Конспект занятия по развитию речи на тему: "Путешествие в осенний лес" (подготоительная группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Саитгареева Эльвира Руфилевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г.Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

Организованной образовательной  деятельности

Образовательная область: «Речевое  развитие»

Раздел: «Развитие речи»

Тема: «Путешествие в осенний лес»

Возрастная группа: подготовительная

Выполнил:

Воспитатель Саитгареева Э.Р.

Имеющаяся категория – без категории

Стаж работы: 16 лет

г.Туймазы – 2018г.


Цель: закрепить знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Образовательные:

- расширить и обобщить знания детей об осени, лесе, деревьях, лесных обитателях, их детёнышей;

- активизировать словарь детей понятиями: рябинник, листопадник, зимовник;

- учить образовывать прилагательные от существительных.

Развивающие: 

- развивать зрительное внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук;

- развивать умение отвечать полными предложениями на поставленный вопрос;

- развивать желание и умение наблюдать за окружающей природой.

Воспитательные:

-воспитать бережное и заботливое отношение к природе,  животным.

Средства реализации: 2 клубка ниток, слайд:  «Осень», запрещающие знаки "Что нельзя делать в лесу", время года и соответствующая одежда, дикие животные.

Словарная работа: Рябинник, листопадник, зимовник.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Предварительная работа: работа велась по лексическим темам: «Осень», «Лес. Грибы, ягоды, деревья», «Дикие животные», «Одежда». Показ презентации «Дикие животные».Чтение стихотворений об осенние.

Ход ООД

Организационный момент.

Эмоциональная настройка.

Воспитатель: какое у вас сейчас настроение?

Дети: хорошее.

Воспитатель:  и  у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение (дети передают клубочек друг другу из рук в руки). Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже вложат  хорошее настроение. А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим.

Воспитатель: ребята, сегодня к нам в гости пришёл Лесовичок. Он приглашает нас на прогулку в  свой лес. Отправимся на прогулку?

Воспитатель: какое сейчас время года?

Дети: осень.

Воспитатель: значит, в какой лес мы отправимся? 

Дети: мы отправимся в осенний лес.

Воспитатель: Лесовичок сказал мне по секрету, что хочет проверить ваши знания, поэтому подготовил задания. Справимся?

Воспитатель: кто из вас бывал в лесу? Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.

(Детям показывается слайд с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу") 

- Нельзя шуметь, бегать в лесу.

- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.

- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.

- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

- Нельзя разжигать костёр.

 Воспитатель: молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Теперь, можно идти.

Воспитатель: но, прежде чем мы отправимся в лес, нам надо одеться.

Игра «Летняя, осенняя, зимняя». (Дети должны подобрать к каждому времени года нужную  одежду.)

Воспитатель: мы оделись, можно отправляться в путь. Закройте глаза и представьте, что вы идёте к осеннему лесу.

Воспитатель: Вот мы и пришли в осенний лес. Ребята, а какие признаки осени вы знаете?

Дети: - солнце светит, но не греет.

-День становится короче, а ночь длиннее

-На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее.

-Люди собирают урожай овощей и фруктов.

-Часто идет холодный дождь.

- Осенью листья желтеют, краснеют, опадают.

-Птицы улетают в теплые края.

- Животные готовятся к зиме.

Воспитатель: ребята, какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?

Сентябрь - рябинник. Как вы думаете, почему его так называли

Октябрь - листопадник. (потому что опадают листья.)

Ноябрь - зимник. (становится холодно, как зимой.)

( воспитатель показывает соответствующие картинки)

Физкультминутка  «Листочки»

Мы листики осенние, на ветках мы сидим. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал, и листочки все поднял, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели  и на  землю тихо сели. (Дети садятся по местам.)

Воспитатель: закройте глаза идём  дальше.

Воспитатель: ребята, посмотрите сколько много в лесу деревьев. А какие красивые листочки лежат на земле. Давайте соберём букет из листочков.

