Конспект занятия в средней группе "Зимушка - зима"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Шевцова Анастасия Николаевна

Цель: закрепление и обобщение знаний детей о зиме, зимних явлениях природы.

Задачи:

Познавательное развитие: расширять представления детей о зиме, развивать познавательную активность детей, воспитывать любовь к природе;

Социально-коммуникативное развитие: учить слушать сверстников, поддерживать беседу, формировать положительный эмоциональный настрой внутри коллектива;

Речевое развитие: развивать связную речь, активизировать словарный запас детей; учить образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами.

Физическое развитие: способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей через физкультминутки, игры;

Оборудование и материалы: Картина: «Зимний лес», имитация  зимнего леса, наглядные картинки: « Что лишнее?»; музыкальная запись пурга, вьюга, метель, пурга.

Предварительная работа

- Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой;

- Беседы о характерных признаках зимы;

- Чтение стихов о зиме.

 

Ход занятия

  1. Организационный момент.  (Рассматривание картины, вопросы, ответы )

 Воспитатель: Какое у вас сегодня настроение?

   Дети: ответы детей.

   Педагог: Возьмемся за руки и передадим друг другу   свое хорошее настроение.

 А теперь давайте подуем на ладошки и передадим хорошее настроение друг другу.

Рассматривание картины: «Зима»

Воспитатель: Что вы видите? Вам нравится красота зимнего леса? (ответы детей)

- Зимой природа очень красивая, композиторы пишут о зимней природе музыкальные произведения, художники показывают красоту зимней природы в своих картинах, а поэты воспевают красоту зимней природы образными словами.

Послушаем стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Мороз-воевода». (Читаю стихотворение)

Не ветер | бушует над бором, |

Не с гор побежали | ручьи, |

Мороз-воевода дозором |

Обходит владенья свои. | |

Глядит  | – хорошо ли метели |

Лесные тропы занесли, |

И нет ли где трещины, щели, |

И нет ли где голой земли? | |

- Вам понравилось стихотворение? Воевода – это могучий сильный человек (могучий богатырь).

 Как вы думаете, это сказочное стихотворение?

- Что проверяет в лесу Мороз-воевода? («Глядит – хорошо ли метели лесные тропы занесли, и не ли трещины, щели, и нет ли где голой земли?») Посмотрите, какая красивая заснеженная елочка! Дед Мороз позаботился о ней и украсил белым и пушистым снегом. В зимнем лесу ели стоят, опустив до земли колючие ветви, под тяжестью белых, снежных шалей. Скоро, ребята, наступит Новый год. В каждом доме установят новогоднюю красавицу ёлочку – младшую сестрёнку лесной бархатно-зелёной ели.

 

2 Основная часть.

 

Воспитатель: Ребята к нам пришли гости. Давайте дружно поздороваемся (Здравствуйте!)

-А мы продолжаем беседу. Ребята мы с вами выяснили, что елки стоят в зимнем лесу. Что можно сказать о зиме, какая она? (холодная, снежная, красивая, пушистая)

-А еще зиму называют лютой, суровой.

-Ребята вы любите гулять зимой на улице?

-Сегодня я шла на работу и чуть не упала, потому что было очень скользко. Скажите, как называется зимнее явление, когда скользко? (ответы)

 -Почему дорога зимой скользкая? Воспитатель рассказывает детям о том, что дороги зимой скользкие  потому, что на них образуется гололёд.

- Как получилось такое слово? (Гололёд – голый лёд)

-Ходить по гололёду очень опасно, можно упасть и получить травму.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в зимний лес, в настоящее зимнее царство.…Сначала вспомним, как нужно вести себя в зимнем лесу.

Дети: Не кричать, чтобы не испугать животных, не ломать ветки деревьев.

Воспитатель: Чтобы попасть в лес нам нужно произнести волшебные слова .Сядем на коленки , возьмемся за руки и произнесем вместе со мной волшебные слова: глазки закрываются, сказка начинается, са- са- са начнитесь чудеса, «Тили-Тили-тили месс, открывайся чудный лес!» Мы отправимся в лес пешком. Давайте возьмёмся за руки и пойдем по тропинке. Вот мы и пришли. ( Включается  светомузыка).

-Посмотрите как здесь красиво! Настоящая зимняя сказка! Все сияет, все искриться. Ребята посмотрите вокруг. Что вы видите? (сугробы, падает снег, деревья в снегу, сильная метель.) Снег какой? (белый, холодный, пушистый, красивый, снежный). Чем пахнет зима? (морозом,  свежестью и т. д)

Воспитатель: Обратите внимание , как здесь легко дышится? Дети воздух необычайно чист и все вокруг чистое, белое. А вы знаете, ведь снег падая на землю забирает всю пыль из воздуха и увлекает ее на землю. Поэтому, воздух зимой очень чистый и свежий. Дышится нам легко. Давайте насладимся этим воздухом. Вдох носом, живот вперед, выдох ртом.

Физкультминутка:

Лепим, лепим мы снежок 
Беленький и крепкий 
Будут весело играть 
Со снежками детки. 

Вот как со снежком 
Весело играем 
А теперь берегись - 
Мы снежки бросаем

-Ребята посмотрите одна снежинка осталась. Давайте сдуем ее? (дыхательная гимнастика).

Замёрзли ручки…

Ручки замёрзли?                          Подуть на руки холодным воздухом: Ф-ф-ф
Подуем на них.
Дыханием тёплым                        Подуть на руки тёплым воздухом: Х-х-х…
Согреем мы их.                            Продолжить дуть тёплым воздухом.

 «Скажи ласково». Образование уменьшительно-ласкательной формы существи­тельных.

Снег — снежок                              мороз — морозец

ветер — ветерок                            лед — ледок

зима — зимушка                            метель — метелица

санки — саночки                           холод — холодок

дерево — деревце                         звезда — звездочка

солнце — солнышко                      день — денек

ночь — ночка           

3 Работа по картине « Что лишнее?»

-Ой, что то холодно стало. Подул ветер, вы слышите ребята? (Включаю звукозапись с завыванием вьюги.) Что это такое шумит? ( Ответы детей)

Метель и вьюга - это природные явления, представляющие собой ветер со снегом.

  • метель метет ровно, снежинки летят в одном направлении
  • вьюга вьюжит, кружит снег - снежинки летят по воздуху в разных направлениях.
  • Что делает метель?
  • Что делает вьюга?

Есть еще сильнее ветер  пурга в свою очередь - это сильная вьюга, Обычно это очень сильный снег с сильным ветром, и если на улице мороз, то это очень опасно для человека, если он оказался в экстремальной ситуации. Скажем все вместе пурга.

 

Подвижная игра: «Снег – метель – вьюга»

По команде «Снег» дети, плавно кружась, приседая, легко на носочках передвигаются по всему пространству. По команде «Метель» - быстро бегут в направлении, указанном воспитателем, собираются в большую кучу.

По команде «Вьюга» - встают в круг, берутся за руки и бегут по кругу, ускоряя темп.

-Давайте уйдем, ближе к деревьям, где нет ветра!

Игра « Что лишнее?»

-Я знаю, что вы вчера ходили в зимний лес к лесным зверям. Вы вели себя очень хорошо. Лесные жители приготовили для вас загадку, загадка-картина. Лесные звери хотят узнать, кто из вас самый внимательный. Прежде чем мы начнем разгадывать загадку, давайте разомнем наш язычок.

Чистоговорки:

Ма – ма - ма – на улице зима.

Жок – жок – жок – падает снежок.

Ри – ри – ри – прилетели снегири.

-А, теперь внимание на картину. Найдите что здесь лишнее (ответы детей)

4. Итог занятия.

-Пора возвращаться в группу.Скажем спасибо зимнему сказочному лесу,за прекрасное путешествие.(Спасибо!)

-Давайте возьмемся за руки и пойдем по тропинке. Сядем на коленки , возьмемся за руки и произнесем вместе со мной волшебные слова:

Глазки закрываются.

Со сказкой мы прощаемся.

Снежинка закружилась.

Наша группа появилась.

Вот мы и в группе.

-Где мы с вами ребята были?

-Что вам запомнилось больше всего?

-Какие новые зимние явления мы узнали?

Воспитатель:

-Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем то отличился (похвала)

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе "Зимующие птицы"

Занятие направлено на закрепление знаний о зимующих птицах....

конспект занятия в средней группе "Зимой в лесу". Окружающий мир.

Занятие на закрепление темы "Дикие животные". [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7326721","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...

Конспект занятия в средней группе «Зимующие птицы»

Дать знания детям о зимующих птицах...

Конспект занятия для средней группы "Зимующие птицы".

Для работы с детьми среднего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром....

Конспект занятия В средней группе «Зимой в лесу»

Программное содержание:Активизировать словарь :существительные,  прилагательные;Названия детенышей диких животных во множественном и единственном числе. Учить согласовывать глагол с существительн...

Конспект занятия в средней группе «Зимующие птицы».

Познакомить детей с картой - схемой «Птицы». Закрепить понятия «перелетные» и «зимующие» птицы. Дать представление о видах питания зимующих птиц. Воспитывать заботли...

Конспект занятия в средней группе "Зима"

Данный материал дает детям представление о жизни диких животных зимой. Формирует интерес к окружающей природе. Воспитывает заботливое отношение к животным....