Конспект НОД по развитию речи на тему: заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза» с использованием мнемотаблицы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Владимирова Ирина Витальевна

НОД по развитию речи с использованием мнемотаблицы для детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt2.docx113.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи на тему: заучивание

стихотворения С. Есенина «Белая береза» с использованием мнемотаблицы

Возрастная группа: старшая группа (5-6 л.)

Цель:  Познакомить детей с новым стихотворением  С. Есенина «Берёза».

Задачи:

1. Формировать умение заучивать стихи с помощью мнемотаблицы.

2.Развивать внимание, память, связную речь у детей путем заучивания стихотворения наизусть, используя приёмы мнемотехники.

3.Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении, активизировать чувственное восприятие художественного слова, раскрыть авторское отношение к природе.

4.Содействовать в  восприятии  детьми поэтического текста, понимать и воспроизводить  образный язык рифмы и содержание литературного текста, вызывать эмоциональный отклик от него.

5.Совершенствовать интонационную выразительность речи.

6.Отразить чувства в своём рисунке.

7.Воспитывать у детей любовь к поэзии.

8.Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, аудиозапись стихотворения «Берёза» в исполнении С. Безрукова, мнемосхемы по стихотворению «Берёзы», презентация картин И. И. Шишкина, И. И. Левитана.

Предварительная работа: рассматривание деревьев на прогулке и на иллюстрациях. Знакомство с репродукциями картин И. И. Шишкина, И. И. Левитана.

Форма работы: подгрупповая.

Методы и приемы: объяснительно- иллюстративные, словесные, наглядные, художественное слово, поощрение.

К концу НОД дети должны иметь представления:

-о стихотворении  С. Есенина «Берёза».

Уметь:

- запоминать стихи с помощью мнемотаблицы;

- рассказывать связно, полно и выразительно.

Ход НОД: Вводная часть (3 мин)

1.Вступительная беседа. (На доске выставлено несколько зимних пейзажей.)

- Ребята предлагаю вам посмотреть на эти прекрасные иллюстрации. Давайте с вами вспомним, как называются картины, на которых мы можем увидеть изображение природы во всей своей красоте. (Пейзаж)

Многие известные художники - И. И. Шишкин, И. И. Левитан и другие очень любили рисовать природу. Но не только художники старались показать всю красоту и великолепие природы, некоторые писатели и поэты то же старались раскрыть всю её необыкновенность в своих произведениях. 

Береза- символ нашей Родины, любимое дерево русского народа. Многие поэты, писатели, художники обращались к ее образу, называя березу русской красавицей.

(Выставляется картина И. Левитана «Золотая осень»)

Это было и любимое дерево Есенина. Наблюдая, как береза меняется в течение года, то сбрасывая пожухлую листву, то одеваясь в новый зеленый наряд. Поэт уверился в том, что именно береза достойна того, чтобы быть увековеченной в стихах. До глубины души волновала поэта красота русских раздолий, любимых русских берез.

- Березы красивы и весной, и летом, и осенью… А могут ли березы быть красивыми зимой? (Ответ)

 Обратите внимание, как ажурные, опушенные инеем веточки, каскадом спускаются вниз. Каждая маленькая веточка покрыта снежным инеем, и создается впечатление, что эта снежная бахрома- необычайной красоты цветы.

- Вот такие березы увидел художник. А великий русский поэт Сергей Есенин (показываю его портрет) увидел подобную картину и написал стихотворение.

Основная часть (21 мин)

2. Послушайте стихотворение С. Есенина «Береза».

(чтение стихотворения)

- Понравилось ли вам стихотворение, хотели бы вы его выучить.

- Ребята, кто внимательно слушал, о чём это стихотворение? (о березе)

3.Беседа по содержанию.

Какою увидел берёзу поэт? Почему она привлекла его внимание, вызвала удивление и восхищение, ведь он часто видел её из окна? (укрыта снегом)

- С чем сравнивает Есенин опушенные снегом кисточки берёзовых веток? (С белой бахромой.) А что такое бахрома? Бахрома-ряд свисающих нитей по краям изделия, служащих для украшения.

- А вы заметили, как выразительно говорит о снеге поэт в своем стихотворении (Кайма, кисти, серебро.).

-В стихотворении есть такие строчки:

И горят снежинкиhttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/09b8/000f5f7f-a6d349a1/hello_html_m1fcc6b92.jpg

В золотом огне

Что значит горят?

- У какого времени года такие краски?

4.Выразительное чтение стихотворения.

А помогут нам рассказать стихотворение схематические рисунки (мнемотехника)

Читаю повторно стихотворение, выставляя мнемосхему. (Мнемосхема готова.)

- Как будем читать стихотворение - быстро или неторопливо? Громко или не очень громко? (Будем читать неторопливо, не очень громко, но так, чтобы все могли услышать, и постараться передать чувства автора, его любование берёзой.)

Физкультминутка.

Наступило утро, солнышко проснулось,

И берёзки белые к солнцу потянулись. (Руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с дружкой, (Повороты, наклоны в сторону)

Наклонившись в сторону.

С солнцем поздоровались,

Радуясь новому дню. (Руки вверх, помахать ими)

5.Чтение стихотворения детьми.

Давайте все вместе расскажем стихотворение с помощью мнемотехники.

 (Приступаем к повторению стихотворения с помощью мнемосхем.)

Заключительная часть (1 мин)

-Молодцы! Что вам понравилось?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза».

План-конспект занятия по развитию речи(старшая группа)Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Конспект занятия по развитию речи по теме:" Заучивание стихотворения А. Барто."Кораблик"

Развитие речи имеет своей целью помочь ребенку овладеть грамотной, красивой, выразительной устной речью на родном языке, научиться точно, ярко, образно передавать в речи мысли, чувства, впечатления....

«Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза» с использованием мнемотаблицы»

Познакомить детей с новым стихотворением  С. Есенина «Белая берёза»....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Заучивание стихотворения С. Есенина "Белая береза" с использованием мнемотаблицы".

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Заучивание стихотворения С. Есенина "Белая береза" с использованием мнемотаблицы....

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза» с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы....