Занятие по развитию речи в старшей компенсирующей направленности группе.Тема: « Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа « Поздняя осень»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Забавко Светлана Ивановна

Успешно тренируется навык связных высказываний с применением наглядного материала. Это могут быть единичные картинки, а также серия изображений, которые отражают развитие сюжета.

Дошкольника просят рассказать:

  • Что изображено на картинке
  • Какие события произошли раньше
  • Как дальше будет развиваться ситуация

Применяя картинки, следует учитывать, что старшие дошкольники увлеченно фантазируют, используют развернутые объяснения, опираясь на образы. Но наличие картинок повышает ситуативность речи у младших дошкольников — вместо описания они могут указывать на изображенные детали.

Сочинения развивают образность, логичность, выразительность высказываний. Под сочинением историй подразумеваются любые рассказы дошкольника.

За чтением

Чем больше у ребенка словарный запас, тем легче ему выражать свои впечатления и фантазии. Готовый рассказ содержит ряд опорных моментов, на которые в пересказе ориентируются дошкольники, а в сочиняемых историях они свободно выстраивают все сюжетные повороты.

Навыки сочинения рассказов начинают формироваться, когда малыша просят описать, что он видел на прогулке, в парке, на детской площадке. Дошкольники среднего и старшего возраста охотно рассказывают эпизоды из своей жизни – где они побывали, с кем и как проводили время.

 

Развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит не только в специально организованных условиях, когда ребенка просят пересказать, описать, придумать. Ежедневно дети в общении, игре используют контекстную и объяснительную речь, пополняют запас слов, что повышает их речевой уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_pedagogov.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи  в старшей компенсирующей направленности группе.

Подготовила учитель - логопед С.И. Забавко

Тема: « Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа « Поздняя осень»

Цель: Обучать составлению рассказа по обозначенному концу.

Задачи:

Обучающие

- использовать в творческом пересказе опорные схемы

- определять последовательность частей текста

Коррекционные

- развивать логическое мышление, воображение, слухоречевую память

- расширять  и активизировать словарь

- развивать речевое дыхание, мелкую моторику, внимание, зрительное восприятие, координацию  движений

- развивать графические навыки

Воспитательные

- заинтересовать детей в развитии умения составлять текст по обозначенному концу

Оборудование: предметные картинки, аудиозапись звука ветра,

схемы-символы, зонт, простые карандаши, 1/2 листочки, осенний листок, письмо.

                                         

Ход занятия:

  1. Орг. Момент

Игра « Найди своё место» (развитие логического  мышления)

- Ребята я сейчас раздам вам картинки. Вы должны внимательно посмотреть на них  и найти вторую часть картинки соответствующую  ей. И сесть на своё место.

Молодцы! Давайте проверим  Н-Р: Дождь - лужа, дерево - листок, шапка- пальто, туча- зонтик.

  1. Включаю аудиозапись звука «Ветер»

– Как, вы думаете, что это может быть?

- Повторите как дул ветер. На выдохе произносим звук У-У-У

- Ветер  какой? – холодный, погрейте свои ладошки Х-Х-Х

3.  Развитие мелкой моторики:

Осень по дорожке

Ходит не спеша

Под ногами осени

Листики шуршат

Хмурая погода

Дождик на дворе

Птицы улетают

Стаей в сентябре

-  Вы конечно догадались, что сегодня мы будем говорить об осени.

Осень бывает разная. Бывает ранняя, а бывает -  поздняя.

  1. Просмотр картинок поздней осени.  Составление предложений по схемам с символами слов.

  • Каким стало небо?
  • Какие листья опали с деревьев?
  • Какие стоят деревья?
  • Какими остались сосны и ели?
  • Что стало с травой?
  • Что происходит с водой на реке?
  • Какие птицы улетели на юг?
  • К чему готовятся дикие животные?
  • Какая осень наступила?

Осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт, а снизу метёт.

  1. Давайте вспомним осенние приметы:

  • Дым стелется - к непогоде
  • Осенью тихая вода – будет хорошая зима
  • Комары в ноябре быть тёплой зиме
  1. Игра на внимание и зрительное восприятие « Зонт»

Если светит солнышко

Можно погулять

Хлопать, топать весело

В садике играть.

Если тучка хмурится

И грозит дождём

Спрячемся под зонтиком

И дождик переждём.

- Дождик шумно побежал всех ребяток испугал!

8.  Ребята сегодня на улице дул сильный ветер. И я растеряла  свои осенние листочки. Помогите собрать.

Игра « Дорисуй листочек»

Работа над словарём прилагательных

Игра « Передай листок»

-  Передаём листок, повторяя слово предыдущего ребёнка и добавляем свои.

Н-р:  сухой, осенний, красивый

  1.   Ветер принёс нам письмо

- Дорогие ребята, я знаю, что вы ходите в д\с, в старшую группу и каждый день узнаёте много нового и хорошо научились сочинять рассказы. Я тоже сочинила рассказ:

Птицы улетели. Животные готовятся спать

Это осень.

- Ребята о чём вы узнали из письма?

Что же это за рассказ? Всё ли понятно? Есть ли в этом письме начало, середина?

Определение частей рассказа:

  1. Наступила поздняя осень
  2. Небо стало хмурым, серым, низким.
  3. Сухие листья опали с деревьев
  4. Березы и клёны стоят грустные, голые
  5. А  сосны и ели остались зеленными, нарядными, красивыми.
  6. Трава пожелтела, поникла и пожухла.
  7. Вода в реке замёрзла и превратилась в лёд.
  8. Перелётные птицы улетели на юг.
  9. Дикие животные готовятся к зиме.
  10. Стало холодно.

- Такое время называется предзимье.

  1.  Физминутка

Посмотрите сколько луж. Кто залез - тот неуклюж!

  1. Творческий пересказ

А теперь расскажите о поздней осени от начала и до конца.

А я запишу ваши рассказы на диктофон. Лучшие оставим  и послушаем когда захотим.

  1. Итог:  -  Чем мы сегодня занимались?

                - Что понравилось?

Дорисуйте своё настроение на листочках, которые вы дорисовывали.

( улыбки - хорошее настроение, перевёрнутая улыбка - грустное, чёрточка – злое)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы. Тема: Решение творческой задачи «Как Айболит добирался до больных зверей»

Конспект занятия по развитию речис детьми средней группы.Тема: Решение творческой задачи «Как Айболит добирался до больных зверей»...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе. Тема: Пересказ сказки «Три поросёнка» (адаптированный вариант) с использованием технологии моделирования.

Цель: продолжать работу по формированию навыка самостоятельногосвязного пересказа.Задачи:Образовательные:- закреплять умение детей пересказывать сказки, воспроизводитьпоследовательность действий с пом...

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка» с использованием моделей».

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка» с использованием моделей»....

Конспект занятия по развитию речи №16 в подготовительной группе Тема: «Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка»

Конспект занятия по  развитию речи в подготовительной группе  «Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка»...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей компенсирующей направленности группе . Тема «Осень».

Обобщить и закрепить знания умения и навыки по подготовке к обучению грамоте....

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе Тема: Пересказ сказки «Репка».

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группеТема: Пересказ сказки «Репка»....