РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
материал по развитию речи

Актуальность. В современных условиях функционирования и развития системы дошкольного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности воспитания и обучения подрастающего поколения. Бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

В ходе изучения литературы по проблеме исследования нам выявлено недостаточное количество работ, посвященных изучению активного словаря посредством дидактических игр.

Несмотря на большую актуальность и значимость вопросов развития активного словаря, на практике они оказываются недостаточно разработанными, некоторые вопросы требуют дальнейшего изучения:

  • дальнейшее исследование форма, методов и приемов развития словаря;
  • создание нового дидактического материала на якутском языке, направленного на развитие активного словаря.

Актуальность и значимость данной проблемы обусловили выбор темы «Обогащение словарного запаса у детей средней группы посредством дидактических игр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад26.77 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА  ДЕТЕЙ

СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Тимофеева Тая Мировна,

воспитатель старшей группы

МБДОУ «Детского сада общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому направлению развития детей  

№ 32 «Туллукчаан» МР «Хангаласский улус РС (Я)

Актуальность. В современных условиях функционирования и развития системы дошкольного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности воспитания и обучения подрастающего поколения. Бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

В ходе изучения литературы по проблеме исследования нам выявлено недостаточное количество работ, посвященных изучению активного словаря посредством дидактических игр.

Несмотря на большую актуальность и значимость вопросов развития активного словаря, на практике они оказываются недостаточно разработанными, некоторые вопросы требуют дальнейшего изучения:

  • дальнейшее исследование форма, методов и приемов развития словаря;
  • создание нового дидактического материала на якутском языке, направленного на развитие активного словаря.

Актуальность и значимость данной проблемы обусловили выбор темы «Обогащение словарного запаса у детей средней группы посредством дидактических игр»

Объект исследования: процесс обогащения и активизации словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста. 

Предмет исследования: педагогические условия обогащения словарного запаса детей посредством якутских дидактических игр.

Цель исследования: определить, обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия обогащения словарного запаса посредством  дидактических игр.

Гипотеза исследования: словарный запас  у детей средней группы будет эффективно развиваться, если использовать  в образовательно-воспитательном процессе ДОУ дидактические игры.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  2. Провести диагностику развития речи детей средней группы.
  3. Разработать систему авторских дидактических игр по развитию речи, использовать их в качестве обогащения словарного запаса у детей 4-5 лет
  4. Провести опытно-экспериментальную работу по обогащению словарного запаса посредством дидактических игр.

Методы исследования:

  • анализ литературы;
  • наблюдение;
  • осуществление организации бесед;
  • диагностирование;
  • проведение эксперимента.

Методологической основой исследования явились основополагающие законы и принципы диалектико-материалистической философии; ключевые теоретические положения, изложенные в концепции Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики (словарный запас) посвящены также исследования А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др.

Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин.

Над проблемой использования дидактической игры как средства формирования и развития познавательной активности и развития речи работали Е.И.Тихеева, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Н.К.Крупская, Л.АВенгер, З.МБогуславская, О.МДьяченко, Н.ЕВеракса, Е.О.Смирнова, А.К.Бондаренко, Н.СМихаленко-Короткова и др. Каждый из названных представителей науки внес свой неоценимый вклад в вопросы теории и практики дидактической игры, каждый из них рекомендовал её использование для достижения разных целей, для решения разных дидактических задач, но взгляды на сущность дидактической игры остаются одинаковыми и обозначено её явное влияние на развитие личности ребенка-дошкольника, в целом.

Кроме того, мы опираемся на материалы исследований таких авторов как Л.П.Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М.Мастюкова, В.И.Селиверстов, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Е.А.Барахсанова, В.А.Аммосова, М.Т.Гоголева, М.П.Захарова, В.С.Илларионова.

Новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в теоретическом обосновании обогащения словарного запаса детей средней группы посредством дидактических игр.

