Развитие связной речи дошкольников
консультация по развитию речи

Надежда Козлова

В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие связной

речи у детей

дошкольного возраста »

Консультация для педагогов

подготовила воспитатель Козлова Н.В.

Связная речь - смысловое

развернутое высказывание,

изложение определенного

содержания, которое

осуществляется логично,

последовательно и точно,

грамматически правильно

и образно, обеспечивающее

общение и взаимопонимание.

Цель развития связной речи - развитие речевых способностей и

умений, культуры речевого общения, разработка способов

овладения дошкольниками навыками практического

общения в различных жизненных ситуациях,

формирование предпосылок чтения и письма.

Задачи развития связной речи

  • формирование элементарных

представлений о структуре

текста (начало, середина, конец);

обучение соединению

предложений разными

способами связи;

  • развитие умения раскрывать тему

и основную мысль высказывания;

  • обучение построению высказываний

разных типов- описаний, повествований,

рассуждений; подведение к осознанию

содержательных и структурных

особенностей описательного, в том числе

и художественного текста;

составление повествовательных

текстов (сказок, рассказов, историй)

с соблюдением логики изложения и

использованием средств

художественной выразительности;

  • обучение составлению рассуждений

с подбором для доказательства

веских аргументов и точных

определений;

  • использование для

высказываний разных типов

соответствующих моделей (схем),

отражающих последовательность

изложения текста;

Функции

связной речи

Развитие коммуникативных способностей

Установление связей с

Определение и регулирование норм поведения в обществе

окружающими людьми

Формы связной речи

Диалог

Форма речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и охватывается ограничено определенной тематикой.

Монолог

Форма речи, не расчитанная на словесную реакцию собеседника, и охватывает обширную тематику .

Методы развития связной речи

Организованная

Совместная

деятельность

деятельность

Пересказ

Рассказывание по картине

-по серии сюжетных картинок

Беседа

-из личного опыта

Сюжетно-ролевая игра

Творческое рассказывание по заданной теме

Речевые игры

Индивидуальная работа

-по стихотворению

-по сказке

Интеграция видов деятельности

-по скороговорке

Наблюдения

Экскурсии

Составление описательного рассказа

Заучивание стихотворений

Игры-драматизации

Игры-инсценировки

Загадки

Приемы развития связной речи

Словесные

Чтение литературных произведений

Речевые упражнения

Речевой образец

Вопрос

Подсказка

Повторное проговаривание

Оценка детской речи

Напоминание

Объяснение

Указание

Словесные поручения

Игровые

Народные игры

Игры-драматизации

Сюжетно-ролевые игры

Самодеятельные игры

Наглядные

Показ иллюстраций, картин, объекта

Сюрпризный момент

Игровой персонаж

Моделирование (схемы, мнемотехника)

Речевые игры

Эмоциональность

педагога

«Слово воспитателя, не согретое

теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы».

К.Д. Ушинский.

Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти

полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь

детей оказывает воспитатель. Педагог должен воспитывать своей речью. В связи с этим существуют требования к речи педагогов .

Требования к речи педагога

Эмоциональность

Выразительность

точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию)

содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится)

ясность (понятность для окружающих)

логичность (последовательное изложение мыслей)

Дети могут:

Первая младшая группа

  • Поделиться информацией

пожаловаться на

неудобство, действия

сверстника.

  • Сопровождать речью

бытовые и игровые

действия.

  • Отвечать на простейшие

вопросы.

  • Повторять несложные

фразы.

Вторая младшая группа

  • Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
  • Использовать все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
  • Слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

  • Делиться своими

впечатлениями со

сверстниками и взрослыми.

  • В играх принимать на себя роль,

непродолжительно взаимодействовать

со сверстником.

  • Разыгрывать по просьбе взрослого

небольшие отрывки из знакомых сказок.

Средняя группа

  • Рассказывать о содержании сюжетной

картинки.

  • Участвовать в беседе, понятно для

слушателей отвечать

на вопросы и задавать их.

  • Описывать предмет, картину.
  • Пересказывать наиболее выразительные и динамические отрывки из сказок.

  • В играх проявлять

инициативу и предлагать

новые роли и действия.

  • Обогащать сюжет,

вести ролевые диалоги.

Разыгрывать несложные

отрывки по знакомым

литературным произведениям

С помощью взрослого

повторять образцы

описания игрушки.

Старший дошкольный

возраст

  • Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе .
  • Составлять по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием;
  • Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие

литературные произведения.

  • Использовать монологическую и диалогическую

формы речи.

  • Составлять рассказы о событиях из личного опыта,

придумывать свои концовки к сказкам.

  • Составлять небольшие рассказы творческого характера

на тему, предложенную воспитателем.

  • Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие

с ответом товарища.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"

Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксич...

Проблемы по развитию связной речи дошкольников, профилактика нарушений речи детей

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятель...

Статья по работе с дошкольниками "Сказка как развитие связной речи дошкольников"

В статье рассказывается о значение литературы в жизне ребёнка. Интересно изложены собенности восприятия литературы старшими дошкольниками. Отмечено какое значение сказка имеет не только на развитие ре...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...