НОД по речевому развитию "Рассказывание по картине"Катаемся на санках"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Беркутова Татьяна Александровна

Цель: научить  составлять рассказ по   сюжетной картине.

 Задачи:

Образовательные:

Связная речь: учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины; составлять рассказ вместе с воспитателем; отгадывать загадки, читать стихи.

Развивающие:

 Словарь и грамматика: закреплять в активном словаре названия  предметов зимней одежды; учить использовать слова с противоположным значением ("тепло" -"холодно" "большой" - "маленький","громко" - "тихо")

Звуковая культура речи: закреплять произношение звуков [т] - [т']; учить произносить звукосочетания(топ-топ-топ) в различном темпе с различной громкостью.

Воспитательные: воспитывать доброжелательность, положительное отношение к окружающему, интерес к физическим упражнениям, чувство радости от достигнутого результата.

Демонстрационный материал : конверт с письмом, картина «Катаемся на санках», игрушки- обезьяна,  большой медведь , медвежонок, барабан.

Предварительная работа: наблюдения в природе, чтение художественной литературы о зиме, рассматривание тематических картинок.

Словарная работа:  сугроб, намело,  снежки, письмо.

Методы и приемы:

Наглядные: наблюдение, демонстрация картины, показ способа действия.

Словесные: рассказ, объяснение, чтение стихов, беседа, рассказывание по картине, загадывание загадок.

Практические: дидактическая игра «Чьи шаги?», физкультминутка.

           Ход образовательной деятельности

1.Вводная часть

Сюрпризный момент

Дети входят в группу,  садятся на стульчики.

Воспитатель:

-Дети, к нам пришел гость, кто он вы узнаете, отгадав загадку:

                    Строит рожицы, играет

                     На деревья залезает

                     Чтоб потом на высоте

                     Покачаться на хвосте.

                     Длиннорукая ,смешная

                     И проказница такая

                     Жить не может без банана

                     Кто же это? (обезьяна)

Воспитатель:

-Правильно - это обезьяна (показывает игрушку-обезьянку).

-Дети, посмотрите она грустная, у нее случилась беда. Друзья прислали ей письмо и картину (воспитатель показывает письмо и картину «Катаемся на санках»). В письме  рассказывается о зиме, но он  ничего и не понял.

Обезьянка живет в стране, где не бывает зимы, где круглый год светит солнце, и в этой стране очень жарко. Она  ни разу не видела снега, никогда не каталась на санках. Может быть, мы ей поможем, расскажем все, что знаем о зиме? (Ответы детей.) Воспитатель приглашает обезьянку остаться.

2.Основная часть.

Беседа «Наступила зима»

Воспитатель:

- Дети, какое сейчас время года? (Ответы детей.)

-Скажите, а что изменилось в природе с приходом зимы? (Ответы детей)

(Воспитатель обращается к обезьяне) Сейчас дети для тебя расскажут стихи про зиму.

                                            "Зима пришла"

       В гости к нам зима пришла            Зайки шубки поменяли

       Много снега принесла                      Серые на белые ,

       Мы на лыжах и коньках                   Не боятся и волков-

       Можем покататься                            Вот какие смелые.                                                                                                                  

       И в сугробе просто так                     От березок, от осинок

       Можем повалятся                              Отвести не в силах взгляд

       А в лесу как хорошо -                       Ведь зима им подарила

        Горы снега намело!                             Яркий сказочный наряд.

                                                                                               И.Токмакова.

 

                                                  "Пришла зима"

                                           Пришла зима веселая

                                         С коньками и салазками

                                          С лыжнею припорошенной

                                          С волшебной зимней сказкою

                                          На  елке разукрашенной

                                           Фонарики качаются

                                          Пусть зимушка веселая

                                          Подольше не кончается.

                                                                                          И.Черницкая.         

   Беседа по картине «Катаемся на санках»

Воспитатель показывает детям картину «Катаемся на санках» (обращается к обезьянке):

-Сейчас ребята помогут тебе прочесть это письмо-картину. Увидеть все, что изображено на этой картине, могут только очень внимательные ребята.

Воспитатель:

- Какое время изображено на картине? (Ответы детей.)

- Почему вы думаете, что зима? (Ответы детей.)

