного звука.
  • Формировать интонационную сторону речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать внимание, память, мышление, физиологическое и речевое дыхание, общую моторику, графические навыки, фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь к родной природе.
  • Развивать навыки организационного поведения.

Материал:

Демонстрационный: презентация на интерактивной доске, ноутбук, музыкальное сопровождение на синтезаторе.

Раздаточный: схемы, палочки, карандаши, карточки, листья.

Организация и методика проведения

Логопед: Здравствуйте! Дети, подойдите все к доске.

- Как вы думаете? О каком времени года мы с вами будем говорить сегодня? (ответы детей)

- Мы побываем в гостях у звуков и букв, поиграем и покажем, чему научились на занятиях. Готовы? (ответы детей)

- Давайте встанем в круг, соберём все свои знания и силы. Вспомним слова:

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться!

(закройте глаза)

Мы спокойны, мы спокойны,

(откройте глаза)

Говорить будем красиво,

Чётко и неторопливо!

Вспомним обязательно,

Что учили на занятиях!

Логопед предлагает детям сеть.

На экране появляется осень

Логопед: Дети! Кто пришел с нами заниматься? (Ответы детей)

- Осень принесла нам загадку. Я начинаю загадку, вы продолжаете все вместе:

Дни стали короче, длиннее стали ночи,

Урожай собирают. Когда это бывает?

(Осенью)

Логопед: Вспомним, что мы знаем про осень?

Вопросы:

  •  После какого времени года  наступает осень?
  • Какое время года наступает после осени?
  • Осень, лето, зима – что это такое?
  • Сколько месяцев в каждом времени года?
  • Как называются осенние месяцы?
  • Какой самый тёплый месяц?
  • Какой холодный месяц?
  • Почему?

- Осень предлагает рассмотреть схемы карточки и составить рассказы по схемам.

Посмотрите на первую картинку, на вторую, на третью, следующую.

 

Пример рассказа:

1. Наступила осень. Дни становятся короче, а ночи длиннее.

2. Часто идут дожди, дует сильный ветер.

3. Солнышко светит редко и уже не греет.

4. Листья на деревьях становятся разноцветными и опадают.

5. Дикие животные готовятся к зиме.

6. Перелетные птицы улетают в тёплые края.

7. Люди собирают урожай.

8. Дети идут в школу.

- Осень пришла к нам в гости, чтобы научиться чисто говорить. Покажем ей артикуляционную гимнастику для губ перед зеркалом.

1. Открыть и закрыть рот

2.Округлить губы

3. Вибрировать губами

4. Сложить губы в трубочку и растянуть их в улыбке

5. Поднять верхнюю губу и обнажить десна

6. Опустить нижнюю губу и обнажить десна

7. Собрать верхнюю губу и обнажить дёсна

8. Высунуть язык изо рта и перемещать кончик языка в горизонтальном направлении

9. Укладывать кончик языка попеременно на верхнюю и нижнюю губу

10. Поднять кончик языка, покусать язычок

Логопед: Покажем упражнения с называнием упражнения

1. Показали зубы, растянули губы. Как называется упражнение? (заборчик)

2. Вытянули губы вперед хоботком (трубочка)

3. Язык положили на нижнюю губу (лопатка)

4. Открыли рот, язык касается нижней и верхней губы (качели)

5. Язык касается правой и левой стороны губ (маятник)

6. Надуваем щеки, выпускаем воздух (пузырь)

7. Кончиком языка проводим по верхней губе и по нижней губе (сладкое варенье)

- Очень хорошо вы выполнили упражнения.

- Вы назвали упражнения и произнесли что? (слова)

- Из чего состоят слова? (из звуков)

- Что такое звук? (звуки мы слышим и произносим)

- Какие бываю звуки? (гласные и согласные)

- Назовем гласные звуки и произнесем перед зеркалом (А, У, О, И, Э, Ы)

- Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным цветом)

- Расскажите о гласных звуках (поется, воздух свободно идет через рот, нет препятствий)

- Какими символами обозначаются гласные звуки?

- Звук «А» каким символом обозначается? (красный круг)

- Покажите символ звука «А».

- Какой звук обозначает красный круг? (звук «А»)

- Звук «У» каким символом обозначается? (маленький красный круг)

- Покажите символ звука «У».

- Какой символ обозначает маленький красный круг? ( звук «У»)

- Звук «О» каким символом обозначается? (красный овал)

- Покажите символ звука «О».

- Какой звук обозначает красный овал? (звук «О»)

- Каким символом обозначается звук «Э»? (половинка овала)

- Покажите символ звука «Э».

- Какой звук обозначает половинка овала? (звук «Э»)

- Звук «Ы» каким символом обозначается? (половинка круга)

- Покажите символ звука «Ы».

- Какой звук обозначает символ половинка круга? (звук «Ы»)

- Звук «И» каким символом обознается? (красный прямоугольник?)

