Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в соответствии с ФГОС в старшей группе «Прогулка по осеннему лесу»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Цель: Формирование грамматического строя речи.

Задачи:

  • Закреплять знания детей по темам: «Осень», «Растения», «Животные».
  • Упражнять: в согласовании существительных с числительными; в образовании новых слов из двух предложенных; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением; в образовании множественного числа существительных именительного падежа.
     
  • Способствовать развитию предпосылок логического мышления, воображения, памяти, внимания. 
     
  • Развивать двигательную активность, мелкую моторику кистей и пальцев рук.
     

 

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать, не перебивать говорящего. 
     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 11 «Колосок»

Конспект

организованной образовательной деятельности по речевому  развитию в соответствии с ФГОС  в старшей группе

«Прогулка по осеннему лесу»

                                                                                 Подготовила и провела:

                                                                                 Воспитатель 1 кв. категории

                                                        Погодина С.А.

                                                                                                                 

г. Семенов 2018

Цель: Формирование грамматического строя речи.

Задачи:

  • Закреплять знания детей по темам: «Осень», «Растения», «Животные».
  • Упражнять: в согласовании существительных с числительными; в образовании новых слов из двух предложенных; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением; в образовании множественного числа существительных именительного падежа.
  • Способствовать развитию предпосылок логического мышления, воображения, памяти, внимания. 
  • Развивать двигательную активность, мелкую моторику кистей и пальцев рук.

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать, не перебивать говорящего. 

Методы и приемы:

  • Наглядный метод (картинки с изображением персонажей);
  • Наглядно-практический метод (творческие упражнения – составление предложений по иллюстрациям);
  • Словесный метод (игра на словообразование);
  • Прием эмоциональной заинтересованности (пришли в осенний лес);
  • Игровой прием (игра «Эхо», игра «Назови ласково», игровое упражнение «Змейка», физкультминутка  «Осень»).

Предварительная работа с детьми:

  • Прогулка по осеннему лесу.
  • Рассматривание иллюстраций по теме «Осень».
  • Чтение стихотворения И.Белоусова «Осень».
  • Рассматривание сюжетной картины «Осенний дождь» и составление рассказов по ней.

Средства:

  • Аудиозапись «Звуки леса» ;
  • Иллюстрации в форме слайдов;
  • Набор игрушек:  «Старичок - лесовичок»; мяч; карточки с цифрами от одного до пяти; коробка.

Здоровье сберегающие технологии:

  • Физкультминутка.

Словарная работа: водопад, камнепад, снегопад.

Этапы занятия:

  1. Организационный момент «Путешествие в осенний лес».

Пальчиковая игра «Осенние листья».

Беседа про осень.

  1. Основная часть.
  • Игра «Закончи предложение».
  • Игровое упражнение «Змейка».
  • Игра «Посчитай и назови».
  • Игра на словообразование.
  • Физкультминутка «Осень».
  • Игра «Назови ласково».
  • Игра «Эхо» .
  • Рефлексия.

Слова и действия взрослого

Слова и действия детей

Воспитатель спрашивает детей: Ребята,  вы любите играть?

 Давайте поиграем с пальчиками в игру, которая называется «Осенние листья»

Разбросала осень листья,

Разукрасила их кистью.

Мы в осенний лес пойдём,
 

В букеты листья соберём.

Лист кленовый, лист с осинки, лист дубовый, лист рябинки, 

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз.

Воспитатель: Скажите, о каком

 времени года шла речь в этой игре?

Воспитатель:

Напомните, пожалуйста, а какое сейчас

идёт время года? (Идёт осень.)

Воспитатель:А сколько у осени месяцев? (У  Давайте вспомним их названия.

Игра «Закончи предложение»
Воспитатель: Ребята, попробуйте

 закончить начатое мною предложение: 
Первый месяц осени…  
Второй месяц осени…
Третий месяц осени…
Дети добавляют слово и произносят предложение целиком.

Воспитатель: А кто напомнит, какой

сейчас наступил осенний месяц?

 
Воспитатель: Молодцы, ребята, всё вы знаете, я вами горжусь! 

Воспитатель: Вы любите гулять?

 Тогда предлагаю вам отправиться на не обычную, а воображаемую прогулку по осеннему лесу. Хотите?  

Воспитатель:  Друг за другом

становитесь и скорее улыбнитесь, отправляемся мы в путь – поиграть и отдохнуть! 

Воспитатель обращает внимание детей

 на экран, на котором  мы видим иллюстрацию осеннего леса и его звуки.

Игровое упражнение «Змейка» 
Воспитатель:

Шли, мы шли, и пеньки нашли – перешагнули и дальше пошли, 
Шли, мы шли, ручеёк нашли – перепрыгнули его и дальше пошли, 
Шли, мы шли и в лес пришли… 


Воспитатель: Куда это, ребята, мы

пришли?

