Авторское дидактическое пособие лэпбук "Играем со звуком Р"
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

Лобода Ирина Викторовна

В материале представлено описание образовательной деятельности с использованием авторского лэпбка 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание образовательной деятельности с использованием лэпбука

Ребёнок «дышит» воздухом творчества: он хочет петь, рисовать, сочинять – и нужно лелеять эту способность его души. Развитие речевого творчества немыслимо без развития воображения.     Для развития речевого творчества детей необходимо вести работу по повышению уровня речевой коммуникации, связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи. Образовательная деятельность с использованием лэпбука направлена на решение этих задач. В данном пособии представлены игры и задания на развитие воображения, чёткости и выразительности речи, задания на развитие графических навыков, наборы картинок для составления творческих рассказов, мнемотаблицы и др. Подробнее в описании содержания лэпбука.

Особой мотивации для привлечения детей к работе с лэпбуком не требуется, т.к. он привлекает  яркостью, красочностью, интересным дизайном, содержанием кармашков, двигающимися и вращающимися деталями. С его помощью можно организовать эффективные индивидуальные и подгрупповые занятия по автоматизации звука [р]. После совместной деятельности дети могут самостоятельно закреплять материал.

  Авторское дидактическое  пособие

 На этой странице представлены:

Артикуляционная гимнастика. Комплекс упражнений для звука [р] с элементами театрализации и маленькое зеркальце для самоконтроля. Способствует развитию артикуляционной моторики и творческих способностей перевоплощаться и подражать

                                            героям.

Дидактическая игра «Буква поломалась».

Цель: закреплять умение детей составлять целое из частей; закреплять графическое изображение букв; развивать воображение, образное мышление, мелкую моторику рук. Ребёнку необходимо собрать пазл и  получить загаданную букву. Запомнить, как она выглядит и называется. Для закрепления назвать слова, которые начинаются со звука, обозначаемого  этой буквой. Они нарисованы в каждом элементе.

Дидактическая игра «Найди букву Р»  направлена на развитие зрительного гнозиса, внимания, профилактику дисграфии. Листы с буквами  заламинированы, что дает возможность их многократного использования (рисование фломастером с последующим стиранием). Дети находят букву, обводят или

                                                зачёркивают неправильную букву.

Вращающиеся восьмиугольники с окошками. В одном дети читают слог, в другом находят слово на этот слог, называют его и придумывают с ним предложение

Чистоговорки. Представляет собой набор ярких карточек с текстами чистоговорок. Сначала они разучиваются с педагогом, а потом дети самостоятельно по ассоциации с картинкой рассказывают чистоговорки. Этим упражнением отрабатывается чёткость дикции, развивается внимание, память.

Дидактическая игра «Узор из ромашек». В набор игры входят карточки с образцами узоров из ромашек и вырезанные ромашки, листочки, божьи коровки для составления этих узоров и придумывания своих. Детям предлагается посчитать ромашки, божьих коровок на образцах и повторить узор. В игре отрабатывается согласование числительных с существительными, числительных с прилагательными и с существительными, развиваются творческие способности детей.

На следующей странице представлены:

Дидактическая игра «Весёлые рифмы». Дети выбирают рифмующиеся слова и указывают их стрелочками. А потом с помощью логопеда придумывают четверостишия с этими словами. Например:

На стене висит картина,

На ней с фруктами корзина.

Этим упражнением развивается детское стихотворчество, поэтическое чутьё языка

Дидактическая игра «Морское путешествие». Эта игра направлена на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Все картинки отвечают морской тематике. Детям предлагается определить место звука [р]  в слове и разместить кораблик в соответствующем квадратике. Можно пофантазировать, куда путешествовали, что видели, где останавливались.

Стихотворения. В этом кармашке предлагаются мнемотаблицы для разучивания стихотворений «Где обедал воробей?», «Добрые дела», «Мой весёлый звонкий мяч», «Компот». Мнемотаблицы можно составлять совместно с детьми или дети сами иллюстрируют стихотворение. Это упражнение

                                                 облегчает запоминание, обеспечивает

     творческий подход при совместном составлении мнемотаблиц, автоматизирует звук [р]  в стихах.

Раскраски. Представлены предметные и сюжетные картинки со звуком [р] для раскрашивания. Способствуют автоматизации звука и развитию художественных способностей.

Дидактическая игра «Маленькие слова». Правильное употребление предлогов в речи. Составление предложений с предлогами по картинкам. Наглядное моделирование. Задание включает набор карточек с моделями предлогов и условными обозначениями слов-предметов, слов-признаков и слов действий. Детям предлагается составить схемы к предложениям из задания Использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков дает детям возможность предвидеть возможные результаты собственных действий, проявить способности к перспективной абстракции.

На этой странице представлены задания на развитие связной речи и автоматизацию звуков в тексте:

Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как ворона горох вырастила», «Как мышонок забор красил», «Удачная рыбалка». 

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ. 

В задании «Составим рассказ вместе» дети творчески заканчивают рассказ с опорой на предметные картинки. Применение наглядных моделей в работе над монологической речью детей с общим недоразвитием речи позволяет успешно обучать детей составлению связного речевого высказывания, а также сочинению рассказа по замыслу.

Загадки. Занимательный материал для развития воображения и автоматизации звука.

Составление творческих рассказов по опорным словам. Звук необходимо автоматизировать в строго определённой последовательности: в слогах, словах, предложениях, стихах, рассказах (это было представлено ранее) и, наконец, разговорной речи. Самостоятельное составление ребёнком рассказа по картинкам наиболее близко к разговорной речи, в отличие от пересказа и заучивания текстов. С помощью составления рассказов ребёнок окончательно закрепит отрабатываемый звук.

Эта страница полностью посвящена развитию мелкой моторики и графических навыков:

Графические диктанты. Помогают ориентироваться на листе, развивают графические навыки и творческие способности. Сначала дети выполняют задание под диктовку логопеда, а потом могут самостоятельно по предлагаемым схемам. Графические рисунки: паровоз, корабль, самовар, верблюд, кенгуру. Дети проявляют творчество и дополняют рисунок различными элементами для создания сюжетной картинки.

RING L DING – игра с разноцветными резиночками. Повторить узор, данный на карточке, можно в соревновательной форме. В комплекте имеются нецветные карточки, чтобы дети могли придумывать и изображать свои цветовые комбинации.

Шарфик для жирафа. Проговаривать, какой у жирафа шарфик.

Вертолётики.

Отправляется в полёт

Наш Российский вертолёт.

      Дети ладошками запускают вертолётики.

 Обводки «Жирафёнок»

                                               Автор дидактического пособия Лобода И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское пособие. "Звуковички". Согласные звуки.

Символы согласных звуков. "Звуковички". Можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях....

Авторский медиапродукт Презентация Дифференциация звуков Ш-С.

Презентация «Дифференциация звуков С-Ш»Актуальность:В работе над проблемными звуками мы проходим три этапа: артикуляционные упражнения, основной задачей которых является усвоение и закрепление арти­ку...

Речевой авторский материал для автоматизации звукаЛ в стихах "Шагая по сказкам".

Для детей дошкольного возраста одним из любимых жанров литературы является сказка. Сказка для ребенка -это особая реальность мира чувств  . Сказка позволяет ребенку фантазировать, представлять се...

Речевой авторский материал для автоматизации звука Л в стихах "Мультяшки"

Пожалуй, нет на свете ребенка, который не любил бы смотреть мультфильмы. Речевой материал "Мультяшки" еще один шанс встретится со знакомыми и  любимыми героями мультфильмов. Заучивая стихотворный...

Авторская дидактическая игра " Автоматизация звука р в словах на др-тр"

Авторская игра " Автоматизация звука р в словах на др-тр" поможет в занимательной форме отработать звук р....

Авторские стихи по автоматизации звуков.

Стихи в шутливой форме легко заучиваются детьми....