Интегрированное занятие по развитию речи « Путешествие в страну ДОКОРУПО»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бадуненко Елена Анатольевна

ЦЕЛИ:

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Расширять и систематизировать знания детей о разновидностях часов в прошлом и настоящем, их деталях, истории возникновения, о принципе работы в жизни человека.

Познакомить с явлениями природы, связанными со сменой времени суток.

Учить составлять короткие рассказы о часах.

Тренировать в образовании качественных прилагательных на этапе ознакомления с видами часов.

Формировать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента и делать выводы.

Учить соотносить речь с движениями во время выполнения логоритмики.

Закрепить навык ответа на вопрос полным распространенным предложением.

Учить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

Закрепить счет в пределах 10 с помощью методики рассказывания руками, а также логоритмики «Распорядок часовой».

 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории, различные виды часов.

Формировать  познавательный интерес к понятию «время» через отдельные факты и сведения о разных способах измерения и фиксации времени.

Развивать зрительное и слуховое внимание и память, ассоциативное и логическое мышление, творческую фантазию, двигательную активность посредством игровых двигательных заданий.

Повышать эмоциональный тонус, эффективность запоминания с помощью игровых упражнений.

Развивать связную, грамматически правильную речь, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки, творческое воображение.

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Воспитывать позитивный интерес к окружающим явлениям.

Формировать чувство товарищества, дружелюбие, доброжелательное отношение к окружающим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по развитию речи

« Путешествие в страну ДОКОРУПО»

Подготовили воспитатели логопедической группы: Яцуненко Г.И.

                                                                     Бадуненко Е.А.

                                                                     Логопед: Сухорукова Е.А.

ЦЕЛИ:

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Расширять и систематизировать знания детей о разновидностях часов в прошлом и настоящем, их деталях, истории возникновения, о принципе работы в жизни человека.

Познакомить с явлениями природы, связанными со сменой времени суток.

Учить составлять короткие рассказы о часах.

Тренировать в образовании качественных прилагательных на этапе ознакомления с видами часов.

Формировать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента и делать выводы.

Учить соотносить речь с движениями во время выполнения логоритмики.

Закрепить навык ответа на вопрос полным распространенным предложением.

Учить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

Закрепить счет в пределах 10 с помощью методики рассказывания руками, а также логоритмики «Распорядок часовой».

 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории, различные виды часов.

Формировать  познавательный интерес к понятию «время» через отдельные факты и сведения о разных способах измерения и фиксации времени.

Развивать зрительное и слуховое внимание и память, ассоциативное и логическое мышление, творческую фантазию, двигательную активность посредством игровых двигательных заданий.

Повышать эмоциональный тонус, эффективность запоминания с помощью игровых упражнений.

Развивать связную, грамматически правильную речь, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки, творческое воображение.

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Воспитывать позитивный интерес к окружающим явлениям.

Формировать чувство товарищества, дружелюбие, доброжелательное отношение к окружающим.

Ход занятия.

Под музыку дети входят в зал.

 Воспитатель: 

  -Ребята, мы с вами часто на занятиях путешествовали  в  страну Докорупо, чтобы там  больше  узнать об окружающем нас мире.

Я предлагаю и сегодня отправиться туда

-Но сначала  давайте  вспомним, что же это за страна такая.

(Чтение стихотворения ребенком)

-Что же это за страна такая?

Даже сквозь самую сильную лупу глупо на карте искать Докорупо,

Поскольку великая эта страна на карту не может быть нанесена.

В ту страну не идут поезда, и самолет не летит туда.

Но если всмотреться внимательным взглядом

Во все, что с тобою находится рядом.

То не придется дорогу искать в страну, до которой рукою подать!

Сигнал   скайпа ( видео)

Смотрите, нам пришло сообщение…

 Всем! Всем! Огромная просьба о помощи! Сегодня ночью злодей похитил  часы, сломал их и нарушил ход времени. Если в течение 24 часов не исправить положение, процесс будет необратим, и страна Докорупо  перестанет существовать. Всех кто может помочь просим приехать в лабораторию.

