Адаптированная дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности Развитие речи детей с ОНР посредством сказки с элементами театрализованной деятельности "Сказочная карусель"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Лагунова Татьяна Борисовна


Данная программа направлена на развитие речи детей посредством сказки с элементами театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma._lagunova_t.b.doc267.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27»

Адаптированная

дополнительная общеобразовательная программа

 социально-педагогической направленности

Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством сказки с элементами театрализованной деятельности

«Сказочная карусель»

Адресат программы: дети старшего дошкольного возраста, 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик программы:

Лагунова Татьяна Борисовна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 27»

Северск   2018

Оглавление

Информационная карта адаптированной дополнительной общеобразовательной программы социально-педагогической направленности «Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством сказки с элементами театрализованной деятельности 5-7 лет  «Сказочная карусель»

3

Целевой раздел

4

1.

Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной общеобразовательной программы

4

1.1

Пояснительная записка (общая характеристика Программы)

4

1.2

Цель и задачи Программы

5

1.3

Примерный портрет воспитанника, для которого будет актуальным обучение по данной программе. Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

5

1.4

Адаптация дополнительной общеобразовательной программы с учетом особых образовательных потребностей детей с ОНР (ОВЗ).

6

Содержательный раздел

7

2.

Содержание Программы

7

2.1

Учебный план

7

2.2

Тематический план

8

2.3

Требования к результатам освоения адаптированной дополнительной

общеобразовательной программы

14

Организационный раздел

15

3.

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5    

Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

Формы аттестации в дополнительном образовании

Диагностическая методика  речевого развития детей с ОНР

Диагностическая методика развития знаний, умений, навыков у детей с ОНР по театрализованной деятельности

Методическое обеспечение программы

Определения и сокращения

Список используемой литературы

15

15

15

15

17

19

21

22

Информационная карта

адаптированной дополнительной общеобразовательной программы

социально-педагогической направленности

«Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством сказки с элементами театрализованной деятельности

«Сказочная карусель»

Наименование Программы

«Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством сказки с элементами театрализованной деятельности 5-7 лет «Сказочная карусель»

Адресат Программы

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с ОНР

Направленность (профиль) Программы

Социально-педагогическая (согласно п. 9 Приказа Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).

Возраст воспитанников

Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет)

Авторы Программы

Разработчик программы: Лагунова Татьяна Борисовна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 27»

Аннотация содержания Программы

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, призвана обеспечить ребенку старшего дошкольного возраста 5-7 лет с ОНР равные возможности для продолжения обучения на очередной ступени образования, направлена на развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).  Программа способствует  формированию речевой культуры личности дошкольника, адаптации ребенка с ОНР к жизни в обществе через интеграцию образовательных областей дошкольного образования. Учет особенностей детей с общими нарушениями речи (далее – ОНР) делает программу уникальной.

Текущий статус

Действующая

  • Вид программы

Дошкольное образование

  • Целевая установка

Развитие речи детей с ОНР посредством сказки с элементами театрализованной деятельности

Срок реализации

1 год

Реквизиты утверждения

Протокол Педагогического совета № 1 от 30.08.2018

  • Функциональное назначение

Развитие речи средствами театрализованной деятельности

  • Форма обучения

очная

  • Масштаб реализации

МБДОУ

  • Объем программы

35 часов

Наименования и контактные реквизиты экспертных организаций, произведших экспертизу программы

Методическое объединение педагогов МБДОУ «Детский сад № 27»

Педагогический совет МБДОУ «Детский сад № 27» от 30.08.2018 (Протокол № 1)

 Целевой раздел

1. Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной

образовательной программы

1.1  Пояснительная записка

(общая характеристика Программы)

 Нормативно-правовыми основами для разработки и реализации данной адаптированной дополнительной общеобразовательной программы для детей с ОВЗ являются:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

            Согласно терминологии ФЗ № 273 данная программа является адаптированной дополнительной общеобразовательной программой для воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее - ОНР). В соответствии с п. 28 ст. 2 ФЗ № 273 адаптированная общеобразовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

        Данная Программа обеспечивает непрерывность образования, осуществляется параллельно нормативному вектору - обучению по основной образовательной программе МБДОУ «Детский сад № 27» или адаптированной образовательной программе МБДОУ «Детский сад № 27».

         В данной программе представлен комплекс основных характеристик (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогические условия, а также оценочные и методические материалы. Программа реализуется за пределами основной образовательной программы МБДОУ и адаптированной образовательной программы МБДОУ и направлена на решение задач формирования речевой культуры дошкольника, адаптации его личности к жизни в обществе.