Практическая значимость исследования заключается в разработке авторских дидактических игр на основе родной культуры, которые могут быть использованы педагогами, студентами, родителями.

База экспериментального исследования: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей  № 32 «Туллукчаан» МР «Хангаласский улус РС (Я)

Структура исследования: работа состоит из введения,  двух глав, списка использованной литературы, приложения.

В соответствии с целью данного исследования запланированы и проведены 3 этапа эксперимента:

I этап - констатирующий. Выявление уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет): определение уровня сформированности словарного запаса, уровня развития связной речи, изучение грамматического строя речи.

II этап - формирующий. Отбор содержания дидактических игр и построение системы использования дидактических игр по решению заданной проблемы и проведение игр в экспериментальной группе.

III этап - контрольный. Выявление степени эффективности проведенной работы: подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы.

В экспериментальном исследовании принимали участие 12 детей средней группы (возраст 4-5 лет), дата проведения исследования – с октября по март 2010-2011 учебного года; воспитанники старшей группы «Сардаана» МБДОУ №32 «Туллукчаан» с.Октёмцы.  Для изучения уровня словаря детей    мы использовали методику «Методы обследования речи детей дошкольного возраста» автор  Г.В.Чиркина.

Уровень речевого развития в констатирующем этапе

Уровень речевого развития

Количество детей (чел.)

Количество детей (%)

Высокий уровень

-

0

Средний уровень

11

92

Низкий уровень

1

8

Исходя из результатов констатирующего эксперимента видно, детям-дошкольникам выделенной группы требуется работа, направленная    на развитие и совершенствование компонентов языка, в частности обогащения словарного запаса  как способа развития познавательной активности ребенка.

Ориентируясь на возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста и после проведения методик, с помощью которых мы выявили развитие детей среднего дошкольного возраста, нами была разработана и проведена работа по развитию речи  по средствам дидактических игр.

Целью формирующего этапа, разработать систему использования дидактических игр, которая бы предполагала развитие и формирование словарного запаса являющихся одной из немаловажных сторон в познавательном развитии детей дошкольного возраста. При подборе дидактических игр учитывались возрастные особенности старших дошкольников.

Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей в своей работе мы планировали беседы. Беседу мы использовали, как обобщение словарного запаса и как активный метод умственного воспитания. Целью бесед по обогащению словарного запаса детей о быте и своеобразии уклада жизни народа саха является воспитание уважения к родной культуре.

Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Чтобы вызвать у детей интерес и желание больше узнать о своей республике и о народностях Севера, на занятия приходит кукла в национальном костюме. Дети с интересом рассматривают ее костюм и украшения. Кукла рассказывает о себе и о своем наряде: «Я девочка - саха. Я живу в Якутии. На мне национальный костюм. Я буду знакомить вас с родным краем; их трудом, обычаями, традициями».

Для того, чтобы вызвать у детей еще больший интерес к занятиям и беседам, обязательно включаем игровой момент – приход куклы в национальной одежде с предметами быта, сувенирами, фотографиями, книгами.

Мы заметили, что использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными, особо развивается словарный запас.

Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий мы используем дидактические игры. Дидактическая игра – универсальный метод закрепления знаний и умений. Дидактические игры позволяют детям в живой непосредственной форме:

  • развивать речь, обогащать словарный запас;
  • накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами;
  • развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику.

Дидактические игры предоставляют большие возможности для развития речи, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Для использования народных якутских игр особое значение придается построению развивающего пространства для содействия развитию детской игры.

На образовательно-воспитательном процессе для развития речи и обогащения словарного запаса  детей дошкольного возраста мы использовали разработанные нами дидактические игры на основе культуры народа саха «Холбоон хомуй», «Сахалыы ас-таңас», «Саха сирин отонноро», «Саха сирин котордоро», «Саха сирин кыыллара», «Сахалыы инструменнар».

Разработанные нами игры помогают детям обогащать словарный запас, развитие речи, ознакомиться и закреплять знания  о культуре народа.