Игра «С какого дерева листочек?» (дети собирают пазл)

Воспитатель: нужно собрать картинку и вы узнаете какой  у вас листок.

Воспитатель: какой у тебя листок?.....

Дети:  берёзовый.

Воспитатель: с какого дерева?

Дети: берёзы……….

Воспитатель: Скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках.
Воспитатель: кто будет спать в своих домиках?

Дети: медведь и ёж.
Воспитатель: ребята, а где будет спать медведь?

Дети: в берлоге.
Воспитатель: где спрячется ежик?

Дети: в норе.
Воспитатель: ёж готовит  себе норку под кучей листьев и хвороста. С наступлением заморозков он глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.
Воспитатель: но есть животные, у которых домика нет, и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Какие это животные?

Дети: заяц, лиса, белка, волк.
Воспитатель: как же заяц готовится к зиме?

Дети: меняет шубу летнюю на зимнюю.
Воспитатель:  почему ?

Дети: чтобы зайца никто не заметил.
Воспитатель:  А как готовится к зиме белочка?
Воспитатель:  белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая так же, как зайцу, помогает ей маскироваться. Все лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой. Где живет белка?

Дети: в дупле.
Воспитатель: как она подготовилась к зиме?

Дети: она все лето и осень собирает грибы, ягоды.

Воспитатель: ребята, как у лисицы называется дом?

Дети: нора.
Воспитатель: а у волка как называется дом?

Дети: волчье логово.
Воспитатель:  а делают ли лиса и волк запасы на зиму?

Дети: нет.
Воспитатель:  правильно, они запасов не делают. На кого охотятся волки?

Дети: на зайцев, оленей.
Воспитатель:  а  вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение. Кто это?

Дети: лось.
Воспитатель:  чем питается лось?

Дети: растениями.

Воспитатель: а  много ли растений зимой можно найти в лесу?

Дети: нет
Воспитатель: в лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь.

Воспитатель: у каждого зверя есть детёныш. Я называю зверя, а вы его детёныша (волк-волчонок, ………).  А теперь наоборот волчонок-волк, …….

Воспитатель: ребята, лесные жители потеряли свою тень.  Поможем им?  Ваша задача нужные картинки соединить  линиями.

Воспитатель: ребята, какая интересная прогулка по лесу была у нас. Что мы с вами делали вовремя прогулки?

Дети: Вспомнили правила поведения в лесу, приметы осени, собрали букет из осенних листиков, вспомнили как готовятся дикие животные к зиме, помогли им найти свою тень.

Воспитатель: молодцы, вы показали себя знающими, каждый из вас смог узнать для себя что- то новое, кто-то вспомнил, то что уже знал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи Тема: "Путешествие в царство Снежной Королевы" Возрастная группа: старшая

Материал используется интересный, разнообразный. Забавные игровые моменты, презентация, музыкальное сопрвождение и другие методические приёмы делают "путешествие" увлекательным.Рекомендую воспользоват...

Конспект занятия по развитию речи Тема: Путешествие в деревню

Конспект занятия по развития речиТема: Путешествие в деревню» Цель: Уточнить представления детей о домашних животных, учить описывать взрослых животных, называть детенышей, находить их отли...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Путешествие в осенний лес».

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Путешествие в осенний лес»....

Конспект занятия по ФЭМП на тему "Путешествие в сказку "Теремок" в средней группе

Конспект занятия по ФЭМП на тему "Путешествие в сказку "Теремок" в средней группе...

Конспект занятия по ФЭМП на тему "Путешествие в страну Математики" в средней группе

Конспект занятия по ФЭМП на тему "Путешествие в страну Математики" в средней группе...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Путешествие к сказкам А.С.Пушкина». для детей средней группы.

Занятие для детей среднего возраста. Закреплять знания о творчестве А. С. Пушкина....

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Путешествие по сказкам или проказы Бабы Яги»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениецентр развития ребенка - «Детский сад №239»(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)...