-Кого вы видите  на картине? (Ответы детей.)

- Что мама надела? (Ответы детей.)

 - Одежда на маме теплая? Почему? (Ответы детей.)

- Кто везет санки? (Ответы детей.)

- Мальчик большой или маленький? (Ответы детей.)

 - Как его зовут? (Ответы детей.)

Дети называют разные имена. Вместе с воспитателем называют мальчика Мишей.

 - Как одет Миша? (Ответы детей.)

Дети перечисляют предметы одежды. Воспитатель уточняет, какого цвета эти предметы (шапочка, брюки, куртка).

- Кого Миша везет на санках? (Ответы детей.)

Воспитатель уточняет: Мальчик на санках большой или маленький? (Ответы детей.)

- Давайте дадим имена девочке и мальчику на санках. Как зовут девочку? (Ответы детей.)

Дети называют имена, выбирают имя Таня.

Таня - сестра Миши. А как зовут маленького мальчика? (Ответы детей.)

 Дети называют имена, выбирают имя Андрюша.

Как одета Таня? (Ответы детей.)

Как одет Андрюша? (Ответы детей.)

Что случилось с Андрюшей? (Ответы детей.)

 А потом? (Ответы детей.)

 

Физкультминутка

Воспитатель: Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем (воспитатель приглашает детей встать в круг). Зимой на улице много снега. Дети любят играть в снежки. Покажите, как дети берут снег в руки.

Дети наклоняются вперед, не сгибая колен, показывают, как они берут снег.

Теперь давайте сделаем снежки.

Дети выпрямляются и показывают, как они делают «снежки».

Воспитатель: А теперь покажите, как дети бросают снежки?

(Дети показывают).

 Составление рассказа по картине «Катаемся на санках»

Воспитатель: Дети, послушайте мой рассказ. Мама и дети гуляют. Миша катает Таню и Андрюшу на санках. Миша повез санки быстро, и Андрюша упал. Мама просит Мишу остановиться. Она сажает Андрюшу на санки и говорит ему:" Держись за Таню и не упадешь". И дети поехали дальше.

Воспитатель вызывает желающих детей для совместного рассказывания.

После рассказа детей воспитатель убирает картину.

Воспитатель (обращается к обезьянке):

- Теперь ты поняла, какое прекрасное время года - зима.

-А сейчас поиграй с нами в игру.

Дидактическая игра «Чьи шаги ?»

 Воспитатель показывает барабан и говорит: "Что это?" (Ответы детей.)

Воспитатель: Да, это барабан. Послушайте, как он звучит. (Бьет в барабан  и произносит: та-та-та.)  Кто хочет поиграть на барабане? (Вызываются желающие.)

Воспитатель: Услыхал барабан ...кто? ( Показывает  медвежонка.) (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, медвежонок. Он быстро побежал к барабану: топ-топ-топ. (Произносит звукосочетания в ускоренном темпе, вполголоса.) Как побежал медвежонок? ( Дети отвечают.Возможны хоровые и индивидуальные ответы.)

Воспитатель: Большой медведь тоже услышал песенку барабана и пошел на его "голос": топ-топ-топ. ( Произносит в замедленном темпе, громко.) Как пошел большой медведь? ?( Дети отвечают.Возможны хоровые и индивидуальные ответы.)

Воспитатель: А сейчас я проверю, угадаете ли вы , когда идет большой  медведь, а когда бежит медвежонок. ( Воспитатель по- разному произносит звукосочетание топ-топ-топ, дети отгадывают чьи шаги.

3. Заключительная часть.

Воспитатель подводит итог, интересуется, что же нового и интересного узнали сегодня дети, хвалит всех за помощь обезьянке, приглашает ее погостить в детском саду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.kataemsya_na_sankah.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 103"

Конспект  непосредственно    образовательной деятельности

по   речевому развитию

«Рассказывание по картине

"Катаемся на санках"»

для детей второй младшей группы

Подготовила:

воспитатель

высшей категориии

Беркутова Т.А.

Саранск-2015

Цель: научить  составлять рассказ по   сюжетной картине.

 Задачи:

Образовательные:

Связная речь: учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины; составлять рассказ вместе с воспитателем; отгадывать загадки, читать стихи.

