Конспект по развитию речи с использование технологии проблемного диалога Тема: «Перессказа рассказа « Еж» для 5-6лет
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Ершова Любовь Васильевна

 Цель: формирование у детей дошкольного возраста логического мышления, познавательных способностей через  технологию проблемного обучения и формированию пересказа короткого текста с использованием мнемотаблиц.

 Основные задачи:

- Познакомить с многозначным словом игла с использование проблемной ситуауии.

-Формировать навыки отвечать на вопросы полным предложением, объединять предложения в короткий рассказ из 4-5  предложений.

-развитие слухового и  зрительного внимание детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи  с использование технологии проблемного диалога        

 Тема: «Перессказа рассказа « Еж» для 5-6лет

 Цель: формирование у детей дошкольного возраста логического мышления, познавательных способностей через  технологию проблемного обучения и формированию пересказа короткого текста с использованием мнемотаблиц.

 Основные задачи:

- Познакомить с многозначным словом игла с использование проблемной ситуауии.

-Формировать навыки отвечать на вопросы полным предложением, объединять предложения в короткий рассказ из 4-5  предложений.

-развитие слухового и  зрительного внимание детей.

Звуковая культура речи:

Учить самостоятельно подбирать короткие и длинные слова.

 Предварительная работа:

-Рассматривание иллюстраций из книги Чарушина «  Моя первая зоология»

-Изучение лексической темы « Дикие животные»

- Рисование по теме « Еж»

Материалы к занятию: Картинка или игрушка Ёж, посылка, картинка Почтальона Печкина на экране, предметные картинки: ребята , ёж ( два вида,  крыша дома, блюдце с молочком;) набор колющих предметов : колючка кактус булавка, схема для графического плана, картинки для игры « Что лисятам приготовииь на обед», мольберт.

                                                  Ход занятия

  1. Организационный момент.

Развитие произвольного внимания, словесно- логического мышления. 

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости.. Улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг - другу.
Игра- приветствие…
Здравствуйте щёчки, здравствуйте губки, здравствуй носик, здравствуйте гости.
Сегодня утром, когда я вошла в группу, то увидела на столе вот эту посылку и видеописьмо. Посылку открыть я не смогла, видно она с секретом, а видеописьмо мы посмотрим вместе. Как вы думаете от кого оно оно?

_ А хотите узнать?

Тогда давайте присядем на ковер и внимательно посмотрим на экран.

 На экране почтальон Печкин.
«Добрый день дороге ребята. Узнали меня? Меня зовут почтальон Печкин и я принёс вам посылку. Но я вам её не отдам, потому что посылку могут получать люди по документам, а у вас, их нет.
Но я вижу, что вы хорошие ребята, поэтому я предлагаю вам сделку.
Если вы отгадаете загадку  и расскажите  мне  о чем сегодня пойдет речь у вас в группе то посылка ваша!»
Внимательно слушайте загадку:
«Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много, 
А нитки не одной.
 ( Ёж). Правильно, ребята, это ёж.

  1. Подготовка  к восприятию текста. Создание эмоциального фона восприятии рассказа.

Рассматривание ежа.( картинка или игрушка)

 Постановка проблемного вопроса:

- А что это  у ежа из спины торчат? ( иголки)

- А зачем ему швейные иголки, он что одежду будет шить?( рассуждение детей еж защищается иголками от врагов) 

-А как он спасается от врагов? (ёж сворачивается шариком и выставляет иголки).
-Что ест ёж? (ёжик питается мышами, жуками, червяками, молоком).
-Что ёж делает зимой? (ёж зимой спит).
-А когда ёж просыпается? (ёж просыпается весной, когда становится тепло).

-Какие иголки вы еще знаете?( иголки у елки, швейная игла)

-  Ребята скажите, а почему все эти иголки называют одним словом.? ( потому что они острые и  колятся)

Если дотронешься до иголок ежа, то можно уколоться.

 Дидактическая игра « Найди опасный предмет»

 Ребята подойди  все ко мне и посмотрите  перед вами на подносе лежат различные предметы  , выберите  из них самые опасные и те которые можно использовать, но под присмотром взрослого.

Чем эти предметы схожи с ежом?

_ Как надо обращаться с  такими предметами? ( осторожно)

- Так чем еще можно уколоться? ( колючкой, иголкой, булавкой, шипом розы, кактусом) Правильно ребята.
-Ребята, а как вы думаете, о ком сегодня я буду читать вам рассказ, вы наверно уже догодались? ( о еже)

  1. Чтение рассказа . Развитие произвольного внимания, памяти.

 Давайте с вами присядем на ковер и послушаем внимательно рассказ.

 Воспитаетель  «Ребята, послушайте рассказ который называется он «Ёж».А написал это рассказ детский писатель Е. Чарушин. Он был не только писателем, но и замечательным художником. Ребята  присядьте  и внимательной послушайте это рассказ. А ежик пусть сядет на стульчик и тоже вместе с нами послушает.
По ходу рассказа ( показ слайдов – презентация).

Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он со страху шариком

свернулся. Попробуй-ка возьми его руками - везде иголки торчат. Закатали ежа в

шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в поддонничке.

А еж лежит шариком и не шевелится.

Вот он час лежал и еще целый час.

Потом вылез из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным

пахнет?

Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком

свернулся.

А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе

обратно в лес.

 – О чем говорится в этом рассказе?- ответы 3-5 дет- Чем вам понравился этот рассказ

  1. Беседа по содержанию.  Развитие диалогической речи. Дети отвечают полным предложением.

Ребята а давайте научим нашего ежика- еще отвечать на вопросы не одним словом, а целым предложением.
Вопросы:

-Где ходили ребята? (ребята ходили по лесу).
-Кого они нашли? (они нашли ежа).
-Где сидел ежик? (ёжик сидел под кустом).
-Что сделал ёжик от страха? (он от страха свернулся шариком).
-Куда дети принесли ежа? (дети принесли ежа домой).
-Почему они не укололись? (они закатили ежа в шапку).
-Что ребята ему дали? (ребята дали ему молока).
-Что было дальше? (ёжик развернулся, начал есть молоко, а потом удрал к себе в лес)
-Что означает слово со страху, удрал? ( от испуга, убежал)
-Ребята, как вы думаете, почему ёжик удрал обратно в лес? (ёж не домашнее, а дикое животное).

  1. Физминутка. Кооординация речи с движением.

Ребята , а теперь пришла пора немного поиграть. Что то наш ежик заскучал. Давайте все с вами встанем  и выполним движение вместе со мной.Выходите на лужок, становитесь все  в кружок( дети выполняют движения, согласно тексту)

Ёж с ежатами»

Под огромною сосной,

На полянке на лесной,

Куча листьев где лежит, (бегут друг за другом)

Еж с ежатами бежит.

Мы вокруг все оглядим, (повороты головой)

На пенечках посидим, (приседают)

А потом все дружно спляшем, (пляшут)

Вот так ручками помашем. (машут руками)

Помахали, покружились (кружатся)

И домой заторопились. (разбегаются по своим местам)

6. Ребята  у нашего ежика в лесу есть друзья лисята. Они очень любят играть вместе с ежиком. И их мама лиса просит вас ей помочь. Послушайте ребята..

Игра  называется « Что лисятам приготовить на обед» Для этого вам нужно разделиться на команды ( картинки лисята –братья)

Жиди были 2 брата лисенка. Как их звали? Имена придумайте сами. Кличкаодного брата называлась  коротким словом. Называет первая команда.  Так как его назовем?

А  для клички  второго  лисенка подберем длинное слово-называет 2 команда.

 Мили любил все ,что называлось коротким словом,а Рыжехвостик , наоборот любил все длинные слова. У мамы лисы было много хлопот с приготовлением обеда: Что готовить каждому не знает. Поможем ей дети выбрать ей названия для первого блюда.

 Первая команда помогите мне

- Что стал бы есть Милли? Не забудьте, что название дрлжно быть коротким.( суп, уху, борщ, щи)

Задание 2 команды:

-Что можно приготовить для Рыжхвостика? Помните, что название должно быть длинным?( Свекольник, рассольник, Щавельник)

1 команда:

- А какое второе блюдо мама -лиса могла бы приготовить для Милли? ( плов, рагу, кашу, яйца

2 команда мне ответьте:

- А для Рыжехвостика на второе что можно приготовить?(котлеты, тефтели, макароны,отбивные)

1 команда: Что мог бы получить Милли на третье? ( Сок,чай, морс)

2 команда: А Рыжехвостик  на третье? (Лимонад, ряженку, снежок, кефир, молоко)

 Спасибо вам ребята помогли вы маме лисе своими ответами. Теперь она точно знает что ей приготовить.. И сумели порадовать наших лисят.

7. Повторное чтение рассказа.

А сейчас я прочитаю вам рассказ еще раз, а вы помогите мне. Дети договаривают начатые педагом фразы

Ходили ребята по лесу, 

Нашли под кустом ежа.

Он там со страху свернулся  шариком

. Попробуй-ка возьми его руками - везде иголки торчат.

 Закатали ежа в шапку и  принесли домой.

 Положили на пол, поставили в поддонничке. молочка.

А еж лежит шариком и не шевелится.

Вот он час лежал и еще целый час.

Потом вылез из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным

пахнет?

Развернулся еж, и стал есть молоко. 

Поел и снова свернулся  шариком

А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе

обратно в лес.

8.Составление планы схемы содержания рассказа. Развитие словесно-логического мышления., диалогической речи. 

 Ребята посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы.
Давайте их разложим с вами  по порядку.
С чего начался наш рассказ?

Какую картинку мы поставим первой?
Что было дальше? и т.д.
(Дети выстраивают графическую мнемодорожку - план рассказа на мольберте.)

9. Пересказ по плану  с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи. Формирования навыка работы по алгоритму.
 А теперь расскажите историю про ежа. Схемы карточки вам в этом помогут. (Дети рассказывают рассказ по цепочке: сначала одна команда, затем - другая).
 Обратите ребята  внимание на экран:
Печкин (Благодарит детей и посылка открывается – там книга Е.Чарушина или раскраска из рассказа «Еж»).  Давайте ребята  поблагодарим Печкина за  такой подарок..Из этой книги мы узнаем много интересного о животных. 

10. Итог занятия.

Вот и подошло к концу наше занятие.
Дети, а вам понравилось сегодня заниматься?
-Чем мы занимались?

-Кто напомнит как называется рассказ?

-А кто написал этот рассказ?
-Чему вы сегодня научились?
-Что запомнили?
Самооценка.

У нас на столе 2 коробочки:
в одной солнышки; в другой – тучки.
Вы можете взять любую картинку, но сначала подумайте:
если вам на занятие было интересно и у вас всё получилось, то возьмите солнышко, а если кому-то было не интересно и трудно – тогда возьмите тучку.
Обобщение педагогом самооценки детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением технологии «Проблемный диалог». Тема: "Путешествие Колобка"

Конспект  индивидуального логопедического занятия с применением технологии «Проблемный диалог» для дошкольников с ТНР в подготовительной группе...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ (НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ – МАНКОЙ) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «Путешеств...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) ...

Конспект комплексного занятия с использованием технологии «проблемный диалог» в подготовительной к школе группе «Птицы»

Конспект комплексного занятияс использованием технологии «проблемный диалог»в подготовительной к школе группе «Птицы»...

Технологическая карта ООД по познавательному развитию с использованием технологии проблемной ситуации «Незнайка в стране часов»

Автор: Ежова Н.М., воспитатель ГБДОУ детский сад №12 Приморского р-на Санкт-ПетербургаВозрастная адресованность: старшая группа детского сада.Длительность мероприятия: 25 мин.Цель: познакомить д...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию с использованием технологии проблемного обучения «Чем похожи мальчики и девочки»Цель: формирование уважительного, толерантного отношения к сверстникам своего и противоположного пола. Задачи: — форми

Цель: формирование уважительного, толерантного отношения к сверстникам своего и противоположного пола.Задачи: — формировать адекватную идентификацию себя со сверстниками своего пола;&m...