Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи). Тема "Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Гончарова Галина Владимировна

Приоритетная облась: Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Цель: Активизировать словарный запас детей по теме "Насекомые".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nasekomye_goncharova.docx33.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение  детский сад №17 компенсирующего вида  Калининского района г. Санкт- Петербурга

КОНСПЕКТ

НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ)

ТЕМА: «Насекомые».

Образовательная область: «Речевое развитие».

Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Подготовила и провела:

 воспитатель высшей квалификационной категории

Гончарова Галина Владимировна

Г. Санкт-Петербург

2018 год.

Цель:

-активизировать словарный запас детей по теме «насекомые».

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение понимать и отгадывать загадки;

-формировать у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях насекомых;

- формировать умение детей в подборе слов-антонимов;

- совершенствовать навык составления предложений.

- совершенствовать звуковую культуру речи.

Развивающие:

-совершенствовать навыки счета, умение согласовывать числительные с существительным в роде, числе и падеже;

-активизировать словарь по теме «Насекомые»;;

- развивать связную речь, речевой слух, мышление, зрительное внимание и восприятие;

- формировать четкую артикуляцию звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умение использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности;

-развивать координацию речи с движением.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе;

-воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников;

- выполнять поставленную задачу;

- выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Приоритетная область:

-Речевое развитие.

 Интеграция образовательных областей:

-познавательное развитие,

- социально – коммуникативное развитие,

- художественно – эстетическое развитие,

-физическое развитие.

                                           Оборудование:

Картинки с изображением насекомых; карточки с изображением схемы насекомого и паука; мяч; подбор картинок для игры «Четвертый лишний»;  Карточки для игры «Сосчитай-ка»;  карточка-игра «Часть – целое».

Предварительная работа:

Беседа с детьми о признаках и приметах весны, беседа о насекомых, разучивание игр, упражнений, подбор игр.

                                 Ход непрерывной образовательной деятельности.

1. Отгадывание загадок.

Воспитатель:

- Дети, посмотрите,  как много гостей к нам сегодня пришло! Давайте поздороваемся!

«Доброе утро всем, кто проснулся,

 Доброе утро, кто улыбнулся,

 Глазки откройте и посмотрите,

 Мы всех вас любим,  и вы нас любите!»

Дети здороваются и присаживаются по местам.

-Ребята,  я вам сейчас загадаю загадки. Слушайте внимательно. Вам надо отгадать загадку и объяснить по каким признакам вы догадались, о ком идет речь. Если вы правильно отгадаете загадку, то я прикреплю к доске картинку с изображением данного обитателя нашей планеты.

«Летит, пищит.

Ножки длинные тащит.

Случай не упустит:

Сядет и укусит».

+ Это комар. Он летит и пищит, у него длинные ноги и он кусается.

Воспитатель прикрепляет к доске картинку с изображением комара.

-«Этот увалень мохнатый,

Сладкоежка полосатый,

Опускает хоботок,

В распустившийся цветок.»

-Кто это?

+Это шмель. Он мохнатый и полосатый. Он собирает нектар хоботком.

Воспитатель прикрепляет к доске картинку с изображением шмеля.

- «На цветы она садится,

Не устав с утра трудиться,

Людям воск и мед дала

Беспокойная…..»

-Кто это?

+Это пчела. Она много трудится и дает людям воск и мед.

Воспитатель прикрепляет к доске картинку с изображением пчелы.

- «Кто над нами

Вверх ногами,

Ходит – не страшится,

Упасть не боится»

+Это муха. Она умеет ходить по потолку.

Воспитатель прикрепляет картинку с изображением мухи.

- «Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел».

- Кто это?

+Это бабочка. Она красивая и похожа на цветок.

Воспитатель прикрепляет к доске картинку с изображением бабочки.

- «Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом»».

-Кто это?

+Это муравей.  Он трудолюбивый и строит себе муравейник.

Воспитатель прикрепляет к доске картинку с изображением муравья.

-«У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называют ее….

+Стрекоза. У нее четыре крыла, тонкое тело и большие глаза.

Воспитатель прикрепляет картинку с изображением стрекозы.

-«Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки

Черные точки»

-Кто это?

+Божья коровка. Она красивая, алая и на крыльях у нее черные кружочки.

Воспитатель прикрепляет к доске картинку с божьей коровкой.

«Имя взял у кузнеца,

Цвет – у огурца»

- Кто это?

+ Кузнечик. Он зеленого цвета, а имя похоже на слово кузнец.

Воспитатель прикрепляет картинку с изображением кузнечика.

-«Жу-жу, жу-жу,

Я на ветке лежу,

Я на ветке сижу.

Букву «Ж» все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу ее все лето».

-Кто это?

+Это жук. Он жужжит и может сидеть и лежать на ветке.

- Дети, вы молодцы. Правильно отгадали загадки. А теперь посмотрите внимально на картинки и скажите, как одним словом можно назвать этих маленьких обитателей нашей планеты?

+Насекомые.

-Правильно. Насекомые.

                                              2.Подбери схему, которая обозначает насекомых.

-Дети я забыла прикрепить картинку еще с одним насекомым.

Прикрепляю картинку с изображением паука.

-Я правильно сделала? Это насекомое?

+Нет. Это паук.

-Дети перед вами две карточки со схематическим изображением. Выберите карточку со схематическим изображением насекомых и объясните свой выбор.

+У всех насекомых по три ноги с каждой стороны. А всего ног шесть.

Ребенок прикрепляет к доске карточку со схематическим изображением насекомых.

