Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина "На севере диком".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

На основе конспекта формируются умения детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе.   Составление  описательного рассказа  по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком».

 Педагогическая цель: учить составлять описательный рассказ по пейзажной картине с опорой на  план воспитателя. Совершенствовать умение рассказывать связно, эмоционально; учить согласовывать существительные с прилагательными.

Целевые ориентиры: дети составляют описательный рассказ по пейзажной  картине. Рассказывают связно, эмоционально; согласовывают существительные с прилагательными.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Средства реализации: презентация с зимней тематикой, произведениями известных художников. Снежинка. Журнал.

Предварительная работа.

Наблюдения за зимними явлениями. Рассматривание картин и иллюстраций о зиме. Чтение и заучивание стихов и песен. Слушание музыкального произведения П.И.Чайковского «Времена года».

Воспитатель.

- Ребята, сегодня почтальон Печкин принес нам журнал. Давайте  рассмотрим его.

А кто принимает участие в составлении журналов, газет?

Какими должны быть журналисты?

Воспитатель.

- Ребята, а хотите сегодня стать журналистами и создать свой журнал?

Темой нашего журнала будет ответ на загадку:

      Королева ледяная

Мчится в ледяной карете,

  И ее сопровождает

Северный холодный ветер.

  А за ней бегут вдогонку

 Вьюга, колкая поземка.

И несутся, словно змеи,

Серебристые метели.     (Зима)

Воспитатель.

Красоту, волшебство и величие русской природы зимой

воспевали художники – красками, поэты – стихами, композиторы – музыкой. Вот и мы наш журнал посвятим зиме.

Перед вами первая страница нашего журнала.  

- Ребята, как мы его назовем, подумайте?

Можно назвать «Зима», «Зима – волшебница», «Зимнее чудо».

Итак, наш журнал называется «Зимнее чудо».

(На экране слайд – летящие снежинки).

А вот и вторая страница.

Посмотрите, какая она веселая, как забавно сверкают снежинки, будто приглашают поиграть. На этой страничке мы поместим веселые загадки.

(На экране слайды с отгадками: снеговик, снегопад, снежинки).

Воспитатель.

Посмотрите, как играют снежинки, как бы дружат друг с другом.

(на экране картинка с изображением падающих снежинок)

Ой, посмотрите, одна из снежинок прилетела к нам поиграть. Будем передавать ее по кругу и называть какая бывает зима.

(Морозная, снежная, суровая, пушистая, белая, вьюжная).Переходим к следующей странице нашего журнала – художественной.

Посмотрите, как художники передавали в своих произведениях любовь к родной природе.

(дети рассматривают на экране репродукции русских художников о зиме).

Воспитатель.

Чем картины отличаются друг от друга? (Сюжетом)

 Но их можно объединить, назвав одним словом. Каким словом? (Пейзажем)

Воспитатель.

Давайте поместим в нашем журнале статью о картине И.И.Шишкина «На севере диком».

(на экране репродукция картины И.И.Шишкина «На севере диком»)

Послушайте  стихотворение М.Ю.Лермонтова «На севере диком»

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

 И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

Воспитатель.

- Ребята, нравится вам эта картина?

- Какие краски выбрал художник для написания этого пейзажа?

-Что изображено на переднем плане?

- Какими словами можно сказать о сосне? Какая она?

(Красивая, одинокая, старая и т.д.)

- Что изображено на заднем плане?

- Какими словами можно сказать о небе? Какое оно?

( Хмурое, вечернее, темное и т.д.)

Художник нарисовал заснувшую под пушистым снежным покровом сосну. Такую тихую, могучую, древнюю, мудрую, одинокую. А какая стоит тишина! Слышите? Вся вершина горы покрыта ослепительным белым снегом, и только в тени снег голубоватый и коричневато-желтый. Холодно, морозно. Кажется, что даже воздух застыл.

-Как вы думаете, с каким настроением писал эту картину художник?

- Как вы догадались об этом? Какие краски указывают на это?

- Какие детали говорят о тоске, задумчивости, грусти?

- А что в картине говорит о светлых чувствах, о чистоте?

- А что за яркий свет освещает вершину горы и часть сосны?

Много лет стоит одинокая сосна на горе. За это время у нее были беды, страдания, радости, счастье. Но имела ли возможность сосна рассказать о них кому-нибудь? Как вы думаете, о чем думает сосна? Что она видела в своей жизни? С кем она могла общаться?

Воспитатель. Ребята, рисовать картину можно не только красками, но и словами: и о величии сосны, и о снеге, и о небе, и о солнце. Для того, чтобы рассказ получился полным, обозначим основные моменты.

- Что изображено на картине?

- Где стоит сосна?

-Какой ствол у сосны?

-Какие ветки у сосны?

- Какое небо?

- О чем думает сосна?

- Какие чувства ты испытываешь к сосне? Какую же главную мысль нашей словесной картины мы донесли до читателей? (Как прекрасна наша родная русская природа. Природа – красота и богатство, и ее надо охранять и беречь).

Воспитатель.

Ну что же, журнал наш готов. Вы славно потрудились, и я думаю, наш журнал наверняка понравится читателям.

А вам понравилось быть журналистами?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по рассматриванию картины "НА севере диком..." И.Шишкина

Один из конспектов  из цикла "Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством"...

Конспект занятия по познавательно-речевой деятельности. Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком»

Конспект занятия предназначен для воспитателей детских садов. В конспекте уточняются представления детей о зиме как времени года. На основе конспекта формируются умения детей составлять описательный р...

«Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»

Цель: развивать связную речь.Задачи:Развивать творческое воображение; учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова; обогащать словарный запас определениями; развивать диа...

Конспект индивидуальной работы по приобщению к искусству в средней группе «Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Конспект индивидуальной работы по приобщению к искусству в средней группе «Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи         с детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине. Составлен...

«Рассказывание по картине. Составление рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»»

Образовательные области: интеграция речевого развития детей дошкольного возраста с социально-коммуникативным развитием.Цель занятия: развитие творческого воображения при составлении описательного расс...