Практикум "Использование приёмов ТРИЗ в работе по развитию речи дошкольников"
методическая разработка по развитию речи

Котко Людмила  Николаевна

Для старших воспитателей и педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_dlya_pedagogov.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд №

Использование технологии ТРИЗ в работе педагога ДОУ 

по развитию речи детей.

 

На современном этапе внедрения ФГОС ДО от  педагогов требуется качественно новый подход к обучению, развитию и воспитанию детей. И в этом нам может помочь технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), создателем которой является ГЕНРИХ САУЛОВИЧ АЛЬТШУЛЛЕР.  (Слайд №    ).

  Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста воспитанников.

Слайд № ЗАДАЧИ

Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. Задачи использования технологии ТРИЗ:

  • развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
  • формирование целостной картины мира;
  • воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;
  • развитие речи, памяти, творческого воображения.

Слайд

Достоинства использования элементов ТРИЗ:

  • является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;
  • позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;
  • стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;
  • помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;
  • стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;
  • развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности;
  • помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.

 Слайд

Технологию ТРИЗ педагоги могут использовать во всех образовательных областях и  позволяет развивать все психические процессы у ребёнка..   

Слайд №

Остановимся на использовании приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников.

С помощью технологии ТРИЗ можно совершенствовать все стороны речевого развития:

  • Владение речью как средством общения;
  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Развитие речевого творчества;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи;
  • Знакомство с детской литературой.  

ТРИЗОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  по развитию речи включают  различные методы и приемы.

Один из методов - аналогия. Личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

Слайд

Эмпатия — перевоплощение в объект проблемной ситуации, отождествление себя с каким-либо персонажем или предметом, передача эмоционального состояния, характера образа.

Примеры заданий:

  • изобрази повадки кошки во время охоты на воробья;
  • изобрази свою походку в папиных ботинках;
  • представь, что ты котёнок, который очень любит музыку, промяукай мелодию детской песенки.
  • Прямая аналогия — основывается на нахождении буквального сходства природных и технических объектов, например, полёт самолёта и птицы, глубоководное плавание подводной лодки и рыбы.
  • Фантазия — аналогия, возникающая в фантастическом, воображаемом мире, например, счастье — радуга, солнечные лучи, дружба — мостик или цветок и т. д.

Например:

СИТУАЦИЯ /педагоги/:  «Ты – муха, которая залетела в дом. На столе стоит банка с вареньем тебе очень хочется варенья, но банка закрыта. Что ты сделаешь? Расскажи». 

СИТУАЦИЯ /педагоги/:  «Я девочка, а ты мама птенца. Уговори меня, чтобы я не взяла в руки твоего птенца». 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Еще один метод – МОЗГОВОЙ ШТУРМ. Он предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности.

Например, как остаться сухим, гуляя под дождем. (Можно надеть плащ, взять большую коробку, поднять ее над головой, надеть шляпу с широкими полями и т. п.)

Организация и проведение мозгового штурма:

  1. Подготовительный этап:
  • чёткая и понятная формулировка проблемы,
  • формирование команды участников и распределение ролей,
  • выбор кандидатуры ведущего.
  1. Основной этап. Педагог поощряет творческий азарт и энтузиазм своих воспитанников, не критикует, не оценивает, не ограничивает высказываемые мысли и предложения. Выслушиваются и принимаются к обсуждению даже самые абсурдные и смелые идеи. Содержание основного этапа:
  • разработка,
  • комбинирование,
  • оптимизация идей.
  1. Заключительный этап:
  • критический анализ,
  • оценка,
  • отбор наиболее ценных идей.

Или же: "Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?” (На черного зайца легче охотиться лисе. Особенно его хорошо видно на снегу. Теперь ему только под землей надо жить или там, где вообще нет снега, а только черная земля . А гулять ему теперь надо только ночью . Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его .) 

Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает. 
Примеры вопросов для обсуждения:

  • как помешать медведю развалить теремок;
  • как исполнить мелодию без музыкальных инструментов;
  • как рассказать сказку без слов;
  • как нарисовать без красок;
  • где найти лето зимой;
  • как не испачкать пол грязными подошвами ботинок.

Системный анализ (системный оператор)

Метод помогает сформировать целостную картину мира, развивает «многоэкранное» мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта. Значение системного анализа:

  • Помогает разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система); знакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх) образуют.
  • Способствует формированию способности анализировать действия объекта с учётом временной шкалы (прошлое, настоящее, будущее) на уровне системы, подсистемы и подсистемы.

Как освоить системный анализ: кольца Луллия

Овладеть системным мышлением помогают кольца Луллия — эффективное многофункциональное игровое пособие, которое применяется во всех видах образовательной деятельности (математика, развитие речи, музыкальное воспитание, обучение грамоте) и состоит из трёх вращающихся круговых зон:

  • малый круг — карточки с изображением объектов, участвующих в сюжетно-ролевой игре (сказочных героев, человек, животное, предмет и т. д.);
  • средний круг — атрибуты для игры (волшебная палочка, руль, шприц, нора, гнездо и т. д.);
  • большой круг — действия объектов (спасает принцессу, едет, лечит, бегает и т. д.).

Слайд

Примеры:

  • Игра «Сказка на новый лад». Раскручиваются два кольца, далее ребёнок моделирует историю, используя случайно выпавшую комбинацию двух карточек (сказочный герой и атрибут сказки). Составить сюжет сказки нужно, рассматривая, например, такие непривычные пары, как Золушка и Золотой ключик, Буратино и сапоги-скороходы, Чебурашка и ковёр-самолёт и т. д.
  • Игра «Кто чей детёныш». Круги с изображением животных и детёнышей. Обсуждается парадоксальная ситуация, например: «Как зайцы будут воспитывать волчонка, а курица лисёнка?».

Триз - игры для развития речи детей.

«Объяснялки»

Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают.

Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.

- В саду стояла яблонька, на которой …

- Висели вкусные и спелые яблочки.

- Яблочки были спелые и поэтому сами …

- Сами падали на землю.

- Так как яблочки падали, бабушка…

- Бабушка их собирала.

- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…

- Варила вкусное варенье.

- Варенье было вкусное, поэтому…

- Внуки ели его прямо ложками..

Игра «Пароль»

 Воспитатель говорит: «Я возьму с собой того, кто назовет мне сказку в

названии которой есть число».

Возможные варианты детей:

• Три медведя

• Три толстяка

• Волк и семеро козлят

• Белоснежка и семь гномов

• Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

• Дочь семилетка

• Семь Симеонов

• Три калача и одна баранка

• Мудрая девица и семь разбойников

Али Баба и сорок разбойников

Игра «Увеличение – уменьшение».

- Вот у меня карандаш, меня он не устраивает, я хочу его увеличить. Показываю детям огромный карандаш, теперь он похож на волшебную палочку.

Что бы вы хотели увеличить или уменьшить?

Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

Хотела бы увеличить выходные.

Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

                       Усложним эту игру дополнительными вопросами:

Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать

или уменьшать? (дети приводят свои ответы)

- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было

отрезать куски ножом.

- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с

ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

- Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров

спички, тогда легко будет искать грибы.

Приёмы ТРИЗ можно применять и в обучении творческому рассказыванию, используя различные варианты работы со сказкой.

«Исправь ошибку»

     Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

Примерный речевой материал:

  • Внучка маленькая, а бабушка старенькая;
  • Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;
  • Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;
  • Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;
  • Заяц серый, а петушок смелый;
  • Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;
  • Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;
  • У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п

Упражнение «Фантастические гипотезы»

Цель: развивать творческое воображение, мышление.

Что произойдет….

  • если все взрослые на земле станут детьми?
  • если из крана польется не вода, а лимонад?
  • если животные начнут говорить человеческим голосом?
  • если оживут все сказочные герои?
  • если люди смогут читать все мысли друг друга?
  • если у тебя вырастут крылья?
  • если постоянно будет зима?
  • если люди смогут быть невидимыми?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ....

Использование технологии ТРИЗ в работе по развитию речи дошкольников

В условиях ФГОС, где дошкольное образование впервые рассматривается как первый уровень общего образования, коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного об...

«Использование методики «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников» опят работы

laquo;Использование методики «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»...

Практикум. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников

В современном мире компьютерных технологий возникла тенденция к обеднению языка его деградации. Дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть ...

Опыт работы по использованию современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников.

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;Развивать у детей психические процессы: мышление, ...