Картотека игр и упражнений на развитие речевого дыхания
картотека по развитию речи

Фитиалова Елена Сергеевна

Картотека игр и упражнений  на развитие  речевого дыхания. Описание и оборот - картинки. Готова к распечатке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya.docx19.67 КБ
Файл oborot_uprazhneniya.docx33.75 КБ
Файл igry.docx2.64 МБ
Файл opisanie_igr.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

  • Ребенок делает вдох носом, выдох – ртом;
  • Краткий глубокий вдох и медленный выдох;
  • Медленный глубокий вдох и краткий резкий выдох;
  • Глубокий медленный вдох и выдох узкой струей;
  • Глубокий вдох и выдох несколькими порциями;

  • Глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями;
  • Глубокий медленный вдох через нос, затем задерживает дыхание и медленно выдыхает на счет до пяти (шести, семи).
  • Исходное положение – руки перед собой, вдох носом – руки разводятся в стороны, медленный выдох – руки сводятся так, чтобы встретились ладони.

        

  • На одном выдохе – усиление и ослабление звука

упражнение «Гудок» - гудок приближается и удаляется:
м-м-М-М-м-м.

  • На одном выдохе – усиление и ослабление звука

упражнение «Вой ветра»: в –в –В –В -в- в.

  • Упражнение «Свеча»: медленный выдох – пламя свечи легло, и его надо удержать в этом положении воздушной струей.

  •  Упражнение « Погаси свечу» - ребенок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов – толчков: фу- фу- фу.

  • Упражнение «Комар» - руки вперед – вдох – руки разводятся в стороны, выдох – руки медленно сходятся ( «не спугни комара»), выдох со звуком в-в-в-в, в конце – хлопок в ладоши («убили комара»)

  • Упражнение «Ветер и листья» - вдох на выдохе, раскачиваясь с поднятыми руками, продолжительно произносят «Ф», затем на одном выдохе  - ступенчато произносят звук «П» и постепенно опускают руки вниз (листья падают).

  • Упражнение «Пузырь» - надувайся пузырь, надувайся большой, да смотри не лопни…Лопнул:ш-шш-ш (руки разводят в стороны)  (хлопок)

  • Упражнение «Пильщики» - Зажужжала пила, завизжала , как пчела. Жик- жик-жик-жик. Лопнула и стала, начинай сначала.

  • Упражнение « Математик» - счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; добрать воздух –  счет до 5; добрать воздух  от 5 до 1.

  • Упражнение « Шарик» -  Надувала кошка шар, а котенок ей мешал: Подошел и лапкой – топ! А у кошки шарик _ лоп! Ш- Ш- Ш…

  • Упражнение  « Ветерок» - после спокойного вдоха продолжительный выдох со звуком: Ф-Ф-Ф….Помоги мне, ветерок, паруса надуй, дружок, Пусть плывет кораблик мой  к папе с мамочкой домой.

  • Упражнение «Аромат цветов» - вдох – задерживаем дыхание – выдох, произнося : А –ах! В апреле, в апреле луга запестрели. С прогулки букеты приносим в апреле.

  • Упражнение  «Пчелки» - глубокий вдох – на выдохе громко считаем до тех пор, пока не кончится воздух.

«Как –то раз пчела мед в улей принесла ( глубокий вдох) раз пчела, два пчела…»

  • Упражнение «Медвежата» Представить, что дети маленькие медвежата и просят  у мамы медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося звук «М».

«Мам, меду б нам.

Мам, молока бы нам.

Мам, малины б нам и т.д.»

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА

  • Ребенок тянет гласный звук сначала тихо (секунд 5), постепенно наращивая громкость (3 – 5 секунд), а потом на максимальной громкости (3-5 секунд):

а-а-а-А-А-А (грудная клетка при этом не сжимается)

то–же , только гласный звук «У»;

   то–же, только гласный звук «И»;

   то–же, только гласный звук «О».

  • Удлинение произнесения гласных звуков
    (пропевание на средней силе голоса) 

а-а-а-а; укачивание: а-а-а-а;

то-же, укачивание со звуком  о-о-о-о;

то-же, укачивание со звуком  у-у-у-у;

то-же, укачивание со звуком  э-э-э-э.

  • Пропевание гласных звуков на одном выдохе :
    а-а-а-о-о-о-у-у-у-э-э-э.г)

УПРАЖНЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОМ, ЭКОНОМНОМУ ВЫДОХУ
В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗОШЕНИЯ ЗВУКОВ

  • Громкое и длительное произнесение изолированных гласных звуков. Сделать короткий вдох на счет «раз» (рот открыт). Задержать воздух на счет «раз» и произвести протяжный, плавный выдох с произнесением одного из гласных звуков [а], [э], [о], [у] или [и].
  • Длительное и с различным уровнем громкости произнесение сочетаний звуков: аа-ууууу, ааа-иии-ууу, ооо-иии-ааа-ууу.
  • Произнесение согласных звуков [ф], [х], по мере появления звуков используются согласные [с], [з], [ж], [ш].



Предварительный просмотр:

700222_1.jpeg700222_1.jpeg700222_1.jpeg

        

700222_1.jpeg

700222_1.jpeg

700222_1.jpeg

700222_1.jpeg

700222_1.jpeg

700222_1.jpeg

700222_1.jpeg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПОДУЕМ НА ЛИСТОЧКИ
Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха. 

Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. 
Повторить 4-5 раз. 


