Учебно-методическое пособие "Организация зоны речевого развития в младшей и средней группах детского сада".
учебно-методическое пособие по развитию речи на тему

Создание "Подготовленной среды" (М.Монтессори) для развития речи детей и предоставления ребенку условий для самостоятельной работы с дидактическими материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_zony_rechevogo_razvitiya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие

«Организация зоны речевого развития

в младшей и средней группах детского сада».

Автор: Покровская И.В.,

воспитатель ГБДОУ Детский сад №3.

     Сенситивным периодом, т.е. периодом наиболее интенсивной воспри-имчивости, в развитии языка, по наблюдениям М. Монтессори, является возраст  между двумя и семью годами. И, следовательно, развитие речи детей – это одна из основных задач развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие всех компонентов устной речи: формирование и активирование словаря, работа над звуковой культурой речи, развитие связной монологической и диалогической речи, но и способствует  формированию и развитию интегративных  социально-личностных качеств ребенка.

Огромное значение для ребенка в этом возрасте имеет расширение видимого им окружающего мира (и, соответственно, расширение словарного запаса, этот мир описывающего), а также утончение зрительных, слуховых и тактильных ощущений.

Поэтому, так важно создать «подготовленную» (М.Монтессори) среду для развития всех аспектов правильной речи и предоставить ребенку условия для само-стоятельной работы с дидактическим материалом.

       Раздел 1.

Пособия на развитие фонематического слуха.

Цели:

-Прямая: научиться дифференцировать предметы по звучанию, поиск  звуко-     вого соответствия.

Косвенная: утончение слуха, подготовка к восприятию слова на слух и перевода его в графический знак (письмо).

 

  1. «Шумящие цилиндры».

Материал: Набор цилиндров М. Монтессори.

 Необходимо сравнить цилиндры по звучанию и составить пары из одинаково звучащих цилиндров.

  1. «Звучащие предметы».

Материал: Короб с различно звучащими предметами (бумага, два камня, колокольчик, свисток и т.д.).

Ребенок, не глядя, отгадывает, что звучит.

  1. «Шкатулка с бусами».

Материал: Небольшая шкатулка с набором «бус» из различных материалов – деревянные, костяные, металлические, пластмассовые.

Ребенок учится слышать разницу (иногда очень небольшую) в звучании различных предметов.

Раздел 2.

Пособия на постановку речевого дыхания.

Цель: Выработка дыхания как основы для грудного опертого голоса.

  1. «Подуй на … (свечу, перышко и т. д.)».

Материал: Бумажные силуэты, у которых  одна из деталей сделана из тонкой папиросной бумаги, -- свеча с огоньком, чашка  с паром (горячий чай), паровозик с дымком из трубы и т. д.

  1. «Полетели, полетели…».

Материал: Легкие подвесные игрушки на веревочке «Бабочка», «Птичка», «Цветок», «Самолетик».

  1. «Колобок».

Материал: Легкий шарик желтого цвета;  дорожка, проложенная (наклеенная) на столе.

Ребенок проводит «колобка» по дорожке, дуя на шарик.

 

  1. «Ветер по морю гуляет…».

Материал: Тазик с водой и легкие предметы, плавающие в воде: бумажные кораблики, ореховые скорлупки, пластмассовые шарики…

  1. «Мыльные пузыри».

Материал: поднос, на нем миска с мыльным раствором, одноразовые трубочки для сока.

Ребенок опускает трубочку в раствор и дует, получая «шапку» мыльных пузырей. Необходимо контролировать: вдох носом, выдох ртом через трубочку.

Раздел 3.

Пособия на развитие артикуляции.

Зеркало и опорные схемы-карточки артикуляционной гимнастики с изображением положения языка, губ и зубов.

Раздел 4.

Пособия на ЗКР, звукоподражание, пополнение словарного запаса и развитие устной речи.

Цели:

Прямые  научиться четко произносить звуки, слоги, слова. Изучение названия предметов.

Косвенные – дифференциация смыслов слов, упорядочивание и обобщение понятий. Расширение словаря.

  1. Маски.
  2. Парные картинки (или пазлы) с изображением животных и их детенышей.
  3. Фигурки животных и картинки с их изображением.
  4. Набор последовательных картинок «Что сначала, что потом» для составления краткого сюжетного рассказа.
  5. Игра «Слова в коробочке». В коробке лежат предметы, названия которых начинаются с одного звука: машинка, мячик, миска… Ребенок, произнося вслух названия предметов, учится выделять и узнавать отдельные звуки.