- Ой, что же теперь будет?

Дети обсуждают, решают помочь.

Воспитатель: 

Хочу вас предупредить, что во время путешествия можно встретиться с разными трудностями  и от того, как ведут себя участники путешествия, зависит сможем ли мы сохранить страну  Докорупо. Все должны быть дружными и помогать друг другу: один – за всех,

Д: все – за одного!

музыка

-Итак, давайте возьмемся за руки, закроем глаза и три раза произнесем заветные слова (раз, два, три в Докорупо попади).

-Открываем глазки и смотрим на все, что нас окружает глазами исследователя.

Воспитатель:  Рада  приветствовать вас в стране Докорупо, в   замке живой природы. Знаю, что вы хотите помочь  вернуть часы,  и восстановить ход времени. Я помогу вам в этом.  

  Давайте  вспомним: А как вы думаете, зачем людям нужны часы?

Д: Чтобы знать время.

-  Зачем  человеку нужно знать время?

 Дети : чтобы не проспать, чтобы не опаздывать. Чтобы не опаздывать на автобус, на работу, в кино, в магазин и т.д.

-Как вы думаете: можно время пощупать, понюхать, потрогать?

 Д: Нет, со временем нельзя ничего сделать. Оно  всегда идёт  и никогда не останавливаться.

  Воспитатель:  Правильно. Время движется и очень быстро. Поэтому люди во все времена старались бережно относиться ко времени, ценили его, и учились правильно распределять. И в этом Человеку помогали часы. Прибор, который определяет время.

Воспитатель:      

Дети, чтобы восстановить ход времени нужно побольше узнать об

истории  часов. И   я познакомлю вас с первой страницей Истории часов.

Воспитатель:

Итак начинаем из далёкого прошлого.  ( картинки)

 Дети! Как вы думаете, раньше, давным-давно, когда не было часов, как люди определяли время?

Дети: По звёздам, по солнцу, по растениям и т.д.

Воспитатель: значит,  для людей это и были часы.

Знаете ли вы, какие часы называются природными или живыми?

Воспитатель. Правильно. Узнавали люди время и по живым часам.

Он носом в землю постучит,

взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

крикун неугомонный. Кто это?

 Почему петуха называют живыми часами?

Дети: Он кричит по утрам и всех будит.

Дети: живой будильник – это петушок.

(включается аудиозапись крика петуха)

Но хотя и кричит петух в одно и то же время, и с ним оплошности бывали: то во сне с жёрдочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнёт кричать. Неудобными оказались живые часы.

Игра « покормим курочек»

Воспитатель:  Насыпаем горох в крышку от банки или блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет еще одну, еще одну и так набирает целую горсть. Можно это делать одной или двумя руками. Каждая горошина берется на ударный слог.

Зернышки все, что хозяйка давала

Курочка клювом по штучке склевала.

  Воспитатель:   Но можно ли по пению петуха определить точное время?

Дети: Но по пению петуха трудно определить точное время.

То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик,

то лисы испугается и начнет кричать,

 то лиса петуха унесет и съест.

 Воспитатель:    Неудобными оказались живые часы.

 Воспитатель:   Слышали ли вы о цветах часах?  

-Попробуйте догадаться, как цветы могут нам сказать, сколько сейчас времени?  

Дети: Цветы открывают  и закрывают свои лепестки в строго определённое время. И они никогда не путаются.

Дети:  Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время.

Воспитатель:     Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики.

Давайте представим, что мы с вами одуванчики

 Одуванчики ( логоритмика)

У реки – зеленый луг, ( показ волны, руки в стороны)

Одуванчики вокруг ( руки над головой, шар, кружатся)

Росами умылись, ( умываются)

Дружно приоткрылись. ( руки над головой с раскрытыми ладошками)

Как фонарики горят, ( делают фонарики руками)

Нам с тобою говорят: ( показ на себя на других, развели руки)

«На часах – ровно пять, ( показывают на наручные часы и пять пальцев)

Можете еще поспать!» ( ладошки у щеки присели)

Утром на солнечной полянке встаёт солнышко, и одуванчики раскрываются.

