Картотека игр на образование словаря имен прилагательных и глаголов
картотека по развитию речи

Фитиалова Елена Сергеевна

Картотека игр на образование словаря имен прилагательных и глаголов. Описание и оборот с картинками. Готова к печати.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagoly_katoteka.docx1.96 МБ
Файл glagoly.docx21.98 КБ
Файл prilagatelnye_katoteka.docx1.9 МБ
Файл prilagatelnye.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Игра «Олины помощники»

Цель: образовывать форму множественного числа глаголов.

Материал: кукла Оля.

Ход игры- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

- Что это? (Это ноги)

- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

Игра «Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход игры Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

Игра «Почтальон принёс открытку»

Цель. Формировать умение детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)

Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

Ход игры Игра проводится с небольшой подгруппой.

В дверь кто-то стучит.

Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.

Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.

Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

Игра «Кто как кричит»

Цель: формировать умение образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят,

-        Вспомните, как подает голос поросенок

-        Хрю – хрю

-        Что он делает?

-        Хрюкает

-        Как подает голос котенок?

-        Мяукает?

Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница»

Игра «Сорока»

Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.

Ход игры: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла  (Воспитатель раскладывает предметы)

Далее происходит диалог между детьми и сорокой:

Дети: Сорока, сорока, отдай нам мыльце

Сорока: Не дам, не отдам, возьму ваше мыльце

Отдам моему сорочонку умыться.

Дети: Сорока, сорока, отдай нам иголку!

Сорока: Не дам, не отдам, возьму я иголку

Сорочку сошью своему сорочонку.

Игра «Буратино-путешественник»

Цель: ориентироваться в значении глаголов.

Материал. Кукла Буратино.

Ход игры: Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

- Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются. - Зевают, отдыхают, спят…- Пляшут, поют, кружатся…

Был Буратино в детском саду, когда дети:

- приходят, здороваются… (Когда это бывает?) - обедают, благодарят…- одеваются, прощаются…- лепят снежную бабу, катаются на санках   

Игра «Что ты делаешь?» (Народная игра)

Цель. Активизировать употребление глаголов и глагольных форм, обозначенных проф. действия.

 Ход игры Ведущий назначает каждому играющему, сидящему в кружке, работу: обед варить, печь хлеб, ремонтировать автомобиль, шить, и т. д. Каждый выкапывает себе ямку, садится около нее, берет палочку и вертит ею в ямке. Ведущий в середине круга тоже вертит палочкой в ямке, задает всем какую-нибудь общую работу, например, говорит: «Пеките хлеб» или «Пойте песню», — и все начинают вертеть палочками в ямке и громко повторять заданную работу: «Хлеб пеку, хлеб пеку» и т. д.  В это время ведущий неожиданно обращается с вопросом к кому-нибудь: «Что ты делаешь?» Спрошенный должен немедленно назвать назначенную ему работу, например: «Овес жну». Если же ошибется и назовет общую работу (Хлеб пеку) или замнется, то меняется местами с ведущим.

Игра «Курочка-Рябушечка»

Цель Формировать умение детей соотносить глагол с обстоятельствами места, причины (куда? зачем?) и образовывать глагол звукоподражанием (пищать).

Ход игры: Дети выбирают Курочку-Рябушечку, остальные исполняют роль цыплят. Ку рочке  на голову надевают шапку. По сигналу водящего начинается диалог.  - Курочка-Рябушечка, Куда идешь?  - На речку.

- Курочка-Рябушечка, Зачем идешь?  - За водой.

- Курочка-Рябушечка, Зачем тебе вода?

- Цыплят поить. Они пить хотят. На всю улицу пищат - Пи-пи-пи!  На слова "На всю улицу пищат" дети- цыплята убегают от курочки и пищат: "Пи-пи-пи". Если курочка ловит кого-то, то она произносит: "Иди к колодцу пить водицу". Пойманные дети выходят из игры.

Игра «Где мы были, мы не скажем»

Цель: Активизировать глагольную лексику. Формировать умение соотносить слово с действием.

Ход игры: Водящий отходит в сторону, играющие тем временем договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопрос водящего: "Где вы были? Что вы видели?" - отвечают: "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем" - показывают различные движения (стирают белье, рисуют картину и т. д.). Задача водящего по движениям правильно определить выполняемо действие и назвать его в форме глагола второго лица множественного числа. Например: "Вы пилите дрова". Если ответ правилен, команда разбегается, а водящий их догоняет. Пойманый становится водящим.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Игра «Найди по цвету»

Цель: закреплять согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Игровой материал: Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Ход игры: называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное — яблоко, кресло, платье.

Желтая — репа, краска, сумка.

Синий — василек, баклажан, карандаш и т. д.

Игра «Что бывает круглым?»

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Цель: уточнять представления детей о величине предметов; закреплять умение классифицировать предметы по определённому признаку (величина, цвет, форма); развивать быстроту мышления.

Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, педагог задает вопрос, на который ребёнок, поймав  мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу. Педагог в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

•  Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)

• Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)

• Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф...)

• Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)

• Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)

Гладким, сладким, шерстяным, колючим, острым, легким, глубоким и т.д.

Игра «Из чего - какой?»

Цель: формировать  умение употреблять в речи детей относительных прилагательных.

Перед началом игры познакомить детей с различными видами тканей и материалами.

1. Мама сшила разную одежду. Назови, что и из каких материалов сшила мама. Закончи предложения. ( Брюки сшили из шерсти. Они шерстяные. И т. д.)

Пиджак сшили из шерсти. Он … .

Платье сшили из шёлка. Оно … .

Футболку сшили из трикотажа. Она … .

Куртку сшили из кожи. Она … .

Плащ сшили из кожи. Он … .

Шубу сшили из меха. Она … .

Пальто для зимы – зимнее.

И т.д.

Игра «Назови цвет», «Назови форму»

Цель: упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными, закреплять знания детей о цвете, форме.

Морковь (какая?) – оранжевая, помидор (какой?) -…

Огурец (какой?) – овальный, репка (какая?) -….  И т. д.

Игра «Какой предмет?»

Цель: уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определённому признаку (величина, цвет, форма); развивать быстроту мышления.

Ход игры. Дети садятся в кружок. Воспитатель рассказывает о предметах, которые нас окружают, что предметы бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Воспитатель называет слово, а дети перечисляют предметы.

В руках у воспитателя камешек. Он даёт его тому ребёнку, который должен отвечать.

- Длинный, - говорит воспитатель и передаёт камешек соседу.

-Платье, верёвка, день, шуба, - вспоминают дети.

- Широкий, - предлагает воспитатель следующее слово.

Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.

Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме.

Игра «Лови да бросай — цвета называй»

Что у нас какого цвета — Мы расскажем вам об этом.

Цель: формировать умение подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет.

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч педагогу, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Педагог: красный - Дети: мак, огонь, флаг (оранжевый - апельсин, морковь, заря; желтый - цыпленок, солнце, репа; зеленый - огурец, трава, лес; голубой - небо, лед, незабудки; синий - колокольчик, море, чернила; фиолетовый - слива, сирень, сумерки и т.д.

Игра «Четвёртый лишний»

Распознаем мы сейчас, Что же лишнее у нас.

Цель: закреплять умение детей классифицировать прилагательные по группам (цвет, размер, форма, вкус, материал) и выбирать лишнее, не подходящее под выбранную группу.

Ход игры: Я буду называть слова, а ты должен будешь сказать какое слово лишнее и почему.

- грустный, печальный, унылый, глубокий;

- храбрый, звонкий, смелый, отважный;

- слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

- красный, сильный, зеленый;

-крепкий, далекий, прочный, надежный;

- дряхлый, старый, изношенный, ветхий;

- глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

Игра «Горячий — холодный»

Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.

Цель: закреплять в представлении и словаре ребенка противоположные признаки предметов или слов-антонимов.

Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.

Ход игры. Педагог , бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая педагогу мяч, называет другое — с противоположным значением. Педагог : горячий - Дети: холодный (хороший - плохой; умный - глупый ; веселый - грустный; острый - тупой; гладкий - шероховатый; легкий - тяжелый; глубокий - мелкий; светлый - темный; добрый - злой; радостный - печальный; быстрый - медленный; частый- редкий; мягкий - твердый; ясный- пасмурный; высокий -низкий)

Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож, ясный день, глубокое озеро и т. д.

Игра «Из чего сделано?»

Вот предмет, а из чего Люди сделали его?