          Данная адаптированная дополнительная общеобразовательная программа (далее – АДОП) направлена на:

- формирование и развитие речевых способностей воспитанников;

- удовлетворение индивидуальных потребностей дошкольников с ОНР во всестороннем развитии;

- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития;

- накопление воспитанниками социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы.

- привитие основ театральной культуры.

        Для реализации АДОП организуется образовательный процесс с учетом особенностей психофизического развития категории воспитанников с ОНР.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии растет.

Объем программы: 35 часов (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения Программы).

Форма обучения: очная.

1.2  Цель и задачи программы

Цель:  Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством сказки с элементами театрализованной деятельности.

Задачи (конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель):

  1. Формировать связную речь, грамматический строй речи.
  2. Обогащать и активизировать словарь детей.
  3. Отрабатывать дикцию, интонационно-выразительную сторону речи.
  4. Знакомить с основами театральной культуры.
  5. Прививать желание участвовать в коллективной творческой театрализованной деятельности.
  6. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого;
  7. Воспитывать культуру речевого общения.
  8. Развивать речь и психические процессы: память, внимание, воображение, мышление в играх и упражнениях.

      9.  Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.

1.3  Примерный портрет воспитанника, для которого будет актуальным обучение  по данной программе. Характеристика детей с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, дефекты произношения.

Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.

Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

Исходя из коррекционных задач,  Р. Е. Левиной была предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к трем уровням. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей.

Первый уровень речевого развития характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной.

У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий, причем они используются в самых разных значениях. Дети широко пользуются паралингвистическими средствами общения - жестами, мимикой. В речи отсутствует морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна лишь в конкретной ситуации.

Описывая второй уровень речевого развития, Р. Е. Левина указывает на возросшую речевую активность детей. У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи детей отмечаются уже различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми явлениями окружающего мира, но они не знают многих слов, обозначающих животных и их детенышей, части тела, одежду, профессии и т. д.

Понимание обращенной речи остается неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно.

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов к, в, из-под, из-за, между, через, над и т. д.,

Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Нарушение связной речи - один из симптомов общего недоразвития речи. При пересказе текстов дети с ОНР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

Рассказ-описание малодоступен для них. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному педагогом. Обычно дети подменяют рассказ перечислением отдельных признаков или частей объекта, при этом нарушают всякую связность: не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному.

Творческое рассказывание детей с ОНР дается с большим трудом. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, в изложении последовательного развития сюжета. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Экспрессивная речь детей может служить средством общения, если со стороны взрослых оказывается помощь в виде вопросов.

В редких случаях дети бывают инициатором общения, они не обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождают рассказом. Все это тормозит процесс развития связной речи и требует целенаправленной коррекционно-педагогической работы.

1.4 Адаптация дополнительной общеобразовательной программы с учетом особых образовательных потребностей детей с ОНР (ОВЗ).

При адаптации дополнительной общеобразовательной программы «Сказочная карусель» для детей с ограниченными возможностями здоровья учтено, что для детей данной категории часто требуется больше времени для освоения учебного материала. Поэтому сложность, объем учебного материала уменьшены, подача материала облегчена и используются приемы и формы работы оптимальные для обучения детей с ОНР. Дети от решения достаточно простых задач постепенно переходят к более сложным, систематически повторяя и закрепляя учебный материал, приобретенные навыки и умения. Степень освоения ребенком с ОВЗ данной общеобразовательной программы зависит от его индивидуальных особенностей и требует решения ряда образовательных задач (через диагностику проблемы, разработку индивидуального плана решения проблемы).

Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения образовательной деятельности является психолого-педагогический консилиум МБДОУ. Его деятельность распространяется и на рекомендации по адаптации образовательной программы дополнительного образования для детей с ОНР для создания условий доступного дополнительного образования для детей с ОВЗ.

Содержательный раздел

  1. Содержание программы

2.1. Перспективный план

Месяц

Тема занятия

Отведенное время

Сентябрь

1. Диагностика

2. Диагностика

3. Вспоминаем сказки

4. Пальчиковый театр

1час

1час

1час

1час

Октябрь

1.  Попробуем измениться

2. Слушание и пересказ сказки с использованием настольного тетра

3. Игра «Сказки из коробочки»

4. Рассказывание сказки по картине «Кот, петух и лиса»

1час

1час

1час

1час

Ноябрь

1.  Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть?