После формирующего этапа эксперимента был проведен контрольный этап.

Для оценки эффективности и результативности педагогического воздействия на обогащения словаря посредством применения  дидактических игр для детей выделенной группы использовался тот же материал для обследования состояния речи, в исследования принимали участие те же 12 детей.

Результаты выполнения заданий:

Контрольный этап

Уровень речевого развития

Количество детей (чел.)

Количество детей (%)

Высокий уровень

3

25

Средний уровень

9

75

Низкий уровень

-

-

Исходя из результатов контрольного эксперимента, можно отметить,  что изменились качественные и количественные характеристики речевого развития детей. Значительно улучшились результаты в плане сформированности и развитости речевых компонентов: словарь, связная речь, грамматическое оформление речи.

Сравнительный анализ двух экспериментов позволяет отметить небольшую, но положительную динамику

  1. В контрольном эксперименте появился высокий уровень речевого развития (25% - 3 чел.), низкий уровень отсутствует, что также свидетельствует об эффективности проводимой работы.
  2. В плане развитости компонентов речи: словаря, грамматики и состояния связной речи, т.е. по качеству выполнения заданий каждым ребенком.

Обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся словарном запасе. Обогащение словаря происходило, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.)

Развитие словаря и обогащение словаря влияло на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходило в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении.

Дети стали правильно употреблять существительные, прилагательные, обозначающие признаки предметов; используют в повседневной речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим словом. Употребляют разные части речи точно по смыслу.

Правильно согласовывают существительные с числительными, прилагательными и местоимениями. Используют предложения разных видов: с прямой и косвенной речью. Правильно подбирают однокоренные слова.

Умеют связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составляют небольшие рассказы о предмете, по картинке, по плану. При пересказе передают литературное содержание, используя выразительные средства,  полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-дошкольника.

Таким образом, выдвинутая гипотеза предположения о том, что словарный запас у детей средней группы будет эффективно развиваться, если использовать дидактические игры подтвердилась экспериментальной работой, не только в теоретических положениях,   но и на практике работы с дошкольниками. Так, в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произошли качественные и количественные изменения в речевом развитии (в частности, обогащение  и пополнение словаря) у выделенной группы дошкольников посредством использования системы дидактических игр.

Дидактические игры:

  1. «Тарбаахап минньигэс остуола»

Сыала: О5олор сахалыы астары билэллэрин ситиьии, о5о толкуйдуур дьо5урун, санарар дьо5урдарын сайыннарыы, тыл саппааьын байытыы

(куорчэх,тон быар, саламат, ис миинэ, алаадьы, хаан.)

  1. «Сахалыы танас-сап».

Сыала: О5о санарар санатын байытыы, толкуйдуур дьо5уру сайыннарыы, обугэлэрбит кэппит танастарын билиьиннэрии, билиилэрин ханатыы

(эр киьи муостаах бэргэьэтэ, дьахтар муостаах кыьынны бэргэьэтэ, дьахтар туулээх дьабака бэргэьэтэ, дьорбуонка бэргэьэтэ, саары этэрбэс, сарыы этэрбэс, эмчиирэ этэрбэс, сутуруо, тура5ас ыстаан, сулбуруйуу ыстаан, биристээнки утулук, моойторук, эр киьи истээх хомуьуола, дьахтар о5уруо киэгэллээх сонно, дьахтар истээх сонно, чомпой бэргэьэ, сайынны дьабака бэргэьэ, тыс этэрбэс, курума этэрбэс, халадаай ырбаахы.)

  1. « Обугэлэрбит курэхтэрэ уонна оонньуулара».

Сыала: Сахалыы национальнай курэхтэри уонна оонньуулары кытта билиьиннэрии, санарар дьо5уру сайыннарыы, тыл саппааьын байытыы, убаастабылы иитии.