Цель: закреплять в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Методическое указание. Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч педагогу, отвечает: «Кожаные». Педагог: Рукавички из меха... Дети: Меховые (Тазик из меди... медный; Медвежонок из плюша... плюшевый; Рукавички из шерсти... шерстяные; Стакан из стекла... стеклянный; Ваза из хрусталя... хрустальная). Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.

Игра «Чья у зверя голова?
Подскажи скорей слова»

Цель: расширять словарь детей за счет употребления притяжательных прилагательных.

Методическое указание. Игра проводится после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.

Ход игры. Воспитатель, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно логопеду, заканчивает: «...воронья». Примеры: у рыси голова – рысья, у рыбы — рыбья, у кошки — кошачья, у сороки — сорочья, у зайца — заячья, у кролика — кроличья, у верблюда — верблюжья, у лошади — лошадиная, у утки — утиная, у лебедя — лебединая, у оленя — оленья, у лисы — лисья, у собаки — собачья, у птицы — птичья, у овцы — овечья, у белки — беличья, у медведя — медвежья, у тигра — тигриная, у голубя — голубиная, у орла — орлиная. Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.

Игра «Чей хвост?»

Цель: формировать в речи детей притяжательных прилагательных.

Ход игры: Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца – хвост волка, у волка – хвост лисы, у лисы – хвост медведя… . Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помогите зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?» вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? – волчий. А это чей такой хвост – маленький, пушистый, белый? – зайца… и т. д. Теперь все звери нашли свои хвосты.

Игра «Чей, чья, чьё?»

Цель: формировать в речи детей притяжательных прилагательных.

1. След (чей?) – лисий, волчий и т. д.

Уши (чьи?) – лисьи, волчьи и т. д.

Голова (чья?) – лисья, волчья и т.д.

2. Шарф (чей?) – мамин, папин, и т. д.

Шапка (чья?) – тётина, дядина и т.д.

Пальто (чьё?) – бабушкино, дедушкино и т.д.

Перчатки (чьи?) – мамины, бабушкины и т.д.

Игра «Какое это блюдо?»

Цель: формировать  умение употреблять в речи детей относительных прилагательных.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки, гречки …)?

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины …)?

Какой сок из … (моркови, груши, апельсина …)?

Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (стеклянная – сделана из стекла.)

Игра «Подбери признак»

Цель: формировать умение согласовывать прилагательные с существительными.

Кукла (какая?) - … , мяч (какой?) - … ;

Снег (какой?) - …, мороз (какой?) - … , Сосулька (какая?) - …, зима (какая?) ;

Лето (какое?) – тёплое, яркое, разноцветное, жаркое.

Солнце (какое?) – жёлтое, жаркое, яркое, тёплое.

Трава летом (какая?) – зелёная, душистая, высокая, низкая, мягкая.

Вода летом (какая?) – тёплая, прохладная, приятная, освежающая.

Дождь летом (какой?) – тёплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной.

Дети летом (какие?) – весёлые, радостные, забавные, загорелые.

Небо летом (какое?) – голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласование имен существительных с глаголами мужского, женского и среднего рода в прошедшем времени. Материал для домашнего закрепления.

Материал для родителей содержит упражнения для закрепления темы "согласование имен существительных с глаголами прошедшего времени. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста, посещающих стар...

Усвоение имен прилагательных, пополнение словаря

Для многих детей дошкольного возраста характерны затруднения в усвоении имён прилагательных, с трудом даётся им подбор слов с противоположным значением (антонимов), относительных и притяжательных прил...

1.4. Особенности словаря существительных, прилагательных глаголов у дошкольников со стертой дизартрией

Словарь является одним из важных показателей речевого развития ребенка. И проблема его формирование в современной логопедии занимает важнейшее место в настоящее время. Тем самым, мы можем говорить, чт...

Анализ полученных результатов исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей контрольной и экспериментальной группы

По результатам проведенной диагностики, был выполнен сравнительный анализ результатов по уровням выполненных заданий, который представлен в   сводной таблице. Представим характеристику состо...

Результаты исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов. Пассивный словарь у двух групп.

Результаты исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов. Пассивный словарь у двух групп. Рис.4 Результаты исследования словаря существительных, прилагательных, глаголов. Активны...

Цель, задачи, структура логопедической работы по развитию словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей со стертой дизартрией.

По итогам проведенного количественного и качественного анализа результатов исследования, выявлены трудности формирования словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей со стертой дизартрией...