конспект нод по развитию речи в средней группе по теме: Рассказывание по картине "Собака со щенятами"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

митенкова наталия юрьевна

конспект нод по развитию речи в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.odt22.07 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект НОД

возрастная группа-средняя

тема недели в соответствии с комплексно-тематическим планированием: "Звери в лесу"

тема НОД: Рассказывание по картине "Собака со щенятими"

направление образования и развития(образовательная область): речевое развитие

цель: учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картину.

задачи: Образовательные: совершенствование диалогической речи. обучение детей ответам на вопросы по картине. обогащение активного словаря детей существительными, наречиями, прилагательными, глаголами. формировать умение составлять небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя. учить употреблять в речи уменьшительно-ласкательные формы.

Развивающие: развивать умение определять местоположение предмета(слева, справа, рядом, около, между); совершенствовать умение правильно использовать  предлоги в речи; развивать психические функции: воображение, внимание, память; развитие общих речевых навыков, координации речи с движением.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным, доброжелательные отношения между сверстниками.

Словарная работа:Щенки-щенята

виды деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, двигательная.

формы организации: групповая.

формы реализации детских видов деятельности: рассматривание картины, рассказывание по картине, отгадывание загадок, словесная игра "Назови ласково", игровое упражнение(с музыкальным сопровождением).

оборудование и материалы: картина"Собака со щенятами"( автор С.А. Веретенникова), телевизор, ноотбук, музыкальный центр, запись "Здравствуй"Е.Зенько, "Собачий вальс",мяч, шоколадные медальки.

Предварительная работа: беседа "домашние животные", "дикие животные". Рассматривание иллюстраций "домашние животные", репродукции картины О.Капустиной "Кошка с котятами", чтение художественной литературы: рассказов Л.Н. Толстого "Котенок", "Пожарные собаки", К.Д.Ушинского "Бишка", стихов, потешек, загадывание загадок про домашних животных; дидактическая игра "Один-много", словесные игры "Назови-ласково", "Какая, какое, какой?", подвижные игры "Вороны и собачка", "Лохматый пес".

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Примечание

В начале нод под музыку здороваюсь с детьми.

Орг.момент

 

Слово «Здравствуй»

Много значит для людей.

Поздоровайтесь с друзьями

Все вы поскорей!

Здравствуй – встречу начинает,

Здравствуй - дружбе помогает.

Каждый это слово ждет,

Когда друг к нему придет.

Здравствуй, я тебе скажу –

Улыбнись в ответ.

Здравствуй, так  я покажу –

Это мой привет!

Вводная часть

Ребята, мне позвонили с выставки «Домашние животные», там приключилась путаница». На выставке «Дикие животные» убежало, несколько зверей и спрятались среди домашних. И нас просят, помочь найти диких животных. Чтобы вернуть их на выставку. Все знают, как отличить диких животных от домашних? Тогда приступим. Найдите всех убежавших животных.  

Ребята, а почему вы, оставили корову, свинью, козу и т.д.?

Вы, правильно сказали. На выставке есть еще одно домашнее животное – это лучший друг человека. А подскажет вам, кто – это моя загадка:

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

Основная часть

Ребята, вы уже успели обратить внимание, что у нас в группе сегодня появилась вот такая картина. (обращаю внимание на телевизор)

Мы с вами ее внимательно рассмотрим, а затем составим рассказ. А для того чтобы наш рассказ получился правильным и понятным, сделаем  гимнастику.

Дыхательная гимнастика «Собачки»

Ребята, давайте представим на минуточку, что мы с вами собачки и нам запахло чем – то очень вкусным. Собачки унюхали их запах. Нюхаем воздух как собачки – шумно. Быстро. Нюхаем по два раза (нюх-нюх) и отдыхаем. Смотрите на меня и слушайте, как я буду нюхать.

Артикуляционная гимнастика:

Улыбается щенок, зубки на показ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри. Сейчас.

(широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы, возвращаем губы в спокойное положение, отдохнуть и расслабиться, сглотнуть слюну)- 3-4 раза

Посмотрите внимательно на картину( даю 1 минуту для рассматривания).

Дети, сначала мы должны придумать название для этой картины. Кто  изображен на картине? Где живут? Сколько щенят? Как можно назвать картину? Название картины не должно быть очень длинным, но и из короткого названия должно быть понятно, о чем эта картина.

Мне нравится название «Собака со щенятами». Можно сказать со щенками, а можно со щенятами.

Для того чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о собаке, потом – все о щенятах и наконец, описать сам двор. Итак, внимание на собаку.

Мама – собака какая?

Что она делает?(предлагаю рассказать о щенках, задаю уточняющие вопросы, исправляю ответы детей…)

Кто стоит около собаки?

