Словарная работа с детьми старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Корчагина Светлана Александровна

Речевые игры и упражнения по расширению словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnaya_rabota_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx15.58 КБ

Предварительный просмотр:

Словарная работа с детьми старшего дошкольного возраста

Упражнение «Что вы видите вокруг?»

Цель: уточнить представления детей о названии предметов. — Назовите предметы, которые вы видите вокруг.
— Что значит слово
мяч? Кукла? Ручка?
— У меня в руке ручка. Что делают ручкой? (Пишут). У двери

тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками). Что значит слово «ручка», обозна- чающая этот предмет? (Педагог показывает шариковую ручку. Что с его помощью делают?) А что обозначает вот этот предмет? (Педагог показывает на дверную ручку.)

Можете ли вы назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушайте стихотворение И.Токмаковой «Плим».

Ложка — это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка.

У кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка.

Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка.

Оделся и пошел.

А я придумал слово.
Смешное слово — плим.

Я повторяю снова —

Плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет —

Плим, плим, плим.
И ничего не значит

 Плим, плим, плим.

— Придумайте такие слова, которые ничего не значат. (Трам- татам, ту-туру.)

Упражнение «Скажи, какой?»

Цель: называть не только предмет, но и его признаки, качества, действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

— Послушайте стихотворение М.Щеловановой «Утро».

— Какое сегодня утро?

 — Сегодня плохое утро,

 Сегодня скучное утро,

И, кажется, будет дождь.

— Почему же плохое утро?

— Сегодня не будет солнца,

Сегодня не будет солнца,

Сегодня будет хмурый,

Серый, пасмурный день.

— Почему же не будет солнца?

Сегодня хорошее утро,

Сегодня веселое утро,
И тучи уходят прочь.

Наверное, будет солнце,

Обязательно будет солнце!

И прохладная синяя тень.

— О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами об этом дне? Подберите слова, близкие по смыслу слову хмурый. (Дождливый, грустный, скучный, неприветливый.) А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу к слову «солнечное». (Веселое, радостное, голубое, безоблачное.) Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным?

— Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, рассердился.)

— А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наи- знанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?

Упражнение «Найди точное слово»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

— Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.

Дополните другими словами описание предмета, которое я начну.

Снег белый, холодный... (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон... (кислый).
Весной погода теплая, а зимой... (холодная).

— Есть ли в нашей комнате круглые, высокие, низкие вещи? Назовите их.

— Вспомните, кто из животных как передвигается.

Ворона...(летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает).

— Кто из животных как голос подает?

Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь ... (пищит), коро- ва... (мычит).

— Помогите мне найти слова, противоположные по смыслу в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Скажу я слово высоко,
А ты ответишь... (низко).

Скажу я слово далеко,
А ты ответишь... (близко).

Скажу тебе я слово трус, Ответишь ты... (храбрец).

Теперь начало я скажу — Ну, отвечай... (конец).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Ребенок cтаршего дошкольного возраста начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным и устойчивым, расширяется круг интересов, совершенствуется деятельн...

Словарная работа с детьми младшего дошкольного возраста

Речевые игры и упражнения по расширению словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста...

Словарная работа с детьми среднего дошкольного возраста

Речевые игры и упражнения по расширению словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста...

Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...

Организация словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Развитие словаря особенно значимо в дошкольном возрасте, потому что в этом возрасте идёт процесс целенаправленного формирования знаний и умение пользоваться полученными знаниями....