Статья «Дидактические игры по развитию речи своими руками»
статья по развитию речи на тему

В статье приводятся практические примеры дидактических игр по развитию речи у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Статья «Дидактические игры по развитию речи своими руками»

Игра основной вид деятельности детей , играя ребенок свободно выражает свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Дидактическая игра одна из форм развивающего воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом игра реализует развивающую (которую преследует педагог) и игровую( ради которой действует ребенок) задачи.

Задачи речевых игр:

  • Овладение речью как средством общения
  • Пополнение и расширение активного словаря
  • Развитие связной речи , умение правильно выражать свои мысли
  • Научить  составлять простые предложения и рассказ, опираясь на картинки.
  • Способствовать подготовке обучению в школе: выполнять задания по анализу слов и звуков, закреплять знания букв.

Развивать речь малыша мы можем в самом раннем возрасте , через развитие мелкой моторики. Для этого мы используем различные сенсорные карточки, беря ее в руки малыш называет цвет свои ощущения(шершавая, бархатистая, гладкая). Для малышей постарше делаем карточки из различных материалов, выкладывая цифры и буквы.

C:\Users\Натали\Desktop\фотки\20180919_145615.jpg

Игры с использованием карточек. Почти ко всем лексическим темам собираем карточки с изображением соответствующих предметов . При помощи карточек можно организовать много игр на развитие речи, памяти, внимания например:

«Четвертый лишний», «Кого не стало», «Найди пару», «Чей малыш», «Угадай по описанию,   о чем я думаю», «Собери картинку», «Продолжи ряд».

Для ребят постарше карточки можно использовать  для развития навыков звукобуквенного анализа, формирование фонематического слуха.
Игра «Выбери картинки с нужным звуком»

Задача: сформировать навык у  детей выбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук, расширить их словарный запас, развить зрительное внимание.
Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на заданный звук, несколько картинок, начинающихся на другие звуки.

Описание. Воспитатель раскладывает картинки на столе, дает инструкцию ребенку, что он должен выбрать те картинки, на которых изображены слова на определенный звук

Игра «Разложи по группам»

Задача: сформировать навык  у  детей выделять начальный звук в слове.

Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на разные звуки, по несколько картинок на каждый из них.

Описание. Воспитатель раскладывает картинки на столе, называет их, затем дает инструкцию ребенку, что он должен объединить картинки в несколько кучек по начальному звуку.

Игра «Найди звук»

Задача: сформировать навык у детей слышать начальный и конечный звуки в словах, развить их слуховое внимание, закрепить правильное, четкое произношение и различение звуков.

Оборудование: ряды картинок на определенный звук.

Воспитатель говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову предметы, изображенные на них, а вы внимательно послушайте и отгадайте, какой звук есть во всех этих словах».

Игра «Угадай слово»

Задача :закрепить навык выделения начального звука в слове, знание букв, способствовать навыку чтения.

Оборудование: ряды картинок с определенными звуками и карточки с буквами.
Описание. Воспитатель выкладывает перед детьми ряд картинок и просит определить начальный звук в каждом слове. Найти соответствующую букву и выложить эти буквы в том же порядке, что и картинки перед детьми. Затем ребенок , если требуется помощь, то с помощью воспитателя читает получившееся слово. Лучше выкладывать не большие слова из 3-4 букв или имена самих детей, тогда успех гарантирован.

Командные дидактические речевые игры.

Командные игры дают возможность общаться и поддерживать друг друга.

Игра «Кузькин сундучок» C:\Users\Натали\Desktop\фотки\20180421_174355.jpg

Оборудование

  • Игровое поле
  • Игровой кубик
  • Фишки для игроков в форме животных помощников Кузьки
  • Карточки с предметами для обозначения групп предметов.
  • Карточки с цифрами
  • Карточки с буквами
  • Карточки со схемами слов
  • Карточки со схемами предложений.
  •  Мешочек
  • Желательно кукла домовёнка  Кузи  и книжка.

Предварительная работа

Перед игрой желательно прочесть или кратко рассказать  сказку про домовенка  Кузьку, познакомить ребят с игрушечным домовенком.

Дети делятся на две команды. Перед детьми выкладывается поле игры и ставятся фишки в виде персонажей сказки. Воспитатель предлагает ребятам помочь Кузьке спасти его волшебный сундучок для этого нужно правильно отвечать на вопросы и по клеточкам добраться до конца пути, передвигая сою фишку. Чтобы сделать один ход (передвинуть свою фишку на одну клеточку), нужно выполнить задание. Игроки из разных команд по очереди бросают кубик и смотрят, что за цифра на нем выпала. Значит, столько слов нужно будет придумать. Какие же это будут слова? Чтобы это определить делаем снова выбор на удачу: для этого либо вытаскиваем карточку с заданием из мешочка .Например, ребенок бросил кубик и на нем выпало 2 точки. Значит, ему надо будет придумать 2 слова (сколько точек – столько слов надо будет придумать). Какие это слова? Чтобы узнать, Достаем карточку с заданиями из мешочка. Что же на нем выпало? Видим – схема слова из 3 слогов. Значит, команде нужно придумать слова из трех слогов. Представитель команды называет два слова (сколько точек выпало ему в игре) из 3 слогов. Например: шоколад, шелуха, шарики. Если он придумывает правильно эти слова – то он передвигается на одну клеточку вперед. Если ошибается или не может придумать – то остается на месте. На игровом кубике нанесены точки,1, 2, 3, а также, как сюрпризный момент, «+» ,«-», «0».Если выпадает «+» переходим на шаг вперед, без вопроса, просто так. Если, «-» переход на шаг назад, а если «0» , то кидаем кубик еще раз. Когда по три человека из команды сделали по своему ходу, воспитатель меняет задание. Придумай предложение с заданным словом. Правила те же, а для слов используем карточки с рисунками. Если в игре были пропуски ходов , то воспитать снова меняет задание Придумай слово на определенную букву. Кидаем кубик, выясняем сколько слов нужно придумать, тянем карточку с буквой –определяем на какую букву будут слова. В ходе игры для ее усложнения можно поменять правила , например, придумай предложение с заданным словом , для этого используются карточки с рисунками различных предметов или придумай предложение с определенным количеством слов. Для этой игры необходимы карточки со схемами предложений или просто цифры.