2. Управление верховыми куклами

3. У медведя во бору

4. Путешествие в сказку

1час

1час

1час

1час

Декабрь

1. Чтение сказки Ш.Перро «Красная Шапочка». Беседа и пересказ по ролям

2. Игра «Закончи сказку», игра «Угадай героя сказки»

3. Рассматривание иллюстраций и пересказ сказки «Зимовье зверей»

4. Драматизация сказки «Зимовье зверей»

1час

1час

1час

1час

Январь

1. Наши эмоции

2. Учимся четко говорить

3. Угадай героя сказки

1час

1час

1час

Февраль

1. Драматизация сказки (теневой театр)

2. Рассказываем про любимые игры и сказки

3. Драматизация диалогов зайца и ежа по сказке «Храбрый еж» Д.Хармса

4. Чтение русско-народной сказки «Снегурушка и лиса». Игра «А что было бы, если…?»

1час

1час

1час

1час

Март

1. Этюды: «Волшебный напиток» (доброта) «Драка» (гнев, злость), «Неожиданный подарок» (удивление, радость)

2. «Одну простую сказку хотим вам показать»

3.Просмотр мультипликационной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

4. Рассматривание картины Васнецова «Сестрица Аленушка»

1час

1час

1час

1час

Апрель

1.«Когда страшно, видится то, чего нет» Знакомство с русско-народной сказкой «У страха глаза велики»

2. Драматизация сказки «У страха глаза велики»

3. Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

4. Драматизация отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1час

1час

1час

1час

Май

1. «Сочиняем новую сказку»

2. Драматизация авторской сказки «Под грибом»

3. Диагностика

4. Диагностика

1час

1час

1час

1час

Итог

  1. часов

2.2.  Тематический план

Недели

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

Литература

Сентябрь

1 неделя

Диагностическое обследование

Сентябрь

2 неделя

Диагностическое обследование

Сентябрь

3 неделя

Вспоминаем сказки

Выяснить имеющиеся у детей знания названий сказок, их героев. Формировать умение пересказать знакомые сказки. Познакомить с куклами и игрушками театра.  

Атрибуты, куклы к сказкам

Журнал «Дошкольное воспитание» №7/02 стр.108

Сентябрь

4 неделя

Пальчиковый театр

Знакомить детей с пальчиковым театром. Развивать активную речь. Обогащать словарь. Развивать интонационную выразительность речи

Пальчиковые куклы, атрибуты к сказке, иллюстрации.

Конспект

Октябрь

1 неделя

Попробуем измениться

Создать благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений; познакомить детей с понятиями «мимика», «жест»; упражнять в умении изобразить героев с помощью мимики и жеста. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Развивать мелкую моторику.

Иллюстрации сказочных героев

М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду»

Октябрь

2 неделя

«Маша и медведь»

Слушание и пересказ сказки с использованием настольного театра.

Этюд «Машенька» (страх, испуг)

Развивать умение слушать и воспринимать сказки в аудиозаписи, запоминать интонационную выразительность голоса, тембр, высоту, громкость голоса. Формировать умение пересказывать сказку близко к тексту, используя настольный театр. Совершенствовать отчетливое произношение звуков и слов.

Аудиозапись сказки «Маша и медведь». Куклы настольного театра.

Конспект

Октябрь

3 неделя

Игра «Сказки из коробочки»

Развивать творческое мышление, умение сочинять и дополнять сказку. Развивать связную речь. Совершенствовать интонационно- выразительную речь

Коробочка с различными мелкими игрушками, героев из сказок, атрибутов.

Конспект

Октябрь

4 неделя

Рассказывание по картине сказки «Кот, петух и лиса»

Игра «Самолеты загудели»

Развивать речь, активизировать словарь. Совершенствовать умение рассказывать сказку по картине. Развивать монологическую речь. Активизировать психические процессы.

Картина к сказке

Журнал «Дошкольное воспитание» №7/02, стр.109

Ноябрь

1 неделя

«Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть?»

Развивать фантазию, творческое мышление. Умение проявлять свою индивидуальность. Упражнять в изображении героев с помощью мимики и жестов. Развивать связную речь.

Элементы костюмов к сказке «Курочка Ряба» (платок, шляпа, шапочка курочки, ушки мышки и т.д.)