Раздел 5.

Пособия на развитие сенсомоторики.

Цели:

Прямые – ребенок осваивает различные виды движений рук и пальцев (отвинчивание-завинчивание, расстегивание-застегивание, шнуровка…) и учится манипулировать мелкими предметами.

Косвенные – совершенствование мелкой моторики, координационная работа руки и глаза, подготовка руки к письму, развитие точности движений, сосредоточенности, последовательности действий.

  1. Классические рамки М.Монтессори на застегивание-расстегивание пуговиц, молний, крючков, «липучек», на развязывание-завязывание бантиков.
  2. Различные виды шнуровок – «Дерево с листочками», «Накорми обезьянку», «Составь бусы».
  3. Игры с прищепками.

Материал: Корзинка с набором разноцветных прищепок; вырезанные из плотного картона детали-основы для создания образа:  желтый (белый) круг-серединка для цветка и снежинки, зеленая полоска для травки, силуэт ежика (а где же его иголочки?) и т. д.

  1. Перекладывание бус пинцетом.

Материал: Коробка с ячейками, одна из которых имеет больший размер, и в ней лежат вперемешку все бусинки, отличающиеся друг от друга цветом и размером.

Ребенок пинцетом перекладывает бусинки по маленьким ячейкам, сортируя их по цвету и размеру.

  1. Катушки.

Материал: Деревянная катушка с намотанным на нее толстым шнуром (длина шнура – около 1 метра). Катушек может быть 3-4 штуки разного размера для захвата всей рукой или тремя ведущими пальцами.

  1. Поиск предметов в миске с крупой.

Материал: Глубокая устойчивая миска с крупой (лучше греча) и в ней небольшое количество мелких предметов (игрушки из киндер-сюрпризов).

  1. Волчки.

Материал: Коллекция разнообразных по форме, размеру и материалу волчков в плетеной корзине.

Раздел 6.

Рисование и «письмо».

Цели:

Прямые – учиться рисовать простые формы, штриховать, проводить направленные линии, создавать узор.

Косвенные – подготовка руки к письму.

  1. Классические рамки и вкладыши М.Монтессори с комплектом карандашей 3-х цветов и бумагой.
  2. Лабиринты М.Монтессори.
  3. «От точки к точке».

Материал: картинки с набором точек, цветные карандаши.

Ребенок выбирает картинку и, соединив точки, получает контур, который затем можно закрасить.

  1. «Обведи по контуру».

Упражнение аналогичное предыдущему, только в этом случае рука движется не от точки к точке (отрезком), а по кривой линии и, желательно, с минимальным отрывом.

  1. «Напиши также».

Материал: Небольшой поднос темного цвета с манной крупой. Карточки-образцы (размером с поднос) с нарисованными простыми формами и контурами.

Ребенок пальчиком рисует по образцу, самостоятельно контролируя ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника для младшей и средней групп детского сада. "Наши мамы"

Сценарий праздника составлен по материалам О.А.Сивухиной. Праздник проходит в форме концерта, ведущими являются воспитатели обеих групп. Дополнительных героев нет....

Организация развивающей среды в младших и средних группах детского сада №11 «Звёздочка» города Старый Оскол

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствоват...

Сценарий осеннего праздника для младшей и средней группы детского сада

Осенний праздник 2013 г. Сценарий для младшей и средней групп. (Дети под музыку входят в зал с листьями.)Исполняется танец с листьями.(После танца Осень собирает листья в букет.)Ведущая ( Осень):...

Консультация для педагогов по теме: «Экологическое воспитание детей второй младшей и средней групп детского сада»

Учебный материал по экологическому воспитанию детей второй младшей и средней групп. Работа с родителями....

Различия в преподавании английского языка в младшей и средней группах детского сада

В статье представлены практические наблюдения из опыта работы педагога по аглийскому языку в детском саду. В данной статье рассматриваются основные направления и способы работы в младшей и средней гру...

"В гостях у бабушки" (для детей второй младшей и средней группы детского сада).

Театрализованное представление для родителей в рамках Дня пожилого человека....

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие (обучение рассказыванию)» в средней группе детского сада Тема: «Рассказывание об игрушках»

Конспекторганизованной образовательной деятельностив образовательной области «Речевое развитие(обучение рассказыванию)»в средней группе детского садаТема: «Рассказывание об игрушках...