Игра «Чепуха»C:\Users\Натали\Desktop\фотки\20181003_225452.jpg

Оборудование – это кубики на гранях 4 кубиков нанесены картинки, с помощью которых нужно составлять предложения и пятый кубик с вопросами , который используется при игре со взрослым или в самостоятельной игре детей умеющих читать.

 Предварительная работа

  • Объяснить значение слова чепуха-ерунда, вздор, небылица.
  • Прочесть стихотворение И. Горбачевой «Чепуха о коте и бегемоте»

Вышел котик из ворот.
Нет, скажу наоборот.

Из ворот выходит кот
Или может бегемот?

Или вместо бегемота
Вышла цапля из болота?

Цапля вышла из болота,
Напугала бегемота!

Нет, стишок мой о котах.
Напишу о них вот так:

Утром вышел из ворот
Полосатый бегемот!

Как? В полоску бегемот?
Нет, опять наоборот!

Полосатый у нас кот,
Спит в болоте бегемот.

Выйдут оба из ворот
Напугают весь народ!

Бестолковая работа,
Мне писать про бегемота!

Потому что Бегемот – 
Это наш любимый кот!

Вот теперь всё на местах:
Кот в полоску и в усах.

Снова напишу: опять
Вышел кот во двор гулять.

Бегемот ушёл в болото,
Цапля встретит бегемота.

Кот по клички Бегемот,
Вышел утром из ворот! Вот!

Вот такая чепуха!
Дети, смейтесь!

Ха-ха-ха!!!

  •  Рассмотреть картинки на гранях кубиков и объяснить правила игры.

Правила  Кубики расставляются по порядку от 1-го до 4-го. На 1-м кубике картинки,  обозначающие предмет (вопрос кто или что?) На 2-м кубике картинки, обозначающие место (вопрос где?). На 3-м кубике картинки , обозначающие время (вопрос когда?). На 4-м кубике картинки, обозначающие действие (вопрос что делали?).Игроки  сидят по кругу. Взрослый (а по мере тренировки выбранный из детей водящий) бросает 1-й кубик, выпавшую картинку называет один из игроков и т.д.  до последнего кубика. Когда  названы все кубики,  водящий составляет предложение. Предложение может получиться обычным  или чепуховым. Например, девочка в доме ночью пела песни или лягушка на облаках зимой слушала музыку.

Варианты усложнения.

  • Достать 5-й кубик. Взрослый ведущий наугад выбирает вопрос , написанный на сторонах кубика и предлагает детям пофантазировать.
  • После того, как составили предложение при помощи кубиков, такое же предложение выкладывается карточками на столе, затем составляется следующее предложение и т.д. Все предложения выкладываются карточками на столе , а затем соединяются в общий рассказ. На начальном этапе взрослый может задавать ребенку наводящие вопросы -  начинать предложение, а ребенок будет его заканчивать. Также взрослый помогает ребенку с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов. По мере тренировки ребенок может быть более самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев.

  • Выложить карточки всех героев перед ребятами. Затем водящий наугад выбирает 1-й кубик и произносит 1-й слог слова, а остальные игроки отгадывают о ком пойдет речь.
  • Выложить карточки всех героев перед ребятами Затем водящий наугад выбирает 1-й кубик и произносит 1-ю букву, а остальные игроки отгадывают о ком пойдет речь.
  • Выложить карточки всех героев перед ребятами Затем водящий наугад выбирает 1-й кубик и называет из какого количества слогов состоит слово и какой звук есть в середине слова.

Итоги.

Играя с детьми в игры, сделанные самостоятельно мы способствуем овладению речью как средством общения, пополняем и расширяем активный словарь, способствуем подготовке к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию речи для малышей своими руками.

Дидактические игры из фетра и текстиля - это замечательная развивающая среда для малыша.  Играя в них, малыш развивает фантазию, мышление, чувство цвета и мелкую моторику пальчиков. Поэтом...

"Дидактические игры по развитию речи своими руками"

Часто педагоги сталкиваются с такой проблемой, как недостаточно развитая память, речь. мышление, внимание у дошкольников.  Дидактические игры предназначены именно для того, чтобы решать такие тру...

Дидактические пособия по развитию речи своими руками

Формирование правильной речи является одной из актуальных задач дошкольного образования, а в условиях нашей группы особенно важной. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний...

Статья «Экологическая игра, изготовленная воспитателями группы, своими руками» (из опыта работы).

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью....

Дидактическая игра «Гараж для транспорта» своими руками на развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.

Дидактическая игра «Гараж для транспорта» предназначена  для воспитателей работающих в ДОУ с детьми раннего возраста, а также пособие могут использовать родители с детьми в домашних у...

Статья: "Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

В статье рассказывается о том, что такое дидактические игры, какие они бывают и что развивают....

Игры для развития речи своими руками

В статье представлены игры, сделанные своими руками,  для развития мелкой моторики, словаря, грамматического строя и связной речи. Все игры интересные, не требующие больших материальных затрат, п...