Развивающие:

 Словарь и грамматика: закреплять в активном словаре названия  предметов зимней одежды; учить использовать слова с противоположным значением ("тепло" -"холодно" "большой" - "маленький","громко" - "тихо")

Звуковая культура речи: закреплять произношение звуков [т] - [т']; учить произносить звукосочетания(топ-топ-топ) в различном темпе с различной громкостью.

Воспитательные: воспитывать доброжелательность, положительное отношение к окружающему, интерес к физическим упражнениям, чувство радости от достигнутого результата.

Демонстрационный материал : конверт с письмом, картина «Катаемся на санках», игрушки- обезьяна,  большой медведь , медвежонок, барабан.

Предварительная работа: наблюдения в природе, чтение художественной литературы о зиме, рассматривание тематических картинок.

Словарная работа:  сугроб, намело,  снежки, письмо.

Методы и приемы:

Наглядные: наблюдение, демонстрация картины, показ способа действия.

Словесные: рассказ, объяснение, чтение стихов, беседа, рассказывание по картине, загадывание загадок.

Практические: дидактическая игра «Чьи шаги?», физкультминутка.

           Ход образовательной деятельности

1.Вводная часть

Сюрпризный момент

Дети входят в группу,  садятся на стульчики.

Воспитатель:

-Дети, к нам пришел гость, кто он вы узнаете, отгадав загадку:

                    Строит рожицы, играет

                     На деревья залезает

                     Чтоб потом на высоте

                     Покачаться на хвосте.

                     Длиннорукая ,смешная

                     И проказница такая

                     Жить не может без банана

                     Кто же это? (обезьяна)

Воспитатель:

-Правильно - это обезьяна (показывает игрушку-обезьянку).

-Дети, посмотрите она грустная, у нее случилась беда. Друзья прислали ей письмо и картину (воспитатель показывает письмо и картину «Катаемся на санках»). В письме  рассказывается о зиме, но он  ничего и не понял.

Обезьянка живет в стране, где не бывает зимы, где круглый год светит солнце, и в этой стране очень жарко. Она  ни разу не видела снега, никогда не каталась на санках. Может быть, мы ей поможем, расскажем все, что знаем о зиме? (Ответы детей.) Воспитатель приглашает обезьянку остаться.

2.Основная часть.

Беседа «Наступила зима»

Воспитатель:

- Дети, какое сейчас время года? (Ответы детей.)

-Скажите, а что изменилось в природе с приходом зимы? (Ответы детей)

(Воспитатель обращается к обезьяне) Сейчас дети для тебя расскажут стихи про зиму.

                                            "Зима пришла"

       В гости к нам зима пришла              Зайки шубки поменяли

       Много снега принесла                      Серые на белые ,

       Мы на лыжах и коньках                   Не боятся и волков-

       Можем покататься                            Вот какие смелые.                                                                                                                  

       И в сугробе просто так                     От березок, от осинок

       Можем повалятся                              Отвести не в силах взгляд

       А в лесу как хорошо -                       Ведь зима им подарила

        Горы снега намело!                             Яркий сказочный наряд.

                                                                                               И.Токмакова.

                                                 "Пришла зима"

                                          Пришла зима веселая

                                        С коньками и салазками

                                          С лыжнею припорошенной

                                          С волшебной зимней сказкою

                                         На  елке разукрашенной

                                           Фонарики качаются

                                         Пусть зимушка веселая

                                         Подольше не кончается.

                                                                                          И.Черницкая.          

   Беседа по картине «Катаемся на санках»

Воспитатель показывает детям картину «Катаемся на санках» (обращается к обезьянке):

-Сейчас ребята помогут тебе прочесть это письмо-картину. Увидеть все, что изображено на этой картине, могут только очень внимательные ребята.

Воспитатель:

- Какое время изображено на картине? (Ответы детей.)

- Почему вы думаете, что зима? (Ответы детей.)

-Кого вы видите  на картине? (Ответы детей.)

- Что мама надела? (Ответы детей.)

 - Одежда на маме теплая? Почему? (Ответы детей.)

- Кто везет санки? (Ответы детей.)

- Мальчик большой или маленький? (Ответы детей.)

 - Как его зовут? (Ответы детей.)

Дети называют разные имена. Вместе с воспитателем называют мальчика Мишей.

 - Как одет Миша? (Ответы детей.)

Дети перечисляют предметы одежды. Воспитатель уточняет, какого цвета эти предметы (шапочка, брюки, куртка).

- Кого Миша везет на санках? (Ответы детей.)

Воспитатель уточняет: Мальчик на санках большой или маленький? (Ответы детей.)

- Давайте дадим имена девочке и мальчику на санках. Как зовут девочку? (Ответы детей.)

Дети называют имена, выбирают имя Таня.

Таня - сестра Миши. А как зовут маленького мальчика? (Ответы детей.)

 Дети называют имена, выбирают имя Андрюша.

Как одета Таня? (Ответы детей.)

Как одет Андрюша? (Ответы детей.)

Что случилось с Андрюшей? (Ответы детей.)

 А потом? (Ответы детей.)

Физкультминутка

Воспитатель: Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем (воспитатель приглашает детей встать в круг). Зимой на улице много снега. Дети любят играть в снежки. Покажите, как дети берут снег в руки.

Дети наклоняются вперед, не сгибая колен, показывают, как они берут снег.

Теперь давайте сделаем снежки.

Дети выпрямляются и показывают, как они делают «снежки».

Воспитатель: А теперь покажите, как дети бросают снежки?

(Дети показывают).

 Составление рассказа по картине «Катаемся на санках»

Воспитатель: Дети, послушайте мой рассказ. Мама и дети гуляют. Миша катает Таню и Андрюшу на санках. Миша повез санки быстро, и Андрюша упал. Мама просит Мишу остановиться. Она сажает Андрюшу на санки и говорит ему:" Держись за Таню и не упадешь". И дети поехали дальше.

Воспитатель вызывает желающих детей для совместного рассказывания.

После рассказа детей воспитатель убирает картину.

Воспитатель (обращается к обезьянке):

- Теперь ты поняла, какое прекрасное время года - зима.

-А сейчас поиграй с нами в игру.

Дидактическая игра «Чьи шаги ?»

 Воспитатель показывает барабан и говорит: "Что это?" (Ответы детей.)

Воспитатель: Да, это барабан. Послушайте, как он звучит. (Бьет в барабан  и произносит: та-та-та.)  Кто хочет поиграть на барабане? (Вызываются желающие.)

Воспитатель: Услыхал барабан ...кто? ( Показывает  медвежонка.) (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, медвежонок. Он быстро побежал к барабану: топ-топ-топ. (Произносит звукосочетания в ускоренном темпе, вполголоса.) Как побежал медвежонок? ( Дети отвечают.Возможны хоровые и индивидуальные ответы.)

Воспитатель: Большой медведь тоже услышал песенку барабана и пошел на его "голос": топ-топ-топ. ( Произносит в замедленном темпе, громко.) Как пошел большой медведь? ?( Дети отвечают.Возможны хоровые и индивидуальные ответы.)

Воспитатель: А сейчас я проверю, угадаете ли вы , когда идет большой  медведь, а когда бежит медвежонок. ( Воспитатель по- разному произносит звукосочетание топ-топ-топ, дети отгадывают чьи шаги.

3. Заключительная часть.

Воспитатель подводит итог, интересуется, что же нового и интересного узнали сегодня дети, хвалит всех за помощь обезьянке, приглашает ее погостить в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе по разделу " Развитие речи" на тему :Составление рассказа по сюжетной картине "Катаемся на санках".

В конспекте дети  слушают стихи о зимних забавах , рассказывают о своих зимних развлечениях .Рассматривают сюжетную картину "Катаемся на  санках". Отвечают на вопросы по картине. Выполняют в...

Конспект занятия по развитии речи во второй младшей группе Тема: Составление рассказа по картине «Катаемся на санках».

Задачи:Образовательные: продолжать расширять знания и представления  детей о зиме, её признаках, о зимних забавах, оживить в памяти детей собственные впечатления от катания на санках, побуждать д...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по сюжетной картине «Катаемся на санках»

Цель: составление рассказа по сюжетной картинеЗадачи: формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию, включаться в совместное с воспитателем расс...