Конспект

Ноябрь

2 неделя

«Управление верховыми куклами»

Познакомить с верховыми куклами, с приемами действия с ними. Побуждать включаться в беседу, отвечать на вопросы. Воспитывать интерес к театральному искусству, желание участвовать в кукольном спектакле. Развивать грамотную связную речь. Совершенствовать умение отчетливо произносить звуки, слова. Совершенствовать интонационно-выразительную сторону речи.

Аудиозапись песни «Паровозик» (муз.М.Протасова), верховые куклы на гапите

Конспект

Ноябрь

3 неделя

«У медведя во бору»

Продолжать знакомство с театральной ширмой, с верховыми куклами. Разучить первый фрагмент спектакля «Путешествие в сказку «Теремок» (встреча мышки и лягушки)

Театральная ширма, верховые куклы: мышка, лягушка, медведь

Конспект

Ноябрь

4 неделя

«Путешествие в сказку»

Прививать интерес к театру, как к виду искусства; воспринимать сказку в игре актеров. Развивать речь, умение развернуто отвечать на вопросы по сказке.

Воспитывать культуру речевого общения.

Плоскостной теремок, верховые куклы героев сказки

Конспект

Декабрь

1 неделя

Чтение сказки Ш.Перро «Красная Шапочка». Беседа и пересказ по ролям.

Познакомить детей с автором сказки, ее содержанием. Развивать умение правильно отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать близко к тексту. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь. Развивать память, образное мышление.

Текст сказки, иллюстрации.

Конспект

Декабрь

2 неделя

Игра «Закончи сказку»

Игра «Угадай героя сказки»

Развивать умение правильно воспроизводить знакомую сказку, правильно угадывать и называть героев, давать им характеристику. Закреплять правильное произношение звуков в словах. Развивать связную речь.

Иллюстрации к русско-народным сказкам.

Конспект

Декабрь

3 неделя

Рассматривание иллюстраций и пересказ сказки «Зимовье зверей»

Вспомнить сказку, умение ответить на вопросы по содержанию. Развивать  умение пересказывать близко к тексту по опорным картинкам. Совершенствовать отчетливое произношение слов, словосочетаний. Согласовывать слова в предложениях в роде, числе, падеже.

Иллюстрации к сказке «Зимовье зверей»

Конспект

Декабрь

4 неделя

Драматизация сказки «Зимовье зверей»

Совершенствовать навыки театрализованной деятельности, продолжать работу над дикцией, выразительностью речи. Закреплять приемы действия с игрушкой.

Игрушки к сказке

Конспект

Январь

2 неделя

«Наши эмоции»

Развивать умение распознавать эмоциональные состояния по мимике. Формировать умение подбирать нужную графическую карточку с эмоциями по конкретной ситуации; передавать эмоцию мимикой своего лица. Совершенствовать умение описывать словами эмоции. Развивать монологическую речь.

Сюжетные картинки по эмоциям, графические карточки с эмоциями.

М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду»

 стр.103

Январь

3 неделя

«Учимся четко говорить»

Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок.  С помощью сказки развивать фантазию и речь детей. Развивать монологическую и диалогическую речь. Совершенствовать четкое произношение звуков.

Аудиозапись спокойной музыки, скороговорки.

Конспект

Январь

4 неделя

«Угадай героя сказки»

Познакомить детей с теневым театром. Закреплять умение отгадывать загадки о героях сказок. Формировать умение отвечать, из какой сказки герой. Совершенствовать связную речь. Умение давать характеристику герою. Какой он?

Ширма, лампа, теневые фигуры волка, зайца, лисы, медведя

Конспект

Февраль

1 неделя

«Драматизация сказки (теневой театр)

Развивать умение действовать с фигурами теневого театра. Совершенствовать навыки диалогической речи, употребление простых, сложносочиненных предложений. Развивать память, внимание, мышление.

Ширма, лампа, теневые фигуры волка, зайца, лисы, медведя, колобка, дедушки, бабушки, домик.

Конспект

Февраль

2 неделя

«Рассказываем про любимые игры и сказки»

Познакомить со сказкой Д.Хармса «Храбрый еж». Совершенствовать умение связно и логично передавать мысли. Развивать способность понимать смысл сказки. Развивать связную речь.

Иллюстрации к сказке «Храбрый еж» Д.Хармса.

М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду»

Февраль

3 неделя

«Драматизация диалогов зайца и ежа» по сказке «Храбрый еж» Д.Хармса

Развивать коммуникативные навыки, совершенствовать диалогическую речь. Развивать память, мышление. Поощрять желание участвовать в театрально-игровой деятельности.