- Покажите символ звука «И».

- Какой звук обозначает красный прямоугольник? (звук «И»)

Логопед: Осень принесла вам карточки слогового ряда.

Задание: Пропеть по карточкам все звуки.

Задание: Какой звук повторяется в слоговом ряду? (звук И)

Логопед: Вспомните стихотворение.

(читает стихотворение?

Три дощечки, посмотри,

Получилась буква – И.

Вопрос: Что такое буква? (это когда мы видим, читаем, пишем)

Задание: 

  1. Нарисовать букву И в воздухе.
  2. Показать букву И на пальцах.
  3. Обвести букву И на карточке.
  4. Выложить из палочек букву И.
  5. Нарисовать по точкам букву И.
  6. Объяснить, какую букву нарисовали.

Логопед: Сейчас мы отдохнём и выполним физкультминутку.

Физкультминутка «Деревья»

Встаньте.

Ветер дует нам в лицо –    дети обмахивают руками лицо

Закачалось деревцо –      поднимают руки вверх, наклоняя туловище влево-                  

                                         вправо

Ветер дует тише, тише – опускают руки, приседают на корточки

Деревце растет все выше, выше – тянутся на носочки, руки вверху

Ветер сильный набежал – энергично машут руками

Много листиков сорвал – перебирая пальцами, опускают руки.

Логопед предлагает детям сеть. Дети садятся.

Логопед: Нормализуем с вами дыхание и выполняем дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика «Осенние листочки»

Положить осенние листочки на руку и подуть на них. Сравнить, чей листочек улетит дальше.

Логопед: Посмотрите на экран.

Осень выставляет картину с недостающими частями дерева и спрашивает:

- Без чего художник нарисовал дерево? (без корней, без листьев, без веток, без кроны)

- Как называют деревья, у которых есть листья? (лиственные)

- Листья осенью какие? (разноцветные)

- Как называются деревья, у которых есть иголки? (хвойные)

Логопед: У вас на столе карточки с деревьями, нужно выполнить упражнение.

Упражнение-задание: Определить по картинкам хвойные, лиственные деревья.

- Назовите лиственные деревья?

- Назовите хвойные деревья?

Логопед: Выполним пальчиковую гимнастику «Листья», подготовим руки к рисованию.

Пальчиковая гимнастика «Листья»

1,2,3,45   -                          дети загибают пальцы по одному

Будем листья собирать – сжимают и разжимают пальцы в кулаки

Березовый, дубовый –     загибают пальцы на руках

Рябиновый, кленовый -    загибают пальцы на руках

Леловый-                           загибают пальцы на руках

Мы вместе соберем –       сжимают и разжимают пальцы в кулаки

Своей маме отнесем –      на ладошках подносим букет маме.

Графические навыки «От какого дерева лист?»

Логопед предлагает обвести листья, и назвать от какого дерева лист.

Задание: Обвести лист от разных деревьев карандашом.

Гимнастика для глаз «Наш дом»

Логопед предлагает изобразить пожелания своему дому.

Руки над головой, пальцы рук соединяются

Это крыша вашего дома

Логопед: 

Руки скрещены на груди – много света дома

Глаза вверх – мир дому!

Глаза вниз – покой дому

Глаза вправо – добро дому

Глаза влево – любовь дому

Глаза прямо – свет дому.

Логопед: Встаньте и подойдите к доске, выполним логоритмику «Красавица осень»

Логоритмика «Красавица Осень»

В лес осенний мы пойдем - дети идут по кругу, руки в стороны и      

                                                качаются.

На носочки мы встаем – встают на носки.

До листочков достаем – руки вверх, тянуться.

Лес - дремучий, ниже ветки – наклоны вперед.

Наклонились наши детки – наклоны вперед.

На носочки дети встали – бег на носках.

По дорожкам побежали – бег на носках.

Меж листочками шагаем – дети шагают.

И на них наступают – дети шагают.

Анализ занятия.

1.О чем беседовали? (ответы детей).

2.Какую букву изучали?

3.Какие картинки рассматривали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы. Формирование элементарных математических представлений "Цветик - семицветик"

Задачи:Образовательные:- Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.- Закреплять навыки порядкового счета в пределах 20.- Продолжать формировать представлен...

Непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по познавательному развитие ФЭМП

Занятие направлено на совершенствование навыка счета в пределах 10, развития логического мышления, внимания, памяти....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Морское путешествие».

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" на тему "Морское путешествие". ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по реализации образовательной области «Познавательное развитие». ФЭМП на тему: «По островам страны Математики»

Конспект непрерывной образовательной деятельности  с детьми подготовительной к школе группы  по реализации образовательной области «Познавательное развитие». ФЭМП на тему: ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на тему «Уроки безопасности» (к 25 мая — Всемирному Дню пропавших детей»)

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на тему «Уроки безопасности...