Воспитатель убирает паука.

-Правильно. Паук относится к классу паукообразных. У паука четыре пары ног, а у насекомых три пары ног.

                                                   3. Актуализация знаний.

- Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых?

+Зимой холодно и насекомые спят.

- Где спят домашние пчелы?

+ Пчелы спят в ульях.

- А дикие пчелы?

+В дуплах деревьев.

Где спят муравьи?

+ Муравьи спят в муравейниках.

-Где спят остальные насекомые?

+ Они прячутся в щели деревьев, в пни, под сухие листья и там спят.

- Когда насекомые появляются на улице?

+Весной.

-Почему весной?

+Весной становится тепло и насекомые вылезают из своих укрытий.

4. Подбор слов – антонимов. Игра «Скажи наоборот».

Воспитатель: Дети, встаньте около меня в круг. Я буду вам бросать мяч и давать определение насекомым, а вы мне мяч будете возвращать и давать противоположное определение. Игра так и называется «Скажи наоборот».

-Комар злой, а бабочка…

+добрая.»

-Шмель большой, а божья коровка….

+маленькая.»

-Пчела полезная, а муха….

+вредная.»

-Жук живет на улице, а таракан….

+дома.»

-Кузнечик прыгает, а муравей ….

+ползает.»

-Жук жужжит, а божья коровка…

+молчит.»

--Стрекоза летает быстро, а комар…

+медленно.»

-Бабочка красивая, а комар….

+страшный.»

-Пчела летает, а кузнечик…..

+прыгает.»

-«Муха вредная, а пчела….

+полезная»

5.Физкультурная минутка «Жучок».

Координация слова с движением.

Этот маленький жучок по земле гуляет,

Листик сладенький найдет, и его кусает.

Чтоб еще кусочек съесть, хочет он повыше влезть.

Этот маленький жучок по траве гуляет.

Вот он ямочку нашел, сел и отдыхает.

Он не будет вас кусать, хочет он чуть-чуть поспать.

Дети идут по кругу.

Делают наклоны вперед.

Потягиваются вверх.

Дети идут по кругу.

Дети приседают.

Дети кладут руки под щеки и закрывают глаза.

                                                    6. Игра «Четвертый лишний»

а) Картинка с изображением мухи, бабочки, божьей коровки и крыла мухи.

-Какая картинка лишняя и почему.

+Лишняя картинка с изображением крыла. Муха, бабочка и божья коровка – это насекомые, а крыло это часть насекомого.

б) Картинка с изображением кузнечика, муравья, комара и голубя.

- Какая картинка лишняя и почему?

+Лишняя картинка с изображением голубя. Он птица, а все остальные насекомые.

+Лишняя картинка с изображением голубя. Кузнечик, муравей, комар это насекомые, а голубь – птица.

7. Игра  «Сосчитай-ка».

а) Карточка с изображение  одной мухи, двух мух и пяти мух.

+ Одна муха, две мухи, пять мух.

б) Карточка с изображением одной бабочки, двух бабочек, пяти бабочек.

+ Одна бабочка, две бабочки, пять бабочек.

в) Карточка с изображением одной стрекозы, двух стрекоз и пяти стрекоз.

+ Одна стрекоза, две стрекозы, пять стрекоз.

                                                     8. Упражнение «Расскажи чистоговорку».

- Воспитатель: А теперь давайте расскажем чистоговорку про осу. Все слова в чистоговорке надо произносить ясно и чисто, и выразительно.

-Сделайте вдох а на выдохе расскажите чистоговорку:

«У осы – не усы, не усищи, а усики».

Дети по очереди произносят чистоговорку. Некоторым усложнять задание: скажи в быстром темпе, медленном, тихо, громко.

                                                         9. Игра «Часть – целое»

Карточка с изображением частей тела насекомых под микроскопом (часть крыла бабочки, голова мухи, брюшко стрекозы с частью крылышка, часть брюшка кузнечика с лапкой, часть туловища и крылышка шмеля, часть туловища, крылышка и лапок комара)

- Скажи какое насекомое под микроскопом?

+ Бабочка.

-По каким признакам это можно понять?

+ По форме и расцветке.

- А это какое насекомое?

+ Муха. Я узнала ее по глазам и форме головы.

И т.д.

                                                        9. Итог.

Дети, о ком мы сегодня говорили?

+ Мы говорили о насекомых.

- Что вам больше всего запомнилось и понравилось?

- Какие задания показались трудными? Сегодня хорошо работали, старались, спасибо Вам большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья(с тяжёлыми нарушениями речи)"В гости к лесным жителям"

Непрерывная образовательная деятельность для детей старшей группы "В гости к лесным жителям" с использованием технологии (здоровьесбережения и мнемотаблицы).Образовательная область "Реч...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи).Тема: "Домашние животные"

Приоритетная образовательная область: "Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология л...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи). Тема "На бабушкином дворе" ("Домашние птицы").

Приоритетная образовательная область: "Речевое развитие". Инновационные технологии: игровые технологии, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, технология л...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) с участием родителей. Тема "Пасха"

Приоритетная область: Познавательное развитие. Цель:  Обогащать социальный опыт детей, приобщать детей и родителей к традициям и обычаям празднования христианской Пасхи....

Конспект непрерывно образовательной деятельности для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья(с тяжелыми нарушениями речи) тема: "Волшебница Зима".

Конспект непрерывно образовательной деятельностиОбразовательная область -речевое развитиеинновационные технологии: игровые, информационно-коммуникативные....