( имитация движения)

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда - поворачивает вслед за ним свою голову-цветок.( повороты головой)

К вечеру жёлтые огоньки гаснут и закрываются.

 Воспитатель 2:  да. Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью. Открываются  цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время.    

Так появились цветочные часы- клумбы.  

Вы видите, идут

Цветочные часы…

В пять маки зори льют

По капелькам росы.

В шесть озаряет день

Льна  голубой цветок.

Фиалка вспыхнет в семь.

В восьмом часу - вьюнок.

Видео слайды

  Воспитатель 2:     Удобны ли такие часы, какие у них есть недостатки?

Дети:

-Нет. Ведь, чтобы узнать время по цветам нужно идти на луг, бросив все дела.

- Цветы показывают не точное время.

-В пасмурную и дождливую погоду цветы  не раскрываются.

Д: такими часами можно пользоваться только в лесу, например в походе.

- Делаем вывод: хоть и пользовались люди "живыми часами", они были  неточными  и неудобными.

Воспитатель 2:    И именно поэтому люди перестали надеяться на живую природу, и придумали новый способ определять  время,  сделав часы своими руками.

Но об этом вы можете узнать  в городе Мастеров. Я провожу вас туда.

  Детей встречает хозяйка города. Воспитатель уходит.

Воспитатель 2:  Приветствую вас в моём городе мастеров.

 Садитесь удобнее и внимательно слушайте. ( слайды)

- Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Оно никогда не стоит на месте – все движется и движется по небу.  А люди каждый день поглядывают на него и говорят «Вот утро», «Вот обед», «Вот вечер». И думают: как бы по точнее узнавать время?  И смастерили они настоящие, солнечные часы. Вместо циферблата расчертили площадку под открытым небом. Вместо стрелок поставили колышек, и от него отходит тень. Ходит солнышко по небу – ходит по площадке тень. И точь-в-точь, как часовая стрелка, показывает время. (Показ макета солнечных часов)

Дети: такие часы есть у нас в саду, на метеоплощадке. Мы наблюдали за ними летом.

 Воспитатель 2: давайте попробуем их смастерить.

Дети: вместо солнца мы будем использовать фонарь.

Для того, чтобы увидеть стрелку- тень, нам нужен колышек.

Ходит солнце и стрелка движется.

 Прошло оно полный круг, прошёл день.

Солнечные часы – всех часов предки!

Сейчас они редки.

Циферблат на земле лежит,

А по небу солнышко бежит!

Они бывают на площадях,

На лужайке, в саду-

У солнышка на виду.

Воспитатель 2:  Такими часами люди пользовались недолго. Как вы думаете, почему?

Дети:  Так как эти часы показывали время только в солнечную погоду, ночью они не работали. 

Воспитатель 2:  И тогда придумали люди водяные часы, с которыми вы уже знакомы.

Дети: да, мы видели их на занятиях по экспериментированию.

Воспитатель 2:  давайте попробуем смастерить водяные часы и покажем гостям, как  они работают.

Дети: 

-для начала мы забиваем главный колышек, который будет держать сосуд с водой.

- Теперь забьём 2 других колышка, которые будут поддерживать этот сосуд.

- На сосуд с делениями я закручиваю крышку с маленькой дырочкой, через которую будет вытекать вода.

Воспитатель 2: Одно деление на сосуде означает минуту.

Дети: Я надёжно закреплю сосуд между колышками, делениями вперёд.

- Ещё нужно поставить ёмкость, куда будет стекать вода.

Воспитатель 2:  Осталось только налить в сосуд воду и понаблюдать.

Сколько воды вылилось, столько и времени прошло.

В память о водяных часах мы и сегодня по старинке говорим: «С той поры много воды утекло».

 Прошло время, и водяные часы перестали устраивать человека. Чем они были не удобны? (Показ макета водяных часов)

Дети: В них надо постоянно подливать воду.

 Они работают короткий отрезок времени.

Воспитатель 2:  А какие ещё бывают часы  похожие на водяные.

Показ часов.