(хабылык, хаамыска, ат суурдуутэ, кылыы, о5унан ытыы, хапса5ай, таас кото5уу, куобах, масс тардыьыы, сууруу, ыстана).

  1. «Бул уонна ааттаа».

Сыала: Обугэлэрбит сахалыы танастарын, сахалыы астарын, Саха сирин котордорун, Саха сирин отоннорун билиьиннэрии, тыл саппааьын байытыы, кэпсиир дьо5уру сайыннарыы.

  1. «Эттэн уонна ууттэн оноьуллубут сахалыы астар».

Сыала: Ууттэн уонна эттэн оноьуллубут национальнай астары билиьиннэрии, кэпсиир дьо5урдарын сайыннарыы, тыл саппааьын байытыы.

(хаан, хаьа, харта, ыьаарыламмыт собо, кымыс, ойо5ос, кус, куорчэх, баахыла, ис миинэ, саламат, суорат, суогэй, тон быар, утэьэлээх эт, бэрэски, алаадьы, тон куорчэх)

  1. «Пааратын бул».

Сыала: Обугэлэрбит кэппит танастарын о5олорго билиьиннэрии, кэпсиир дьо5урдарын сайыннарыы, тыл саппааьын байытыы, убаастабылы иитии.

(дьахтар мааны таналай са5ынньа5а, кэьиэччик, кытыылаах сон, бууктаах сон, утулук, дьахтар мааныга кэтэр сиэ5э суох сонно.)

  1. Саха сиригэр уунэр отоннор»

Сыала: Саха сиригэр уунэр отоннору о5олорго билиьиннэрии, тыл саппааьын байытыы, санарар дьо5уру сайыннарыы, торообут айыл5аа5а харыстабылы иитии.

(долуьуон, дьэдьэн, биэ эмийэ- олдьуун, киис тинилэ5э, унуохтаах отон, хапта5ас, моонньо5он, муох отоно, сугун, харас, уулаах отон, долохуна.)

  1. «Котордору таай»

Сыала: Саха сиригэр баар котордору о5олорго билиьиннэрии, тыл саппааьын байытыы, санарар дьо5уру сайыннарыы, торообут айыл5аа5а харыстабылы иитии.

(хотой, куба, элиэ, кыталык, чооруос, ымыы чыычаах, талах чыычаа5а, кэкэ-бука, эьэ чыычаа5а, куорэгэй, дьааны-дочугурэьэ, мохсо5ол)

  1. «Корунунэн таай».

Сыала: Сахалыы музыкальнай инструменнары билиьиннэрии, толкуйдуур дьо5урдарын, тыл саппааьын байытыы.

(дьа5а, хомус, тонсуур, дунур, айаан, купсуур, кырыымпа, табык.)

  1. «Ким ханна олороруй»

Сыала: Саха сирин дьиикэй уонна дьиэ  кыылларын кытта билиьиннэрии, кэпсиир дьо5урдарын сайыннарыы, тыл саппааьын байытыы, дьиикэй кыылларга харыстабыллаах сыьыаны иитии.

(боро, эьэ, кыьыл саьыл, кырса, тиин, тайах, киис, таба, куобах, бэдэр, туртас, ынах, ньирэй, ат, кулунчук, сибиинньэ, коза, кролик).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей посредством дидактических игр

Консультация на тему "Развитие речи детей посредством дидактических игр"...

Программа по развитию логического мышления посредством дидактической игры, с использованием нетрадиционного материала (четырёхгранные деревянные палочки)

Пояснительная запискаДидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Очень велико значение дидактической ...

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности по развитию математических представлений посредством дидактических игр и упражнений»

   Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиям...

Развитие словарного запаса, посредством дидактических игр.

Комплекс артикуляционных упражнений выполняются в сопровождении с презентацией:)...

Развитие логического мышления посредством дидактических игр (с примерами дидактических игр)

Консультация для воспитателей "Развитие логического мышления посредством дидактических игр (с примерами дидактических игр)"...