 Помните, что в лесу шуметь нельзя,

чтобы не нарушить его покой.

Закройте глаза и послушайте, как он

звучит. (5-10 секунд. В это время музыку можно сделать погромче.)
Воспитатель находит под кленом

 игрушку Старичка – Лесовичка.
Воспитатель:  Посмотрите, а тут

дедушка сидит.

Да это же Старичок – Лесовичок.

 Воспитатель:  Здравствуйте, ребята!

 Вы пришли ко мне в гости?

 Как раз вовремя! Присаживайтесь скорее

 на мою лесную полянку. Мне как раз

нужна ваша помощь. Я пересчитываю растения в своём лесу, ведь у меня их так много, и уже совсем запутался! Поможете мне?
Педагог готовит магнитную доску с

цифрами и иллюстрациями.

Игра «Посчитай и назови» 
(Лесовичок предлагает посмотреть на экран, дети смотрят, считают что увидят на картинке и говорят вслух.
Воспитатель:  Вот смотрите: 
Один куст.
Один гриб. Два гриба. Три гриба. Четыре гриба. Пять грибов.
Одна ягода.  
Одно дерево. Два дерева. Три дерева. Четыре дерева. Пять деревьев.
Воспитатель:  Спасибо! Помогли мне! Справились! (Можно похлопать в ладоши.)
Воспитатель:  Ребята, а мне показалось, что деревья в лесу стоят какие-то грустные, печальные? (Прикрепляет иллюстрацию с деревьями осеннего парка.)

Воспитатель: Как вы думаете, почему осенние деревья могут грустить? 
(Предположения детей: Потому что наступила осень. Им холодно. Они устали. С ними никто не играет. Опадают их листья. Их не поливают. И т.п.)

Воспитатель:  Давайте спросим об этом у Лесовичка. 

Лесовичок:
- Наступила осень и с деревьев опадают листья, поэтому они загрустили. 

- А кто помнит, как называется красивое природное явление, когда падают листья?  Посмотрите, как интересно получается: два слова «листья - падают» соединились и превратились в одно такое прекрасное слово «листопад». 
- Как вы думаете, какое новое слово получится, если соединить вместе слова?..

Игра на словообразование
Вовпитатель:

 Вода падает –
- Камни падают –
- Снег падает –
(Если дети называют слово, опережая события, то педагог уточняет, из каких двух слов оно получилось.)
- Да! Снегопад-то не за горами! Что-то даже холодновато стало!
Физкультминутка «Осень»

Воспитатель читает и вместе с детьми выполняет движения.
Ветер северный подул: «С-с-с-с-с…»
Все листочки с веток сдул. (Плавный полуприсед.)
Полетели, закружились…

И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать
«Кап – кап – кап, кап – кап – кап!»

Град по ним заколотил,

Листья насквозь все пробил.
Снег потом припорошил,
Одеялом их накрыл.

Воспитатель: Ребята, а что мы можем сделать, чтобы деревья в лесу не грустили? Сделать им подарок. Сказать доброе слово. Спеть для них песенку. И т.п.)
- А давайте их ласково назовём! 

Игра «Назови ласково»
(С использованием иллюстраций на экране)
- Берёза –
- Осина –
- Ель/ёлка -
- Дуб –
- Рябина –
- Липа –
- Сосна –
- Клён –
- Тополь –
- Ива -

Воспитатель:  Молодцы, ребята! Уверена, теперь деревьям в лесу будет не так грустно. И посмотрите, как обрадовался Лесовичок! 
Воспитатель:  А вы знаете, что в лесу можно услышать эхо?

Лесовичок знает игру, которая так и называется «Эхо». Поиграем?

Игра «Эхо»
(С мячом.) 
- В круг вставайте, игру начинайте! Я сейчас назову слово, обозначающее название животного, когда животное одно (медведь), а вы будете эхом и назовёте это животное, но только когда их много (медведИ). 

Заяц – зайцЫ
Ёж –ежИ
Белка – белкИ
Лиса – лисЫ
Волк – волкИ
Бобр – бобрЫ
И т.п.
Воспитатель:  Какое замечательное эхо! А теперь нам пора с Лесовичком прощаться и в путь-дорогу собираться. 

Лесовичок
- Спасибо, ребята, что пришли ко мне в гости, помогли мне по хозяйству и деревья мои порадовали. За это, вот вам от меня подарочек! (Коробка, украшенная подарочной бумагой и лентой.) Когда вернётесь в свою группу, тогда и посмотрите!
- До свидания, рад был вас видеть!

Воспитатель:  Друг за другом становитесь и скорее улыбнитесь, возвращаемся обратно, хоть и было тут приятно. 

