«Театрализованная игра, как средство формирования речи у детей старшего дошкольного возраста»
проект по развитию речи (старшая группа)

Ракитская Любовь Ивановна

Цель мастер-класса: выявить особенности организации театрализованной деятельности в ДОУ, направленную на формирование в детях творческого начала и личности ребёнка.

Форма проведения: педагогическая мастерская

Цель занятия: рассмотреть условия для формирования речи у детей в театрализованной деятельности.

Ход мастер-класса:

Актуальность: развитие речевой активности дошкольников.

Цель проекта: развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность в специально организованной предметно-развивающей среде дошкольного учреждения.

Задачи:

Оздоровительные:

  • Способствовать созданию положительного эмоционального настроя
  • Профилактика тревожности и конфликтных ситуаций через театрализованную игру

Образовательные:

  • Развивать вербальные и не вербальные характеристики общения
  • Способствовать развитию воссоздающего и творческого воображения
  • Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами образовательной деятельности

Воспитательные:

  • Формировать представление о добре и зле
  • Развивать способность подчиняться требованиям детского коллектива, сохраняя свои индивидуальные способности

Направленность развития детей:

Комплексное- (интеграция образовательных областей)

  • Познавательно-речевое
  • Социально-коммуникативное
  • Художественно-эстетическое

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №81 комбинированного вида

Калининского района  Санкт-Петербурга

«Театрализованная игра, как средство формирования речи у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №81 Ракитская Любовь Ивановна

Цель мастер-класса: выявить особенности организации театрализованной деятельности в ДОУ, направленную на формирование в детях творческого начала и личности ребёнка.

Форма проведения: педагогическая мастерская

Цель занятия: рассмотреть условия для формирования речи у детей в театрализованной деятельности.

Ход мастер-класса:

Актуальность: развитие речевой активности дошкольников.

Цель проекта: развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность в специально организованной предметно-развивающей среде дошкольного учреждения.

Задачи:

Оздоровительные:

  • Способствовать созданию положительного эмоционального настроя
  • Профилактика тревожности и конфликтных ситуаций через театрализованную игру

Образовательные:

  • Развивать вербальные и не вербальные характеристики общения
  • Способствовать развитию воссоздающего и творческого воображения
  • Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами образовательной деятельности

Воспитательные:

  • Формировать представление о добре и зле
  • Развивать способность подчиняться требованиям детского коллектива, сохраняя свои индивидуальные способности

Направленность развития детей:

Комплексное- (интеграция образовательных областей)

  • Познавательно-речевое
  • Социально-коммуникативное
  • Художественно-эстетическое

Содержание образовательной деятельности:

Подготовительный этап:

  • Беседа с детьми о домашних и диких животных ( Их внешнем виде, повадках, о способах выражения животными эмоций, настроений и желаний. С детьми пришли к выводу, что у животных свой "язык"т.е. звуковые сигналы, позы, движения)
  • Рассматривали иллюстрации, фотографии с изображением животных
  • Проводили дидактические игры на классификацию животных по разным признакам: дикие-домашние, звери-птицы, взрослые-детёныши, агрессивные-спокойные-дружелюбные-весёлые
  • Отгадывали,  загадки и учились сочинять описательные загадки

В работу включены были упражнения по звуковой культуре речи:

  • Проговаривали скороговорки с разной силой голоса (громко, тихо) и темпом речи (медленно. быстро)
  • Дидактические игры "Назови конец слова","Отгадай слово"
  • Настольно игры "Слоговые кубики", "Подбери слово"

Проводилась индивидуальная работа по развитию монологической речи:

  • Составление детьми рассказов из личного опыта на тему: "Интересный (весёлый, грустный) случай, который произошёл со мной (моим животным), используя сюжетные картинки.

Знакомство с текстом сказки С.Михалкова "Три поросёнка"

Беседа о содержании сказки:

  1. Вопросы на выделение главных и второстепенных героев
  2. Вопросы на краткую характеристику главных героев
  3. Вопросы на востановление последовательности событий сказки
  4. Вопросы на  нравственную характеристику героев
  5. Вопросы на определение нравственного смысла сказки

Предлагалось детям придумать присказки, зачин и концовку к сказке

Совместно  родители с детьми придумывали свои сказки по мотивам сказки "Три поросёнка"  

Работа со схемами и моделями (моделирование сказки)

Сюжетное рисование по сказке

Создание предметно-развивающей среды:

  • Тематическая выставка в книжном уголке по творчеству С.Михалкова
  • Внесение настольно-печатных игр по теме
  • Раскраски по цифрам "Герои сказок"

Практический этап: "Развитие умений создавать игровой образ"

Цель: Развитие умений передавать образы животных-героев сказки с помощью средств невербальной выразительности (мимика, жесты, поза, движения), интонационной выразительности (сила голоса, темп речи, тембр голоса)

Содержание образовательной деятельности:

  • "Конкурс лентяев" (дети изображали ленивых поросят)
  • Импровизация "Осенние листья" под музыку М.Глинки "Вальс фантазия"
  • Импровизация  танцев феи Лета и Осени под музыку С.Прокофьева из балета "Золушка"
  • Слушание музыки С.Прокофьева из музыкальной сказки "Петя и Волк" (партия Волка)
  • Подвижные игры с текстом (см.картотеку)
  • Этюды на выражение эмоций: "Ссора", "Обида", "Встреча", "Радость", "Гнев", "Грусть"
  • Игра-имитация "Волк", "Лисичка", "Поросёнок" и т.д.
  • Фраза в образе, например: Начал грозно он реветь:-"Смотрите, хмурится природа. Совсем испортилась погода". (Медведь)
  • Ролевой диалог: "Лиса и поросята", "Медведь и поросята", "Ворон и Волк" и т.д.
  • Знакомились с особенностями и видами театрального искусства, устройством театра, культурой поведения в театре во время игр, работы над спектаклем, посещения театров с родителями, просмотра видеозаписей спектаклей.

Создание предметно-развивающей среды:

  • Внесение материалов (пиктограммы, фотографии, иллюстрации)  для ознакомления основных эмоций и состояний людей и животных
  • Теневой, плоскостной театр

Заключительный этап: "Самостоятельная творческая деятельность детей"

Цель: Развитие игрового и речевого творчества детей в процессе подготовки спектакля

Содержание образовательной деятельности:

  •  Коллективное изготовление афиши
  • Из бросового материала фигурок героев сказки и декораций для театрализованной игры на столе
  • Репетиции спектакля при обязательном участии зрителей (игрушки, няня)
  • Премьера спектакля "Три поросёнка" для детей младших групп детского сада и родителей актёров. (Важным было участие всех детей в спектакле)
  • Составление рассказов из личного опыта детей на тему: "Как я участвовал в спектакле" (совместная работа родителей с детьми) 

Создание предметно-развивающей среды:

  • Атрибуты, костюмы  для спектакля
  • Бросовый материал для изготовления фигурок героев сказки
  • Художественный материал для изготовления афиши

Продукты проекта:

  • В процессе работы создана видеозапись спектакля
  • Фотографии результатов проектной деятельности
  • Совместно придуманные сказки
  • Предметы ИЗО деятельности
  • Мы ходим в гости к малышам и уже показали спектакли: "Муха цокотуха" (2013-2014 уч.год), "Три поросёнка" (2014-2015 уч.год). Планируем в этом учебном году (2015-2016 уч.год) поставить новую сказку "Теремок-на новый лад".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

     Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка сообщим недоразвитием речи и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления ин...

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста...

Педагогический проект старшей группы «Василёк» на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

Самообразование "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность:           В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь &mda...

Театрализованные игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

laquo;Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется играя, а играя, познает окружающее…»                        ...

Театрализованные игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Материал будет полезен педагогам, музыкальным рукводителям детских садов и родителям....