Формирование семантической стороны речи детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Денисюк Ирина Ористовна

данные представленны после проведенного исследования на базе компенсирующего детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_3_chasti.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование семантической стороны речи детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста.

              Работа над содержательной стороной слова является важной задачей речевого развития дошкольников. В педагогике вопросы методики словарной работы представлены достаточно полно, но тем не менее многие дошкольники испытывают затруднения в подборе лексических средств при построении связного высказывания, так как в процессе речевого воспитания  семантическому развитию не всегда уделяется должное внимание.

             Основное внимание в словарной работе с младшими дошкольниками уделяется обогащению словаря за счет знаний и представлений, полученных в процессе ознакомления с окружающим, а также за  счет активизации разных частей речи. Прежде всего детям необходимо показать: каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого детей следует учить их различать по различным признакам, правильно называть их, отвечать на вопросы: Кто? Что? Выделять характерные признаки и качества , а также их действия, связанные с движением игрушек, животных и т.д.

          В младшем дошкольном возрасте детей знакомят с многозначными словами, сначала на основе наглядности( ножка стула- ножка гриба- и т.д.)

Необходимо показать детям , что слова могут быть связаны между собой различными смысловыми отношениями и отношениями типа «род – вид».

 Детей нужно научить понимать семантические отношения разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит – рыба плывет.

 Семантическое отношение: «  Предмет – обобщающее понятие «дети должны учить в упражнениях: шкаф – мебель, тарелка – посуда. Усваивая семантическое отношение» Название предмета – уменшит.- ласкат. название предмета», дети должны опираться на собственный опыт: дом – домик.

С отношением « Животные – детеныши» детей знакомят на примерах словообразования типа: кошка – котенок.

Знакомят детей с семантическим отношением « Действие – субъект действия» - строить – строитель, учить – учитель.

Очень важно научить детей ориентироваться  на коммуникативный центр высказывания, на его интонационное оформление. При построении связных

Текстов необходимо создать условия для активизации слов, связанных различными семантическими отношениями. Так ребенку говорят: Я начну рассказ, а ты продолжи.

          Как показала практика  наиболее важным оказывается при составлении рассказа его описание.

           В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, на обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.

   Выделяют 3 уровня семантического развития младших дошкольников.

   1 уровень: -Дети владеют названиями предметов, их действий и признаков, используют различные стратегии толкования значений слов, пользуется словообразовательными операциями и средствами. Их связные рассказы характеризуются определенной структурой, разнообразием лексического наполнения.

 

 2 уровень:- Дети называют предметы, действия, некоторые качества этого предмета. Среди ассоциативных реакций преобладают внеязыковые.

Связные рассказы содержат названия предметов и отражают либо их действия, либо качества.

 3 уровень: - Дети испытывают затруднения при назывании предмеов, их действий и особенно качеств. Среди ассоциативных реакций преобладают неадекватные. Рассказы состоят из названий предметов и перечисления их отдельных частей.

Практический материал

по работе над формированием  

семантической стороной речи.

Упражнение « Скажи какой ».

    Цель: Учить выделять и называть признаки предмета.

  Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки: «Она желтая, мягкая, вкусная»; «Это помидор».

«Он красный, круглый, спелый, сочный»). « Это огурец» («Он продолговатый, зеленый, хрустящий»).

    От называния видимых и ярких признаков ( цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойство, внутренних качества предмета, к его характеристике, сравнению (например, в игре «Кто больше скажет слово о яблоке? Какое оно?  А какой апельсин?»; «Сравни   апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»)

Упражнение «Сравни  кукол»

     Цель: Учить соотносить предметы с разными характеристиками.

  Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Дети дают куклами имена,  Описывают  внешний вид кукол , используя в речи прилагательные. Куклы захотели поиграть в мячики.  Дети называют признаки предмета и его действие.

Упражнение « Сравни медвежат»

    Цель: Учить различать предметы по характерным признакам.

Воспитатель предлагает внимательно рассматреть 2 медвежат: один- черней и большой, другой- коричневый и маленький.

 Назови, кто это и чем они отличаются. Как его можно назвать, чтобы было понятно , что он черней? ( Черныш). Что он умеет делать? Как назвать другого другого  медведя, чтобы было понятно, что он маленький?(Малыш).

Упражнение « Сравни разных зверят»

    Цель: Учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

 Воспитатель предлагает рассмотреть мишку и мышку

Мишка большой, а мышка  (маленькая.). Еще какой мишка? А какая мышка? Что любит мишка? А что любит мышка?

Далее в форме добавления сравниваются : лапы, голос, хвост.

Упражнение « Куклы рисуют и гуляют».

     Цель: Обратить внимание на слова, близкие и пртивоположные по смислу, а также на промежуточные признаки.

 В гости к детям приходять две куклы: большая и маленькая. Куклы захотіли рисовать. Чем будут рисовать? Сравнение карандашей по длине.Сравнение кукольных рисунков

 Куклы идут гулять, а зонтики забыли дома. Тут пошел дождь. Они спрятались под. елкой, Сравнить елочки. Дождь закончился куклы пошли домой. Стали мыть руки : открыли кран а там горячая вода, а потом пошла…..и т.д.

Упражнение « Кукла веселая и грустная»

     Цель: Познакомить с противоположными сотояниями.

Стала девочка Маша играть с куклами  и заметила, что одна – веселая, другая- грустная. Как вы думаете почему? Каками другими словами можнр сказать какая она. Что можно сделать, чтоб она розвеселилась.

У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий ( платье, рубашка – одежда.), равивается умение сравнивать предметы, соотносить целое и его части ( паровоз- трубы, окна, колеса – поїзд).

Упражнение « Назови одним словом».

     Цель: Закрепить представления об обобщающих словах.

Воспитатель проводит беседу на тему: давайте вспомним, на чем спали куклы? Куда складывают вещи? Какие? Давай перечислим.  Каким одним словом можно назвать эти предметы?

 Далее можно повторить все предыдущие варианты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование семантической стороны речи детей младшего дошкольного возраста

Теоретическое обоснование проблемы . Практический материал по работе над словарем....

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с легкой умственной отсталостью старшего дошкольного возраста

Работа содержит в себе пример как можно оргагнизовать индивидуальное сопрвождение ребенка с легкой умственной отсталостью педагогом-дефектологом. Перечисленные основные направления коррекционной работ...

Формирование семантической стороны речи детей дошкольного возраста.

Формирование семантической стороны речи детей дошкольного возраста....

Педагогические условия развития игровой деятельности у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста

Игра выступает ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды  деятельности  и формируются умения коллективных творческих действий и...

Консультация для родителей «Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Консультация для родителей«Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»...

Консультация для родителей Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»...