- Вам понравилась прогулка с Лесовичком?

Что вам понравилось больше всего, что впечатлило?
(Индивидуальные ответы детей. При необходимости педагог напоминает о том, что не стоит перебивать друг друга и говорить всем вместе.)

- Спасибо вам, ребята, за такую интересную прогулку! Вы молодцы! Давайте превратимся в осень и устроим весёлый листопад в нашей группе! (Воспитатель подкидывает листок вверх, приглашая детей к игре.)


Дети: Да.

Дети выполняют движения.

 (Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.) 

(Круговые движения кистями рук.) 

(«Шагают» пальцами обеих рук.) 

(Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)

(Поочередно массируют подушечки пальцев,

 начиная с больших.)

 (Звонко хлопают в ладони.)


Дети: Об осени.

Дети: Идёт осень.

Дети: У осени три месяца.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Дети: (Сентябрь. Первый месяц осени сентябрь.); 

Дети: (Октябрь. Второй месяц осени октябрь.); 
Дети: (Ноябрь. Третий месяц осени ноябрь.)

Дети: Наступил октябрь. Второй месяц осени.) 

Дети: Да.

Дети: Да.

Дети выполняют движения согласно тексту.

Дети: Мы пришли в лес.

Дети: Да, помним.

Дети: Дети здороваются с игровым персонажем.

Дети: Да.

Дети: Да.

Дети: Два куста. Три куста. Четыре куста.

Пять кустов.

Два гриба. Три гриба. Четыре гриба. Пять грибов.
Две ягоды. Три ягоды. Четыре ягоды. Пять ягод. 

Два дерева. Три дерева. Четыре дерева.

Пять деревьев.

Дети: хлопают.

Дети: : Потому что наступила осень.

Дети:Им холодно.

Дети: Они устали.

С ними никто не играет.

Дети: Опадают их листья.

Их не поливают.

(Индивидуальные обращения детей к игровому персонажу: «Лесовичок, почему грустят твои

деревья? Почему они печалятся?»)

Дети: Листопад.

Дети: водопад;

- камнепад;

- снегопад;

Дети: Взмахи руками. На выдохе произнесение

звука «с».

Дети: Плавный полуприсед.

Дети выполняют движения по тексту.
Приседание.

Сидя на корточках «барабанить» пальцами по ковру/полу.
Встать. Руки на пояс. Потопать ногами на месте.

Стоя покачать головой, разведя руки в стороны.

Лёгкие прыжки на носочках.
Кружение вокруг себя с плавными движениями руками.

Дети: Сделать им подарок.

Дети: Сказать доброе слово.

Дети: Спеть для них песенку.

Дети отвечают:

берёзонька/берёзка
 – осинка/осиночка
  - ёлка - ёлочка (ещё мы это дерево просто

называем ёлка)
 – дубок/дубочек

 – рябинушка/рябинка
 – липонька/липушка
 – сосенка
 – кленок/кленочек
 – тополёк/тополёчек
  - ивушка

Дети: Да.

Дети: мы согласны.

Дети: зайцЫ
 – ежИ
 – белкИ

 – лисЫ
 – волкИ
 – бобрЫ

Дети: До Свидания Лесовичок.

Дети: Да, понравилась. С ним было очень интересно

Дети: Нам понравилась игра «Назови ласково»,

«Эхо».

Дети подбрасывают листья вверх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром по экологии "В гости к осеннему лесу".

Сценарий непосредственно образовательной деятельности разработан в качестве презентации проектной деятельности "Чудеса осени" с целью показать результаты проекта и повторить, систематизирова...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Зима в лесу»

Итоговое занятие для детей  подготовительной  логопедической группы.Цель: активизировать словарный запас по теме «Зима»....

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с живописью в старшей группе (6 -7 лет) Рассматривание пейзажа И. И. Левитана «Золотая осень»

Продолжать знакомить детей с живописью, пейжажем, одним из самых эмоциональных, лирических жанров изобразительного искусства....

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию (ознакомление с миром природы) по теме: «Приметы осени» в старшей группе

Формировать представление у детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Продолжать формировать умение детей называть приметы осени, о сезонных изменениях в природе. Обобщить у детей предста...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФГОС по сенсорному развитию во второй младшей группе «Гости из леса».

Сенсорика. Закрепление знаний об основных геометрических формах, отработка действия приравнивания к эталону, упражнять в определение основных цветов спектра, определение величины предмета по отношению...

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию(ознакомление с миром природы) по теме: «Приметы осени» в старшей группе

Задачи:Обучающие:Продолжать формировать умение детей называть приметы осени, о сезонных изменениях в природе. Обобщить у детей представление о лесе, деревьях в осенний период.Развивающие: Развивать ку...