"Пальцы помогают говорить"
консультация по развитию речи на тему

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности  коры головного мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_paltsy_pomogayut_govorit.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Пальцы помогают говорить»

           Известно, что у некоторых детей с дефектами речи наблюдается в разной степени общая моторная недостаточность (неуклюжи, неловки, тяжело прыгают на двух ногах, часто падают и т. д.), а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук.                                                                                          

              Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

          Была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт (ребёнок не умеет застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать шапку, с напряжением держит карандаш или ручку, плохо рисует и штрихует и т. д.), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

  О тесной связи функции руки и речи свидетельствуют электрофизиологические исследования. Поэтому рекомендуется стимулировать речевое развитие детей и при нормальном формировании речи, и особенно там,  где развитие речи задерживается, путём тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

           Поэтому в коррекционно-развивающей  работе с детьми, имеющими нарушения речи, необходимо уделять большое внимание формированию тонких движений пальцев рук.

            Упражнения по совершенствованию движений пальцев также полезны и для подготовки руки к письму. Особенно они необходимы в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, так как у многих из них наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук (движения неточные, нескоординированные, затруднены изолированные движения пальцами).

            Работу по развитию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи желательно проводить систематически, по 3-5 минут ежедневно. При выполнении упражнений и игр по развитию мелкой моторики необходимо добиваться того, чтобы движения пальцев были легки, точны, свободны, а слова упражнения или игры понятны. Тогда эти упражнения будут не только тренировать тонкие движения пальцев, развивать речь, но будут способствовать повышению внимания, работоспособности, улучшению памяти, развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи.  

             Практика показала, что дети с общим недоразвитием речи сначала затрудняются в самостоятельном выполнении движений, поэтому упражнения рекомендуется выполнять индивидуально с каждым ребёнком. Вначале ребёнок выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки движения пальцев совершенствуются,  и дети выполняют их легко и активно.

               Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. Народные потешки являются прекрасным материалом для обучения разговорной речи, так как большинство из них построено на диалогах. Но при проведении таких игр нужно учитывать речевые возможности детей.

               При первом знакомстве с игрой необходимо прочитать текст стихотворения полностью, дети слушают. Затем повторить текст, но уже сопровождать его движениями пальцев. Разъяснить детям слова и выражения, которые могут быть для них непонятны и трудны. Следить за точностью выполнения движений, за соотнесением движений пальцев рук с текстом потешки.

Предлагаются следующие игры-потешки:

«Мальчик-пальчик»,        

«Про сороку»,

«Сидит белка»,

«Этот пальчик-дедушка»,

«Этот пальчик хочет спать»,

«Совушка-сова» и т. д.

         Наряду с этими играми для тренировки тонких движений пальцев рук могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

«Пальчики здороваются»,

«Оса»,

«Человечек»,

«Коза»,

«Дом»,

«Очки» и т. д.

          Таким образом, при систематическом и правильном проведении специальных упражнений для развития пальцевой моторики у детей с нарушениями речи, можно добиться значительных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пальцы помогают говорить

развитие мелкой моторики у детей-консультация для родителей...

Пальцы помогают говорить

Буклет для родителей с игровым массажем пальчиков ребенка...

Мастер-класс "Пальцы помогают говорить"

Представляла опыт работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста педагогам детских садов города....

Родительское собрание « Пальцы помогают говорить» ( нетрадиционная форма проведения- семинар-практикум)

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»(В. А. Сухомлинский) Ученые на основе обследования детей выявили : если развитие движений пальцев рук соответствует  возрасту , то и речевое р...

Развитие мелкой моторики рук у детей. Пальцы помогают говорить

Консультатция для родителей по развитию мелкой моторикики у детей....

" Связь движений пальцев рук и речи. Пальцы помогают говорить"

В консультации говорится о,том, что сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, а только потом появляются артикуляция слогов. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие р...