Звуковая культура речи. Звук «Ц»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Казанцева Татьяна Петровна

Звуковая культура речи. Звук «Ц»

 Цели и задачи:

 -упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах, в словах)

-совершенствовать интонационную выразительность речи

-учить различать слова со звуком «ц».

-развивать фонематический слух, подвижность языка.

- воспитывать усидчивость, внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Звуковая культура речи. Звук «Ц»

 Цели и задачи:

 -упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах, в словах)

-совершенствовать интонационную выразительность речи

-учить различать слова со звуком «ц».

-развивать фонематический слух, подвижность языка.

- воспитывать усидчивость, внимание.

Материал и оборудование: Картинки с изображением (цыплёнка, яйца, курицы), мяч, мягкая игрушка цыплёнок, колонка с песней «Цып-цып, мои цыплятки».

Ход занятия.

В: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

-Здравствуйте! (хором)

 Мы очень рады видеть вас у нас в гостях!

В: Ребята, встанем в круг, поздороваемся, как мы умеем.

Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп,

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,

Здравствуй, звонкий каблучок (цокают языком)

Здравствуй, шустрый язычок (играют язычком - бл, бл, бл)

Язычок - озорничок за заборчиком живет (упражнение «заборчик»)

Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки)

Любит он и подремать (широкий язык лежит на нижней губе)

Вот, Шутник!

Вдруг узким –узким стал язык (язык узкий между зубов и вперед, упражнение «иголочка»)

Язычок мы спрячем в рот,

Пусть немножко отдохнет!

В: Ребята, вы любите отгадывать загадки? (да)

 Ну тогда слушайте внимательно.

Это кто пищит пи-пи
Из яичной скорлупы?
Может - курочкин ребёнок?
Вылупляется 
(цыпленок)!

 - Правильно, это цыплёнок (показ картинки цыпленок вылезает из яйца)

- А как называется его чудесный домик? (яйцо)

В: Ребята посмотрите, кто это к нам в гости пожаловал (цыплёнок), давайте поздороваемся с цыпленком.

Дети: здравствуй, цыпленок!

В: Ребята нашего цыплёнка зовут Цыпа.

Давайте скажем хором- Цыпа. Какое необычное имя, может его нужно так позвать?  Давайте все вместе позовем Цыпу.

 (подзывают - цып-цып-цып)

В: Позови Маша –цып-цып-цып. А теперь ты Тимоша (спросить нескольких детей) -Цып-цып-цып. Молодцы!

Когда мы говорим Цып-Цып, мы слышим звук «Ц» а чтобы правильно его произнести нужно улыбнуться, зубки поставить заборчиком, толкнуться язычком в нижние зубки и отрывисто произнести ц-ц-ц-ц (дети пробуют повторить).

Цыплёнок говорит, что это его любимый звук и он знает стихотворение с этим звуком, хотите он вам его расскажет? Ну тогда слушайте и повторяйте дружно.

В: Це-це-це -дом цыпленка в яйце.

(Сначала воспитатель говорит, затем дети повторяют)

Цо-цо-цо – курица снесла яйцо.

Цу-цу-цу-  киска тянется к яйцу. (показ «коготков»                   

Ца-ца-ца - брысь, котёнок, от яйца! (топаем ножкой)

Цу-цу-цу- не пускать его к яйцу!

Цо-цо-цо- сами мы съедим яйцо!

В: Ребята, а кто мне напомнит, какой любимый звук у Цыпы? [ц] Скажи Маша, скажи Макс. Молодцы!

А сейчас давайте немножко отдохнём

Физминутка:

Шёл цыплёнок по дорожке,

Прыгал он на правой ножке.

А ещё кружился смело,

Лапками махал умело.

Он спешил к себе домой

К милой мамочке родной.

 В: Присаживайтесь, я знаю новую игру «Будь внимателен!» Хотите поиграть? Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, в каких словах есть звук [ц] – хлопайте в ладоши, а если звука нет – не надо хлопать.

  Белка, цветок, лес, огурец, дом, леденец, мяч, цапля, свет, заяц, врач.

В: молодцы! Какие у вас внимательные ушки.  

В: У каждого из нас есть мама. И у цыпленка есть, кто это? (курица) Показ картинки. Слышите звук [ц]? Произнесите слово. Предлагаю поиграть с мячом. Я называю детёныша, а вы – маму.

У львенка?- львица.  

У тигренка- тигрица.        

У волчонка- волчица.
У лисёнка – лисица.
У цыплёнка – курица.
У медвежонка- медведица.

Походим как медведица.

 Рефлексия.

В: -Ребята кто пришёл к нам в гости? Цыплёнок

     -Как зовут цыплёнка? Цыпа 

     - Кто помнит с каким звуком мы сегодня познакомились? [ц]  

В: Цыпа приглашает вас потанцевать под любимую песню «Цып-цып, мои цыплятки» (звучит музыка, дети танцуют, радуются) Молодцы! Цыплёнок оставил вам на память о себе звёздочки такова же цвета как и он.

Список использования литературы:

-О. Новиковская «100 упражнений для развития речи»

- В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»

- Л. Комарова «Авторизация звука «Ц» в игровых упражнениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".

Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "

Конспект  НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...