«Мы листочки, мы листочки,
Мы веселые листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул — полетели»

ПЧЁЛКА, ЛЕТИ!

Цель: выработка длительного непрерывного ротового выдоха.

 

Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на пчёлку, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. 
Повторить 4-5 раз. 


«Отчего цветок дрожит?
Посредине кто жужжит?
Я приблизилась слегка,
Пчелка взмыла в облака!
Зажужжала, позвала
В небо синее пчела»

ЛЯГУШОНОК
Цель: развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на лягушонка, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. 
Повторить 4-5 раз. 

«По кувшинкам, как пружинка,
Лягушонок прыг-прыг-прыг!
По листочкам, по цветочкам,
В воду с брызгами — бултых!
Выплывает, отдыхает,

Греется на солнышке,
А на листике, качаясь,
Думает, что в лодочке!»

БОЖЬЯ КОРОВКА
Цель: выработка длительного непрерывного ротового выдоха. 

Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на божью коровку, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. 
Повторить 4-5 раз. 


«Божья коровушка,
Полети на облачко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде — бобы,
В лесу — ягоды, грибы,
В роднике — водица,
Во поле — пшеница»
 

СТРЕКОЗА
Цель: выработка длительного, направленного, плавного ротового выдоха. 

Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на стрекозу, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. 
Повторить 4-5 раз. 


«Жила была стрекоза
Длинные крылья, большие глаза
Утром проснется, росой обольется
В зеркальце мило себе улыбнется
Как я красива право сказать,
Ни передать, ни пером описать» 

СНЕЖИНКА
Цель: обучение плавному, свободному выдоху. 

Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на снежинку, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. 
Повторить 4-5 раз. 


«Чтоб не таяли снежинки
На ладошках у Маринки,
Подсказали ей синички
Спрятать ручки в рукавички»

ГОРЯЧИЙ ЧАЙ

Цель: развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха). 

Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует на «пар». Если правильно дует то «пар» отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: «Наберу воздуха и подую на чай».

ОГОНЁЧЕК ПЛЯШЕТ
Цель: формировать умение контролировать силу ротового выдоха (вдох носовой). 

Взрослый дает образец длительного несильного ротового выдоха (перед свечой, затем побуждает ребенка сделать так же. 

«У восковой девицы,
Вся коса искрится,
Только дунет ветерок,
Затанцует огонек» 

ЛЕТИТЕ, ПТИЧКИ!

Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).

«Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка!!

В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.

САМОЛЁТИКИ

Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут один самолетик. Педагог предлагает ребенку подуть на самолетик так, чтобы он улетел как можно дальше (дуть можно один раз).

«Солнце в небе золотится, ввысь летит большая птица,
Закрывая нам крылом солнце в небе голубом.
Эта птица – самолет
, он отправился в полет»

В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свой самолётик. Побеждает тот, чей самолётик улетел дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.

НА ГОРКЕ

Цель: обучение плавному, свободному выдоху.

Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на саночки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. 
Повторить 4-5 раз.

«Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмем,

Мы на улицу пойдем,

Сядем в саночки – самокаточки»

ВЕСЕЛЫЙ ФУТБОЛ

Цель: формировать умение детей делать длительный сильный выдох.

В игре могут принимать участие от двух и более человек, (в зависимости от наличия игрового материала). Два игрока, сидя друг напротив друга, длительным, сильным выдохом в коктейльную трубочку, должны переместить мячики на поле «соперника»  и «забить» гол в ворота. Выигрывает тот, кто забьёт больше «голов»

«Лучшая на свете игра,

Это футбол, скажу вам друзья!

С мячом бежать, гол забивать,

И громко, весело кричать»

РАЗНОЦВЕТНАЯ БУРЯ

Цель: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, экономный выдох.

«В трубку я сегодня дую, и устраиваю бурю.
Давай устроим бурю! Возьми трубочку и подуй в бутылочку. Если дуть слабо – получится маленькая буря. А если подуть сильно, то получится сильная буря!»


По «буре» можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки. Ребенок может держать трубочку в губах, вдыхать воздух через нос
.

ВЕСЕЛЫЙ ШАРИК

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

На одном конце стола педагог ставит воротики, на другом конце ватный шарик или легкий пластмассовый.

«Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола в воротки. Дуть нужно сильнее. Попробуй!»

ПЛЫВИ, КОРАБЛИК!

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.

«Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!»

Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.

Можно проводить игру в группе. В этом случае организуйте соревнование: чей кораблик быстрее приплывет к цели

РАСТИ, ПЕНА!

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.

«Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду... Теперь помешаю - ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть»

После того, как дети на индивидуальных занятиях научатся правильно действовать - дуть в трубочки, не проливать воду и т.п., можно проводить такое занятие в группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие речевого дыхания, фонематического слуха

В картотеке подобраны игры, которые может использовать воспитатель для работы с детьми ОНР....

Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса

Игры, направленные на развитие речевого дыхания...

Картотека игр и упражнений на дыхание

Приведенные методический материал способствует формированию правильного певческого дыхания...

Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей

Данная картотека содержит упражнения со звуками  для развития речевого дыхания, тематические упражнения  и упражнения для развития физиологического дыхания....

Картотека игр для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...

Картотека игр на развитие речевого дыхания для детей первой младшей группы.

В данной картотеке собраны игры на развитие речевого дыхания, доступные для детей 2-4 лет.  Картотека составлена по книгам А.С. Галанов "Игры, которые лечат", Колдина Д.Н. "Игровые  занятия ...