Ребёнок:

А бывают часы песочные – точные!
В них песчинки текут – секунды бегут!
Как песчинки собрались, холмиком улеглись
в колбочке из стекла, так и минутка истекла!

Воспитатель 2: Ребята, часы, которые я вам показала, рассчитаны на 1 минуту. Их нужно через минуту переворачивать. А как вы думаете, одна минута – это много или мало? Сейчас мы проверим, много ли это - 1 минута.

Возьмите палочки стрелки и представьте, что вы часики. Засекаем время на песочных часах.

Танец « часики идут»

Воспитатель 2:  1 минута - это много или мало?

Дети: Мало. Хотим ещё поиграть.

Воспитатель 2: 

А теперь я предлагаю вам помолчать ровно 1 минуту. Согласны?

Дети: Да.

Игра «Молчанка»

(Дети молчат ровно одну минуту, пока сыплется песок.)

Воспитатель 2: А теперь 1 минута - это много или мало?

Дети: Много.

Когда мы играли, время шло быстрою

 А когда мы просто сидели и молчали, оно тянулось долго.

Дети: Время тянется долго, если делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро.

 Воспитатель 2:

Понаблюдав за часами в моей лаборатории, что вы можете сказать о действиях времени.

- Мы говорим, что в водяных часах время….(течёт),

 а в песочных часах…..(пересыпается),

когда скучно - тянется,

когда весело – бежит, прыгает, скачет и даже танцует.

Воспитатель 2:

А что можно сказать о часах, которые живут в моей городе. Почему время этих часов прошло?

Дети: Все эти часы были неудобными, так как солнечные часы ночью и в пасмурную погоду не работали,

 песочные часы нужно переворачивать,

 в водяные часы нужно постоянно подливать воду, а главное  по ним нельзя определить точное время.

Воспитатель 2 :

Поэтому человек изобрёл механические часы.

Но узнаете вы о них в нашем музее современных часов.  До скорой встречи.

 (Под музыку ведет детей в музей и уходит)

 Логопед:  Здравствуйте, ребята!  Приветствую вас в музее современных часов.

 Все  часы, с которыми вы познакомились до этого времени,  были не очень удобными, и человек придумал механические часы. Как вы думаете, почему их так назвали?

Лера: Я думаю, потому что внутри у них работает механизм.

 Логопед:  Верно. Видите сколько там разных деталей?(Картинка на экране)

 Логопед:  А вы знаете, ребята, что первые механические часы человек разместил на высокую башню. Каждый час эти часы били, и люди знали, который час. Но все-таки и эти часы были неудобны. Почему?

Варя: Их было видно не изо всех домов.

Николь: Надо было выходить на улицу и смотреть, который час.

 Логопед:  И люди придумали такие часы, которые можно было повесить в каждом доме. Каких часов только не придумали: в виде шкатулок, башенок, беседок. Итак, появились разные часы, и сейчас я предлагаю вам рассказать о ваших домашних часах.

Вероника ( Мила): В нашей семье есть часы, которые висят на стене в столовой. Их называют настенные. Папа заводит их ключиком, они механические.

Вика: У моей мамы есть часы на цепочке, их надевают на шею, как кулон.

Лера:А я у моей бабушки видела часы , в которых живет кукушка. Она каждый час кричит ку-ку.

Тимур: В нашей семье есть часы, которые называются будильник. Они будят нас, когда нам нужно рано вставать. Без них мы опаздывали в детский сад.

Ваня: А у моего папы есть часы, которые он надевает на руку. Это наручные часы.

Николь: А нам подарили часы в виде шкатулки. В них играет музыка, когда их заводишь.

Ира: У нас дома есть часы без стрелок. Там цифры мигают, они называются электронные.

Логопед:    Спасибо, ребята за интересные рассказы. А теперь я предлагаю поиграть в игру «Назови часы », которая поможет нам закрепить правильное название различных часов, и если вы назовете часы правильно, наш волшебный экран покажет их.

