Методическая копилка речевых игр. Формирование фонетической стороны речи дошкольников.
учебно-методический материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Корчагина Светлана Александровна

Данная подборка речевых игр направлена на развитие звуковой стороны речи дошкольников на разных возрастных этапах. 

Младший дошкольный возраст: (Игры для развития артикуляционного аппарата; упражнения на развитие слухового внимания и интонационной выразительности; упражнения на отработку дикции; игры и упражнения для решения нескольких речевых задач)

Средний дошкольный возраст;

Старший дошкольный возраст;

Предшкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_zvukovoi_storony_rechi_doshkolnikov_.docx130.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая копилка речевых игр

Развитие звуковой стороны речи дошкольников

Младший дошкольный возраст

Игры для развития артикуляционного аппарата.

Дудочка и колокольчик

Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты — дудочка и колокольчик. Дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь». Педагог показывает детям инструменты, дети изображают, как они звучат. Через повторение сочетаний «ду-ду» и «динь-динь» закрепляется произношение твердых и мягких звуков.

«Угадай, что звучит», «Скажи, кто как кричит»

Эти игры можно проводить с использованием игрушек. Педагог показывает игрушку-зверушку, дети изображают, как она «кричит»:

— Как кричит лягушка (гусь, утка, петушок)?

Можно и наоборот: педагог изображает «крик» животного, а дети находят это животное в ряду игрушек:

— Кто кричит ку-ка-ре-ку (ква-ква, кря-кря)?

«Кто топает?»

В этой игре дети сначала рассматривают большого Мишку и маленького медвежонка Мишутку. Затем воспитатель предлагает детям громко произнести: «ТОП-ТОП-ТОП!». Так топает взрослый медведь. А если произнести тихонько: «Топ-топ-топ», значит, топает Мишутка.

Сначала воспитатель произносит слова с разной громкостью и высотой голоса, а дети отгадывают, «кто идет». Затем можно предложить детям (по очереди) «загадать» Мишку или Мишутку.

По этому принципу можно придумать много похожих игр. Например, педагог прячет игрушки за ширму, произносит за них разные слова, а дети угадывают, кто с ними разговаривает.

У Г.А. Тумаковой есть много игр и упражнений, которые показывают детям, что слова бывают разные, короткие и длинные, звучат они все по-разному и произносить их можно громко-тихо- шепотом, быстро-умеренно— медленно. Такие упражнения можно проводить со звукоподражаниями (кап-кап, топ-топ) и с любыми звуковыми сочетаниями.

Упражнения на развитие слухового внимания и интонационной выразительности

На барабане — барабанят, на дудочке — гудят

Рассматривая музыкальные инструменты, дети называют, что на барабане — барабанят, на дудочке — дудят.

Затем дети закрывают глаза, а педагог ударяет по барабану барабанными палочками:

— Что зайчик делает? — Барабанит. — Как он барабанит? — Громко (тихо). После того, как дети научились определять на слух звучание

разных музыкальных игрушек и инструментов, педагог организовывает игры на определение местонахождения звучащего предмета (далеко, близко).

Новые вопросы: «Что зайчик делал с барабаном?», «Что можно делать с дудочкой?» — заставляют детей находить разные грамматические формы прошедшего времени (барабанил), инфинитива (в дудочку можно дудеть). Параллельно даются задания на выработку правильной интонации. Педагог предлагает ребенку: «Спроси у Димы, умеет ли он играть на гармошке?». Если ребенок передает вопросительную интонацию («Дима, ты играешь на гармошке?»), ему задается новый вопрос, а он находит интонацию ответа. Такие задания побуждают ребенка искать как необходимую грамматическую форму, так и интонацию.

Упражнения на отработку дикции

Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с помощью специального речевого материала.

Это шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы — идет дым из трубы»),

потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»),

упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка — мишка).

Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить. Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата», взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками Ш и Ж:

«Ша-ша-ша — мы купаем малыша»;

«Шу-шу-шу — дам грибочек малышу»; «Ши-ши-ши — где гуляют малыши?»;

«Жа-жа-жа — мы увидели ежа»; «Жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу?»; «Жи-жи-жи — где грибы берут ежи?». Такие упражнения можно сопровождать действиями с игрушками. Они помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.

Игры и упражнения для решения нескольких речевых задач

Формирование произносительной стороны речи (уточнение и закрепление правильного произношения звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах, работа над всеми элементами звуковой культуры речи) осуществляется на каждом занятии в сочетании с решением других речевых задач.

Потанцуй нам, кукла!

Дети должны предложить Мишке (кукле, зайцу) потанцевать (побарабанить, попеть, подудеть и т.д.). Задание направлено на употребление повелительной формы глагола. (Часто маленькие дети вместо правильного «потанцуй» говорят «потанцевай!».)

Чей это голос?

Для этой игры понадобятся игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок. Если подбор игрушек вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая детей к совместной деятельности.

В гости к детям приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Дети должны угадать, чей голос они услышат.

— Мяу-мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) — А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) — У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу- мяу.) — Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) — А кто у нее детеныш? (Теленок.) — Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) — Теперь еще раз послушайте и угадайте, кто это мычит, корова или теленок.

— Ква-ква — чей это грубый голос? (Лягушки.) — А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) — Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш

квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки? Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить детям правильно позвать игрушку, тогда

с ними можно поиграть («Лягушонок, иди к нам». «Утенок, по- играй со мной».)

Составление связного рассказа

Игры нужно выстраивать в такой последовательности, чтобы в них сначала уточнялись действия персонажей (заяц барабанит, Мишка дудит, кукла танцует), одновременно с этим осознавались такие элементы звуковой культуры речи, как сила звучания (тихо — громко), темп речи (быстро — медленно), интонация (спроси — ответь). А в конце дети вместе с педагогом составляют связный рассказ по освоенной теме:

«Собрались друзья (поиграть). Заяц взял (барабан) и стал (барабанить). Мишке понравилась (дудочка). Он начал (дудеть) и сказал кукле: («Потанцуй!»). Кукла пошла (танцевать). Всем было (весело)».

Затем вместо уже названных персонажей называются другие, и рассказ составляется снова.

В совместном рассказе уточняются представления ребенка о структуре высказывания и о способах связи между его частями.

 

Средний дошкольный возраст

Игра «Найди первый звук»

Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательными являются слон и собака. Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука с (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука с, то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооош- шшкааа.

Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет. — Машина не поедет, потому что в слове гусь звук [с'], а не [с]. Развитый речевой слух дает возможность детям различать

повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах. Приведем примеры таких игр.

Игра «Громко — шепотом», «Быстро — медленно»

Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется с разной силой звука: громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивиду- ально).

— Су-су-су — кот прогнал осу. (Текст проговаривается быстро и медленно).

Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: «Са- са-са — ... (там летит оса) , «Су-су-су — ... (как прогнать осу?», «я боюсь осу»).

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. Детей учат в инсценировках говорить разными голосами и использовать разную интонацию (повествовательную, вопросительную, восклицательную). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произношения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал — чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения, которые произносятся детьми с разной силой голоса и в различном темпе.

При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли за- данный звук в отгадке.

«Как говорит Таня?»

Взрослый берет куклу и начинает рассказывать: «Это Таня. Идет она с прогулки домой и слышит: кто-то жалобно мяукает. Вот так: «Мяу-мяу!» (жалобная интонация). Как мяукал котенок? (Ребенок повторяет слова «Мяу-мяу!»). Взяла Таня котенка на руки, принесла домой, налила ему в блюдце молока. Котенок радостно замяукал. Вот так: «Мяу-мяу!» (радостная интонация). Тут прибежала собачка и стала громко лаять на котенка. Рассердился котенок и стал мяукать сердито. Вот так: «Мяу-мяу!» (сердитая интонация). Но Таня быстро их помирила. Котенок и щенок стали весело мяукать и лаять».

Затем ребенок рассказывает всю историю самостоятельно, передавая интонации, требуемые содержанием текста. Взрослый, в случае необходимости, помогает отдельным словом или предложением.

Старший дошкольный возраст

Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.

Дети учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение:

Зайчик-зайчик, где гулял? — На полянке танцевал!

Где ты, белочка, скакала? — Я орешки собирала! Эй, зверята, где вы были? — Мы грибы ежам носили.

Предшкольный возраст

«Что такое звук, слово, предложение?»

Педагог спрашивает детей: «Какие звуки вы знаете? (Гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово стол? (Предмет мебели.).

— Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы говорим: «Что значит (или обозначает) слово...?»

Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.

— Как мы различаем друг друга? — По именам. — Назовите имена своих родителей, родных и близких. — У кого в доме есть кошка? собака? — Как их зовут? — У людей имена, а у животных... (клички). — У каждой вещи есть свое имя, название. Посмотрите вокруг

и скажите, что может двигаться? Что может звучать? На чем можно сидеть? Спать? Ездить?

Игра «Почему так называют»

Педагог предлагает детям слова: пылесос, скакалка, самолет, самокат, мясорубка. Дети должны объяснить, для чего нужны эти предметы и почему они так называются.

Упражнение «Имя буквы»

«У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы вы знаете? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится). Из букв мы складываем слоги и слова.

— Подойдите ко мне, дети, у которых имя начинается на гласный звук [а] (Аня, Андрей, Антон, Алеша).

— А с какого звука начинаются имена — Ира, Игорь, Инна?

— Подойдите ко мне дети, у которых имя начинается на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя).

— На мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Люба).

Упражнение «Один — много»

Для этого упражнения необходимы соответствующие картинки или предметы.

— Это... шар, а это... (шары). — Здесь много... (шаров). — Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) — Как одним словом сказать, что все шары разного цвета?

(Разноцветные.)

— Это... мак, а это... (маки). — В букете много... (маков). — Какие они? (красные). — Что еще бывает красным? — Как вы понимаете выражение «красная девица»? — Где вы встречали такое выражение? В каких сказках?

— Отгадайте загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это... лук.

— Лук какой? (Желтый, сочный, горький, полезный.) — В корзине много чего? (Лука.)

— Подбери слова, сходные по звучанию со словами: шар (пар, дар), мак (лак, рак), лук (жук, бук).

— С какого звука начинаются слова шар, мак, лук? ([ш], [м], [л].)

— Сколько слогов в этих словах? (В словах шар, мак, лук один слог.)

Задание ко всем названным словам: 1. Сколько слогов в словах игла, мишка, ложка? 2. Подбери слова, сходные по звучанию с заданными и с тем же количеством слогов: игла (пила, юла); мишка (мышка, шишка); ложка (ножка, кошка).

А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (игл, пил, юл, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек).

Упражнение «Найди звук»

— Назови слова с одним слогом. С двумя слогами.

— Сколько слогов в слове цыпленок? (Слово жук состоит из одного слога, шуба, шапка, жаба, забор, цапля — из двух, цыпленок — из трех.)

— Придумай слова, которые начинаются с одинакового звука. Что это за звук?

(Слова шапка и шуба начинаются со звука [ш], слова жук и жаба — со звука [ж], слова забор, замок — со звука [з], слова цыпленок, цапля — со звука [ц].)

— Назови овощи, фрукты и ягоды, в которых есть звук [р] (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), [р'] (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), [л] (баклажан, яблоко, кизил), [л'] (малина, лимон, апельсин, слива).

— Опиши нам ягоду, фрукт или овощ, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем, что это за фрукт. («Он круглый, красный, сочный, вкусный. Это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых. Это мой любимый фрукт... гранат».)

Упражнение «Картина — корзина»

Дети рассматривают картинки с изображением картины, ракеты, лягушки.

Если таких картинок в группе нет, воспитатель просто называет слова.

— Сколько слогов в словах картина, лягушка, ракета? (Три.)

— Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: картина (корзина, машина), лягушка (подушка, кадушка), ракета (конфета, котлета), вертолет (самолет), береза (мимоза).

— Что делает лягушка? (Прыгает, плавает.) Что делает ракета? (Летит, мчится.) Что делает картина? (Висит.)

Дети произносят все слова и говорят, что у каждого из этих слов по три слога.

Упражнение «Едем, летим, плывем»

Воспитатель рассматривает с детьми шесть картинок с изображением транспортных средств: вертолета, самолета, автобуса, троллейбуса, теплохода, трамвая.

— Как назвать все, что изображено на картинках, одним словом? (Транспорт.)

— Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова трамвай, три слога).

— Какой звук встречается во всех этих словах в начале, сере- дине, конце слова? (Звук т встречается в начале слов троллейбус, теплоход, трамвай, в середине слов вертолет, автобус, в конце слов вертолет, самолет.)

— Составь предложение с любым словом. (Самолет летит быстро.)

— Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.) — Скажи, что ездит? (Автобус, троллейбус, трамвай.) — Скажи, что плывет? (Теплоход.) — Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транс-

порта я задумала: Т-С (троллейбус), А-С (автобус), С-Т (само- лет), В-Т (вертолет) М-О (метро), Т-И (такси).

Упражнение «Коза — стрекоза»

Дети рассматривают рисунки с изображением чашки, козы, кошки, барсука, самовара, ромашки, стрекозы, лукошка, шины, машины, сука, пара.

— Подберите пары слов, похожих по звучанию. (Чашка — ромашка, коза — стрекоза, кошка — лукошко, сук — барсук, пар — самовар, шина — машина.)

— Назовите слова, в которых один слог, два и три слога. (В словах пар, сук — один слог, в словах чашка, коза, шина, кошка, барсук — два слога, в словах самовар, ромашка, стрекоза, лукошко, машина — по три слога.)

Возможен такой вариант: одна группа детей подбирает сходно звучащие пары слов: чашка — ромашка, коза — стрекоза, кошка — лукошко, сук — барсук, шина — машина, пар — самовар. Другие дети называют, сколько слогов в каждом слове из названной пары.

— Закончите фразу, чтобы получилось складно: Я поехал на машине — (у меня порвалась шина); побежал за стрекозой... (тут же встретился с козой); я разбил сегодня чашку... (и сорвал в лесу ромашку); зацепился я за сук... (а под ним сидел барсук); под столом лежала кошка... (рядом с ней стоит лукошко).

Упражнение «Игла — пила» — В словах шар, мак, жук, лук, рак, пар — по одному слогу; а

сколько слогов в словах игла, мишка, ложка? — Какие иглы ты знаешь? Какие предметы мы называем этим

словом? (Игла у ежа, у елки, сосны, лиственницы.) — Чем все иглы похожи? (Все иглы острые.) — У елки иглы какие? (Еловые.) — А у сосны какие? (Сосновые.)

— Чем отличаются иглы елки от игл сосны? Отвечай поскорей, какие из них длинней? (Сосновые.)

— А чем отличаются иглы елки и лиственницы? (Еловые иглы твердые, жесткие, а лиственные мягкие.)

— А еще какие иглы вы знаете? (Швейные.)

— Как можно сказать про швейную иглу, какая она? (Длинная, тонкая, острая, металлическая, блестящая.)

— Что делают швейной иглой? (Ею шьют.) — Что шьют швейной иглой? (Одежду.) — А еще что можно делать швейной иглой? (Шить, вышивать,

зашивать, подшивать, штопать.) — Одна — игла, а много — ...? Продолжи фразу: у нас много ... .

Литература

1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Спб: «Детство- Пресс», 2007.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения дошкольников родному языку. М., 1997.

3. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М., 2002.

4. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. М.: «Мозаика- Синтез», 2005.

5. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. М.: «Сфера», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у дошкольников с дизартрией

В ходе изучения методической литературы были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование фонетико-фонематической стороны речи, предложенные Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефи...

Артикуляционная гимнастика при формировании фонетической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями

Артикуляционная  (речевая)  гимнастика  проводится  для  развития,  уточнения  и  совершенствования  основных  движений  органов  речи.Цель...

Методическое пособие «Коррекция нарушений фонетической стороны речи дошкольников с дизартрии средствами фольклора»

Методическое пособие «Коррекция нарушений фонетической стороны речи дошкольников с дизартрии средствами фольклора»...

Конспект НОД ( область «Речевое развитие») . (Формирование фонетической стороны речи). Подгрупповое занятие с детьми старшей группы ЗПР.

Вниманию пользователейпредставлен конспект непосредственной образовательной деятельности ( область «Речевое развитие»)  по формированию фонетической стороны речи. Подгрупповое занятие...

Методическая копилка речевых игр. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста на разных этапах.

Данная методическая копилка содержит различные речевые игры для использования на занятиях по развитию речи у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста, а так же в подготовительных группа...

Методическая разработка "Поурочный план занятий по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР".

В своей работе логопед сталкивается с различными видами планирования. Одним из важных видов планирования является поурочное планирование занятий....

Формирование фонетической стороны речи у старших дошкольников.

Цикл занятий с использованием интерактивного оборудования....