Маски ежа, зайца

Конспект

Февраль

4 неделя

Чтение русско-народной сказки «Снегурушка и лиса».

Игра «А что было бы, если…?»

Прививать умение слушать внимательно, понимать смысл сказки. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Развивать память, мышление. Воображение, активизировать словарь, совершенствовать монологическую речь.

Иллюстрации к сказке «Снегурушка и лиса»

Конспект

Март

1 неделя

Этюды: «Волшебный напиток» (доброта) «Драка» (гнев, злость), «Неожиданный подарок» (удивление, радость)

Настроить детей на положительный лад. Совершенствовать умение мимикой показать эмоцию. Прививать желание участвовать в обсуждении этюдов. Совершенствовать связную речь.

Графические картинки эмоций

Конспект

Март

2 неделя

«Одну простую сказку хотим вам показать»

Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Закреплять умение мимикой и жестами передавать характерные черты персонажа сказки.

Графические картинки эмоций, иллюстрации сказок

Конспект

Март

3 неделя

Просмотр мультипликационной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Прививать умение воспринимать другой вид сказки, мультипликационный. Совершенствовать навыки отвечать на вопросы по сказке, пересказывать выразительно и близко к тексту отрывки из сказки. Обогащать словарь детей за счет объяснения новых слов.

Видеоплеер, диск с записью мультфильма, телевизор.

Конспект

Март

4 неделя

Рассматривание картины Васнецова «Сестрица Аленушка»

Вспомнить сказку и ответить на вопросы по содержанию. Совершенствовать отчетливое произношения звуков в словах. Упражнять в умении мимикой изобразить Аленушку, склонившуюся над рекой. Развивать умение составить рассказ по изображению.

Картина Васнецова «Сестрица Аленушка»

Конспект

Апрель

1 неделя

«Когда страшно, видится то, чего нет»

Знакомство с русско-народной сказкой «У страха глаза велики»

Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку. Совершенствовать умение грамотно отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Текст сказки, иллюстрации, графические изображение эмоций.

М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду»

 стр 112

Апрель

2 неделя

Драматизация сказки «У страха глаза велики»

Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации. Закреплять умение распределять роли. Совершенствовать диалогическую речь.

Иллюстрации к сказке, костюмы для ряжения.

М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду»

 стр 115

Апрель

3 неделя

Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Продолжать прививать умение слушать и воспринимать сказку в стихах. Умение отвечать развернуто на вопросы. Совершенствовать монологическую речь.

Закреплять умение пересказывать понравившийся отрывок. Вводить в словарь детей новые слова.

Иллюстрации к сказке

Конспект

Апрель

4 неделя

Драматизация отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Развивать умение рассказывать наизусть заранее выученные понравившиеся отрывки из сказки. Поощрять желание детей участвовать в театрально-игровой деятельности, совершенствовать интонационную выразительность речи, жесты, мимику. Закреплять навыки диалогической речи.

Материал: платок на голову для роли старухи, шапка для роли деда, корона для рыбки.

Конспект

Май

1 неделя

«Сочиняем новую сказку»

Развивать творческое мышление, совершенствовать умение излагать мысли по ходу сюжета. Совершенствовать навыки групповой работы.

Сказка В.Сутеева «Кораблик»

М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду»

 стр 101

Май

2 неделя

Драматизация авторской сказки «Под грибом»

Совершенствовать полученные навыки театрально-игровой деятельности. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать культуру общения.

Костюмы, видеопрезентация, аудиозаписи.

Сценарий

Май

3 неделя

Диагностическое обследование

Май

4 неделя

Диагностическое обследование

2.3.  Требования к результатам освоения адаптированной дополнительной

общеобразовательной программы

Результаты освоения программы дополнительного образования детей «Сказочная карусель» выступают в качестве целевых ориентиров для педагога при реализации программы:

           - будет сформирована  связная речь и грамматический строй речи;

           - ребенок приобретет навыки интонационно-выразительной речи, дикции;

           - будет развит творческий потенциал, связанный с познанием своих возможностей; через освоение новых умений в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми

          - ребенок овладеет техникой игр-драматизаций;

          - появится устойчивый интерес к театральной деятельности;

          - появится желание участвовать в коллективной творческой театрализованной деятельности;

          -  у ребенка появится удовлетворенность  своей деятельностью, самореализация;

          - повысится познавательная активность ребенка, проявление инициативы и любознательности;

         - будут развиты жизненные, социальные компетенции, такие как: ответственность,  социальный интерес, готовность к сотрудничеству.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

- педагогические наблюдения;

- педагогическая диагностика;

- открытые показы зрителям.