Игра «Назови часы»

Воспитатель:

- часы, которые стоят на полу … напольные

- часы, которые носят на руке … наручные

- часы, которые висят на стене … настенные

- часы, которые звонят по утрам … будильник

- часы, которые стоят на камине … каминные

- часы, которые работают на батарейках … электронные

- часы с песком … песочные

 Логопед: 

Да, часов изобрели очень много. Все они помогают нам правильно организовать свой день, как , например это делает мудрая сова.

Физминутка

Соблюдается совой ( сжимают, разжимают кулаки)

Распорядок часовой.

Ночью в час по распорядку ( 1 палец)

Совы делают зарядку ( наклоны в стороны)

Циферблат покажет два (2 пальца)

В магазин спешит сова. ( шагают)

В три – готовит суп,

В четыре -

Вытирает пыль в квартире (вытирает пыль)

В 5 сова идёт читать,

В 6 она садится есть,

7 показывают стрелки,

в гости к ней приходят белки. ( прыгают как белки)

Не поздней 8 часов

Совещание у сов. ( совещаются)

Но как только 9 бьёт

В лес сова гулять идёт. ( шагают)

В 10 у неё вязанье,

И 11 купанье, ( плывут)

Как 12 бьёт часов-

Двери в доме на засов. ( закрывают на ключ)

В полдень ей пора в кровать, ( потягиваются, зевают)

Любит днём сова поспать ( руки под щёку, спят)

Дальше всё по распорядку  ( сжимают, разжимают кулаки)

В час встаёт и на зарядку

 Логопед: 

Ребята, теперь вы много знаете о часах, и сможете без труда   рассказать о них.

 Логопед: 

Ну что же, ребята, вы  молодцы!

- Ребята, а ведь вы забыли, зачем вас сюда позвали!

Выходят герои.

 Воспитатель: Ничего они не забыли! Ведь своим путешествием в историю часов вы восстановили ход времени от прошлого к настоящему.

Дети: А почему не к будущему?

 Логопед: 

Потому что будущее у вас впереди, а чтобы его приблизить предлагаю вам стать создателями часов для страны Докорупо. Пройдёмте в нашу мастерскую.

Посмотрите, что сделал Злодей с часами в стране Докорупо?

Дети: На циферблате цифры потерялись.

Логопед: 

  Сейчас мы их вернём на место с помощью резинок и ваших рук.

 ( на циферблате набиты гвоздики)

Изготовление часов

Логопед:  Молодцы, вы не только вернули часы в страну ДОКОРУПО, но и восстановили ход времени от прошлого к будущему. И жители страны благодарят вас за помощь.Пора возвращаться в детский сад.

-Итак, давайте возьмемся за руки, закроем глаза и три раза произнесем заветные слова (раз, два, три в Детский сад попади).

 Воспитатель: 

Ну  вот мы и вернулись обратно в детский сад.

Вам понравилось наше путешествие?  Давайте вспомним всё, что мы узнали

в стране Докорупо

Дети:

Часы бывают разные:
Есть детские, есть важные.
Будильники пузатые,
Настенные глазастые,
Карманные почтенные,
Наручные надменные,
Настольные серьёзные
И башенные грозные.
Песочные стройняшки,
Спортивные близняшки,

Скромняги электронные,
Да солнечные сонные.
Воспитатель:

И вечером ложась в кровать, когда наступит срок.

Хотим, чтоб каждый мог сказать:

Все:

« Хороший был денёк»

Воспитатель: Я желаю вам , ребята, ценить время, не тратить его попусту, чтоб вы всегда могли сказать: «День у меня был сегодня замечательный!»

Песня «Настроение у меня замечательное…»

Дети уходят.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи) (старший возраст

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»Программное содержание: выявить знания и умения детей, полученные на занятиях по развитию речи:-пони...

конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи "Путешествие в сказочную страну"

конспект открытого интегрированного  занятия по развитию речи для детей средней группы...

Занятие по развитию речи «Путешествие по Стране правильной речи»

Занятие по развитию речи «Путешествие по Стране правильной речи» в подготовительной группе[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19102087","attributes":{"alt":"","class":"media...

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи»

обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе.

Цель: обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх....