«Создание условий для речевого развития детей в соответствии с ФГОС ДО»
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Гайсина Рамиля Минсагитовна

Цель: выяснить состояние работы по развитию речи в СП «Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с, Камышла. Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи, средствами всестороннего обследования  воспитательно-образовательного процесса и  последующего  педагогического анализа выяснить причины и факторы,  определяющие  качество педагогической работы по развитию речи детей, использование в работе инновационных методов и технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskaya_spravka_po_rechevomu_razvitiyu_18.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по итогам проверки работы

«Создание условий для речевого развития детей

в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: выяснить состояние работы по развитию речи в СП «Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с, Камышла. Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи, средствами всестороннего обследования  воспитательно-образовательного процесса и  последующего  педагогического анализа выяснить причины и факторы,  определяющие  качество педагогической работы по развитию речи детей, использование в работе инновационных методов и технологий.

Сроки проведения: с 25 февраля  2018 г. по 25 марта 2018 г.

Вопросы, подлежащие к  проверке:

  • Собеседование с воспитателями по разделу программы;
  • Обследование отдельных детей по стандартам, задаваемым программой;
  • Проведение открытых показов;
  • Анализ предметно-развивающей среды;
  • Анализ наглядной информации для родителей в группе;
  • Анкетирование педагогов.

Тематический контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы дошкольного учреждения.

Развитие речи - главный показатель умственного развития ребенка. Основные задачи развития речи - воспитание орфоэпической культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развернутого высказывания - решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения. Удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе, и комплексный характер развития каждой задачи.

С 25.02.18 – 25.03.18 г. в ДОО прошел тематический контроль по выяснению состояние работы учреждения по организации работы по речевому развитию дошкольников. Во время тематического контроля была видна большая работа педагогов по развитию речи детей. Педагогами ведется разнообразная работа: чтение художественной литературы, обыгрывание, рассматривание картин, рассказы по картине, составление творческих рассказов, театрализованные игры, драматизации, и т.д. во всех возрастных группах, используя возрастные возможности детей.

Воспитатели планируют свою работу по программе В.В.Гербовой «Развитие речи в детском саду» в соответствии с ФГОС ДО, опираясь на ООПрограмму СП «Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с. Камышла. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях, взаимосвязи разных речевых задач. При планировании занятий, педагоги творчески используют готовые конспекты занятий, внося необходимые изменения, корректируя цели в соответствии с индивидуальными особенностями детей. К занятиям готовятся заранее, правильно подбирая нужный материал. На занятиях используется наглядный, раздаточный материал. Воспитатели  пользуются разнообразными методами и приемами (беседы, рассказы, отгадывание загадок, чтение литературы, рассматривание картины, составление рассказа по картинам, заучивание стихов, потешек, пословиц, поговорок, и т. д.), способствующие  возрастным особенностям детей и требованиям программы. Дидактический материал, раздаточный материал, игровые приемы, наглядность привлекают детей к полным ответам. Мало используются приемы для активизации самостоятельного мышления детей. Больше уделять на использование инновационных технологий, развивающие мыслительные процессы. Педагогам обращать внимание на собственную речь, на задаваемые вопросы детям. Вопросы должны содержать конкретную и понятную мысль, выраженную в краткой и четкой форме. Добиваться от детей полных ответов. Постоянно следить за речью детей, при необходимости исправлять.

Во всех возрастных группах имеются книжные уголки, которые имеют доступ для использования как во время НОД и в свободной деятельности детей. В младших группах дети умеют слушать сказки, знают сказки, умеют  эмоционально передавать содержание прочитанного, передавать характер, настроение героев прочитанного произведения. Могут по рисункам, по картинам определить из какой сказки этот персонаж. Дети по картинкам могут узнать сказку и рассказать по ней. Передают эмоции героев. Решают, правильно ли поступил тот или иной герой произведения. Проводятся обыгрывания, драматизации, инсценирование знакомых детям сказок.