Организационный  раздел

3. Комплекс организационно-педагогических условий

3.1.  Календарный учебный график

Календарный учебный график - это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования, определяет количество учебных недель и количество учебных дней, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы (п. 92 ст. 2, п. 5 ст. 47 ФЗ N 273).

Учебный год

01.09. 2018 по 31.08.2019

Образовательный период

01.09.2018 по 30.05.2019

Промежуточный и итоговый педагогический мониторинг

03.09. 2018 по 14.09.2018

06.05.2019 по 17.05.2019

Каникулы

24.12.2018 по 28.12.2018

Летний оздоровительный период

01.06.2018 по 31.08.2019

3.2.  Формы аттестации в дополнительном образовании

            Предполагается использование следующих методов отслеживания результативности:

- педагогическое наблюдение;

- педагогическая диагностика;

- педагогический анализ результатов тестирования, опросов, выполнения заданий;

- участие воспитанников в мероприятиях (концертах, спектаклях).

3.3. Диагностическая методика  речевого развития детей с ОНР

Цель диагностики: определить уровень речевого развития.

Обследование активного словаря

В основу обследования словаря положена методика, предлагаемая С.Г. Шевченко. 

Задания:

1. Назвать слова, обозначающие конкретные существительные, обобщающие слова.

Материал: Картинки с изображением предметов, животных и т.д.

Ребенку предлагается назвать предметы, изображенных на предъявляемых  картинках одним словом; назвать обобщенные слова по группе однородных предметов,

2.Назвать действие по предъявленному предмету

Материал:  картинки с изображением предметов и действий (Самолет – летит, Мальчик – идет, бежит, девочка – спит и.т.д.)

3.Подобрать слова противоположные по значению (антонимы).

Материал: картинки с изображением предметов большого - маленького, высокого –низкого ит.д.

4.Сосчитать, сколько предметов нарисовано, назвать порядковый номер.

Материал: сюжетные картинки и предметные

Обследование грамматического строя речи

В основу  обследования положена методика, предлагаемая Г. А. Волковой.

Задания:

1..Изменение существительных по падежам

Материал: картинки с изображением лисы, машины без колеса, и т.д.

Педагог задает вопросы ребенку по картинкам : кому Маша дает зерно?  - курочке, мальчик нарисовал кого? Работает чем? Думает о чем?

2.Изменение прилагательных по родам.

Материал: картинки.

Ребенку предлагается назвать, какой по цвету предмет? (желтая майка, желтый мяч, желтое яблоко)

3.Образование уменьшительно – ласкательных форм.

Материал: картинки с изображением больших и маленьких предметов

Назови картинки, большой…, маленький… (напри мер большой ключ, маленький ключик) 

4.Образовать прилагательные от существительных

Ребенок должен ответить на вопрос: «Из чего сделано?»

Материал: предметы или картинки предметов сделанных из разных материалов. (например: сделан из дерева - деревянный)

Обследование связной речи

В основу  обследования положена методика, предлагаемая Г. А. Волковой.

Задания:

1.Составить предложения по сюжетным картинкам.

Материал: сюжетные картинки (Девочка рисует бабочку красками. Мальчик моет посуду, а девочка вытирает ее полотенцем.)

2. Составить рассказ по картине.

Материал: сюжетные картины. («Кот»)

3. Составить рассказ по серии сюжетных картинок

Материал: серии сюжетных картинок.

Ребенку предлагается  расставить картинки по порядку и составить рассказ.

4. Пересказ. Педагог читает ребенку текст и предлагает пересказать близко к тексту.

Критерии оценки:

3 балла - ребенок полностью и быстро справился с заданием самостоятельно.

2 балл – ребенок затрудняется, но при помощи взрослого справляется с заданием.

1 балл – ребенок не справился с заданием

Баллы, полученные  по каждому заданию, суммируются. На основе набранной суммы можно выявить уровень развития у дошкольников.

Оценка показателей:

высокий уровень  -   от 25 до 36 баллов

средний  уровень  -   от 13 до 24 баллов

низкий уровень   -     12 баллов

Результаты диагностики детей по речевому развитию

Показания выполнения данных заданий заносятся в диагностическую карту  «Уровень речевого развития у дошкольников» (таблица 1).

Таблица 1

Диагностическая карта

«Уровень речевого развития у дошкольников»

(пример для заполнения)

Ф.И.ребенка

Активный словарь

Грамматический строй речи

Связная речь

Итог

Уровень

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Вова

2

2

2

2

2

3

2

3

2

2

3

2

27

высокий

Маша

1

2

1

2

2

1

1

1

2

1

1

1

16

средний

Показания уровня речевого развития у дошкольников  можно представить в сравнении на начало и конец года обучения в таблице 2.

Таблица 2 

Уровень речевого развития дошкольников  

в сравнении на начало и конец года обучения

(пример для заполнения)

Всего

детей

Уровни развития

высокий

средний

низкий

начало

конец

начало

конец

начало

конец

15 детей

0

10

2

5

13

0

         3.4.  Диагностическая методика развития знаний, умений, навыков у детей с ОНР по театрализованной деятельности

Цель: определить уровень развития знаний, умений, навыков у детей с ОНР по театрализованной деятельности.

Диагностика проводится на основе разыгрывания сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». В основу  обследования положена методика, предлагаемая Т.С. Комаровой.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.
Ход проведения.

Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе. Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют). Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.  

             Критерии оценки занесены в таблицу № 3:

Таблица 3

Высокий уровень:

3 балла

Средний уровень:

2 балла

Низкий уровень:

1 балл

1. Основы театральной культуры

1. Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре

2.Называет различные виды театра, знает из различия может охарактеризовать театральные профессии

1. Интересуется театральной деятельностью. Знает правила поведения в театре

2. Использует свои знания в театрализованной деятельности

1. Не проявляет интереса к театральной деятельности.

2. Затрудняется назвать различные виды театра

2. Речевая культура

1.Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание 

2.Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев 

3.Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения 4.Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи

1. Понимает главную идею литературного произведения 

2.Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев 

3.Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета

 4.В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения)

1.Понимает содержание произведения 2.Различает главных и второстепенных героев 3.Затрудняется выделить единицы сюжета

4. Пересказывает произведение с помощью педагога

3. Эмоционально-образное развитие

Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя

Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности

Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения

4. Навыки

кукловождения

Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем

Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем

Владеет элементарными навыками кукловождения

5.Основы коллективной творческой деятельности

Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем

Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности

Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем

Оценка показателей:

высокий уровень  -   от 11 до 15 баллов

средний  уровень  -   от 6 до 10 баллов

низкий уровень   -     5 баллов

Результаты диагностики развития знаний, умений, навыков у детей с ОНР детей по театрализованной деятельности

Показания выполнения данных заданий заносятся в диагностическую карту  «Уровень развития знаний, умений, навыков у детей с ОНР по театрализованной деятельности» (таблица 4).

Таблица 4

Диагностическая карта

«Уровень развития знаний, умений, навыков у детей с ОНР

по театрализованной деятельности»

(пример для заполнения)

Ф.И.

ребенка

Основы театральной культуры

Речевая культура

Эмоционально-образное развитие

Навыки

кукловождения

Основы коллективной творческой деятельности

Итог

Уровень

Вова

3

3

3

3

3

15

высокий

Маша

2

2

2

2

2

10

средний

Коля

1

1

1

1

1

5

низкий

Средний показатель

Показания уровня развития знаний, умений, навыков у детей с ОНР по театрализованной деятельности можно представить в сравнении на начало и конец года обучения в таблице (таблица 5).

Таблица 5

Карта сравнительных данных

«Уровень развития знаний, умений, навыков у детей с ОНР

по театрализованной деятельности»

(пример для заполнения)

Всего

детей

Уровни развития

высокий

средний

низкий

начало

конец

начало

конец

начало

конец

15 детей

0

10

2

5

13

0

3.5.  Методическое обеспечение программы

Формы организации образовательной деятельности: групповые занятия проводятся один раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность 30 минут. Такая форма проведения занятий обусловлена системным и целенаправленным подходом к организации детской деятельности в процессе кружковых занятий. Многокомпонентная, структурно организованная деятельность позволяет ребенку под влиянием обучения, перейти на новый уровень взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развивать свои лучшие личностные качества и, таким образом, формировать коммуникативные навыки.

Таблица 6

Методы и приемы обучения

Словесные

Наглядные

Практические

- устное изложение

- беседы

- объяснение

- анализ текста

- творческое рассказывание

- диалоговое общение

- заучивание наизусть

- художественное слово

- метод сочинения (рассказывания)

- показ видеоматериалов, иллюстраций

- показ педагогом приемов выполнения задания

- наблюдение

- работа по образцу

- рассматривание картин

- сюрпризные моменты

- показ способа действия

- пластические этюды

- творческие задания

- игры-драматизации,       инсценировки

- тренировочные упражнения

- моделирование

- игра

- повторение по образцу

Типы занятий

- комбинированные,

- практические,

- диагностические,

- контрольные,

- тренировочные.

 

Формы проведения занятий

- сказка

- игра сюжетно-ролевая

- праздник

- беседа

- спектакль

- открытое занятие

- наблюдение

- тренинг

- практическое занятие

- занятие-игра

Срок освоения Программы:  1 год

(определяется содержанием программы - количеством недель (35), месяцев (9), необходимых для ее освоения).

Режим занятий:  периодичность  - 4 раза в месяц, продолжительность занятий – 30 минут.

Адресат программы: Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с ОНР 

Условия реализации программы:  

Для эффективной работы по достижению  поставленной цели и для обеспечения высокого качественного уровня освоения программных задач необходимо создание определенных условий. С этой целью были определены этапы деятельности:

1. Накопление теоретического и практического материала.

2. Подбор и изучение методических пособий.

3. Подбор детской литературы.

4.Создание предметной среды: оснащение центра речевого развития, оснащение центра театрализованной деятельности.

5.Составление учебного плана работы

6.Составление тематического плана работы.

7.Подобран и разработан  комплекс диагностических методик для определения уровня освоения разделов программы.

Перечень научно-методического материала:

  • Учебный план.
  • Тематический план работы.
  • Комплекс  диагностических методик.

Виды методической продукции: методическое руководство, методическое описание, методические рекомендации, методические указания, методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция.

Кадровые  условия: Занятия с детьми по данной программе могут проводить как  воспитатели дошкольных учреждений с любым стажем работы и любой квалификационной категории, так и педагоги дополнительного образования.

Определения

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Адаптированная основная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения определенной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью.

Адаптация - приспособление к новым условиям существования, с одной стороны, и стремление к постоянству его внутренней среды - с другой.

Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Сокращения 

АОП - адаптированная образовательная программа

АООП - адаптированная основная образовательная программа

АДОП - адаптированная дополнительная общеобразовательная программа

ОВЗ - ограниченные возможности здоровья

ОО - образовательная организация

ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт

ОНР – общее недоразвитие речи

Список литературы

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Волкова Г. Методика обследования нарушений речи у детей (1-я часть). – СПб., 1993.
  3. Волкова Г. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб.,2003.
  4. Дошкольное воспитание : науч. – метод. журн. № 7 / учредитель и издат.: ООО Издат. дом "Воспитание дошкольника". – М., 2002.
  5. Жукова Н., Мастюкова Е., Филичева Т. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
  6. Жукова Н., Мастюкова Е., Филичева Т. Общее недоразвитие речи. – М., 1996.
  7. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
  8. Комарова Т.С. Эстетическая развивающая среда в ДОУ – М., Педагогическое общество России, 2007.
  9. Коноваленко В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе. – М., 1999.
  10. Лалаева Р., Серебрякова Н. Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
  11. Лопухина И. Логопедия. Речь. Движение. – М., Дельта, 1997.
  12. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.
  13. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.. – М.: АРКТИ, 2001.
  14. Новоторцева Н. Развитие речи детей. – Ярославль, 1996.
  15. Уликова Н. Словом душа растет. – СПб., 1994.
  16. Ушакова О., Гаврина Н. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Ступеньки к Богу"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕРЮНГРИНСКОЙ РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ«Муниципальное бюджетное специальное  (коррекционное) образовательное учреждение  ...

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности: "Как хорошо уметь читать!"

Программа  «Как хорошо уметь читать!» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»....

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Маленький актер"

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Важнейшей задачей эстетического воспитания является ф...

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Мастера речи»

Программа направлена на организацию клуба для родителей. Для повышения их педагогической компетенции и  эффективности логопедической помощи воспитанникам....

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «LEGO-конструирование».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 424 г. Челябинска»           Дополнительная образователь...

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «УМКА»

При разработке дополнительной образовательной программы «Умка»  использовались авторские программы по обучению и развитию детей младшего дошкольного возраста, а также учитывались...