План по саморазвитию
материал по развитию речи (средняя группа) на тему

План по саморазвитию воспитателя. Тема "Развитие речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Боковской детский сад «Колокольчик»

           Программа профессионально-личностного развития

воспитателя Авдеевой Галины Леонидовны

2015-2016 год.

Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

Актуальность: Федеральные государственный образовательный стандарт основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.

В качестве приоритетов определяются такие задачи как:

• развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

• практическое овладение воспитанниками нормами речи;

• развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.

Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС.

Задачи:

1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.

2. Развитие речи детей в игровой деятельности.

3. Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.

4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

5. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Теоретический этап.

1 Изучение методической литературы по данной проблеме в течение года.

2 Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»

«Дошкольное воспитание»

«Ребенок в детском саду»

«Обруч» В течении года.

3. Посещение РМО по речевому развитию в течение года.

4. Участие в районном конкурсе на изготовление лепбука на тему «Мир сказок»

5. Посещение ООД по речевому развитию своего ДОУ и района.

1 этап подготовительный:

1. Выявить уровень развития связной речи детей.

2. Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству.

3. Повысить уровень теоретической подготовленности педагогов.

4. Изготовить дидактические пособия, необходимые для реализации проекта.

2 этап основной:

1. Пополнить развивающую среду дидактическими играми и пособиями.

Картотеки «Пальчиковая гимнастика», «Упражнения с использованием массажных шариков Су- Джок).

Дидактические игры «Назови одним словом», «Скажи какой?», «Расскажи сказку по картинкам»,

Набор мнемотаблиц.

2. Прослушивание вебинара через интернет сайт на тему: «Организация познавательно- речевого развития у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»

3. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

5. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

3 этап заключительный:

1. Обработка результатов. (Подведение итогов по индивидуальным картам развития)

2. Обобщение опыта работы.

3. Презентация проекта для родителей.

Содержание работы с детьми и родителями.

ДАТА

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям.

Проведение ООД и режимных моментов. Выявление у детей уровней развития речи. Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук.

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников. Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении.

Октябрь

Проведение гимнастики для мимических мышц лица, игр по развитию слухового внимания и слуха «Звуковые часы», «Слышишь ли ты звук». Развитие мимических мышц и подготовка артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха и внимания.

Составление папок-передвижек и консультаций «Возрастные психологические особенности дошкольников 3-5 лет», «Уровень развития речи 3-5 лет» Пропаганда знаний по развитию речи.

Ноябрь

Проведение кинезиологических упражнений, комплекса артикуляционной гимнастики. Проведение игр по развитию речи «Кто это?», «Как об этом сказать?», «Произносим слова», «Какое слово потерялось?» Обучение детей вслушиваться в слова, их звучание. Вызывать интерес к слову.

Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок» Обучение родителей артикуляционным упражнениям в домашних условиях.

Декабрь

Проведение ООД, артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений, речевых дидактических игр «На что это похоже?», «Здравствуйте, я Петрушка!»; проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Подготовка детей к новогодним утренникам. Разучивание стихотворений, песен. Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания.

Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

Консультация «Как учить стихи с ребенком»

Январь

Обучение составлению описательного рассказа «Путешествие в страну Загадок». Проведение артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений, игр : «Подумай и скажи», «Кто летит в самолёте», «Слышишь ли ты звук». Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия. Использование упражнений с массажными шариками «СУ –Джок»

Родительское собрание «Развитие речи детей среднего возраста» Ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи.

Февраль

Подготовка детей к выступлению на праздниках «День защитника Отечества». «8 Марта». Разучивание стихотворений, песен. Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь» Отработка у детей четкой дикции и интонаций.

Консультация «Советы логопеда»

Март

Проведение театрализованных игр «Козлятки и волк», развивающих игр на внимание «Кто где живёт», развитие памяти «Опиши предмет». Обучать детей грамотно строить предложения, формировать умения соотносить слово с выразительными движениями,

Практикум «Речь и весёлый мяч»

Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме.

Май

Работа с детьми Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям.

Конкурс с родителями «Книга любимых сказок своими руками» Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка книг»

Список использованной литературы:

1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986.

2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.

3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб: речь; М.: Сфера, 2011.

4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.

5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера. 2007.

6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994.

7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:

Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В.

Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по саморазвитию воспитателя

«Роль сказки в развитии связной речи дошкольников»....

индивидуальный план по саморазвитию

индивидуальный план по саморазвитию на 2011-2015...

План личного саморазвития воспитателя по обучению татарскому языку

Индивидуальный план повышения квалификации на 2015 - 2020 годы....

План межаттестационного саморазвития воспитателя

В течении пяти лет была проведена огромная работа по изучению моей темы. В этой таблице указана литература, конспекты занятий и работа с родителями и педагогами....

План межаттестационного саморазвития воспитателя Насыровой Гузель Ахметовны 2013-2015 гг.

Методическая тема плана самообразования " Обучение детей татарскому языку в игровой деятельности и приобщение к татарскому народному творчеству, традициям, культуре"...