В старшем дошкольном возрасте работа по речевому развитию в уголках чтения дошкольников ведется более углубленно. Дети любят читать и слушать чтение художественной литературы. Заучивают стихи. Знают очень много сказок, их героев, содержание. Оценивают каждого героя. Видят обучающие стороны каждого персонажа любого произведения. На любом НОД, на праздничном мероприятии дети встречаются со сказочными персонажами, обыгрываются сказки, знакомые произведения, что помогает детям больше раскрывать свои речевые и творческие возможности.

Во всех группах есть речевые уголки. Они отличаются друг от друга в большой или меньшей степени. В уголках есть пособия, предметные картинки, сюжетные картинки, карточками с заданиями, материал по звуковому анализу слов, игры настольные, дидактические игры, игры сделанные своими руками. Во всех возрастных группах начали внедрять технологию моделирования, мнемосхемы, мнемокарточки. Самый яркий, доступный, насыщенный игровыми пособиями для детей уголок речевого развития – уголок средней группы (воспитатель Салахова С.А.)  Имеется большой наглядный материал, игровой материал, сделанный своими руками, имеется картотека игр по речевому развитию. Очень эстетично, красочно, методически правильно оформлены все игровые пособия. Доступно для возрастного уровня детей.

Рекомендации:

1. Самодельные игры и пособия должны соответствовать гигиеническим требованиям и быть безопасными для детей, а так же соответствовать возрасту детей и программным требованиям.

2. Картотека артикуляционной гимнастики должны быть в каждой группе.

3. В речевых уголках каждой возрастной группы должен быть персонаж, игрушка, который помогает детям в игровой форме  получать нужные знания.

4. Для развития связной речи подобрать  и обновить схемы, мнемотаблицы соответствующие возрасту детей.

Развитие речи и речевое общение дошкольников в нашем детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на образовательной деятельности, так и вне образовательной деятельности, в процессе игры.

Игра — самодеятельная детская активность, в которой взрослый может занять то или иное место исключительно как партнер, в той мере, в какой он вызывает у ребенка интерес и уважение. Взрослый может влиять на игру косвенно, через ролевое поведение и отдельные предложения, реплики, вопросы. В творческой детской игре развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь. Игры, вызывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи должны быть интересными, увлекательными. Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.).

Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов коллективного взаимодействия.  

В связи с эффективностью использования театрализованных       игр в речевом развитии дошкольников в ДОО проходил месячник театра. Воспитатели вместе с детьми, с родителями использовали разные формы представления театрализованной деятельности: кукольный театр старшая группа, театрализованное представление детьми и с родителями подготовительная группа, родители средней группы представили театрализованное мероприятие для всех воспитанников ДОО, 2 младшая группа готовит представление силами детей и родителей.      

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей.                                      

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями (окружающий мир), формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей ставит малыша перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Художественная выразительность образов, комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.                                                                                                                  

 Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом. Во время подготовки спектакля и его разыгрывания разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Следите, чтобы и они так же общались друг с другом, помогали, проявляли настойчивость, терпение в реальной действительности.                                                                                            

В ходе проверки выявлено:

Собеседование воспитателей по опроснику оценки и самооценки профессионализма воспитателей  по разделу программы «Речевое развитие» показало, что педагоги проводят педагогическую деятельность  по образовательной  области «Речевое развитие» на основе основной образовательной программы детского сада с использование программ по развитию речи Гербовой В.В. Ведут эффективную работу по всем основным направлениям речевого развития дошкольников, используя разнообразные методы, формы и средства развития речи.

Воспитатели знают  основные цели и задачи  работы по развитию речи, особенности развития словаря детей, но в непосредственно образовательной деятельности и в свободной деятельности детей используют традиционные методы и приемы обучения дошкольников по развитию речи.

Обследование детей  по стандартам задаваемых программой показало, что дети младшего возраста  понимают  заданные вопросы и понятно отвечают на них, понимают и употребляют обобщающие слова, затруднения детей в умении правильно согласовывать существительные и прилагательные, умение употреблять имена существительные в е. и мн. числе. Дети  владеют словарем, называют предметы одежды, посуды, обуви и т. д. Знают диких и домашних животных и их детенышей. С помощью воспитателя умеют пересказывать короткие рассказы. По картинкам, по рассказу отрывка из произведения могут узнать данное произведение, сказку.

Дети старшего возраста умеют поддерживать непринужденную беседу, стараются отвечать на вопросы полным ответом. Составление рассказа из личного опыта и рассказы творческого характера получаются тяжеловато. Необходимо на это обратить внимание. Дети  затрудняются в пересказывании литературных произведений, умении передавать диалог действующих лиц, составлять сложные предложения.

        Планирование образовательного процесса:

Во время любой непосредственной образовательной деятельности соблюдаются все этапы проведения НОД, включается интеграция образовательных областей, используются элементы театрализованной деятельности, используются нетрадиционные технологии. Использование в работе нетрадиционных технологий помогает детям приобрести дополнительную возможность развивать мыслительные процессы, закреплять навыки детей по умению выражать содержание прочитанного, свои мысли, эмоции, общение друг с другом, которые стимулируют внимание, память, речь, творческие навыки.

Вместе с тем, недостаточно планируется индивидуальная работа в планах воспитательно – образовательной работы (с указанием фамилии и имени ребенка) по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников; работа в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок  (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы); индивидуальных и групповых бесед с детьми; знакомство с художественной литературой.

В уголках для родителей размещаются советы по речевому развитию дошкольников, словарной работе, игровые дыхательные упражнения, пальчиковые игры – упражнения, игры, направленные на обогащение словаря, развития грамматического строя речи, списки необходимой литературы, листовки с рекомендациями, например, «Как правильно читать книгу», «Дидактические игры по речевому развитию». Консультации для родителей периодически меняются.

В детском саду работают три логопеда, которые ведут совместно с воспитателями коррекционную работу с детьми. Имеется одна логогруппа – подготовительная и логопункт. Педагогами ведется работа по речевому развитию дошкольников в сотрудничестве с воспитателями и с родителями. Предлагаются детям домашние задания в форме письменной работы, логопедических корригирующих упражнений, заданий. Дополнительно для родителей вывешиваются консультации. Недавно в ДОО прошла медико – педагогическая комиссия. Обследовали детей средней группы.

По итогам тематических проверок в группах по теме: «Эффективность воспитательно – образовательной работы по формированию связной речи детей в ДОУ» видно, что педагоги любят данный раздел программы, творчески подходят к его реализации.

Воспитатели организовывают работу с детьми по развитию речи и вне занятий. Проводят индивидуальные и групповые беседы, наблюдения, дидактические игры. В группах организована и коррекционная работа, как индивидуальная и так групповая. Разучиваются артикуляционные, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, развитие активного и пассивного словаря, закрепление и автоматизация изученных звуков.

В группах созданы условия для развития у детей речевого общения со взрослыми и сверстниками. Есть игровые зоны для сюжетно - ролевых игр и атрибуты к ним. Имеются материалы для групповой и индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время. Это дидактические игры, альбомы с иллюстрациями, с пословицами, поговорками, сюжетные и предметные картинки. Весь материал подобран в соответствии с возрастом детей.                

Были организованы взаимопросмотры занятий внутри сада и обмен опытом на методическом дне и на окружном семинаре. Воспитатели показали хорошие, методически правильные занятия. В октябре на окружном семинаре наши педагоги показали НОД по речевому развитию «Осеннее путешествие» с использованием нетрадиционных технологий (Гарифуллина В.Н. и Шайдуллина Г.А.). Воспитатели подготовительной группы Мухаметзянова А.Р. и Каримова А.М. обменялись опытом работы по «Познавательному развитию» с элементами экологии «Берегите природу». Учитель – логопед Раянова Э.М. показала НОД со старшей группой «В гости к зверушкам». Зарипова Ф.Ф. показала НОД по речевому развитию на тему: «В поисках Дерева Мудрости». Салахова С.А. НОД «Солнечные лучики дружбы». Гаязова Э.Р. «Батик из стружки восковых мелков». Зиннурова А.М. НОД по «Познавательному развитию» на тему: «Кто живет в лесу». С анализами этих занятий вы ознакомлены. НОД прошли на хорошем уровне с использованием инновационных форм и методов работы. Дети показали свои возможности: умение выражать свои мысли, умение думать, делать выводы, умения рассказывать, придумывать, рассказывать наизусть, делать звуковой анализ слов, составление предложений, однокоренных слов, общаться со сверстниками и со взрослыми, и т.д. Во всех проводимых мероприятиях с детьми ведется активная работа по речевому развитию дошкольников.

 В течение всего года представляются опыты работы всех педагогов по разным направлениям. В основном все занятия обширные, интегрированные. Интегрированные занятия широко практикуются в нашем детском саду. Интегрированный подход к организации воспитательно - образовательной работы определяют как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранения его здоровья, как более глубокая форма взаимосвязи и взаимопроникновения различных разделов воспитания и обучения детей. Он должен охватывать все виды деятельности. Интегрирование помогает сэкономить детям время для общения, самостоятельного творчества и игровой деятельности.

   По проведенным мероприятиям, по открытым НОД, по выступлениям наших детей видно, что работа по формированию связной  речи, группах ДОО  можно сказать ведется на хорошем уровне.

Вывод:

Тематический контроль показал, что проблема развития речи

дошкольников актуальна и   в ДОО проблема решается:

- в группах созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал, в некоторых группах он очень богатый, но не используется в работе с детьми.

- через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок, мероприятий,  но не в достаточном количестве. Больше обращать внимание на использование нетрадиционных, инновационных технологий, которые развивают у детей память, внимание, логическое мышление, умение делать выводы, размышлять. Тем самым у детей развивается речь, умение общаться, передавать свои мысли, рассуждения.

Необходимо: обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах, использование в практике работы технологию моделирования  по развитию связной речи дошкольников, на воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, создание оптимальных условий на занятиях для проявления познавательной и речевой активности детей.

Рекомендации:

  1. Активизировать работу по речевому развитию дошкольников, используя разнообразные инновационные технологии;
  2. Проводить с детьми литературные вечера;
  3. Постоянно дополнять уголки для чтения и рассматривания новыми книжками;
  4. В уголках для родителей включать рекомендации, консультации как вести работу по по развитию речи;
  5. Постоянно дополнять материалы развивающей среды, уголки для расширения словаря и кругозора,  для формирования связной развития речи детей.
  6. Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.
  7. Ежедневно проводить индивидуальную работу  по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников.

Старший воспитатель: Гайсина Р.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ речевого развития детей в соответствии с ФГОС

Анализ речевого развития детей в соответствии с ФГОС...

Консультация-практикум для педагогов «Театральная деятельность, как пример игровой технологии в системе речевого развития детей в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация-практикумдля педагогов«Театральная деятельность, как пример игровой технологии в системе речевого развития детей в соответствии с ФГОС ДО»...

Презентация «Организация работы по речевому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО».

Знакомство воспитателей с различными техниками по речевому развитию дошкольников....

Консультация для воспитателей "«Создание условий для речевого развития детей в группах комбинированной направленности».

Речевая  развивающая  среда – это,  особым  образом  организованное  окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка....

Консультация на тему: «Особенности организации работы по речевому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО»

Материал предназначен для родителей, педагогов дошкольных учреждений....

Создание условий для речевого развития детей раннего возраста

Одним из основных условий нормального развития ребенка является своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Овладение речью – сложный, многосторонний психически...

Создание предметно- пространственной среды по речевому развитию детей в соответствии с ФГОС.

Создание предметно- пространственной среды по речевому развитию детей в соответствии с ФГОС.Форма организации: круглый столКатегория участников: педагоги ДОУЦель: определение направления раз...