Мама – собака большая, а щенята?

Какие щенята?

Что делают щенята?

Какой щенок (имя ребенка) тебе нравится? Расскажи про него.(задаю наводящие вопросы)

Где он находится? Что делает?

Кто расскажет про другого щенка?

Обобщаю сказанное и даю образец рассказа:

-Рядом с собакой стоит маленький пушистый щенок и смотрит на прилетевших воробьев. Чуть дальше стоит другой щенок. Он маленький пушистый с поднятым кверху хвостиком. Он тоже смотрит на прилетевших воробьев.

-А теперь надо описать двор, в котором живут собака и щенки.

(слежу за тем, чтобы дети правильно обозначали пространственные ориентиры и уточняли, где это – там , тут(около, рядом, в, у и т.п.)):

Где живут собаки?

Кто построил для них конуру?

Кто принес собакам еду?

Кто прилетел к ним?

Что делают воробьи?

Физкультурная минутка

Во дворе щенок играл,

Прыгал, бегал и считал:

«Раз-прыжок и три кивка,

Два направо голова.

Три – налево поворот» -

 

И помчался до ворот,

А потом вздохнул и сел:

Он устал и присмирел.

Молодцы, ребята. А теперь послушайте, как я расскажу об этой картине.

Это собака со щенятами. Собака большая, черная, лохматая, добрая. У собаки двое щенят. Рядом с собакой стоит маленький пушистый щенок смотрит на прилетевших воробьев. Чуть дальше стоит другой щенок. Он маленький пушистый с поднятым кверху хвостиком. Он  тоже смотрит на прилетевших воробьев. Хозяин построил им конуру и принес собакам еду. Они поели и отдыхают. К миске с едой прилетели два воробья. Воробьи не улетают, потому что не боятся собаки и щенков.

Предлагаю рассказать о картине 2 – 3 детям по желанию.

Молодцы, мне очень понравились ваши рассказы. А теперь я предлагаю вам поиграть.

 

Игра с мячом «Скажи правильно»  

У мамы лапы

У мамы глаза

У мамы морда

У мамы хвост

У мамы когти

У мамы клыки

У мамы уши

У мамы нос

У мамы спина

Итог .рефлексия

-Ребята, что мы с вами делали?

Что у вас получилось? Что для вас было трудным?

Сегодня мы с вами учились рассказывать по картине, вы сами придумали название картины, сумели описать собаку, щенят и двор в котором они живут. А мы помогли работникам выставки? Ребята, за то, что вы потрудились помогли работникам выставки найти животных, они прислали вам медали!

 

Дети идут к столу, на котором, расставлены вперемешку дикие и домашние животные. Дети собирают диких и оставляют домашних животных.

Домашние животные

собака

рассматривают картину

Шумно нюхают воздух как «собачки»

улыбаются

Собака и ее щеночки

Собачий двор

Про собачек

Собака со щенятами

Произносят слова хором: щенками – щенятами

Большая, лохматая, добрая, пятнистая

Лежит, отдыхает, смотрит за щенками

Щенки, щенята

Маленькие

Маленькие, смешные, пушистые, пятнистые

Слушают рассказ о щенках

Собаки живут во дворе

Конуру построил хозяин (человек)

Еду собакам принес тоже хозяин

К собакам прилетели воробьи

Один воробей клюет их еду, а другой смотрит

бег возле стульчиков

Слушают рассказ о собаке и щенятах

Рассматривают картину

Самостоятельно рассказывают по картине

Ловят мяч и передают его с образованием уменьшительно ласкательной формы.

 

У щенка лапки

У щенка глазки

У щенка мордочка

У щенка хвостик

У щенка коготки

У щенка клычки

У щенка ушки

У щенка носик

У щенка спинка

Учились рассказывать по картине

Звучит этюд песни «Здравствуй» на слова Евгения Зенько

Карточки для игры «Дикие» и «Домашние» животные

Доски

Картина «Собака со щенятами»

запись «Собачий вальс».

мяч

Шоколадные медальки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в средней группе детского сада: рассказывание из личного опыта на тему «Как мы помогаем маме»

НОД проходит в игровой форме. В ходе игры дети учаться высказываться на тему из личного опыта, упражняются в произнесении фраз с разной силой голоса, формируется  правильное произношение звука &q...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по картине "Собака с щенятами"

Программные задачи: 1. Продолжать учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.2. Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, соверш...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по картине "Собака с щенятами"

Цель: Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.  Задачи:Образовательные Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, сове...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме: "Собака со щенятами"

Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме: "Рассказывание по картине собака со щенятами"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Собака со щенятами»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе (4-5 лет). Тема: «Составление рассказа по картине «Собака со щенятами».Доминирующая образовательная о...